Турист Елизавета Антонова (ewlampiya)
Елизавета Антонова
была 20 мая 2023 15:05

Афины — Греция Январь 2019

Собираясь в Афины, я посмотрела посвященные им серии передачи «Орел&Решка», и готовилась к худшему: смотреть нечего, гулять негде, однообразные дома в стиле конструктивизма расписаны граффити, а перед ними в картонных коробках спят люди.

Но оказалась приятно удивлена.

Нет, беженцы город испортили, конечно, сильно, это факт! Грязь, разруха, граффити — все это есть у Афин.

Но в пределах туристического центра улицы греческой столицы по-прежнему прекрасны — чистые, красочные, атмосферные, с уличными торговцами, музыкантами и котами!

Каменная летопись истории Афин

Главное, не гулять вечером у площади Омония — снег башка попасть может!

Плака

Самый центральный, он же самый красивый, он же старейший жилой район Афин расположен у подножия Акрополя и называется Плака. «Плака» в переводе с греческого означает «плита», и по одной из версий район назван так в честь массивной мраморной плиты, обнаруженной при раскопках древнего храма рядом с театром Диониса.

Плака — каменная летопись истории Афин. На протяжении веков здесь селились представители разных народов, и, строя на чужбине дома как у себя на родине, каждый из них привносил свою лепту (кстати, лепта — это греческая копейка) в архитектурный стиль города.

Плака сегодня — это туристическая пешеходная зона со множеством магазинов, кафе, ресторанчиков, праздничной иллюминацией и атмосферой праздника и веселья.

Каменная летопись истории Афин

Гулять здесь безопасно и приятно, но лучше делать это молча — услышав русскую речь, вам на каждом шагу будут предлагать купить шубу.

Впрочем, даже на Плаке встречаются ветхие и заброшенные дома — кризис чувствительно ударил по грекам, и многие из тех, кто планировал сделать ремонт, чтобы открыть в этих помещениях кафе или отель, вынуждены были отложить свои планы на неопределенный срок.

Эрму

Главная улица торговая улица Афин, на которой сосредоточены все известные сетевые универмаги и бутики местных дизайнеров, называется Эрму — так здесь произносится имя Гермеса, покровителя торговли.

Каменная летопись истории Афин

Сузуки, (в гостях у Хонды зачеркнуто) припаркованная у закрытых по случаю новогодних праздников дверей одного из наиболее популярных в Афинах универмагов.

Уличный продавец кокосов.

Кафедральный собор Афин

Кафедральный собор в Афинах не такой уж и старинный — XIX века постройки.

Каменная летопись истории Афин

Посвященный Благовещению Богородицы, он также сокращенно называется Митрополи, и является кафедральным собором архиепископа Афинского и всей Эллады.

В соборе хранятся мощи двух святых — святой Филофеи, замученной турками за то, что помогала греческим девушкам сбегать из гаремов, и патриарха Григория V, казненного турками.

Каменная летопись истории Афин

В греческих церквях прихожанам можно сидеть.

На площади перед собором установлен памятник архиепископу Дамаскину, известному тем, что по совместительству работал премьер-министром, и даже временно замещал короля в 1940-х годах.

Византийские церкви Афин

А справа от входа в собор сохранилась небольшая церковь XII века, освященная в честь Богородицы Скоропослушницы, покровительницы рожениц — церковь святого Элефтерия или Малая митрополи.

Каменная летопись истории Афин

Эта церковь (как и многие другие в Афинах) была построена из обломков античных зданий, которые архитектор сумел соединить в единый гармоничный образец византийской архитектуры.

Еще один дошедший до нас памятник тех времен — церковь Капникареа XI века — стоит прямо посреди улицы Эрму. Свое название она, как принято считать, получила от человека спонсировавшего ее строительство — он взимал налоги с торговцев табаком, а дым по-гречески «капнос».

При проектировании улицы Эрму, церковь хотели снести, но за нее заступился отец греческого короля, и ее аккуратно «обтекли» зданиями. Сегодня она находится на балансе Афинского университета.

Большинство византийских церквей построены в форме креста, вписанного в прямоугольник — крестово-купольный план. Они кажутся маленькими, по сравнению с окружающими их зданиями современной постройки, но внутри они гораздо просторнее, чем можно было бы подумать снаружи.

Каменная летопись истории Афин

Храм Преображения Господня, примыкающий к Акрополю.

И, наконец, церковь Святого Никодима и Святой Троицы, построенная на фундаменте римских бань, несмотря на необычную форму, тоже относится к церквям византийской эпохи. С 1833 года является русской посольской церковью в Афинах — Николай I высказал пожелание, чтобы в Греции находилась российская духовная особа, в качестве священника нашей миссии.

Афинский неоклассицизм

Король Греции Оттон хотел, чтобы Афины были похожи на Париж и Санкт-Петербург, но денег у него хватало только на водку на претворение в жизнь лишь маленькой толики его планов.

«Афинская трилогия» — библиотека, университет и академия — три здания на улице Панепистимиу в неоклассическом стиле — были спроектированы и построены датскими архитекторами братьями Хансен, источником вдохновения которых служили древнегреческие храмы.

Каменная летопись истории Афин

Перед зданием библиотеки установлена статуя Панагиса Валлианоса — предпринимателя, судовладельца и мецената, щедро спонсировавшего ее строительство.

Университет «by nignt».

Каменная летопись истории Афин

Здание Афинской Академии украшают статуи Афины и Аполлона.

Пытаясь воссоздать то, что было две тысячи лет назад, братья Хансен как бы играли в Грецию: фантазировали, претендуя на достоверность, мечтая о древней красоте и гармонии. И несмотря на то, что о братьях Хансен говорят, что их сооружения ближе к античности «по Версаче», чем к античности «по Фидию» ©, эти три здания часто называют самыми красивыми в городе.

Собор Святого Дионисия

Собор Святого Дионисия посвящен не Дионису — богу виноделия и всяческого веселья, но Дионисию Ареопагиту — ученику Апостола Павла и первому афинянину, обратившемуся в христианство, погибшему от гонений на христиан.

Несмотря на то, что практически все греки ортодоксы, храм является кафедральным собором афинской епархии католической церкви — ну мало ли.

А вот мечетей в Афинах нет.

Банк

Напротив собора Дионисия находится Центробанк Греции. Банк по-гречески — трапеза.

— Потрапезничаем?

Никакой еды! Слово происходит от «трапези» — стол, потому что именно за столом делили деньги.

Датчане в Афинах

Но из уроженцев Дании не только братьям Хансен удалось оставить в Афинах культурный след.

В 1841 году, привлеченный модой на все греческое, сюда приезжает Ханс Христиан Андерсен. Он провел в Афинах месяц, во время которого, по слухам, давал уроки рисования, после чего отметил, что там повсюду грязь, но грязь классическая, и уехал восвояси.

Чтобы в возрасте 67 лет упасть с кровати, и разбиться насмерть — не знаю, от чего мне хочется плакать больше — от его сказок, или этого факта его биографии!

Каменная летопись истории Афин

Даже не подозревала, насколько этот вид спорта может быть опасным!

Аттика универмаг

Самый большой торговый центр Афин называется Аттика. Здесь можно купить все — от кроватей и диванов до канцелярских скрепок.

Это Греция, детка!

Музей нумизматики Еще один красивый особняк на улице Панепистимиу сегодня занимает музей нумизматики, а раньше здесь жил Генрих Шлиман со своей второй женой Софией.

После смерти Шлимана София была вынуждена передать дом правительству, его долго использовали по разным назначениям, пока в 1984 году не отреставрировали согласно изначальной планировке, и не отдали под музей. Коллекция музея насчитывает свыше 500 тысяч артефактов и охватывает существенный отрезок времени — с XIV века до н. э. до наших дней.