Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был сегодня 4:53
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Пенза — Россия Август 2016

Пенза.

На сайте Туристера есть всего пара небольших отчетов о Пензе, давайте восполним этот пробел.

Я много раз ездил мимо Пензы, на поезде Москва — Оренбург, и вот летом 2016 года (после завершения большого путешествия — по Сицилии, отчет о ней можно прочитать здесь — »Сицилийская мозаика. Обзор путешествия»), решил выйти в Пензе и провести один день в этом городе.

Пенза расположилась примерно на половине пути между Рязанью и Самарой и в настоящее время является крупным областным центром с населением в 522 тысячи жителей.

Остановился я прямо на вокзале — внутри есть приличная бюджетная гостиница(цена номера 400 рублей)

Путешествуем по России — Пенза

По Пензе я ходил только пешком и считаю такой способ лучшим для знакомства с городом. От железнодорожного вокзала я пешком направился в центр города на улицу Московская (это одна из старейших городских улиц) — она тянется к главному собору Пензы — к Спасскому Кафедральному собору.

На этой улице много купеческих особняков конца 19 — начала 20 века — на фото.

Путешествуем по России — Пенза

Пенза — была основана в 1663 году, как крепость для защиты от нападения кочевников. Город был построен на высоком берегу реки Пенза, именно река и дала название самому городу.

Позже стратегическое положение Пензы снизилось и стали развиваться ремесла и торговля.

Процветанию города способствовало плодородие местных земель. О значительной роли земледелия говорит герб-города Пензы- на нем изображены три снопа (пшеница, ячмень и просо).

Областным центром Пенза стала перед войной, в 1939 году.

Путешествуем по России — Пенза

На верхнем фото- памятник Белинскому в Пензе — он был установлен в начале 20 века, но был снесен во время восстания Чехословацкого корпуса в 1918 году. Восстановили его в 1954 году.

Именно с этого сквера — улица Московская становится пешеходной, а напротив сквера расположился новый Драматический театр Пензы- на фото

В самом конце пешеходной улицы на холме виден Кафедральный собор с золотыми куполами

Пенза быстро выросла — в 1782 году в ней проживало всего 9 тысяч жителей,

в 1861 году — 25 тысяч,

в 1914 году — 80 тысяч,

в 1939 году — 160 тысяч,

в 1970 году — 380 тысяч,

в 1992 году- 552 тысячи,

в 2017 году — 522 тясячи — население за последние 25 лет снизилось немного, но сейчас стабилизировалось.

Пешеходная Московская улица выложена мраморными плитами и чугунными люками в честь — 350-летия Пензы в 2013 году.

На центральной площади Ленина расположилось здание Правительства области

Путешествуем по России — Пенза

Справа от площади начинается сквер Славы.

Здесь установлен памятник Денису Давыдову — знаменитому поэту и партизану Войны 1812 года.

Путешествуем по России — Пенза

Сквер Славы завершается — монументом Славы прямо на набережной реки Суры — на фото.

Путешествуем по России — Пенза

Река Сура довольно широкая и уж точно шире нашего Урала в Оренбурге.

Поднимаемся на пешеходный мост переброшенный через реку, а затем возвращаемся снова на улицу Московская

Путешествуем по России — Пенза

Один из скверов в центре города — на фото

Путешествуем по России — Пенза

Затем продвигаемся к Троицкому женскому монастырю, который был основан в конце 17 века, «благодаря стараниям „безместных стариц“ Таисии, Феодосии, Екатерины и с ними около тридцати сестер»

Внутри собора

Путешествуем по России — Пенза

Монастырь стоит почти на берегу реки

Самый красивый собор в монастыре — церковь Троицы Живоначальной 1782 года

Рядом с монастырем на холме — скульптура «Первопоселенец» — на фото

Путешествуем по России — Пенза

Первопоселенец — скульптура в честь основателей и первых жителей Пензы, установлена в 1980 году.

Вот такой вид открывается со смотровой площадки от памятника — на фото — виден справа — мужской Спасо-Преображенский монастырь.

Идем дальше и видим остатки крепостного вала середины 17 века- на фото

У крепостного вала памятник Лермонтову

Продвигаемся дальше — наверх холма к Кафедральному собору

Вокруг собора расположился сквер имени Лермонтова

Кафедральный Спасский собор пока все еще строют с 2011 года, но когда завершат строительство- это безусловно будет главной достопримечательностью города.

На этом месте стоял с 1824 года старый Кафедральный Спасский собор в стиле классицизма - разрушенный большевиками в 1934 году

Путешествуем по России — Пенза

А вот так собор выглядит в 2022 году - строительство завершено и 19 июня собор освящен Патриархом Кириллом.

Внутри собора- фото из интернета.2022 год.

Рядом памятник борцам Революции на площади Советской.

Путешествуем по России — Пенза

Через дорогу - по адресу - Советская, 3 - старинный особняк  в стиле модерн  - конца 19 века - здесь находится Пензенская областная картинная галерея - один из лучших музеев области-на фото

Заходим внутрь - здесь хорошая подборка картин 18-20 века, в том числе иностранных художников

Билет стоил мне 150 рублей.

На нижнем фото- Княжна Тараканова.1864 год.Художник -Флавицкий

Картина Айвазовского.1878 год

На фото- портрет Варвары Дмитириевны Римской-Корсаковой.1858 год. Художник - Винтерхальтер.

Путешествуем по России — Пенза

На фото- царь Иван Грозный.

На фото - Колесница Аполлона - каминные часы 1820 год.Франция.

Теперь снова возвращаемся на Московскую улицу, но теперь спускаемся с холма

Московская улица — это местный Арбат

На Московской улице

После уходим из центра и двигаемся на запад к Успенскому собору на Мироносицком кладбище, проходя и улицы с новыми многоэтажками и старыми русскими домиками с печным отплением

Путешествуем по России — Пенза

Заходим на старое Мироносицкое кладбище — здесь хорошо сохранились могилы даже 19 века — на фото

В центре кладбища две церкви — на нижнем фото — церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Рядом расположился краснокаменный собор построенный в византийском стиле в 1905 году — Успенский собор - на фото

Путешествуем по России — Пенза

Успенский собор богато украшен, внутри красивый иконостас

Путешествуем по России — Пенза

По соседству с соборами — находятся военные захоронения. В Пензе в годы Великой Отечественной войны было очень много военных госпиталей, в которых не все солдаты выздоравливали после тяжелых ранений.

Путешествуем по России — Пенза

Особенно поразила могила — 17 летний девушки — медсестры погибший на войне — на фото.

А дальше я возращался через спальные районы Пензы на вокзал. В Пензе есть еще   несколько интересных музеев в центре города — но я больше  не пошел, так как уже был перегружен впечатлениями от своего летнего путешествия.

Путешествуем по России — Пенза

Здесь все как обычно в крупных городах России — супермаркеты, молы, современные кинотеатры и многоэтажки.

В целом Пенза оставила приятное впечатление, не смотря на то, что в ней нет выдающихся достопримечательностей.

В добавление выставляю еще два фотоальбома о Пензе(фотографии которых не дублируют фото в отчете)