Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был вчера 13:42
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Смоленск — Россия Август 2014

Смоленск — один из древнейших и самых значительных в историческом плане городов России, который всегда вставал на пути ее врагов, которые каждое новое столетие посылалия свои многочисленные войска собранные со всей Европы.

В Смоленск я приехал из Минска, после небольшого путешествия по Беларуссии, о чем можно прочитать здесь - " Самостоятельно в Беларусь - один день в Минске." и на осмотр города у меня был один день.

С раннего утра, я направился к главным двум достопримечательностям города, которые не пропустит не один путешественник, и первым в этом списке стоял — Успенский собор Смоленска — на фото.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Успенский собор стоит на высокой Соборной горе, вот к ней я и направился по улице Большой Советской.

Величественный белый с бирюзовым, пятиглавый храм не оставит никого равнодушным. Его пощадили французы, большевики и немцы. Кажется, что он парит над городом, защищая его.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Впервые Смоленск упоминается в летописях за 863 год.

Самые древние археологические слои Смоленска, были обнаружены именно на Соборной горе в районе Школьной улицы и относятся к 9 веку.

В 10–12 веках здесь находился Детинец — религиозный и административный центр не только города, но и всего Смоленского княжества. Он был окружен деревянной стеной, валом и рвом.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Первый Успенский собор в Смоленске был заложен в 1101 году князем Владимиром Мономахом. Это был большой городской собор, первый каменный храм в Смоленске.

Собор освятили в 1150 году. Этот собор простоял почти 500 лет, но ему не суждено было пережить Смутное время.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

В сентябре 1609 года польское войско под предводительством короля Сигизмунда осадило Смоленск. Долгих 20 месяцев продолжалась осада. Несмотря на то что среди защитников началась цинга и голод, Смоленск успешно оборонялся. Но нашелся предатель — Андрей Дедешин, который указал полякам слабое место — восточную стену Смоленской крепости, построенную в крайней спешке мокрой осенью 1602 года. Неприятель через эти стены и ворвался в город.

На входе в Кафедральный собор нас встречает церковь Богоявления Господня, построенная в 1785 году-на фото.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Последние защитники города спрятались в Успенском соборе и взорвали порох, который находился поблизости от собора.

Страшный взрыв разрушил весь верх собора. Горожане оказались погребены под грудами камня, а уцелевших, в том числе женщин и детей добили поляки.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

После освобождения Смоленска от поляков старый собор был разобран и с 1677 года началось возведение собора, который мы видим сейчас.

В 1740 году собор ву стиле западно-русского барокко был завершен.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Невероятно, но Успенский собор в Смоленске уцелел и в Отечественную войну 1812 года и в бурные послереволюционные годы и в Великую Отечественную войну.

По личному распоряжению Наполеона, очарованного красотой собора, к нему даже была представлена охрана.

После революции здесь был музей атеизма, позволивший сохранить все ценности.

В 1941 году, когда немцы захватили Смоленск, генерал Гудериан отдал приказ об охране собора. Советским артелеристам было запрещено использовать собор, как ориентир для наведения орудий.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Главный престол собора освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии.

Площадь внутри собора огромна — более 2000 квадратных метров, что почти в два раза больше Успенского собора в Московском Кремле.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Высота стен достигает 29 метров, на высоте 19 метров расположены хоры.

Пятиярусный барочный иконостас выполнен в 1730–1740 году украинским резчиком Трусицким.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

В Успенском соборе хранилась главная святыня — первообраз Смоленской Божией Матери Одигитрии — на фото (из интернета)

Считается, что она была написана самим евангелистом Лукой и с 5 века она находилась в Константинополе, а 1046 году икону византийский император в качестве приданного за свою дочь передал в древнюю Русь.

Впоследствии перенесена в Смоленск в 1103 году.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Однако после окупации немцев она безвозратно исчезла. Сейчас в соборе хранится икона 1602 года, перевезенная из церкви Смоленской иконы, расположенной над Днепровскими воротами Смоленской крепости.

Другая святыня Успенского собора — сандалии Святого Меркурия Смоленского.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Меркурий был славянином из Моравии(Чехии) и поступил в 13 веке на службу к Смоленскому князю. Во время когда Батый подходил в 1238 году к Смоленску, Меркурий молился перед иконой Богородицы Одигитрии, и услышал от нее повеление напасть ночью на стан Батыя. Ему удалось почти полностью исполнить задуманное и перебить множество монголов и одного из их военачальников. Наутро монголы отошли от стен Смоленска и город был спасен, а погибший Меркурий был причислен к лику Святых.

Шлем Меркурия хранился в соборе и был похищен наполеоновским солдатами.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Выйдя из собора окажемся на смотровой площадке, с которой открывается вид на крепостные стены и заднепровскую часть Смоленска.

Спустившись с Соборной горы оказываемся у памятника Кутузову, которому в 67 лет выпала доля возглавить русскую армию после оставления ею Смоленска в августе 1812 года.

Александр Суворов, так охарактеризовал Кутузова — «Умён, умён, хитер, хитер… никто его не обманет»

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Второй наиболее важной достопримечательностью является Смоленская крепость — ее стены вы будете постоянно видеть во время прогулок по историческому центру города.

Смоленская крепость до 17 века была всегда деревянной и лишь в 1595 году началось строительство из камня, а строительство поручили русскому архитектору Федору Коню, который построил перед этим стены Белого города в Москве.

Образцом для сооружения послужил Московский Кремль. Завершено строительство всего через 7 лет в 1602 году.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

В Громовой башне сейчас расположился музей «Смоленск — щит России» , в котором можно увидеть исторические экспонаты и оружие древних времен, макет крепости.

Длина стен составила — 6,5 километров (сохранилось меньше половины стен и башен).Большая часть крепости была уничтожена французами в ночь с 4-на 5 ноября 1812 года, когда они бежали из Смоленска по приказу Наполеона.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Особое место в крепости занимают ее башни, их форма и высота опредялалсь рельефом, поэтому здесь нет ни одной одинаковой башни.

В девяти башнях имелись проезжие ворота, главной среди них была Фроловская(Днепровская), через которую проходил выезд в Москву.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Тринадцать глухих прямоугольных башен чередовались с шестнадцатигранные (семь башен)и круглые (девять башен)

Самой тяжелой осадой для крепости выдалась ее 20-ти месячная оборона от поляков (их было около 30 тысяч воинов) в 1609–1611 году, под руководством русского воеводы Михаила Шеина и его 5 тысячного русского гарнизона.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

К полякам каждый месяц подходили все новые силы, а гарнизон постепенно уменьшался, как от военных потерь, так и от голода.

Осада кончилась взятием Смоленска после истощения сил гарнизона., под стенами крепости поляки потеряли около 25 тысяч человек и не смогли направиться к Москве на помощь польскому гарнизону. Москву освободило ополчение Минина и Пожарского, а польский король возвратился в Варшаву.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

На нижнем фото — памятник Федору Коню.

Оборона Смоленска 1609–1611 годов является одной из самых длительных оборон города в условиях сплошной блокады во всей российской истории!!!

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Через 40 лет польской оккупации — в 1654 году Смоленск в результате войны вернулся к России.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Приведу еще пару фото из интернета - этой крепости с высоты птичьего полета

В Смоленске много интересных памятников и это не случайно, ведь Смоленская земля подарила России, таких выдающихся людей как Михаил Глинка, Юрий Гагарин, Николай Прежевальский, Юрий Никулин, Александр Твардовский и многих других.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

В городе есть и несколько интресных парков и скверов.

На нижнем фото скульптура Оленя в саду Блонье

Путешествуем по России — один день в Смоленске

После сада Блонье я зашел в исторический музей Смоленска и учитывая богатую историю города - его нельзя пропускать

Расположен он на улице Ленина ,8, открыт ежедневно  (кроме понедельника) с 10.00-18.00.Цена билета - всего 150 рублей.

На нижнем фото-памятник -«Благодарная Россия героям 1812 года.»

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Посетил я еще и пару храмов — на фото церковь Петра и Павла на Городянке. Это один из трех сохранившихся соборов домонгольского периода в Смоленске.

Создан в середине 12 века в 1146 году.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Внутри собора скромно, уж очень много разграблений он перенес за 900 лет.Сейчас - это самый древний храм Смоленска

В 18 веке пристроили к нему белый храм Святой Варвары. В настоящее время это действующие храмы и хотя их давно не реставрировали, чуствуется подлинная старина.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

В Смоленске есть и набережная, которая выходит на Днепр.

Побывал я в Центральном парке «Лопатинский сад» с обилием зелени и живности в самом центре города у крепостных стен.

Внутри водоем с уточками и лебедями.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Смоленск это действительно героический город с тяжелой судьбой, вот немного статистики —

Согласно летописи — в 1387 году «пришла черная смерть, которая унесла жизнь почти всем жителям города. В живых осталось 5 человек, которые «вышли из города, затворив за собой ворота».

В 1811 году перед войной с Наполеном в городе проживало 12.400 человек и только в 1860 году, через 50 лет город вернулся к этому населению в 12 тысяч жителей.

В 1939 году перед Великой Отечественной войной, в городе проживало 158 тысяч жителей и этот показатель восстановился только в 1961 году.

Когда освободили Смоленск в сентябре 1943 года в нем осталось всего 15 тысяч жителей.

Все промышленные предприятия были уничтожены, 93 процента жилого фонда (для сравнения Сталинград был разрушен на 90 процентов) было уничтожено, поэтому после войны Смоленск был включен в число 15 городов подлежащих восстановлению в первую очередь.

Сейчас в Смоленске проживает 330 тысяч жителей (2018 год) и население, понемного уменьшается, что характерно для всех средних и малых городов Центральной России, а про деревни Смоленщины лучше вообще не говорить.

Путешествуем по России — один день в Смоленске

Россия очень многое задолжала таким городам, как Смоленск — с этими мыслями я и покинул этот славный город и уехал в Москву.

Так завершилось мое большое летнее путешествие 2014 года, в котором я увидел -

-ИТАЛИЮ, о чем можно прочитать здесь - "Самостоятельно в РИМ, или начало третьего путешествия по Италии."

-ПОРТУГАЛИЮ, о чем можно прочитать - здесь - "Самостоятельно в Лиссабон, или начало путешествия по Португалии в августе 2014 года."

- ЛАТВИЮ,ЛИТВУ и БЕЛАРУСЬ, о чем можно прочитать -здесь - "Самостоятельно по Прибалтике - один день в Риге."

СЛЕДУЩЕЕ МОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ начнется через 5 месяцев и я уеду путешествовать в БРАЗИЛИЮ,АРГЕНТИНУ и УРУГВАЙ, о чем можно прочитать - здесь - "Самостоятельно в Сан-Паулу ,или начало путешествия по БРАЗИЛИИ."