Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была вчера 10:19

Ницца — Франция Август 2011

Часть первая. Из Ниццы в Париж

Все началось задолго до этой поездки. В первый раз я открыла для себя Францию во время утомительного, но богатого на впечатления автобусного тура. Тогда мы проехали несколько стран, уделяя несколько дней, а в некоторых случаях всего несколько часов различным европейским городам. Но даже этого времени хватило, чтобы влюбиться в настоящие жемчужины Европы — Париж, Ниццу, Авиньон, Венецию, Дрезден.

Самое большое впечатление на меня произвела Франция, о которой я столько читала и слышала. Я восхитилась красотой этой страны, любовью ее жителей к собственной истории, культуре и литературе, вниманием к каждому камушку, ведь камушек этот — часть великой Франции.

Я была очарована этой страной, которая отныне заняла в моем сердце самое большое место. Неудивительно, что мне очень хотелось вернуться во Францию и более обстоятельно познакомиться с ней. В силу разных причин во второй раз мое путешествие состоялось несколько лет спустя. Мы с подругой целенаправленно поехали в Ниццу, где каждая из нас уже побывала и хотела вернуться вновь. Неделя в этом солнечном, напоенном удовольствиями городе пролетела как один день.

Ницца — особенный город в моей судьбе. Пока я отдыхала на Лазурном берегу, молодой человек, который настойчиво добивался моего внимания, засыпал меня смсками с признаниями в любви. В Ницце под магнетическим действием солнца и страсти, переданной в эфир через тысячи километров, я решилась наконец встречаться с ним. И он стал впоследствии моим будущим мужем, с которым мне хотелось рука об руку обойти весь свет.

В 2010 году мы поженились. Случилось это 21 августа, после чего мы отправились в двухнедельное путешествие по Испании и Португалии. Нас сопровождал гид, который занял в моем личном рейтинге первое место. С Гильермо мы увидели и узнали очень много, побывали в 15 городах всего за неделю, познакомились с новыми интересными людьми. Оставшуюся неделю мы провели на берегу Средиземного моря, в небольшом городке Ля Пинеда, но пляжный отдых не произвел на нас никакого впечатления. Было решено, что следующий отпуск должен весь от начала до конца пройти активно.

Единственной страной, где мы могли провести годовщину нашей свадьбы, или второй медовой месяц, была Франция — страна любви и романтики, пропитанная духом авантюризма. В начале года я открыла для себя (пусть поздно, чем никогда!) гениального французского писателя Оноре де Бальзака, произведения и жизненный путь которого произвели на меня большое впечатление. Перед поездкой я успела прочитать «Утраченные иллюзии», «Отец Горио» и «Блеск и нищета куртизанок». Для Бальзака Париж был всем — счастьем, горем, радостью и печалью. Писатель много лет был влюблен в одну-единственную женщину и долго не мог соединиться с ней законным браком, но все же последние свои дни Бальзак вместе с любимой жил в городе, который подарил ему славу и забрал самое дорогое взамен — здоровье. Париж из романов Бальзака снился мне по ночам, и я решила, что просто жизненно необходимо совместить Ниццу с Парижем, урвать несколько дней у отдыха на Лазурном берегу во имя этого «прекрасного чудовища».

Мое воображение вконец распалилось. Я начала строить еще более грандиозные, поистине наполеоновские планы, а муж во всем меня поддерживал. Из Ниццы поехать в Париж, потом в Брюссель и в Амстердам, и все это за 2 недели. Но, высчитав стоимость такого вояжа, я поняла, что лучше все время нашего короткого отпуска уделить ее Величеству Франции, чем распылять его на несколько стран и не увидеть, не ощутить в итоге ничего.

Оказалось, что билет на поезд Ницца-Париж и аналогичный билет на самолет лоукост авиакомпанией EasyJet стоят одинаково. Выбор был сделан: летим на самолете! Самолет — это шанс увидеть Ниццу, так уютно раскинувшуюся в бухте Ангелов, с высоты птичьего полета и в разное время дня: утром, когда море приобретает особенно пронзительный оттенок лазури, и ночью — тогда сама Ницца притягивает взгляды, переливаясь и сверкая тысячами огней. Эта неописуемая красота вполне стоила лишних 215 евро, которые мы потратили на билет до Парижа.

К предстоящему путешествию я готовилась обстоятельно, а в последние месяцы только и жила мыслями о нем. Во многом мне помог сайт tourister.ru, который я нашла во время поисков интерактивной карты Парижа. Карта Парижа с отмеченными на ней достопримечательностями была просмотрена вдоль и поперек. В прошлый раз, в автобусном туре, с Парижем нас знакомил экскурсовод, который водил нас, как пастух водит овечек, поэтому мы бездумно шли, не запоминая ни ориентиров, ни поворотов, ни названий улиц.

В самостоятельном путешествии все совсем по-другому: за маршрут и ориентацию на местности отвечаешь ты сам. И с помощью tourister.ru и отзывов путешественников я заранее, еще будучи в Москве, составила план, куда пойти и что посмотреть, с указанием линий метро, цен и времени работы. Забегая вперед, отмечу, что удалось посмотреть не все, но моя памятка здорово нам помогла. Поездка в Париж, впервые организованная и продуманная исключительно сообразно моим вкусам и интересам (муж эту часть полностью мне доверял), подогрела во мне страсть к подобного рода путешествиям. Ведь готовясь к ним, узнаешь столько всего интересного!

Визу, перелет и отель в Ницце мы оформляли через компанию DSBW, через которую летали в прошлогоднее свадебное путешествие. Отель я нашла по отзывам на сайте booking.com и tripadviser.com, и он, о чудо!, оказался в списке отелей DSBW. Итак, опуская неинтересные подробности получения виз и прочие формальности, перехожу к путешествию.

6 августа, день первый. Москва, Внуково — Генуя — Ницца — холм Симье

Раннее утро, мы в спешке складываем оставшиеся вещи в свой единственный чемодан и ждем такси во Внуково. Любимая кошка осталась у родителей, поэтому прощаться не с кем. Выходим и закрываем дверь. Садимся в такси и едем в аэропорт. Город в столь ранний час еще сладко спит после тяжелой трудовой недели, а мы в возбуждении от предстоящей поездки рассматриваем московские пейзажи.

В аэропорту немноголюдно, мы одни из первых приезжаем к рейсу в Геную. Быстро проходим все формальности и направляемся, как и многие, в дьюти-фри, этот храм, в котором все туристы делают подношения перед тем, как отправиться в путешествие. Находим новинку — бакарди со вкусом мохито и берем ее с собой на борт. Это была чертовски умная идея, так как самолет, на котором нам предстоит лететь, оказывается в ужасном состоянии. ТУ-204 авиакомпании «Кавминводыавиа», в конце сентября у нее отзывают лицензию. Но в августе старенький ТУ еще очень бодро летает, да так, что я сжимаю подлокотники и вдавливаюсь от страха в кресло — самолет периодически трясет и бросает из стороны в сторону. Кажется, что он вот-вот развалится в воздухе. Сломанные сиденья, узкие проходы, странный запах, похожий на запах плесени… В общем, молились даже те, кто абсолютно не боится летать.

Стоит заметить, что яркий контраст нашему международному перелету составил перелет на внутренних авиалиниях из Ниццы в Париж, о котором я напишу чуть позже.

3 часа 20 минут кошмара, и вот мы в раю. Приземление на кусочек суши, выдающийся в море. Из иллюминатора открывается захватывающий вид на побережье. Представьте открывшуюся нашим взорам панораму: сверкающее на солнце море цвета лазури, лодки и яхты с белоснежными парусами, на суше — кирпичного цвета крыши, прикрывающие маленькие аккуратные домики.

В аэропорту проходим таможенный контроль, который немного утомляет нас, так как рейс большой, и пограничники не могут быстро справиться с потоком людей. Загружаемся в большой автобус и направляемся в сторону границы с Францией. Геную мы проезжаем за каких-то 15 минут. Экскурсовод рассказывает о Генуе разные нелицеприятные истории: сюда, мол, понаехали беженцы из Африки, по городу ходить небезопасно. В общем, нам, как и туристам, которые специально выбирали экскурсионную программу по Италии, не удалось поближе познакомиться с городом, в чьей истории были стремительные взлеты на самую вершину могущества, и столь же стремительные падения. Видимо, сейчас для Генуи наступил очередной период упадка.

Намного утомительнее оказалась следующая часть путешествия. Два с половиной часа в пути от Генуи до Ниццы, попадаем в пробку, и время увеличивается до 3 часов. Когда, наконец, приезжаем в Ниццу и уже облегченно вздыхаем, предвкушая душ и возможность растянуться хоть на 10 минут в горизонтальном положении, нас всех без исключения везут на обзорную экскурсию по Ницце.

Я хочу выйти в городе и самостоятельно добраться до отеля, но муж уговаривает меня остаться. Как оказалось, это было правильное решение. Благодаря поездке мы смогли посетить один из уникальных уголков Ниццы — холм Симье (Cimiez), который находится на некотором удалении от туристической части города.

Выходим из автобуса, и в нос нам ударяет тысяча запахов: цветы, деревья, легкий бриз с моря — все это смешивается, образуя неповторимый аромат средиземноморского юга. Усладив свой взор открывающимися видами, мы как будто обретаем второе дыхание. Усталость как рукой снимает. Мы готовы слушать экскурсовода и внимать всему, что он говорит. Оказывается, это очень интересное место.

Холм Симье известен тем, что на нем еще в I  в. до н. э. стояли виллы римских патрициев. Сегодня это фешенебельный район Ниццы, где расположены дворцы и здания в стиле «Прекрасной эпохи», музей Матисса, который, к сожалению, нам не удалось в этот раз посетить, знаменитая гостиница Regina, где отдыхала сама королева Виктория. На самой вершине холма Симье сохранились остатки римских построек, включая амфитеатр и термы.

На холме находится церковь Успения Божьей Матери, фасад которой датируется XVII в. Это самая старая церковь в Ницце. Она построена в 1450 г. и была собственностью монахов-бенедиктинцев. Позднее перешла к францисканцам, которые реконструировали ее.

Двое влюбленных во Франции: из Ниццы в Париж

Внутри тихо, светло и спокойно — впрочем, как и в большинстве католических храмов. Если честно, то мне они больше нравятся, чем православные. Сидя на лавке, не испытывая никаких физических неудобств, в тишине и спокойствии можно действительно услышать бога, поговорить с ним, доверить ему свои самые сокровенные мысли. В католических храмах большое внимание уделяют свету, который олицетворяет собой бога (в православных окна маленькие и узкие), много скульптур, а в них больше экспрессии и живости, чем в плоских иконах, не вызывающих лично у меня никаких эмоций. Наконец, здесь нет суеты и показушничества, а двери храмов открыты для всех. Никто не посмотрит косо, если на тебе нет платка и длинной юбки. Все приходят сюда для общения с богом, а не для нарочитой демонстрации своей религиозности.

Рядом с церковью разбит прелестный сад, где все дышит спокойствием и умиротворенностью. В саду много французов и почти нет туристов, что уже говорит о замечательных свойствах этого места. Люди здесь неспешно прогуливаются вдоль аллей, любуются видом, открывающимся на лежащий внизу город, отдыхают с книгой в руке.

Сад поражает своей красотой и ухоженностью.

Двое влюбленных во Франции: из Ниццы в Париж

С холма Симье город открывается с иного ракурса, нежели с холма Шато, более известного у туристов.

Рядом с церковью находится небольшое кладбище. Мне очень нравятся французские кладбища, чистые, белые и аккуратные. На кладбище монастыря похоронены художники Рауль Дюфи и Анри Матисс, писатель Роже Марти дю Гар.

После холма Симье едем в деревушку Эз, которая находится недалеко от Ниццы, всего в 10 минутах езды. Об Эз подробнее я расскажу в другой части этого рассказа. На экскурсионном автобусе приезжаем в знаменитый Фрагонар, вернее, в его филиал в Эз. Штаб-кварта Фрагонара находится в г. Грасс, столице парфюмеров.

В здании расположен небольшой музей духов, где я с особым интересом рассматриваю флакончики, некоторым из них уже сто лет! Нет, это не флакончики, а настоящие сосуды, маленькие произведения искусства для хранения ароматов, которыми модницы пользовались, как оружием, в борьбе за сердца мужчин. Ведь в каждом мужчине все еще живет первобытный охотник, доверяющий инстинктам и запахам!

Двое влюбленных во Франции: из Ниццы в Париж

Каждому посетителю музея дают наклейку на память с буквой F. Ими обклеены несколько деревьев вокруг, асфальт и даже мусорные баки.

С площадки возле Фрагонара открывается вид на саму деревушку. Она как будто слегка в дымке, возможно, потому, что недавно здесь шел дождь.

Двое влюбленных во Франции: из Ниццы в Париж

Наконец, после нескольких часов кружения по Ницце и окрестностям, нас начинают развозить по отелям. Наш находится почти в самом конце списка, но мы терпеливо дожидаемся. Отель Villa Victoria на улице Виктора Гюго я выбрала за его расположение и уютный внутренний дворик, в котором растут местные виды растений и даже мандариновое дерево. В реальной жизни отель оказался ничуть не хуже, чем на фотографиях.

Вид из нашего окна:

Номер большой по площади, пространства для двоих вполне достаточно. В номере есть все, что нужно, включая холодильник и чайник (очень полезные вещи, если хочется сэкономить на обедах!), каждый день докладывают кофе и чай, чего даже не было в пятизвездочной гостинице в Арабских Эмиратах.

Двое влюбленных во Франции: из Ниццы в Париж

Принимаем душ и идем гулять по Ницце, доходим до старого города. Старый город притягивает толпы народу, которые текут во всех направлениях по узким средневековым улочкам, и город гудит, не переставая, словно разворошенный улей. Кто-то ищет сувениры в многочисленных лавчонках, кто то, как мы с мужем, место, где можно вкусно и недорого поужинать, кто-то пялится на уличных музыкантов и танцоров, собирающих деньги за выступление, кто-то идет в один из многочисленных баров, чтобы посидеть там с друзьями за кружечкой французского Leff, а кто-то ищет среди это разношерстной толпы свою любовь. Многие сюда, кстати, приезжают именно за тем, чтобы закрутить страстный курортный роман, который будет скрашивать пикантными воспоминаниями весь оставшийся год.

В первый день мы решаем не экономить на праздничном welcome-обеде и заказываем тальятелле с устрицами и розового французского вина. Сытые и слегка пьяные идем обратно в отель. Поплутав с добрый час, когда идти там 20 минут, мы, наконец, выходим на площадь Массена, поворачиваем на улицу Виктора Гюго и — вуаля! — мы в номере, принимаем душ и ложимся спать. Впереди ждут еще более насыщенные дни.

7 августа, день второй. Холм Шато — куры гриль

Просыпаемся и разрешаем себе еще немного поваляться в кровати. Никуда спешить не нужно. Заранее решаем, что этот день посвятим пляжному отдыху (какое опрометчивое решение!) и прогулке по главному холму Ниццы, с которого открываются захватывающие виды на город.

Расскажу поподробнее о нашем отеле Villa Victoria***. Возможно, кто-нибудь из вас захочет, отправившись в Ниццу, остановиться именно в этом отеле.

Отель не очень большой и не новый, зато уютный, я бы даже сказала домашний. Часть окон выходит во внутренний дворик, а часть — на улицу. Мы жили с окнами на улицу, поэтому на ночь приходилось закрывать ставни. В номере есть кондиционер, который мы почти никогда не включали, потому что было не жарко и вполне комфортно.

Отдельно расскажу о завтраке. Он был включен в стоимость проживания, и мы старались завтракать поплотнее, чтобы следующий прием пищи состоялся только вечером.

Я, как фанатка кофе, отдающая в Москве в рабочей столовой каждое божье утро 90 рублей за кофе средней паршивости, была приятно удивлена местным кофеавтоматом. С его помощью можно было приготовить несколько видов кофе, включая любимый моим мужем горячий шоколад. Отличное начало дня!

Двое влюбленных во Франции: из Ниццы в Париж

Сам завтрак состоит из поджаренного хлеба, круассанов или других видов булочек, иногда с яблочной начинкой, сыра, ветчины, разных видов джемов, йогуртов, фруктов — яблок, бананов, апельсинов и груш. Чашка кофе, стакан сока. Завтрак сытный, хотя и не отличается разнообразием.

Двое влюбленных во Франции: из Ниццы в Париж

Отдельное упоминание о внутреннем дворике. Представьте себе небольшую площадку, закрытую от посторонних глаз деревьями и цветами. Солнечный свет мягко струится с небес, мы завтракаем не спеша и находимся в прекрасном расположении духа. Вокруг голуби и местные кошки, с глазами мультяшного кота в собаках выклянчивающие кусочек ветчинки.

Собираемся на пляж. Берем с собой солнцезащитные средства для всех частей тела, а по пути покупаем специальные тапочки, так как пляж в Ницце состоит из камешков, которые могут впиться в наши нежные, не привыкшие к суровому обращению ступни.

Двое влюбленных во Франции: из Ниццы в Париж

По дороге на пляж муж, как главный фотограф в нашем путешествии, запечатлевает местные красоты. Он, счастливый, наслаждается ими впервые, мне же остается только обновить в голове старые записи воспоминаний об этом прекрасном месте. Как же я люблю Ниццу! Здесь переплетаются история, природа и архитектура. Встречаются и мирно сосуществуют культуры двух величайших стран Европы — Франции и Италии, так похожие друг на друга своей любовью ко всему прекрасному и вместе с тем самобытные, уникальные.

Двое влюбленных во Франции: из Ниццы в Париж

Муж, мужественно преодолевая боль обожженной плоти, идет со мной на холм Шато (La Collline du Chateau). Холм Шато как бы отделяет порт от города. На него можно подняться как пешком, так и на лифте. Разумеется, мы выбираем второй вариант:)

Еще совсем недавно удовольствие прокатиться на лифте было платным. Теперь для туристов раздолье — на холм можно подняться быстро и при этом не заплатить ни единого су (он же евроцент)!

С холма Шато началась история Ниццы. Древние греки, приплыв сюда в IV в. до нашей эры, обосновались на этом возвышении, намереваясь превратить Никкею в торговый и стратегический центр. В Средние века на холме располагался замок, но сегодня на его месте одни руины.

Двое влюбленных во Франции: из Ниццы в Париж

Холм привлекает множество туристов не столько своими историческими заслугами, сколько прекрасными видами, которые открываются с его высоты на город и бухту. Все открыточные фотографии Ниццы сделаны именно с холма Шато. К сожалению, нам не очень повезло с погодой, в тот день туман накрывал город, поэтому прикладываю некоторые фотографии из прошлых поездок.

Холм Шато — хорошее место для прогулок, но более суетный, чем холм Симье — слишком много народу. Туристы толпятся на смотровых площадках и возле небольшого водопада, в брызгах которого одно удовольствие стоять после изнурительных подъемов и спусков по жаре.

Двое влюбленных во Франции: из Ниццы в Париж

Здесь можно разглядывать каждую деталь.

Двое влюбленных во Франции: из Ниццы в Париж

Мужу тем временем становится все хуже и хуже. Цветом лица он приближается к вареному раку. Идем в номер, хотя быстро не получается, ему больно ходить — сгорели икры и ступни, целый год прятавшиеся от солнца за одеждой.

Все бы было ничего, если бы рано утром мы не улетали в Париж! Не полетим — пропадут билеты и оплаченная бронь в отеле. Я про себя молюсь и мажу Юру обильным слоем крема, потом укутываю в намоченные водой полотенца. Он еле живой, и я не знаю, сможет ли он встать в 4.30 утра, чтобы поехать в аэропорт.

Сколько раз я наступала на эти грабли, сколько раз сгорала в первые же дни отпуска, забывая, что нужно уходить до обеда и не появляться раньше четырех, что важно мазать каждый уголочек тела, особенно те места, что редко оказываются на солнце — ступни, грудь, верхняя часть ног! Нас обманул свежий ветер, который дул с моря. О коварном ветре нас предупреждала гид, но мы не послушали и поплатились за свою легкомысленность.

Кое-как засыпаем. Юра дрожит как осиновый лист, я ворочаюсь, мысленно проклиная себя за глупость и неосмотрительность. В 4 утра встаю, собираю наши вещи в небольшую сумку и бужу мужа.

-Поезжай без меня, любимая, — говорит он мне, а сам корчится от боли. Все тело его представляет собой одну обожженную рану.

-Тогда и я останусь, — отвечаю ему с упавшим сердцем.

Он знает, как важно для меня попасть в Париж, как долго я до мелочей продумывала нашу поездку, делает над собой усилие и решается ехать. Я знаю, как ему больно сейчас: сама сгорала дотла на Кубе, жалею и сочувствую. Но самое главное — мы все же летим в Париж!