Турист TatianaZlobina
TatianaZlobina
был 18 января 2020 11:24

Петровац — Черногория Июль 2018

Почему мы выбрали именно это место для отдыха? В отличие от кипящей туристами Будвы, Петровац спокойный, размеренный и более уединенный — городок находится в бухте, что делает его отгороженным от внешнего мира. Здесь есть где погулять: набережная, небольшой порт-бухточка со средневековой крепостью и тропа здоровья=променад с соснами и шикарными видами; тропа ведет на пляж Перазича До. На мой взгляд, это скорее семейный курорт, здесь нет увеселительных заведений и развлечений. На курорте много русских и русскоговорящих туристов, местные торговцы скорее предпочитают понимать ваш русский, чем говорить по-английски. Кстати, по-русски они почти не говорят, но т. к. языки похожи, объясниться можно. От аэропорта до города лучше добираться на такси или автомобиле, поскольку если вы поедете на общем трансфере, то путь может занять несколько часов (с учетом высаживания туристов в разных отелях). Многие бронируют машины заранее на весь срок отдыха, забирая ее прямо в аэропорту. Очень рекомендую, потому что в стране есть что посмотреть, а путешествовать на машине приятнее, чем на туристическом автобусе.

Климат

Мы были в июле. Все 10 дней — солнечные, даже жаркие. Только в день приезда был дождь и в день отъезда — облачка. Средняя температура воздуха 29°, воды 25°. Вода освежающая, может показаться прохладной, но очень приятная. И кристально чистая. Я не любитель купаться в холодной воде, но эта вода переносится очень комфортно. Вечера не такие жаркие, воздух остывает, можно совершать приятные прогулки.

Где жить

Для тех, кто ценит комфорт, рекомендую отель Риьвера. Здесь есть зона с лежаками, расположенными на газоне, уютная территория. Находится он в конце пляжа, ближе к ресторанчику Ponta. Что мы видели из отелей — Палас, Riva, Villa Oliva, Danica. Мы жили в последнем. Он находится в противоположном конце от Ривьеры, прямо около начала тропы здоровья. Расположен он немного на горке, персонал очень приветливый и услужливый. Номера чистые, убирают и меняют полотенца ежедневно. В номере есть холодильник, сейф, фен; в большинстве номеров есть уютные балкончики со стульчиками. Wi-fi в отеле есть, но работает не всегда стабильно, днем сигнал часто пропадает. На территории отеля есть маленькая парковка. Единственный минус отеля — скудные завтраки с не очень вкусной едой. Отличие Danica — небольшой бассейн и лежаки на территории, чем может похвастаться не каждый отель.

В этом городке очень много апартаментов на любой вкус — от прекрасных мини-особнячков с террасами до обычных комнаток. Примерно на уровне центра пляжа (на параллельной пляжу улице) есть супермаркет Воли (Voli), где можно купить все необходимое для того, чтобы приготовить ужин и обеспечить быт.

Где поесть

Выбор широкий. Есть масса снеков на набережной (пицца, кебабы, бургеры, мороженое). Есть несколько пиццерий — Лазарет в порту и еще одна пиццерия на набережной. В каждом кафе есть wi-fi. В Лазарете средняя цена пиццы и пасты в районе 6–8 евро, пиво =3 евро. Есть столики у воды, что помогает сопроводить поедание пиццы прекрасным видом на море.

Часть ресторанов здесь предлагают комплексные обеды 5–6 евро за человека (нарезанные огурцы, суп, второе и десерт = арбуз). Есть в заведениях Bolcun, Balcan.

Есть и рестораны для ужина, расположенные в порту и вдоль набережной. Мы были только в тех, что в порту — там воздух более свежий, нет толпы, идущей по набережной (а там ходят толпы), а также можно забронировать столик у воды. Цены примерно одинаковые. На вино — от 14 евро (литр домашнего) до 25. Средняя цена блюда из морепродуктов около 15 евро, рыбы = 22, свежий улов =50 евро. Выбирайте сами, наш фаворит — Ambassador, нам показалось, что здесь самая вкусная еда и приятное обслуживание. Лайфхак — столы у воды нужно бронировать заранее, утром или днем.

Наш фаворит для вечернего коктейля — ресторан Ponta, что в конце пляжа. Это заведение похоже на террасу, расположенную прямо у моря. Уединенный ресторанчик, проход в который ведет через небольшую каменную арку. Сюда не доносятся звуки пляжа, играет приятная живая музыка, отсюда можно наблюдать прекрасный вид на закат и на вечерний Петровац. Здесь можно как поесть, так и просто посидеть с бокалом вина или коктейля, встретить закат и вдохнуть полной грудью освежающий морской воздух. Кстати, днем кафе работает как пляж.

Развлечения

Они скорее стандартные. На пляже есть батут для детей, а на набережной я постоянно видела рекламу каких-то детских представлений. В порту можно взять лодочку (20 евро в час; катер =40 евро в час). На лодке можно проплыть около двух островов, подняться на ближайший к Петровацу и посмотреть церковь. Совет = если смотреть на церковь со стороны входа, по левой стене есть два маленьких окошка, в ближайшем к берегу видна икона Божьей матери. Зрелище потрясающее! На лодке можно также и порыбачить, капитан покажет рыбные места. Водный мотоцикл стоит 25 евро за 15 минут, можно договориться на 10 минут за 20 евро. Также есть возможность взять напрокат катамаран с тентом, что позволяет плавать в самый пик жары. Парашютов на пляже нет.

Прогуляться можно также и по тропе здоровья, что начинается от отеля Danica. Прекрасные виды, обязательно пройдите здесь днем, чтобы сделать шикарные фото. Запах нагретой хвои, виды скалистых берегов и неумолкаюший стрекот цикад неповторимы! Пройдя через три туннеля по тропе, Вы попадете на пляж ПеразичаДо.

Начало тропа здоровья около отеля Danica

В самом городе есть небольшая церковь, до монастыря Режевичи некоторые ходят пешком, но мы брали машину.

Пляжи около Петроваца

Пляж Петроваца. Городской пляж тянется вдоль набережной примерно на 500 м. Он разделен на несколько зон — зоны платных лежаков и несколько свободных зон для тех, кто пришел со своими зонтами. Два лежака и зонт стоят 10 евро, цена средняя. На пляже есть душ и передевалка, туалета нет (можно решить вопрос в ближайшем кафе). На пляже крупный песок, по которому приятно ходить. Его легко стряхивать, в отличие от мелкого песка. Вход в море пологий, вода прохладная, но привыкаешь быстро. Особенно приятен вид на горы во время купания и кристально чистая вода.

Городской пляж Петроваца

В конце пляжа, напротив гостиницы Rivera, есть возможность за те же 10 евро арендовать уже более удобные деревянные лежаки с белыми матрасиками и столиком. Здесь ходит официант из соседнего кафе и приносит напитки (за отдельную плату, конечно). И вообще в этой части более спокойно и респектабельно.

Черногория, Петровац — горы и пляжи

Часть, которая предназначена для свободного доступа со своими зонтиками, довольно населена и сильно загрязнена. Сюда лучше приходить рано утром и стараться меньше касаться песка, в котором слишком много окурков. Или перейти на платную часть, что я бы очень рекомендовала, потому что ну очень уж здесь грязно. Вообще, если нет желания ежедневно менять картинку — вполне можно провести весь отдых на этой части городского пляжа Петроваца, он ничуть не хуже всех остальных.

Пляж Перазича До. Находится в 25 минутах от начала «тропы здоровья», очень красивый проход вдоль моря. Мы шли минут 40, потому что постоянно фотографировали. Слева от пляжа высится недостроенная гостиница, туда лучше голову не поворачивать, а то может показаться, что попал на страницы фантастического романа-утопии. Зонты стационарные, деревянные и покрыты соломкой. Лежаки также деревянные, покрытые белыми матрасиками, стоит все вместе 10 евро. На пляже крупная галька, проход в море из-за этого тяжелый. Вода немного прохладнее, чем в Петроваце. Идя суда, лучше захватить специальные тапочки, иначе вход в море превратится в пытку. На пляже есть кафе, где можно выпить пиво/вино и перекусить пиццей или сандвичами. Цены в кафе на 1–2 евро выше почти по каждой позиции. Есть душ и туалет. Вообще, пляж очень уединенный, иногда даже возникает ощущение отрезанности от мира.

Туннели по пути к пляжу Перазича До
Черногория, Петровац — горы и пляжи

Лучице. От пляжа Петроваца идти около 20 минут по неприглядной улице, где постоянно проезжают автомобили. Многие отзывы пишут, что здесь песок мельче. На самом деле, здесь такой же крупный песок, как и на пляже Петроваца. Пляж тесный, лежаки стоят 12 евро. Зонты стационарные и покрыты соломкой, есть как деревянные лежаки, так и обычные пластиковые. Бесплатная зона небольшая. Считается, что здесь чище вода. Я лично не заметила. На пляже есть кафе, переодевалки. И очень многолюдно. Я бы не рекомендовала, отличие от пляжа Петроваца только в стоимости лежака. Еще минутах в 20 от Лучице есть пляж Булярице, но туда мы так и не дошли.

Пляж Лучице

Свети-Стефан (20 мин от Петроваца на машине) Мой фаворит. Цены на лежаки зависят от близости к воде и близости к острову с его прекрасными домиками. Максимальная цена = 50 евро, первая линия около острова. Это стоимость комплекта из 2 почти люксовых лежаков (широкие деревянные кровати с матрасами), зонтика, столика и 2 полотенец с 2 бутылками воды. Последняя линия (4ая и 5ая от кромки воды) — 20 или 15 евро, если подальше от острова. Комплект тот же, только без бесплатных полотенец и воды. На пляже чисто, обслуживающий персонал помогает во всем. Есть туалет и 2 кафе = на пляже и чуть поодаль. Цены средние по региону. Пиво = 3 евро, бокал вина =4 евро, салаты и чевапи (местные кебабы) = до 10 евро. Есть довольно большая парковка около пляжа, 2 евро в час. Можно встать вдоль улицы бесплатно, конечно. Но здесь будьте осторожны, поскольку около апартаментов много частных парковок. Здесь стоят знаки, запрещающие парковку, и изображения эвакуаторов.

Экскурсионная часть

Итак, с чего начать свой экскурсионный маршрут? Вдоль набережной городка Петровац вы можете найти много фирмочек, предлагающих экскурсии. Точнее, они сами вас найдут и все предложат, даже если вы этого не хотите.

Мы взяли машину на 3 дня. У нас была программа-минимум, хотя многие берут машину на все время пребывания в стране и только и делают, что переезжают с места на место. Мы очень устали, поэтому на экскурсии потратили 2 дня, а один — на экскурсию на пляж Свети-Стефан.

Мы взяли Chevrolett aveo за 30 евро в сутки. Двигатель 1,2 литра, что для здешних горных троп было откровенно мало. Лучше брать от 1,4. Я сама бы не рискнула водить, хотя у меня 11 лет стажа, потому что на маршрутах много дорог-серпантинов, хотя качество дорожного покрытия зачастую хорошее. Местные водители довольно агрессивные, на дороге часто попадаются полицейские, контролирующие скорость, так что лучше соблюдать требования знаков. Приятный бонус — камер, фиксирующих нарушения, лично мы не заметили. Литр 95 бензина = 1,32 евро. 32 литра встало нам в 42 евро. Заправок много, можно расплатиться картой. Мы взяли с собой Оранжевый гид, шляпы и воду — и поехали на наши мини-экскурсии! Скажу сразу — в Черногории лучше всего передвигаться самостоятельно на машине, чем брать организованные туры с большими автобусами.

День 1. Котор
От Петроваца до Котора ехать около 40 минут. Первый вопрос туриста-самоучки — где оставить машину? Не доезжая до порта, т. е. начала города, около супермаркета есть парковка, стоимость составляет 70 центов за час. Чем ближе к порту и входу в старый город, тем плотнее пробка и дороже парковка = 1,2 евро, а потом уже и все 2 евро за час. В итоге мы оставили машину сразу за супермаркетом, весело помахали водителям, мрачно стоящим в пробке, и пошли к старому городу пешком.

Котор со стороны Южных ворот

Мы зашли в город с южных ворот, около которых находится небольшое озерцо. Город средневековый, с мощеными улочками, дома основательные, с большим количеством окошек, прикрытых зелеными ставенками. Видно, что ранее город населяли люди зажиточные. После входа мы сразу же пошли на крепостные стены, к крепости на самом верху. Лайфхак — выезжайте в 7:30, чтобы быть там к 8. Тогда подъем к крепости будет проще, т. к. жара еще не такая сильная. И обязательно возьмите с собой воду! Итак, мы заплатили 8 евро на человека и начали наше восхождение. Я не вняла советам путеводителя, и в самое пекло, 12 часов дня, мы начали путешествие длиною 1350 ступенек. Муж шел бодро, я плелась за ним. Очень скоро поняла, что идти по ступенькам тяжело, т. к. они высокие, поэтому поднималась по каменной насыпи, расположенной рядом. На середине пути к церкви Спасения Богородицы сделала остановку. Если вы все-таки решили подняться, рекомендую сразу взять спокойный, даже медленный темп и не гнаться за рекордом по времени покорения вершины. До церкви чуть меньше половины пути. Зайдя внутрь, я вместо молитвы буквально рухнула на скамейку, чтобы отдохнуть в тени. Жалостливые британцы, видя мои страдания, протянули мне бутылку воды. У меня была своя и я гордо отказалась, хотя предприимчивые черногорцы продают на каждом углу этого подъема воду по 2,5 евро. Несмотря на то, что сердцо стучало гулко, я приняла решение продолжить восхождение. Далее путь идет еще круче, на солнцепеке, в общем, я пожалела, что пренебрегала посещением фитнеса в последние полгода. Подъем тяжелый, но виды потрясающие! Которский залив как на ладони, а громадные круизные лайнеры кажутся игрушечными.

Спускались бодро и с верой в лучший исход и в мир во всем мире. Общее время посещения крепости =2 часа. Скажу сразу — если в компании есть пожилые люди или люди, у которых есть проблемы со здоровьем — на стену лучше не подниматься. Это серьезная нагрузка, рекомендую отнестись к этому ответственно. После спуска мы погуляли по улочкам, посмотрели на морские (главные) ворота и часовую башню, сфотографировали 400 летнее дерево на бывшем монастырском дворе, пообедали — цены в Черногории везде примерно одинаковые; и поехали домой. По пути из Котора в Петровац, недалеко от Тивата, есть гипермаркет сети Voli. Там можно купить прошутто (аналог хамона) себе под вино или друзьям в качестве сувенира, ну и вообще много разных местных и общеевропейских продуктов.

Улочки Котора

День 2. Национальный парк Дурмитор и Каоньон реки Тара

Для посещения мы решили выбрать один каньон из трех самых больших — каньон реки Тара, который известен расположенным там мостом Джорджевича. Мы выехали в 8 утра, до первой точки — парка Дурмитор — 180 км, 4 часа пути. В горах прохладнее, чем у моря, поэтому лучше взять с собой теплую одежду. Мы поехали по платной дороге (2,5 евро в одну сторону), в противоположном направлении от Будвы. По пути мы проехали Скадарское озеро. На него можно съездить отдельно — покататься на лодочке, посмотреть на кувшинки, понаблюдать за птицами. Озеро славится своей богатой фауной. Экскурсию по озеру нам предложили сразу же, как только мы остановились, чтобы сделать фото. Здесь очень красиво, вдоль дороги можно заметить редких птиц, а в глубине озера — «полянку» кувшинок, к которым можно подъехать на лодочке. Возьмите с собой шампанское и фрукты — и вот вам романтическая прогулка! Жаль, что эта идея пришла ко мне уже в Москве. Дальнейший путь проходит по живописным местам — очаровательные деревушки внизу на равнинах, мощные горы, каньоны — дух захватывает. По пути будет два участка с серпантинами — здесь нужно быть осторожными, поскольку местные водители гоняют, почти не притормаживая на поворотах. Для навигации мы использовали приложение Maps Me. Оно неплохое, не требует Интернет-соединения, но пути в Дурмитор не знает. Нужно доехать до городка Жаблияк и там двигаться по указателям. Прямо перед парком есть парковка, она стоит 2 евро и как правило забитая, все паркуются на обочине перед парком. Вход — также 2 евро. В парке главная достопримечательность — Черное озеро, к нему ведет дорожка от входа. Высокие реликтовые ели, свежий воздух, дорожки для прогулок, детский панда-городк — вот основное развлечение парка. В одном отзыве я читала про обзорную площадку, с которой открывается прекрасный вид на мост Джурджевича. Однако, мы эту площадку не нашли.

Надышавшись свежим еловым воздухом и купив травяной чай, мы поехали в каньон реки Тара. Это еще минут 30 по деревенским дорогам. Около каньона есть бесплатная парковка, кафе и мотель. Признаться, к этому моменту мы были уже переполнены шикарными видами черногорской природы, поэтому каньоны, хоть и красивые, дикого восторга не вызвали. Просто в Черногории все вокруг тебя красиво. Около моста Джорджевича есть некое подобие тарзанки — через каньон натянут трос, по которому можно проехаться за 10 евро. Я не поехала, хотя крики экстрималов, которые не побоялись, регулярно слышны со стороны каньона (об этом пишут все, на самом деле забавно). Здесь же мы пообедали. Несмотря на то, что кафе у моста являетя монополистом, цены держит средние по Черногории. Обратно лучше выехать в светлое время суток, т. к. дороги, включая серпантины, не освещаются. По пути в каньоны (если ехать по платной дороге) расположен монастырь Острог, построенный прямо в скале. Сюда тоже рекомендую приехать отдельно, возможно, совместить его посещение с экскурсией по Скадарскому озеру

День 3. Свети-Стефан и Монастырь Режевичи

После 1350 ступенек в Которе и 400 км пути до каньонов, третий день мы сделали расслабляющим. Свети-Стефан — это небольшое поселение, расположенное около города-острова, давшего поселению одноименное название. Находится он примерно в 20 минутах от Петроваца. Гордок Свети-Стефан — это прекрасный образец основательных каменных домиков, расположенных на островке, соединенным с сушей узкой дорогой. Сейчас это — отель, стоимость номеров в котором начинается от 1000 долларов за ночь. На этот остров, по информации гида Библио-глобус, можно взять экскурсию, которая будет стоить 20 евро на человека. Напротив острова есть пляж, на котором мы и провели почти весь день.

На обратнтом пути в Петровац мы заехали в мужской монастырь Режевичи, минут 10 пути от Свети-Стефан. Он интересен смотровой площадкой, на которой тебя охватывает полное ощущение уединенности и умиротворения. Ухоженный внутренний двор, старинная церковь, гуляющие монахи и шикарный вид на море. Мы попили водички на монастырском подворье, дали хлебушек собачке, сделали обзорное фото на залив и поехали домой пить местное вино и дышать воздухом, наполненным нагретым за жаркий день еловым духом.

Монастырь Режевичи

В общем — отдыхайте на пляжах Черногории, пейте вино, берите машину и катайтесь по стране — и ваш отдых будет прекрасен!