Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 26 марта 11:25

Задонск — Россия Июнь 2018

Так получилась, что в Задонске я ни была ни разу. Несчетное количество раз проезжала я мимо, обещая, что в следующий раз непременно мы свернем в трассы, чтобы погулять по городу, зайти в его монастыри и храмы и увидеть наконец-таки своими глазами все те источники, к которым едут со всех городов за чудом. И в один из июньских выходных, решив, что дела не волк, в лес не убегут, мы встали пораньше, чтобы без суеты и спешки отправиться в Задонск.

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Чтобы мини-путешествие было интереснее, было решено проигнорировать трассу и, съехав на старую дорогу, некогда соединявшую Воронеж с Москвой, прокатиться по деревенькам, любуясь набирающим силу летом на фоне неспешной жизни русской провинции. Дорога оказалась не такой уж и плохой, обочины порадовали роскошными березами чуть ли не корабельной величины, деревни поражали яркими палисадниками, засаженными алеющими маками и отцветающими пионами, и если бы мы останавливались под каждым красивым палисадником, в Задонск наша веселая компания прикатила бы ближе к вечеру. Поэтому я наступила на горло собственной песне, и убрала фотоаппарат от соблазнов подальше. Картины прелестей русских деревенек остались только в памяти, о чем я, конечно же, очень жалею…

Задонск — очень красивый город, тихий и уютный, замерший в прошлом и совершенно не желающий догонять современность. Здесь так просто поверить, что на календаре 70-е годы прошлого века, что ты еще школьница и все самое интересное у тебя впереди, в далеком 21 веке. Наверное, этим мне и понравился этот симпатичный и несуетный город…

Если полюбоваться панорамой Задонска с высоты, то за густыми кронами деревьев домов совсем не разглядеть, а над всем этим буйством природы высятся купола и кресты многочисленных храмов и монастырей.

В прежние, полузабытые времена, слобода, выросшая вокруг монастыря, называлась по имени речки, на которой выстроили небольшой городок. Речка Тёшевка и слобода Тёшевка — что мудрить с названием, решили первые жители. Сейчас эту реку еще поискать надо, но именно она испокон веков делила город на дворянский и мещанский. И только в конце 18 века уездный город получил свое современное название — Задонск, потому что расположен за рекой Дон, если ехать из Санкт-Петербурга, бывшего тогда столицей.

То, что Задонск -центр православного паломничества, понимаешь, едва въехав в город. Все дороги здесь сами выведут к главному, Рождество-Богородицкому монастырю и бесконечная вереница машин, неспешно катящаяся по узеньким улочкам, приведет вас к Западным воротам мужской обители. Мы решили не оригинальничать и начать знакомство с Задонском с главной святыни города (язык не поворачивается назвать просто достопримечательностью).

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Рождество-Богородицкий монастырь появился в начале 17 века и первой святыней в нем стала копия Владимирской иконы Богоматери, множество раз впоследствии доказывавшая свою чудотворность.

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Я не буду вас утомлять подробным изложением длинной истории монастыря, где были пожары, восстановление на полном пепелище, эпидемии холеры, обретения мощей, разграбления, закрытие и снова восстановление. Икона уцелела во всех передрягах и именно ей приписывают чудотворную силу, спасшую от пожара, остановившую эпидемию холеры и позволившую избежать прочих бед. Верят в силу иконы и сегодня, выстаивая длинные очереди, чтобы приложиться к лику Богоматери и попросить о чуде.

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

До революции монастырь занимал седьмое место в России по размаху своей деятельности и по значимости в иерархии монастырей того времени. И не удивительно! Здесь работала церковно-приходская школа, были открыты больница и аптека, библиотека, работали разнообразные мастерские, имелись конюшни, кирпичный и свечной завод, в собственности находился ряд домов на самых центральных улицах Задонска. Монастырь сам был городом в городе.

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Даже революция поначалу обошла стороной уклад монастырской жизни, и о том, что все это надо закрыть, а сокровища национализировать, вспомнили только в 20-х годах, отправив мощи Тихона Задонского в запасники музея (мало ли, авось пригодится) и заняв территорию монастыря под хозяйственные нужды. Ну, а в начале 90-х началось возрождение обители с возвращения мощей Тихона Задонского, а потом и восстановления храмов.

Сейчас о Задонском монастыре знают практически все…

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Территория монастыря большая, бегом посмотреть его не получится, да и неправильно это, знакомиться с монастырями галопом, тут надо гулять неспешно, как велит необычность места. Да и посмотреть есть на что!

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Я даже рискнула сделать несколько кадров внутри собора Владимирской иконы Богоматери, прячась за спинами. Конечно, меня заметили, но с криками никто не налетел, мораль читать не стал, не выгнал за нарушение неписанных правил, а наоборот, сделали вид, что моего ослушания не видят. В наших православных храмах такого понимания я не встречала ни разу, поэтому с удовольствием покажу собор изнутри, его красота стоит моего партизанства.

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Жаль, что удивительную атмосферу всеобщего добра, не сможет передать никакая фотография, а именно этим и покорил меня собор. Внутри не просто красиво, здесь все тихо, мягко, душевно, чисто, проникновенно и очень добросердечно. Не важно, с чем ты пришел в собор, просто поглазеть или попросить чуда, как последней своей надежды. Здесь тебя поймут и постараются помочь в любом горе, хотя бы искренним участием, а это уже очень немало.

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

И люди идут и идут, замирая перед иконами, зажигая свечи в надежде быть услышанными самим Создателем, прикладываясь к мощам Святителя Тихона Задонского, любуясь росписями потолков и стен, да просто думая о чем-то своем, заставившем приехать именно сюда, в монастырь.

Я не считаю себя очень религиозным человеком, но атмосферу места чувствую буквально кожей. Меня сложно убедить в святости места, если по спине пробежит холодок неприятия — даже не знаю, как это получается. Но здесь все было иначе, собор словно раскрыл теплые и добрые объятия, в которых так безмятежно и так спокойно. Я следила, как солнечные лучи тихонько скользят по росписям стен, как чадят многочисленные свечи и тихая радость заполняла все закоулки души. Не часто со мной такое бывает, уж поверьте…

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Уходить из монастыря не хотелось, поэтому мы обстоятельно изучили памятник Тихону Задонскому, к которому подводили все экскурсии, бодро марширующие за своими гидами, и даже немножко послушали о чем рассказывают во время паломнических туров. Было интересно, но слишком глубоко про православие, мои знания в этой области очень поверхностные.

Если старая церковь понравилась и осталась в памяти совершенно удивительным и неповторимым по своей атмосфере местом, то новая ничем особенным не зацепила.

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

А вот ангелы, украшающие лестницу, очень приглянулись и смотрелись они так, словно всегда здесь были, охраняя и оберегая монастырь от всех бед.

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Монахи сновали по территории, спеша по своим делам и довольно-таки добродушно посматривая на мои попытки сфотографировать все самое интересное. И опять таки, никто не сделал мне не единого замечания, молчаливо позволяя совать любопытный нос в тихую жизнь обители. Даже ремонт парадной лестницы церкви Владимирской Богоматери, очень огорчивший нас сначала, не помешал увидеть всю красоту монастыря, послушать тишину, в которой живет обитель и только звук дребезжащего колокола, собирающий монахов на трапезу, заставил посмотреть на часы и вспомнить, что самого Задонска мы так и не увидели.

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Полюбовавшись куполами монастыря со всех сторон, мы отправились прогуляться по пешеходной улице Ленина, красивой дугой проложенной к другому храму Задонска — Успенской церкви.

Улица была на удивление пустынна, то ли суббота тому виной, то ли местные жители не особо любят здесь прогуливаться — это так и осталось для нас загадкой. Но мне понравилось — аккуратная мостовая, высокие березы, тишина и силуэт голубой церкви в конце пути…

Успенская церковь (конец 18 века) расположена на бывшей Базарной площади и в советское время в здании храма был открыт местный Краеведческий музей. Сам собор сейчас закрыт то ли на реставрацию, то ли еще по какой причине, спрашивать было не у кого. Но дорога к колокольне заросла травой, а на самом верху, у последнего яруса, рядом с колоколами, порастают молодые деревца, что красноречивее всех слов объяснило главное — храм не действующий.

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Бывшая Базарная площадь сегодня совсем не похожа на место шумной торговли: красивый фонтан в окружении цветов полюбился мамам с колясками, ребятня постарше гоняет на велосипедах и на нас, кружащих с фотоаппаратами наперевес вокруг церкви, поглядывали с недоумением.

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Говорят, в дореволюционные времена вокруг площади были построены дома, но сейчас мало что уцелело и представить, как все было когда-то, практически невозможно.

Зато блещущий золотом на ярком летнем солнце Ильич, как в старые добрые времена тянет руку, указывая какой дорогой идти к светлому будущему. Как и положено было в 70-х годах прошлого века, рядом с Ильичем расположена администрация и доска почета Задонского района. Чем таким была заслужена высокая честь попасть на доску почета, я так и не выяснила, но подивилась, как мирно соседствует Успенская церковь и Ленин, боровшийся с церквями и не только с ними. Я же говорю, в Задонске времена перемешались и совершенно не желают распутываться…

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Успенская церковь очень подходит облику самого Задонска — чуть вросшая в землю, с тонкой и стройной колокольней, тянущейся к небесами, в окружении большой и пустынной площади, с одним из самых красивых видов на Рождество-Богородицкий монастырь и тихую улицу Ленина, соединяющую два храма. Как здесь красиво во время заката, я могу только представить, но почему-то уверена, что вечером все выглядит еще мягче, теплее, добрее и уютнее…

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

На этой же пешеходной улице, где-то на половине пути между Успенской церковью и монастырем, есть очень любопытный музей, расположенный в «Доме бытовых услуг» — Музей Прессы Антресоль. Попасть внутрь мы не смогли, то ли в субботу он не работает, то ли надо как-то предварительно подавать заявку, выяснить этот вопрос мне не удалось. Но даже внешнего осмотра хватило, чтобы признать — более творческого и нестандартного подхода к созданию музея я еще не встречала.
Создал музей частный коллекционер и журналист-энтузиаст Александр Косякин. Собранием этого музея восторгались вполне известные в мире журналистики личности, из одной рецензии которых я и узнала о музее. Много чего архивного, редкого, а то и уникального выставлено в этом музее, рассказывающем об истории России через призму развития средств массовой информации в нашей стране. Сам музей оформлен с таким добрым и одновременно острым чувством юмора, что осмотрев его внимательно со всех сторон, мы решили не огорчаться закрытой двери, а потом еще долго вспоминали наш не совсем удавшийся визит, посмеиваясь и нахваливая автора и создателя столь необычного музея.

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Понятно, что мысль все-таки побывать внутри не дает нам покоя и заставляет думать о синхронизации наших редких выходных.

Как говорит сам создатель музея, его детище можно смело назвать «неправильным музеем», где правда и вымысел перемешаны, где вечный спор прошлого и настоящего, где есть место хохоту и слезам, где подлинные раритеты соседствуют с глупостями, придуманными авторами «желтой прессы».

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

После нашей поездки в Задонск, когда я начала выяснять, как все-таки можно попасть в музей Прессы, на просторах интернета нашлась информация, что создатель и автор получил главный приз — «Бронзовый пегас» на фестивале прессы в 2016 году. Значит, музей стОящий!

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Для всех, кто любит необычное и юмор, переходящий в неприкрытый сарказм, этот музей настоящая находка — это понимаешь, даже не заходя внутрь…

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

К сожалению, графика работы у музея нет. Расположен он по адресу: улица Ленина, 38.

Дальше мы отправились в церковь Живоначальной Троицы, входящий в состав Свято-Троицкого Тихоновского женского монастыря. В Задонске один мужской монастырь и два женских и мы подумали, почему бы не посмотреть главные святыни города, куда так стремятся попасть многие и многие, причем не только из Воронежа.

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Местные жители называют церковь Скорбященской, по иконе «Всех скорбящих радость», увидеть которую нам не повезло — в церкви шел большой ремонт, иконы были сняты, а внутри суетились рабочие, спеша уложиться в отмеченные им сроки. Но люди там работают приветливые и отзывчивые, с удовольствием рассказали об истории храма и о том, что раньше он входил в состав Свято-Троицкого Тихоновского женского монастыря, бывшего четвертой по счету обителью в Задонске. С 1917 по 1971 годы церковь была закрыта, но после реставрации храм стал главным приходским в Задонске и здесь принято крестить и венчать всех жителей города.

Разговорчивая служительница поведала нам и историю о страшной грозе, чуть было не уничтожившей молнией купол церкви и устроившей большой пожар, сильно повредивший храм. Гроза так впечатлила местные власти (а было это в далеком 1971 году), что церковь решили вернуть верующим, предварительно отреставрировав.

Сложно сказать, что будет внутри после очередного ремонта, но несмотря на активную и очень громкую стройку, храм остается действующим. Монастырь, в состав которого входила церковь, был уничтожен после революции и сейчас к территории примыкает местный хлебозавод, выпекающий очень ароматный хлеб.

Храм расположен в тихом и уединенном месте, где царит провинциальная тишина и спокойствие. Закрытые двери церкви откроют, увидев подъехавших посетителей и без всякого недовольства будут ждать, пока вы посмотрите все, что вас интересует. Таких отзывчивых и гостеприимных служителей при храмах я не встречала больше нигде.

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Мы были единственными посетителями, нас никто не торопил на выход и, совершенно бесплатно, руководствуясь порывами бескорыстной души, нам устроили настоящую экскурсию в прошлое…

Ну и совершенно логично было отправится в село Тюнино, где восстанавливается Богородице-Тихоновский женский монастырь, расположенный рядом с одним из многочисленных источников Задонска.

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

История обители идет с середины 19 века, с женской отшельнической общины. Говорят, что монастырские святыни помогали женщинам, отчаявшимся стать матерями, а Живоносный источник и вовсе творил чудеса.

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Вознесенский храм монастыря был разрушен после революции, но сейчас активно восстанавливается, уже есть колокольня и помещения для монахинь, везде посажены цветы и юные деревья обещают стать со временем садом.

Общее впечатление несколько смазывается ощущением некого «новодела», но для тех, кто сюда приезжает за чудом, это не имеет никакого значения.

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Тишина здесь, как нигде, на клумбах цветут яркие маки, монахини скользят неслышными тенями, добросердечно встречая всех, кто входит в ворота обители и даже экскурсии паломников стараются вести себя тихо, чтобы не нарушать атмосферы уединения и отстраненности от жизни.

Интересно будет посмотреть на монастырь, когда все восстановительные работы закончатся и начнется обычная жизнь монахинь, но, наверное, это будет еще не скоро, работ там много…

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Поскольку гуляя по Задонску, мы себя не торопили, не поглядывали на часы и не ставили рекордов по скорости осмотра мест, из последнего монастыря вышли достаточно поздно. Свято-Тихоновский Преображенский монастырь было решено оставить «на потом», когда мы еще раз приедем в Задонск, чтобы досмотреть неувиденное и побывать-таки в Музее Прессы.

Уезжая из города, мы повстречали шумную и веселую свадьбу, умудрились принять участие в празднике и прощались с Задонском и его жителями почти как с родными. Ну где еще так бывает, если не в тихих и уютных городках, сумевших не потерять свое лицо, погнавшись за суетным 21 веком…

Мое нескучное лето… Задонск – путешествие в прошлое

Буду рада, если после моего рассказа вам захочется побывать в небольшом, но очень уютном и добром городе Задонске. Чтобы увидеть что-то новое и очень интересное, не обязательно лететь за моря-океаны, зачастую настоящая красота поджидает неподалеку, а однодневное путешествие по родным просторам приносит радости не меньше, чем заграничный вояж в новую страну. Главное настроение, с которым вы отправитесь в путь и желание новых открытий. И тогда все получится!

Спасибо всем, кто путешествовал с нами!