Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 14:07
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Таллин — Эстония Апрель 2018

Как я уже давно заметил, большинство туристов, направляющихся в Таллин, смотрят в первую очередь Ратушную площадь и крыши старого города, а на большее у них времени обычно не остается. Мы же вместо этого поехали гулять по окрестностям эстонской столицы. В тот раз мне очень хотелось показать Наташе наши болота, но что делать, если до лета еще далеко? Да не беда - пойдем прямо по апрельскому снегу :)

Чёрт фон Глена и водопад Ягала

Самое легкодоступное эстонское болото - Виру Раба (Viru Raba) - раскинулось посреди леса неподалеку от шоссе Нарва-Таллин. Слово raba переводится с эстонского как "верховое болото". Это вид болот, питание которых осуществляется атмосферными осадками. То есть если осадков нет, то болотный мох высыхает, и по нему вполне можно ходить. Впрочем, в нашем дождливом климате такое вряд ли когда-то случится :)

Главная особенность эстонских туристических болот - деревянная дорожка, идущая прямо посреди топей. Обычно она бывает узенькой, так что на на ней еле-еле могут разойтись два человека, но здесь несколько лет назад дорожку модернизировали, так что теперь по ней можно ехать и на инвалидной коляске.

Чёрт фон Глена и водопад Ягала

Если на болоте есть дорожка, то там, как правило, есть и болотная вышка. И правда, вон она виднеется за кустами.

Вышка здесь мощная, двухэтажная. И заметьте, на нижний ярус можно подняться даже на инвалидной коляске.

Чёрт фон Глена и водопад Ягала

Но вот на верхнюю площадку все же придется подниматься по лестнице. Сверху открываются виды на окружающее болото. Народу вокруг - никого. Здесь и летом-то немноголюдно, что уж говорить про начало апреля, когда еще снег не сошел.

Селфи на болоте :)

Чёрт фон Глена и водопад Ягала

На обратном пути, когда мы шли по дорожке, болотную тишину нарушило курлыкание пролетавшей мимо парочки журавлей. К сожалению, я не успел достаточно быстро вскинуть телефон, так что заснять удалось лишь пару секунд. Впрочем, может это были и не журавли?

А в Таллине мы остановились на ночлег в отеле Pirita Spa Hotel, что рядом с центром парусного спорта, возведенным к Олимпиаде-80. Отель хороший, реновированный, в стоимость номера входит пользование банным комплексом и плавательным бассейном. Единственное неудобство - ужасно длинные коридоры, как будто ты находишься на круизном лайнере, причем иногда, чтобы попасть в свой номер, приходится сначала спуститься этажом ниже, а потом снова подняться уже по другой лестнице.

Чёрт фон Глена и водопад Ягала

А утром произошел возмутительный случай. Поскольку холодильника в номере не было, купленные вечером сыр и колбасу мы оставили на балконе. Я даже не помню, успели мы разорвать упаковку или нет? Но не осталось ничего - все сожрали огромные морские чайки! То-то за окном крик стоял! Ладно хоть завтрак был хороший, так что голодными не остались :)

Кстати, это были пасхальные выходные. Натюрморт от Наташи :)

Чёрт фон Глена и водопад Ягала

А дальше мы поехали в самый южный район Таллина - Нымме. Это мой любимый уголок Таллина, еще со студенческих лет. Здесь в основном преобладает частный сектор, окруженный сосновым лесом.

Сам район стоит на горе, а под горой, в лесопарке, располагается главный технический ВУЗ Эстонии - Таллинский Технический Университет, сокращенно ТТУ или, как его недавно переименовали по американской моде - TalTech. Здесь же на горе возвышается большой трамплин для прыжков на лыжах.

Чёрт фон Глена и водопад Ягала

Университет должен быть где-то там, за лесом. Чтобы сделать это фото, мы залезли на еще один трамплин, который поменьше. На большой же просто так не подняться.

Панорама Google Maps, снятая с квадрокоптера. Виден и большой трамплин, и маленький, с которого я снимал. Автор - Sergei Zajarin.

Большой трамплин построили одновременно с новым корпусом тогда еще ТПИ - Таллинского Политехнического Института. Когда я учился, он уже там был. Помню, как мы однажды хотели на него залезть, подошли, но вход туда шел через домик смотрителя, в окошке которого горел свет. Так что не решились.

Чёрт фон Глена и водопад Ягала

Но где-то курсе на втором, гуляя белыми ночами по окрестностям, мы с однокурсником снова оказались у подножия этого трамплина, и на этот раз калитка была открыта, а в домике смотрителя явно никого не было. Ну, мы конечно воспользовались случаем и забрались на самый верх. О, какой оттуда был вид! Ночной Таллин лежал вокруг, как на ладони, было видно все его заливы, а вдали расстилалось море.

А сейчас у подножия трамплина действует лыжный центр Nõmme Lumepark - здесь можно кататься на горных лыжах, работают подъемники. Снег то ли еще не растаял, то ли накидали снежными пушками.

Nõmme Lumekeskus - ВИДЕО

Но мы идем дальше, в сторону главной достопримечательности района - замка Глена. И тут, конечно, невозможно не рассказать, кто такой был этот Глен.

Чёрт фон Глена и водопад Ягала

Александр Николай фон Глен (1841-1923) - личность в здешних местах легендарная. Это был местный помещик, из прибалтийских немцев. В 1873 году, когда в Нымме пришла железная дорога, он начал продавать земельные участки под застройку дачникам, и скоро здесь возник поселок.

По легенде, начиная стройку, Николай фон Глен произнес на ломаном эстонском языке - SEIE SAAGU LENN - "да будет здесь город". В 2011 году в центре Нымме ему поставили памятник, изобразив как раз эту фразу. Фото найдено в Интернете, кто этот колоритный бородач, похожий на Глена, не знаю :)

Чёрт фон Глена и водопад Ягала

Сам Глен тоже поселился в Нымме, выстроив для себя на окраине поселка замок по собственному проекту. Замок был готов в 1886 году. В дальнейшем эксцентричный помещик дополнил свое имение еще несколькими постройками разной степени удачности :)

В 1900-1910 он построил интересный пальмовый домик с ажурной крышей из камней, соединенных раствором. И как только эта конструкция держится? Сам домик в настоящее время представляет собой живописные руины, напоминающие развалины старинной крепости.

Чёрт фон Глена и водопад Ягала

А в 1908 году Глен решил создать гигантскую скульптуру Калевипоэга, героя эстонского национального эпоса. Но если архитектором хозяин поместья еще был неплохим, то вот скульптор из него получился неважный. Глен решил изобразить богатыря так, как любили изображать викингов - в рогатом шлеме. Однако вместо рогатого шлема у него получились рожки, как у черта. Так среди местных и повелось называть фигуру :)

Сзади на Калевипоэга должно было нападать некое чудовище, предположительно дракон. Однако и дракон у Глена тоже не вышел, а вместо него получился крокодил.

Чёрт фон Глена и водопад Ягала

Тогда же, в 1910 году, Глен построил и эту каменную башню. Сейчас уже не совсем понятно, с какой целью он ее задумал - то ли как маяк, то ли как просто смотровую площадку. В советское время полуразвалившуюся башню восстановили и разместили в ней обсерваторию Академии Наук. Позднее ее передали Таллинскому Техническому Университету.

А фигура Калевипоэга не пережила Первую мировую войну. Дело в том, что Глен при строительстве вмонтировал в глаза богатыря лампочки. Пока был мир, это было прикольно, но с началом войны во всех воюющих странах поднялась война шпиономании. Вот и в тогдашнем Ревеле власти решили, что помещик-немец собирается подавать сигналы немецким кораблям. В 1916 году статую взорвали. То, что мы видим сейчас - это восстановленная в 1990 году по старым фотографиям копия.

Чёрт фон Глена и водопад Ягала

А дальше случилась революция. Годом позже Эстония объявила о независимости. Николай фон Глен не стал дожидаться, чем все это закончится, и уехал сначала в Германию, а оттуда в Бразилию. Где занялся выращиванием кофе. И там же в 1923 году он погиб, случайно сорвавшись на лошади с обрыва. Ему было 82 года.

После отъезда хозяина замок постепенно разрушался, местные жители, как это обычно бывало, стали растаскивать его на кирпичи. Так бы от него ничего и не осталось, но тут руинами заинтересовались преподаватели и студенты Таллинского Политехническго Института. Их стараниями к 1977 году замок был восстановлен, став студенческим культурным центром. Также здесь несколько раз снимали кино. В фильме "Собака Баскервилей" (1981) замок можно увидеть в эпизоде, где доктор Мортимер рассматривает на снегу следы собаки, до смерти напугавшей сэра Чарльза. А в фильме "Мушкетёры двадцать лет спустя" (1992) замок Глена выступил уже в роли замка Портоса.

Чёрт фон Глена и водопад Ягала

Прогуляв по Нымме, в старый город мы уже не успели, а вместо этого поехали на самый большой и мощный водопад Эстонии - Ягала. В начале апреля еще вовсю таял снег, так что воды было много (хотя бывает и больше :))

С обрыва можно спуститься по лестнице и подойти к водопаду снизу. На эту сторону почти не падает солнце, так что здесь все еще в снегу. На другом же берегу снег уже растаял.

Чёрт фон Глена и водопад Ягала

В какой-то момент над струями воды проступила радуга

Осторожно, опасная зона, не свалитесь с высоты - напоминает табличка :)

Водопад Ягала. ВИДЕО

Карта сегодняшнего путешествия - болото Виру Раба, водопад Ягала, отель Пирита, замок Глена в Нымме