Турист Игорь (Goga1968)
Игорь
был 15 апреля 21:38

Ереван — Армения Октябрь 2017

Зона прилёта ереванского аэропорта вызвала у меня странное чувство: вроде бы и не заграница, но уж подозрительно много вокруг (скажем откровенно — сплошь!) лиц «кавказской национальности». «Даже» в центре России такого количества нет. Замешательство продолжилось и перед аэропортом. Если бы не «достойные» года выпуска автомобилей, то по количеству Мерседесов на парковке, его можно было бы запросто принять за мюнхенский или пражский. Куда же я попал…

Ереван

Свой экскурс по Еревану я начал с неповторимого рынка Вернисаж, в пяти минутах от центральной площади города. Выставка шедевров местных ремесленников и заодно барахолка, открытая в выходные дни. Разнообразие предложений буквально вскружит голову любому:

— широчайший выбор шахмат и нард, вырезанных из первоклассных пород дерева;

— армянский дудук и другие национальные музыкальные инструменты;

— великолепные ковры ручной работы и национальная керамика;

— вернисаж картин местных художников;

— огромное количество изделий из серебра с камнями и без;

— традиционные магнитики за 10 (!) рублей и много всего другого.

Ереван

После длительного кружения по бесконечным рядам я с большим трудом смог найти так приглянувшуюся в самом начале этой сказочной экскурсии деревянную подставку для очков с профилем носа Фрунзика Мкртчяна. Такого вы не найдёте больше нигде!

В самом центре столицы недалёко от Оперного театра

Ереван

и в честь нетленного творения П. И. Чайковского создано рукотворное Лебединое озеро — удивительно живописный водоём, вокруг которого любят отдыхать местные романтики и подуставшие туристы.

На берегу его — памятник замечательному армянскому композитору, классический профиль которого говорит ярче слов — Арно Бабаджаняну.

Ереван

Обитатели водоема полностью оправдывают его название: шикарные белые и чёрные лебеди величественно рассекают его тихую гладь. В тяжелые для Армении времена после Спитакского землетрясения 1988 года и останова работающих двух блоков Армянской атомной электростанции исчезли не только эти горделивые пернатые, популяцию которых восстановили уже в конце прошлого десятилетия. Количество деревьев, даже фруктовых, сократилось тогда до минимума: народ спилил их на дрова. До сих пор в многоэтажных домах Еревана можно увидеть законопаченные отверстия, использовавшиеся для отвода печных труб тех буржуек, которые население устанавливало прямо в квартирах.

Кусочком обновлённого Еревана стал Северный проспект, возведённый в начале нашего века. По утрам с его фундаментальными зданиями из розового туфа и травертина проспект кажется пустынным и холодным.

Ереван

Вечер преображает его, превращая в местный «Арбат»: сверкающие вывески магазинов и ресторанов, многочисленные музыканты и художники и сплошная молодежная тусовка.

Быть в Ереване и не посетить знаменитый Каскад невозможно. Я смог восхититься им в вечернее время. Стоя на вершине холма рядышком с домом Шарля Азнавура, ты открываешь для себя потрясающий вид на мерцающую миллионами огней столицу.

Ереван

В парке перед Каскадом вызывают крайне противоречивые впечатления фигуры очень дородной курящей женщины,

её напарника (Геракла) с явно атрофированным мужским достоинством и других произведений современного искусства, приобретённых американским меценатом армянского происхождения Джерардом Гафесчяном.

Ереван

Именно ему ереванцы и гости столицы обязаны тем, что Каскад, начавшийся строиться в 1980 году, был успешно достроен на средства американца в начале нашего века.

У подножия Каскада воздвигнут памятник знаменитому архитектору (первому народному архитектору Армении!) Александру Таманяну, который без преувеличения, фактически создал современную столицу Армении.

Ереван

Мастер, высеченный из камня, склонился в раздумьях над высоким столом, на котором, как многие считают, размещен генеральный план города. Туристы, впервые увидевшие памятник, воспринимают его как древнего старца, играющего на синтезаторе. Я, честно говоря, увидев это, подумал о том же. Масштаб фигуры Таманяна для ереванцев трудно адекватно оценить. В 1918 году Эривань, став двенадцатой по счету столицей Армении на протяжении многих прошедших веков, представлял из себя жалкое зрелище. Многие армяне по праву считают, что молодой республике в те времена крупно повезло, что она явилась современницей великого архитектора. Окончательно поселившись здесь в 1923 году по приглашению правительства советской Армении, он смог за короткий срок сформировать абсолютно новую концепцию города, окончательную реализацию которой продолжили его последователи. Именно он предложил так широко использовать природный туф многочисленных оттенков, ставший основой как Дома правительства на бывшей площади Ленина (ныне площади Республики), так и многих других монументальных построек.

Площадь Республики — поистине точка притяжения не только для туристов, но и жителей города. Огромное пространство, обрамленное с четерых сторон зданиями Национальной картинной галереи, Исполнительной власти, почтамта и отеля Marriott, днем наполнено будничной суетой. Вечером площадь превращается в музыкальную площадку, где под аккомпонимент классических произведений в небо взлетают яркие цветные струи шикарных фонтанов, в лучах которых местные влюбенные делают первые признания, а бывалые туристы после насыщенного дня релаксируют.

В моей коллекции монет советского периода почти 30 лет хранится 5 рублей с изображением древнего книгохранилища армянской столицы Матенадаран. Но увидеть его вживую я смог только сейчас. Поздний час не позволил зайди внутрь, но фундаментальное сооружение, освещённое ярким колобком огромной розоватой луны, да одинокая летучая мышь, охраняющая покой древних рукописей, превратили Матенадаран для меня в великое таинство, открыть которое в этот раз было не суждено.

Недалеко от центра города находится храм святого Григория Просветителя — самый большой христианский комплекс в Закавказье. Идея возведения храма принадлежит главному католикосу всех армян Гарегину I, который заложил первый камень в строительстве в 1997 году. Открытие кафедрального собора было специально приурочено к 1700-летию христианства в Армении. Внутри собора очень просторно и светло, огромное пространство украшают несколько арок и ниш. Внутреннее убранство очень аскетично.

Ереван

Центром притяжения для меня в Ереване стал центральный рынок. Как оказалось позднее к его посещению надо было готовиться заранее. Припасать пустые сумки внушительных габаритов для будущих покупок и пустой желудок для дегустации всех местных вкусностей. Исключительно гостеприимные продавцы:

научат вас выбирать гранаты по «впуклостям» и определять степень их созревания;

предложат продегустировать десятки различных сухофруктов, начинённых орехами с мёдом, и запить свежеприготовленным кофе, чтобы «ничего не слиплось»;

буквально принудят вас приобрести высушенные ломтики томатов, которые сделают неповторимым вкус вашего любимого борща;

бережно запакуют в твёрдую тару свежие сочащиеся сахарной влагой крупные плоды фигового дерева.

От вас потребуется:

почувствовать оттенки вкусов разных сортов бастурмы;

продегустировать местные грецкие орехи и иранские фисташки;

купить своим домашним свернутые пергаменты пастилы (фруктового лаваша) десятков вкусов на ваш выбор — слива, кизил, вишня, гранат и др., и т. п.

Главное — улыбнуться искренне гостеприимным хозяевам и унести с собой, сколько сможете, и даже чуточку больше.

После центрального рынка мне повезло посетить крохотный магазинчик «Чай и кофе» напротив бывшего кинотеатра Россия: несколько десятков сортов кофе по подозрительно низкой цене, дорогущий чай, близкие к даровым специи. За два сорта кофе по 300 г и несколько сортов специй, расфасованных при мне в пакетики, молоденькая армянка запросила порядка 300 рублей. Первое желание было- попросить повторить всё это ещё раз 10. Но опустив голову и вспомнив о стоящих в ногах раздувшихся сумках, наполненных на рынке, быстро пришло отрезвление.

Рестораны

В один из вечеров я посетил ресторан Dolmama на улице Пушкина, 10. О шедеврах этого «заведения» стоит рассказать поподробнее. Вкуснейшая разваренная полба с тушеным барашком, доведённым до состояния «полутушенки» — по-армянски «ачаров плав» — может свести с ума. Долма, очень смахивающая на малюсенькие голубчики; фаршированные перчики и баклажаны; хрустящие лепешки из тандыра; умопомрачительный молодой барашек на косточке — всё это вам приготовят с безграничным армянским гостеприимством. Неказистый интерьер явно не соответствует галерее фотографий первых лиц государств и прочих celebrities, посетивших этот непримечательный с улицы ресторанчик. Они (эти знаменитости) считают это место обязательным к посещению (я тоже вошёл в узкий круг избранных). Так что за соседним столиком, поговаривают, можно было ненароком обнаружить Ким Кардашьян или Шарля Азнавура. В одном из ресторанов традиционность кулинарного предложения соседствовала с оригинальностью названий блюд в меню. Чего стоит «салат по-министерски»: не резанные свежие овощи, поданные на огромной тарелке. При всём изобилии блюд и продуктов, предлагаемых гостеприимными ереванцами, нельзя не рассказать о бесподобного вкуса сорте сыра, купленного в обычном продуктовом магазине, напоминающим по форме маленькие хинкали: мягкий сыр, больше похожий на творог с грецким орехами, завёрнутый в тончайший сырный пергамент. Потрясающе!

А как же быть в Ереване и не увидеть потрясающее зрелище снежных пиков Арарата!

Ереван

Мгновения, проведённые в Ереване, подобны короткой поездке в милое и доброе советское детство, с искренними эмоциями и яркими впечатлениями, культовыми воспоминаниями и обезоруживающими откровениями.

Մինչ հանդիպում — Минч андипум (до скорой встречи), Армения.