Турист Юрий Бродский (piterbro)
Юрий Бродский
был 2 декабря 2023 18:25

Бремен, Берлин — Германия Декабрь 2010

Год назад нам довелось на второй-третьей неделе адвента побывать в Берлине и Бремене. Погода не очень способствовала фотосессии, в Берлине вообще почти все фотографии пришлось сделать из окна автобуса, однако, удовольствия от поездки это не снизило. Просто захотелось приехать в Берлин весной и походить по нему (и его музеям) дней пять.

Гостиница Hotel Boulevard Berlin, на Курфюрстердамм 12, никак не хотела проявлять себя. По описаниям, два шага от метро, в начале КуДамм, но там оказались дома с номерами 326–328 и т. п. Вечер, темно, залезли в какой-то магазинчик, на непонятном языке спрашиваем где дом № 12, отель, нам чисто по-немецки, но вежливо, отвечают, что начало улицы в другом конце района, можно доехать на автобусе. Идем в соседний отель, показываем распечатку брони. Портье тупо смотрит на карту, спрашивает что-то по телефону, потом включает поиск в компьютере и радостно говорит, что это на противоположной стороне улицы, просто напротив этого дома! Оказывается, что номера на Курфюрстердамм проставлены очень своеобразно — справа до конца улицы (3,5 км), а потом по другой стороне улицы обратно. Так что дом 12 в аккурат напротив 326. Гостиница находится на стороне Kaiser-Wilhelm-Memorial Church.

Это церковь до войны.

Кайзер Вильгельм и т.д. кирха (сама церковь теперь в башнях из синего стекла)

И сегодня.

В городе уже праздник в самом разгаре. Кончается вторая неделя адвента, до поздна работают рождественские рынки, все яростно пьют глювейн и едят сосиски-колбаски.

Адвент в Берлине
8 декабря 2010, снегопад, метель - кругом ГЛЮВЕЙН и BRATWURST!
По Курфюрстендамм
Адвент в Берлине

Рядом находятся два крупных торговых центра: «Европа-Центр» (Europa-Center) — комплекс сооружений с небоскребом, расположенный на берлинской площади Брайтшайд (Breitscheidplatz). В 1960-ые годы он и Мемориальная церковь кайзера Вильгельма (Kaiser Wilhelm Memorial Church) стали символами Западного Берлина, и KaDeWe или Торговый дом Запада (Kaufhaus des Westens). Это самый большой универсальный магазин на европейском континенте. Самым привлекательным является «этаж гурмана», самое большое отделение деликатесов в Европе. Если есть время, то можно дождаться свободного места у стойки и выпить бокал настоящего шампанского.

Адвент в Берлине
Европа-центр, на заднем плане уникальные водяные часы

Играет музыка, бьют фонтаны, игрушечные звери прыгают и кувыркаются.

Водяные часы

Зелененькое — это водяные часы. Забавно!

Однако, мне показалось, что «Европа-Центр» как-то веселее, демократичнее что-ли.

Маршрут автобуса Hop-on-Hop-off проходит по двум знаковым местам: Чекпойнт Чарли и Галерея восточной стороны.

(Checkpoint Charlie) — это пограничный контрольно-пропускной пункт на ул. Фридрихштрассе, который с 1961 по 1990 год служил для перехода союзников из Западного Берлина в Восточный. Это самый известный КПП в Берлине. Кроме него существовали ещё два: Чекпойнт, А (Альфа) и Чекпойнт Б (Браво). После передачи восточной части Берлина ГДР, западный Берлин всё ещё оставался под оккупацией войск США, Франции и Англии. С 22 сентября 1961 года на этом пограничном пункте часовые регистрировали служащих военных сил этих стран. Чекпойнт Чарли стал символом столкновения держав. Это место было границей между русским и американским сектором.

ЧекПойнт Чарли

Сейчас на Чекпойнте Чарли стоит инсталляция Франка Тиле, это два портрета американского и русского солдата на световых витринах, которые смотрят на территорию друг друга, обозначая бывшую линию границы между державами.

Адвент в Берлине

Там же находится музей, в котором представлена история Берлинской стены, экспозиция по международной борьбе за права человека.

East Side Gallery (Галерея восточной стороны) в Берлине — это пример самой большой настенной росписи в мире, созданной в 1990 году после падения Стены. 118 художников из 21 страны мира приняли участие в росписи этого участка берлинской стены со стороны восточного Берлина.

Адвент в Берлине

Для нас, конечно, наибольший интерес представляла работа Дмитрия Врубеля «Поцелуй»

Крупный план.

Отрывок из интервью Дм. Врубеля:

«- Под вашим «Братским поцелуем» на Берлинской стене довольно необычная подпись: «Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!» О чем это? О любви? Или все-таки о политике?

— О трудной любви. В 1988 году в Москве я познакомился с девушкой из американского посольства. Случился роман. А это было время громких шпионских скандалов. И когда мы шли по улице, нас сопровождали гэбэшники. А когда она приходила в посольство, ФБР требовало от нее написать отчет о встрече с русским художником. Потом она уехала к себе в Сиэтл, а я оказался в Берлине. И понял, что чтобы рассказать немцам о своей «жизненной ситуации», надо использовать персонажей, которые им понятны. Уже тогда у меня был тот же принцип, что и сейчас: говорить о своих чувствах языком политики. «

В общем, воспоминания о Берлине, сдобренные изрядным количеством горячего вина, жареного на огне мяса и колбасок, приправленные пивом, греют душу до сих пор. А к культурным объектам еще вернемся.

Маршрут вел нас на северо-запад, наиболее интересным объектом был Бремен.

Первое, что приходит на ум при упоминании о городе, конечно же, бременские музыканты. Главный памятник славной четверке, скульптор Герхард Марккс, (1951—1953 гг.) находится в историческом центре, на рыночной площади под окном старой ратуши. Аналогичный памятник был подарен городу Риге.

Адвент в Берлине

Центром Бремена является рыночная площадь Марктплатц, на которой стоят Ратуша и собор Святого Петра. Рядом, по правую сторону площади, находится здание городского парламента, сооружённое в 1966 г.

Адвент в Берлине

Средневековые бюргерские дома на Рыночной площади чудом сохранились во время войны, от которой пострадало более 90% всех старинных построек Бремена.

Адвент в Берлине

Собор Святого Петра имеет 900-летнюю историю. Основанный в XI в., он впоследствии много раз перестраивался. Значительно здание пострадало во время Второй мировой войны, однако к настоящему времени оно полностью восстановлено. Поначалу собор был католическим, а затем лютеранским, что привело к смешению стилей в его внутреннем убранстве. Главный алтарь является протестантским, но в центральном приделе находится католическое распятие. Внутри можно было снимать без вспышки, и на экране прявилась мистика: какие движущиеся огоньки на серии снимков.

Также на рыночной площади стоит 5,5-метровая статуя рыцаря Роланда, — символ города и олицетворение его независимости. Имперский орёл на щите дает понять, что городское право восходит ко временам Карла Великого и Бремен подчиняется только императору и ни одному другому правителю. Статую Роланда можно увидеть и в других ганзейских городах.

Вообще, в Бремене много архитектурных «вкусностей», мне очень понравилось описание некоторых из них на русском сайте, и я позволю себе скопировать текст, выделив его курсивом.

Фонтан «Нептун», скульптор Вальдемар Отто, 1991 г. . Это чудо расположено в самом сердце Бремена, рядом с исторической Ратушной площадью и Собором. Фонтан представляет собой совершенно комедийное изображение грозного бога, без глаз и только с одной рукой, нужной для того, чтобы держать в ней трезубец, а также, океана размером три на пять и всякой сопутствующей морской нечисти. Поражает все: грузный мужчина, присевший отдохнуть на край бассейна, пара конских голов, обозначающих вихрем несущуюся эллипсовидную коляску, парочка наяд (или русалок?), закидывающих в повозку свои аппетитные жирненькие тушки, тритон — дебил, трубящий в маленький горн. Особенно поразительно, что этот кусочек океана и греческой мифологии был создан на пожертвования и деньги городских учреждений. При этом жители города выбрали его из 3-х представленных проектов. Абстрактная формальная конструкция и природные, натуральные, даже литературные детали соединены самым непринужденным, непротиворечивым образом и все это наполнено ощущением странной, неизвестно откуда приходящей лиричности.

Адвент в Берлине
Знаменитый фонтан, который зимой нам не показали

улица Зёгештрассе. Скульптурная группа «Свинопас и стадо свиней», скульптор Петер Леманн, 1974, — главная торговая улица того же Бремена. Меньше всего здесь ждешь увидеть стадо свиней и свинопаса, трубящего в рог, чтобы собрать стадо. С первого взгляда видно, что это не памятник. Это добротная реалистичная скульптура, но поставленная не на пьедестал, а прямо на мостовую, среди людей. Тем самым, она только частично принадлежит пространству искусства, а другой частью уже существует в повседневном пространстве жизни. Это подчеркнуто и размерами фигур, близкими к размеру людей, так что туристы регулярно застывают от удивления, столкнувшись с этой, медленно шествующей по улице, группой. Зачем они здесь и куда идут? Путеводитель серьезно объясняет, что это самая старая в городе торговая улица, которая со стародавних времен называлась «Дорога свиней». И поскольку по старому поверью встреча со свиньей приносит счастье, то администрация города решила поставить в начале улицы группу свиней.

Скульптурная группа «Свинопас и стадо свиней», скульптор Петер Леманн, 1974

Старейший район Бремена — Шнур (Schnoorviertel) — в средневековье был улицей моряков, ремесленников и докеров. В этом квартале много антикварных магазинов, художественных мастерских и ресторанов.

Schnoorviertel

Забавно выглядят постеры на тему Бременских музыкантов. «Самый большой Осел всегда сверху». Актуально!

Адвент в Берлине

Самая знаменитая улочка Бремена, называется Böttcherstraße или «улица-бочка» — Бёттхерштрассе. В Бремене есть собственная мера веса «бременская бочка», в которой вмещается 920 селедок. Крупный бременский предприниматель и изобретатель кофе без кофеина Людвиг Розелиус в начале ХХ века выстроил эту улицу в соответствии со своими мечтами и фантазиями. Лишь один из домов (№ 6) по настоящему старый — Розелиусхауз построен в 1317 году. Улица, длиной всего 120 метров, просто наполнена достопримечательностями.

Знаменитый Ангел у входа.

Адвент в Берлине

Мимо этой пивной пройти мимо — грех.

На стенах — история, на столах — хорошее пиво с традиционной закуской.

Ресторан "Flett" на Боттхерштрассе с прекрасным пивом

Это — дом семи ленивцев, про них рассказывают весьма поучительную историю.

Фонтан "Семи ленивцев"

Часы с боем, в башне открывается окно, в котором появляются знаменитые люди, изречения.

Адвент в Берлине

Все площади города уставлены подобными сооружениями, впрочем, отличаясь ассортиментом и крепостью глювейна. Это, однако, мешает увидеть старинные здания во всей красе и, в итоге, мы так и не увидели одну из достопримечательностей города.

Достопримечательности бывают разные: романтические, патриотические, идеологические… Достопримечательности бывают также странные. К Бременским достопримечательностям относится плевательный камень (Spuckstein). На площади, вблизи от собора святого Петра, среди брусчатки выделяется черный камень, на котором всегда наплевано. Выглядит не эстетично, потому и в путеводителях для туристов о камне не пишут, но бременцы это место хорошо знают. И знают не только камень, но и ужасающую историю, которая с ним связана.

«Госпожа Геше Готфрид (Gesche Gottfried) родилась в1785 году. В возрасте 21 года она вышла замуж, но браком была не довольна. Муж пил и был болен венерической болезнью. Геше завела роман с его другом. Ей хотелось завести новую семью, потому она отравила своего супруга крысиным ядом. После чего, она удалила другие препятствия для нового брака, отравив собственную мать, трех своих детей, отца и брата-близнеца. Ее любовник стал раздумывать, жениться ли ему на Геше, поэтому она отравила и любовника. Он женился на ней, находясь уже на предсмертном ложе. Следом за ним умерли еще семь членов семьи Геше. В народе ей сочувствовали: нелегкая судьба хоронить своих близких. Среди умерших был и ее новый любовник, модельер Цимерманн. Крысиный яд получили еще 15 человек, были больны, но выжили. 6 марта 1828 года Геше Готфрид была задержана как подозреваемая в убийстве. 17 сентября 1830 объявлен приговор: смертная казнь путем отсечения головы. Это была последняя в истории Бремена публичная казнь, в день исполнения приговора 21 апреля 1831 года на площади собралось 35000 зрителей. Голова ее была заспиртована и выставлена на обозрение. А камень, на который она упала стал местом для плевания, каким он остается и до наших дней.»

Вот на этой печальной ноте мы и остановимся, потому что не найдя Spuckstein, мы забрели в какой-то ресторанчик и, как всегда, не рассчитали свои силы: еды было так много, что даже вспоминать не хочется.

Кстати, о еде. Очень интересно, кто как завтракает.