Турист Павел Киселев (PavelK)
Павел Киселев
был 23 мая 2018 0:08

Еще раз о Стамбуле

Стамбул — Турция Ноябрь 2011

— А я не был в Нью-Йорке…

— А где ж вы были?

— Я был в Стамбуле, в Марселе…

— Пожалуйста, «Стамбул — город контрастов» — какая разница — объявление перепишем! А что у вас с рукой, вы говорите? ©

С рукой у меня, кажется, пока все в порядке (иначе как бы я писал этот отчет). Да, и в Марселе я пока не был (увы), но надеюсь…

Этот диалог знает, наверное, каждый.

Попробуем Стамбул на вкус, цвет и запах и выясним, действительно ли это город контрастов.

На ум сразу еще до самой поездки приходит целая цепочка контрастов.

Контраст первый и самый, пожалуй, главный: Стамбул — это одновременно Европа и Азия.

Граница между Европой и Азией это не только и даже не столько географическая. Граница ментальности и образа жизни: здесь трудно встретить женщину в парандже или пиджаке, но не встретишь и в мини или с обилием пирсинга. Жесткий запрет на алкоголь также отсутствует.

Контраст второй. Стамбул — он же Константинополь, а значит Османская Империя уживается здесь с Византией. Веселую песенку Istambul (not Constantinople) тоже все, наверное, знают. Песенка собственно о том, что Стамбул уже не Константинополь. Но одновременно то самое слияние культур Османского царства и Византии, слияние властей.

Контраст третий касается скорее не самого Стамбула, а понимания российским человеком Турции вообще, то есть восприятие этой страны как большого российского курорта в формате all inclusive. Стамбул же это совершенно другая Турция, не имеющая никакого отношения к популярному способу проведения отпуска — это город-история, город-музей, а вовсе не мека чревоугодия и иных удовольствий. Хотя вот чревоугодия тут хватает сполна, а соблазнов в этом напралении более чем достаточно.

Занимаясь приятными хлопотами по сборам — бронирование билетов, гостиницы, разработка маршрута — я невольно задумывался над тем, с чем ассоциируется у меня этот город, каким я его себе представляю. И, как ни странно, основная ассоциация связана у меня с эпизодами из фильма «Бриллиантовая рука», теми самыми где С. С. Горбунков чуть было не поддался желанию помочь несчастной девушке. Те кадры, однако, снимались в Баку, где бывать мне не приходилось. В этом смысле поездка в Стамбул должна кардинально повлиять на мои представления об этом городе. После этого желательно побывать также в Баку, который в данный момент представляется мне городом цветов и фруктовых деревьев.

Из авиакомпаний мы выбирали между Turkish Airlines и нашим Аэрофлотом. Учитывая, что первая компания в прошлом году стала лауреатом премии по качеству обслуживания, решили опробовать на себе это самое качество. Полет до Стамбула никак не подтвердил столь высокое реноме компании. Чисто, вежливо, съедобно — не более. Условеый ЮтАэйр ничем не хуже. Обратный рейс поставил все на свои места — качественная хоть и одноразовая посуда, металлические приборы, алкогольные напитки (виски, джин, водка, вино, пиво и пр.), горячее отличного качества и пр. Одним словом, впечатления от компании только положительные.

Отдельно хочется предупредить тех, кто приобретает билеты непосредственно на сайте авиакомпании с оплатой кредиткой. Обязательно при регистрации нужно иметь ту карту, которой вы расплачивались при оплате билета, иначе могут возникнуть проблемы. Этот момент четко оговорен в правилах бронирования, которые редко кто читает.

Вылет и прилет — все по расписанию. От аэропорта Сабиха до отеля добирались на такси. Это, кстати, отдельная история. Такси в аэропорту организовано. На выходе вас ждет очередь выстроившихся в очередь желтых автомобилей. Нам достался, кажется, Хюндай Акцент или что-то в этом роде. Стиль вождения весьма схож с московским в худшем его проявлении. Левый ряд, 130, полметра дистанции и мигание фарами тем, кто «ездить не научился». Наконец доехали до старого города и тут стало понятно, что водитель совершенно не представляет себе, где находится наш отель. Попытки снабдить его заботливо распечатанной картой с указанием пункта назначения были отметены фразой «no problem». Процесс поиска нужного адреса таксистом — это в некоторой степени ритуал: не нужно карт, навигаторов и прочего — нужно только общаться, то есть спросить у другого таксиста, прохожего, полицейского. Конечно, в результате использования навигатора по имени «Язык до Киева доведет» мы переплатили пару десятков долларов, но оно того стоило. Этот момент также стоит иметь в виду: поиск нужного места — за счет клиента. Таксист ищет — вы платите по счетчику.

В итоге отель мы нашли, правда проехать непосредственно ко входу водителю так и не удалось. И некоторое время у нас ушло на поиски отеля. И тут напрашивается определение городу: Стамбул — город общения. Стоит лишь сделать немного озадаченное лицо или тем более спросить прохожего о том, как найти нужное место, как вокруг образуется консилиум, который всеми силами пытается помочь и решить проблему. Если сам ваш добровольный помощник не знает ответа или не понимает вас, он обязательно постарается найти того, кто поможет. Это совершенно очаровательная процедура.

Весьма характерен в этом плане эпизод из последнего дня нашего пребывания, который мы посвятили шопингу. Для прохода в метро в Стамбуле нужно приобрести жетон, которые продаются только в автоматах. Максимальная сумма, принимаемая автоматом — 20 лир. На станции Sisli то ли автоматы поломались, то ли еще что то, но имеющиеся у нас минимальные 20 лир не принимал ни один автомат. На помощь нам пришел молодой человек, который пытался сначала привести «продавца» в чувства, потом пытался привлечь на помощь работника станции, но затем по своей карте провел в метро. Денег не взял. Это было очень необычно и приятно…

Голубая Мечеть ночью

20111030-IMGP5138 - Version 2K-7

Мечеть Aya Sofya. Для того, чтобы попасть внутрь нужно отстоять приличную очередь

20111030-IMGP9582 - Version 2K100D

20111030-IMGP4920 - Version 2K-7

Голубая мечеть в лучах вечернего солнца

20111101-IMGP5300 - Version 2K-7

Золотые ворота

20111101-IMGP5288 - Version 2K-7

Заметки на полях

Не вестись на уговоры уличных продавцов и не покупать у них путеводителей, открыток и прочей макулатуры. Получите за неадекватные деньги бесполезную брошюру с кривым русским и путаницей в главах. В «подарок» получите пару наборов открыток, применение которым найти в будущем будет крайне затруднительно. Вообще манера навязывать услуги и товары с непривычки сначала озадачивает, потом ошарашивает, потом раздражает и наконец забавляет.

Зазывалы у ресторанов готовы просто затолкать вас за столик, даже если вы вообще не были расположены к трапезе или только вышли из соседнего кафе. Давать совет — не вестись, наверное, в данном случае не совсем актуален. Во-первых, качество обслуживания и еды практически везде неизменно высокое, а цены примерно одинаковы. Во-вторых, иногда проще отдаться, чем объяснять, почему нет.

Стамбул — это не только мечети, но разнообразая архитектура

20111101-IMGP9893 - Version 2K100D

20111101-IMGP9892 - Version 2K100D

20111101-IMGP9889 - Version 2K100D

Голос города

Говорят, каждый город имеет свой голос. Смешение звуков и шумов. Стамбул относится к тем городам, голос которого уникален. Город просыпается рано, когда еще нет и 7-ми и постепенно начинает наполнятся звучанием: колокольчик трамвая, шуршание колес тележек о мостовую, доставляющих хлеб, клаксоны машин. Чуть позднее почти все звуки замещает пение муэдзима, призывающего правоверных мусульман к молитве. А затем вновь трамвай, клаксоны и еще гудок огромных круизных лайнеров неспешно идущих по Босфорскому проливу.

Старинный трамвай на улице Истикляль

20111031-IMGP5206 - Version 2K-7

20111030-IMGP5071 - Version 2K-7

20111030-IMGP5062 - Version 2K-7

Аромат города

Стамбул неповторим в этой ипостаси. Свежий, прохладный морской воздух перемешивается тут с главным и самым вкусным ароматом — ароматом еды. К аромату жареных каштанов, свежеиспеченного хлеба и кофе к середине дня добавляется аромат жареного мяса и печеных овощей. При этом запах вовсе не напоминает тот, что может доноситься из крематория мелких домашних животных как на ВДНХ (простите, ВВЦ), нет тут и удушливого густого едкого дыма от перезагоравших на гриле кур, как у любой станции Московского метрополитена.

Самое арматное место города — городской базар

20111030-IMGP5140 - Version 2K-7

20111030-IMGP9751 - Version 2K100D

20111030-IMGP9558 - Version 2K100D

20111030-IMGP9561 - Version 2K100D

Кухня

Стамбулькая кухня (подчеркну — не турецкая) — это нечто особенное. Это то, ради чего стоит посетить этот город, если архитектура, история и жажда познаний вас совершенно не интересуют.

Здесь, пожалуй, нет чего-то такого, что вы никогда не пробовали. Но здесь вы скорее всего совершенно иначе попробуете и осознете то, что не раз ели в других местах.

Первый принцип — свежесть. Еда свежая везде и всегда. От разносчика булочек до пафосного ресторана. Именно поэтому в Стамбуле есть можно всегда и везде без опаски заработать изжоу или тем паче отравление.

Хлеб и вода — всему голова. Этот принцип турками выдерживается с поразительной тщательностью. В кафе и ресторанах белый хлеб всегда свежий и безумно вкусный. В любой, даже уличной закусочной, перед вами поставят корзинку с хлебом и официант или повар будут следить за тем, чтобы она вовремя пополнялась, если клиент оголодал и съел весь хлеб до начала основной трапезы. И не стоит стесняться, если за пору минут вы уплели всю корзинку. Хлеб тут действительно вкусный и всегда свежий. Структура однородная (не рассыпается), но при этом внутри пропеченый, с обилием «дырочек».

Минеральную воду без газа также обязательно постявят на стол. Свежая вода и хлеб — главные на турецком столе.

Одно из главных и самых вкусных блюд — дёнер кебаб — арабское название — шаурма. Вот только разница между Стамбульким дёнером и Московской шаурмой примерна такая же какая есть в лингвистическом произношении этих названий. Ничего общего с завернутыми в лаваш обрезками истекающей подгоревшим жиром курятины (это в лучшем случае, в худшем — сами знаете, кто это мог быть), щедро политой майонезом и кетчупом из пластиковой бутылки, дёнер не имеет. Обычно это тончайшие нежные ломтики курицы или баранины. К ним вам предложат рис или кукус или запеченые овощи, а также салат из свежих овощей. Кстати, о кускусе. Я в Москве пару раз пробовал этот гарнир и он мне откровенно не понравился. Побывав с Стамбуле, я не сразу понял, что я ел именно кускус. Оказалось, что это очень вкусно.

Овощных блюд очень много. Весьма популярны закуски из баклажан, которые предварительно запекаются в печи, сладкий перец и цветная капуста.

Уличная еда, забегаловки — в Стамбуле это культ. Не стоит ими пренебрегать, так как они дают не только представление о традиционной кухне, но и о быте местных жителей, если угодно, позволяют ощутить город. За санитарные нормы и свежесть продуктов беспокоиться не стоит — эти составляющие тоже возведены в культ. За несколько дней пребывания и питания в разных условиях — каких-либо проблем с желудочно-кишечным трактом не возникло.

Восточные сладости

20111030-IMGP9550 - Version 2K100D

20111030-IMGP5114 - Version 2K-7

и стамбульские вкусносности

20111030-IMGP5121 - Version 2K-7

В силу ограниченности времени нам удалось посетить всего один ресторан специализирующийся на рыбных блюдах. Расположен на мосту Галате. Собственно там и есть сосредоточение рыбных ресторанов. Процесс заказа блюда и его подача превращены в небольшое шоу. Сначала официант проведет небольшой экскурс в мир морской фауны, а затем прикатит тележку с лежащей во льду рыбой, расскажет о вкусовых качествах той или иной рыбы, предпочтительных способах приготовления.

Мы выбрали морского петуха на 1.7 кг. (имейте в виду, что стоимость блюда часто определяется стоимостью за кг.), запеченного в морской соли. Этот способ позволяет максимально раскрыть вкус продукта. Процесс подачи — также особый ритуал. Официант привозит тележку с горящим противнем, затем извлекает рыбу из соли и аккуратно отделяет ее от костей. Более свежей и вкусной рыбы есть мне не приходилось. Стоит сразу отметить, что такой ужин может вылететь в копеечку. Так, мы за горячее (тот самый петух), кофе, чай и пару закусок заплатили что-то около 200 долларов. Но оно того стоило… Разумеется в среднем еда гораздо дешевле.

20111030-IMGP9743 - Version 2K100D

Транспорт

О такси мы немного рассказали чуть выше. Но легковой автомобиль для передвижений по городу не самый оптимальный вид транспорта. Брать машину на прокат для передвижений я бы категорически не рекомендовал — пробки и проблемы с парковкой, разъезды на узких загроможденных улочках скорее всего сведут экскурсионную программу на нет. Общественный — и быстрее и удобнее и дешевле. Поначалу система общественного транспорта Стамбула мне показалась хаотичной и непонятной. Затем все встало на свои места. Есть скоростные трамваи (современные составы из 6 вагонов), метро, и фуникулер. Последний используется только для пересадки с одного вида скоростного транспорта на другой и обусловлен рельефом местности. Метро очень глубокое, но весьма удобное (на длинных переходах вы можете воспользоваться горизонтальными эскалаторами, если лень идти), поезда ходят часто и почти бесшумно.

20111030-IMGP5137 - Version 2K-7

20111030-IMGP9640 - Version 2K100D

Отель

Мы бронировали отель через booking.om в самом центре города с видом на Мечеть София (турки произносят с ударением на первый слог).

Обслуживание вполне приличное. Не порадовало только освещение в номере — очень скудное, ртутное. Если вдруг решите остановиться в этом отеле, рекомендую бронировать номер непосредственно с помощью сайта отеля. В этом случае трансфер от аэропорта до отеля и обратно предоставляется бесплатно.

Зарисовки города с высоты птичего полета

20111031-IMGP5163 - Version 2K-7

• PENTAX 35–70/3.5–4.5 универсал
  • TOKINA 20–35/3.5–4.5 для пейзажей

Мелочевка:

• штатив, карты памяти, мини-штатив, GPS-Logger, зарядники, аккумуляторы, светофильтры, спусковые тросики, наверное что-то еще…

Стамбул — город для всех. Хотите вкусно и хорошо поесть — пожалуйста. Изучить историю и пополнить свой культурный запас — нет проблем, купить качественные вещи по адекватной цене — огромные торговые центры к вашим услугам. Да, и контрастах. Стамбул — город контрастов, пожалуй как никакой другой. Мы умышленно не стали рассказывать об истории Стамбула, подробно описывать достопримечательности. Обо всем этом уже написано слишком много…