Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была вчера 13:21
Признание
пользователей

Из зала в зал переходя. Музеи Ватикана

Ватикан Октябрь 2018
103 59

Посещение Ватикана, точнее его музеев, было назначено онлайн на определённую дату и время. На этот день у меня был грандиозный план полного знакомства с Ватиканом: музеи, собор Святого Петра с одноимённой площадью и подъём на смотровую купола собора Святого Петра. Но откусить удалось лишь малую часть пирога — музеи Ватикана.

Совет: нечего и думать о том, чтобы объять необъятное и осмотреть за один раз все коллекции предметов искусства, собранные за 500 лет католической церковью. При самостоятельном посещении рассчитывать время на осмотр и только части музеев 5–6 часов.

На знакомство с собором Святого Петра — полтора, два часа, столько же при подъёме на смотровую купола.

Приехала в 8 утра, гораздо раньше назначенного времени, но ещё далеко от входа в музеи увидела огромную очередь, тянувшуюся под наружной стеной Ватикана. Решила, если не удастся пройти без очереди, как обещано в моём sity-pass, стоять не буду, это определённо займет часа три ожидания под дождём, поливавшем с завидной периодичностью.

Вздохнула с облегчением лишь тогда, когда перед входом в кассы увидела надпись «вход с sity-pacc» с небольшой очередью минут на 10, образованной заминкой перед металлоискателем.

Ещё 15 минут ушло на обмен онлайн-ваучера на билет в музеи. Обошлась без камеры хранения, хотя к фото-сумке при входе в музей прицепились, но удалось убедить в её необходимости. С собой можно взять лишь небольшую сумочку и фотоаппарат. Итак, с фотиком на груди и планшетом-путеводителем в руках, начала длинный самостоятельный путь по музеям Ватикана.

Многие музеи были закрыты для посещения, а некоторые, как Ватиканская библиотека, не посетила по своей вине, но об этом чуть позже.

6
Осмотр музеев начинается с террасы.
Осмотр музеев начинается с террасы.

1 из 2
 Краткая схема музеев, начала знакомство с справа, где расположена Пинакотека.
 
Краткая схема музеев, начала знакомство с справа, где расположена Пинакотека.

Музеи Ватикана — это комплекс из 26 музеев, основанных папой Юлием II в. начале XVI века. На территории музеев, длиной около пяти километров: 54 галереи; 1400 залов и 20 двориков-музеев, где хранятся более 60 000 произведений искусства.

11
Музеи Ватикана: здание Пинакотеки (слва);  терраса;  дворец Бельведер в начале огромного прямоугольника, заканчивающегося Сикстинской капеллой (внизу справа).
Музеи Ватикана: здание Пинакотеки (слва); терраса; дворец Бельведер в начале огромного прямоугольника, заканчивающегося Сикстинской капеллой (внизу справа).

При получении sity-pass, даётся код для скачивания путеводителя по музеям с интернета на телефон или планшет, что я и сделала дома. Поэтому спокойна гуляла сама по музеям, имея план и информацию о месте.

Кто не имеет путеводителя, может просто присоединиться к какой-либо группе своего языка, что явно не для меня, тем более тургруппы проходят по музеям 2–3 часа, пропуская множество залов, а не 6 часов, как прошла я самостоятельно.

Ещё можно купить за 7 евро аудио-путеводитель в кассе, который нужно бронировать заранее, но тогда придётся вернуться из Сикстинской капеллы обратно в кассы, у меня же в плане из музеев сразу перейти в собор Святого Петра.

В музеях всегда много народа и осмотреть экспозицию в тишине и покое не удастся.
В музеях всегда много народа и осмотреть экспозицию в тишине и покое не удастся.

Обязательно при посещении стоит иметь при себе аудиогид, без него это будет просто пустая, ничего не значащая прогулка по музеям. И вы обязательно пропустите очень значимые реликвии, фрески, картины, скульптуры, входящие в ТОП 100 музеев Ватикана, из-за которых и стоит их посещение.

Начала осмотр с музеев Этнологического и Пио-Кристиано, в котором представлены разнообразные саркофаги, украшенные барельефами, а также рисунками на античные темы.

Совет: не задерживайтесь в них, далее будет намного интереснее, а сил уже не будет, а ещё лучше, если вообще их пропустите, как это делают экскурсионные группы.

1 из 2
Из зала в зал переходя. Музеи Ватикана
 
1 из 2

Самая большая ценность музея Пио-Кристианостатуя Доброго Пастуха, созданная в 3 в. н. э. Статуя олицетворяет Христа и Жертву, принесенную им ради спасения людей.

1 из 2

Далее Пинакотека, которую следует посетить. Здесь около 460 картин XII–XIX веков, размещенных в 18 залах, где представлены всемирно прзнанные творцы, как Рафаэль, Караваджо, Тициан, Леонардо да Винчи и другие.

2
Здание Пинакотеки.
Здание Пинакотеки.

1 из 3
Зал в Пинакотеке, где представлены исключительно работы Рафаэля Санти.
1 из 4
Из зала в зал переходя. Музеи Ватикана
 

Ещё хочу коротко остановиться на истории святого Петра. Именно его именем назван собор Святого Петра в Ватикане. Апостол Пётр, это один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. В католической церкви считается первым папой римским. Арестованный в 42 году по приказу царя Иудеи, Пётр был заточён в тюрьму в Иерусалиме. В 64 году распят на перевёрнутом кресте вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

1 из 2

Исторический музей, в который не попала, содержит коллекцию оружия, обмундирования вооруженных войск Папы, портреты всех Пап и так называемые папа-мобили, кареты и автомобили, на которых ездили Папы. Посетить его можно только заранее заказав групповую экскурсию.

Через час вышла на террасу, уже уставшая от всего увиденного и услышанного.

1 из 2
Вид с террасы на сады Ватикана.

В сады Ватикана вход только с экскурсией, продолжительностью от 2 х до 4 х часов, в один день сады и музеи — это не увидеть ни то, ни другое, не советую.

Все сады отлично просматриваются со смотровой купола собора святого Петра.

1 из 4

Перехожу на другую, основную сторону музеев Ватикана. Здания музейного комплекса двух-трёх этажные.
Перехожу на другую, основную сторону музеев Ватикана. Здания музейного комплекса двух-трёх этажные.

Двор шишки получил свое название из-за четырёх метровой античной бронзовой позолоченной шишки, которая в древнем Риме украшала фонтан. До 1608 г. шишка располагалась на Марсовом поле, потом была перенесена в Ватикан и дала свое имя целому двору.

1 из 3
Дворец Бельведер.

Во дворе Шишки 4 лужайки, расположенные вокруг золотого шара, имеющего диаметр 4 метра. Если сосновая шишка символизирует жизнь как таковую, то «Сфера в сфере» символизирует современную жизнь человека.

1 из 2
Скульптор Арнальдо Помодоро создал свой шар в 1990 г.

Во дворце Бельведер, жёлтом здании за шишкой, расположены Грегорианские музеи: светского искусства; Этрусский; Египетский. И комплекс музеев Пио-Климента.

Чтобы составить представление, насколько огромны музеи, укажу лишь, что только Египетский музей состоит из девяти залов, ну и остальные не по одному.

Музеи Пия-Климента основаны двумя папами в 18 веке: Климентом XVI и Пием VI, которые впервые открыли публике коллекции произведений искусства. Это самый большой музей Ватикана с 12 залами и восьмиугольным двориком «Бельведер». В музее, кроме скульптур богов и героев Древнего мира, находится одна из богатейших коллекций в мире скульптурных изображений животных.

3
Из зала в зал переходя. Музеи Ватикана

1 из 2

Дворик Бельведер окаймлен портиком, под которым выставлены античные шедевры: барельефы и саркофаги, купели и алтари. Здесь же находятся знаменитая скульптурная группа Лаокоон.

1 из 8

Легенда о Лакооне: во время Троянской войны, Лаокоон, жрец Аполлона в городе Трое, отговаривал троянцев от втаскивания в город деревянного коня, оставленного греками за городскими воротами. Афина и Посейдон, которые были на стороне греков, послали двух больших морских змеи убить жреца и его сыновей.

4
Из зала в зал переходя. Музеи Ватикана

1 из 3
Зал животных.
1 из 2
Музей Кьярамонти с длинной арочной галереей.
1 из 3

По центру зала Муз установлена статуя «Торс», по мне, так просто ужасная скульптура, пусть даже античная, с которой Микеланджело списал обнаженные фигуры фрески «Страшный суд», украшающей одну из стен Сикстинской капеллы.

1 из 2

Самым ценным экспонатом Круглого зала является Геракл с яблоками Гесперид. Скульптура Геракла сделана из античной бронзы, а античных бронз до нашего времени сохранилось совсем не много. Очень многие мраморные статуи являются копиями с античных бронз, не сохранившихся до нашего времени.

1 из 2

Я перед этим не знала о яблоках Гесперид и, думаю, не все знакомы с этой легендой, коротко излагаю: одним из подвигов Геракла был достать из садов титана Атласа, держащего на плечах небесный свод, три золотых яблока, за которыми смотрели дочери Атласа Геспериды, Яблоки эти росли на золотом дереве, нужно было прежде всего узнать путь в сады Гесперид, охраняемые драконом, никогда не смыкавшим глаз сном. Пройдя через невероятные трудности, Геракл таки достал эти яблоки.

Полы Круглого зала украшает античная мозаика, а по центру стоит огромный порфировый бассейн, диаметром 5 метров. Как в античные времена его сделали, остается загадкой, порфир твердый камень и изготовить что-либо из него гораздо тяжелее, чем сделать это же из мрамора или травертина.

1 из 4

В зале Греческого креста выставлено два порфировых саркофага. Один из них, по преданию, принадлежал Святой Елене, а второй Констанцию. В саркофаге святой Елены позже похоронили очередного Папу, Святых отцов такие вещи совсем не смущали.

1 из 4
Из зала в зал переходя. Музеи Ватикана
 
1 из 2
Этрусский музей состоит из нескольких залов, особенно интересна экспозиция драгоценных украшений.
1 из 4
Из зала в зал переходя. Музеи Ватикана
 
1 из 3
1 из 3

Галерея гобеленов длинной 100 метров с 27 великолепными вытканными картинами с сюжетами из Библии. Ткачи Фландрии умудрялись изображать сложные религиозные сюжеты, используя всего лишь 6 цветов. В галерее всегда столпотворение, поэтому снимать отдельные картины просто невозможно.

1 из 3
Из зала в зал переходя. Музеи Ватикана
 

120 метровая галерея географических карт расписана 40 фресками. Некоторые карты имеют важную картографическую ценность. Их изготовление заняло 3 года (1580–1583 года). На карты нанесены не только географические данные, но также исторические события, а моря украшены кораблями, морскими чудовищами и мифологическими персонажами. Потолок украшен изображениями из жизни апостолов, а также 24 сценами из Ветхого Завета.

1 из 4

Апартаменты Борджиа названы в честь папы Александра VI, который до восхождения на папский престол носил имя Родриго Борджиа. Он проживал в этих залах во время всего своего 11-летнего правления. Украшением помещений занимался сам Бернардино Пинтуриккио совместно со своими учениками в конце XV века.

Здесь было особенно интересно после просмотра сериала «Борджиа», который посмотрела на одном дыхании, но, видимо не только я, так как залы были переполнены.

1 из 4

Станцы Рафаэля с фресками — это четыре небольших помещения, расписанные в 1508–1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал с росписями учеников после смерти Рафаэля по его эскизам.

Необходимость в станцах Рафаэля возникла после смерти Папы Александра VI Борджиа, в апартаментах которого отказался жить Папа Юлий II. Для оформления новых покоев пригласили молодого ещё мастера Рафаэля, которому едва исполнилось 25 лет, однако юность не помешала создать подлинный шедевр. Фрески, украшающие стены, отражают четыре ипостаси: философию, теологию, правосудие, поэзию. К сожалению, не удалось посмотреть все комнаты.

5
Из зала в зал переходя. Музеи Ватикана
3
Из зала в зал переходя. Музеи Ватикана
5
Из зала в зал переходя. Музеи Ватикана
5
Из зала в зал переходя. Музеи Ватикана

Лоджии, расписанные Рафаэлем, тоже были закрыты для посещения.

В музеях есть кафе, где можно отдохнуть и перекусить, правда очень дорого. Перед Сикстинской капеллой заскочила в кафе, но там были только стоячие столики, поэтому выпила ужасный на вкус и дорогущий кофе, сидя на лестнице.

Не увидела красивую винтовую лестницу Браманте, названную по имени создавшего её архитектора. Таких лестниц в музеях две, копия построена четыре века спустя по проекту Джузеппе Момо в 1932 году. Лестница Браманте закрыта для посещения, а на современную копию не попала по своей глупости, о чём чуть ниже.

8
Фото винтовой лестницы взято с интернета.
Фото винтовой лестницы взято с интернета.

Через пять с половиной часов, наконец, вышла к Сикстинской капелле, где людей было, как в автобусе в час пик. После многочасового похода по музеям она уже не воспринималась, как должна была.

Сикстинская капелла прославилась на весь мир благодаря своим фрескам. До сих пор сохранились ранние работы Боттичелли, Россели и Перуджино: ложные портьеры; 12 старинных фресок на стенах, а также портреты Пап.

Микеланджело работал над оформлением потолка и много позже над огромной фреской «Страшный суд» на боковой стене капеллы.

В Сикстинской капелле фотографировать запрещено, хотя интернет пестрит этими фотографиями, поэтому позаимствовала для общего представления 3 фото.

1 из 3
Взято с интернета. Сикстинская капелла с фреской "Страшный" суд.

Микеланджело считал себя исключительно скульптором и до просьбы Папы никогда не занимался фресками, но отказать в просьбе Папы не мог. В итоге, он расписал весь потолок, площадью 1115 кв. метров за четыре года (1508 — 1512 г.)
Четверть века спустя уже 60-летним Микеланджело будет создан еще более драматический шедевр — стеновая фреска, на которой изображен Страшный суд (1541 год).

Папа Павел III был настолько поражен картиной, что пал на колени и предался горячей молитве. Спустя 24 года цензура все же добралась до «неприличной» фрески и Даниэле да Вольтеру, ученику Микеланджело, пришлось приводить фреску в «пристойный» вид, за что получил прозвище «Штанописец».

Мой организм давно «звонил» о перегрузке. Полюбовалась минут 30 на фрески Рафаэля, сидя на стуле, который нагло освободила от молодого человека, ибо ноги уже не держали от переутомления. Всё же решила продолжить далее свою экскурсию по собору Святого Петра.

С Сикстинской капеллы два выхода, один — продолжение музеев с прекрасной папской библиотекой и красивой винтовой лестницей, пусть даже современной копией Браманти, другой — сразу в собор Святого Петра, куда я и направилась.

Это было ошибкой, так как не посмотрела ни собор Святого Петра, ни библиотеку, ни лестницу.

Если выбираете первый выход, то, чтобы попасть снова в Ватикан и в собор Святого Петра, необходимо обойти пару километров за наружной стеной Ватикана и простоять очередь при входе в собор.

1
Галерея перехода из музеев в собор Святого Петра.
Галерея перехода из музеев в собор Святого Петра.
1 из 3
Вестибюль собора Святого Петра.

Я не готова была обходить и стоять, поэтому сразу пошла в собор, переоценив свои силы, так как собор уже совсем не воспринимался. Мало того, отказал и фотоаппарат, все 3 батареи оказались разряженными, почему так получилось, напишу в следующем отчёте, так как это целая история.

После выхода из музеев Ватикана сразу отправилась в отель, где едва не пропустила ужин, завалившись отдохнуть на часик, и проспала 4 часа.

Следующий день, последний, был очень насыщенным, так как в план, без того загруженный, пришлось добавить снова Ватикан с собором Святого Петра и подъёмом на смотровую купола.

Начало путешествия в Рим:

Три штормовых дня в Риме. Приключения, обзорная и советы.

Ватикан: полезная информация
Комментарии