Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 1:59
В этом году загранка накрылась. Изучаю Россию!

Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Поли — Камерун Январь 2015
27 39

Учёные антропологи, изучавшие различные и совершенно не связанные между собой африканские народы, пришли к выводу, что самое ценное их достояние это — умершие предки. Подобное можно назвать основным принципом большинства африканских сообществ. Конечно, в наше время традиционный для Африки анимизм отступает, на его место приходят христианство и ислам, и образуется некий религиозный микс.

Б.Оля приводит в 1975 г. такие данные: 55% населения Тропической Африки — приверженцы традиционных культов, 35% — мусульмане, 10% — христиане.

Я не социолог, каких-либо точных цифр привести не могу, но по своему опыту мне видится, что анимистов теперь не более 5–7%, в то время как количество мусульман значительно увеличилось, и найти такое африканское сообщество, где бы в первозданном виде сохранился анимизм очень и очень не просто.

Народ довайо вплоть до 80-х годов 20-ого века в подавляющей массе придерживался своих вековых традиций. В настоящем довайо разбрелись по различным религиям, но при этом возле Поли сохранилась деревушка, или скорее хуторок, под названием Конгл, где анимизм живее всех живых.

Что представляет собой анимизм? В подобной статье полностью объяснить это довольно сложно, но я всё же попробую.

Палеонегритские племена Северного Камеруна считают, что первоначально существовал только огонь, который далее залила вода, и первые люди появились после потопа.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Весь этот процесс был запущен главным божеством. Если в христианстве создатель мира и отец Христа это некий добрый дедушка-отец, то в мифах африканских народов он предстаёт, то змеем, то быком, то каким-то особым двуполым существом, то ещё чем-то таким, непонятным.

Одним словом, мир был создан, но создан он был несколько небрежно или скорее в черновом варианте, с ошибками. После этого главное божество ушло со сцены, уступив управление вселенной другим богам, которые изначально рангом ниже. Далее создатель (лис, змей, крокодил или просто непонятное существо) отстранился от практических дел, в жизнь вселенной он вмешивается изредка, точнее — редко, но метко.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

В литургии африканских культов роль творца сведена почти к нулю, почитают его только в самых исключительных случаях. Точнее, африканцы полагают, что они не могут напрямую обратиться к верховному божеству, а все их молитвы, все подношения, адресованные в иерархическом порядке семейному предку или одному из младших богов, но в конечном счёте, предназначены именно ему — верховному Богу.

Происходит это от того, что Творец их молитвы по-любому не услышит, поэтому действовать необходимо через посредников.

Нужно сказать, что некая аналогия с Библией, и с христианством, а также с китайскими религиями определённо прослеживается. В храмах Поднебесной империи мне приходилось видеть специальные деньги, предназначенные для сжигания в печи — таким образом, живые родственники, конвертируя, переводят ассигнации прямо на небо, пополняя там счёт покойного.

Африканские боги созданы африканским мышлением, и посему они ведут себя не по-европейски. Мифы, где африканские боги предстают во всей красе, обычного европейца могут шокировать кровожадностью. Если верховное божество отстранилось, то нижние боги нуждаются в постоянной поддержке людей, поэтому, если они давно не получали подарок, они могут запросто начать вредить.

Такое выражение как «кормить богов» в Африке имеет не аллегорический, а прямой смысл. В африканских пантеонах отсутствует деления на чёрное и на белое, на демонов и на ангелов — не получил подношение, поэтому и злой. А посему с богами нужно общаться, постоянно узнавая, что они хотят, и именно здесь на помощь африканцам приходят их предки. Умерший ценен тем, что он освобождает свою энергию и передаёт её живым. Но предком его начинают считать только после целой серии обрядов отделения от мира живых. Главным моментом здесь являются похороны, которые часто растягиваются на несколько лет.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Но даже после всех этих церемоний такой предок всего лишь новичок среди ушедших в мир иной сородичей. Он (или скорее его душа) какое-то время должен освоиться в новом для себя мире, и будет (или скорее сможет ли) ли он помогать живым, это ещё вопрос. Здесь должна установиться связь между предками и ныне здравствующим главой культа — души предшественников должны иметь свободный доступ к такому человеку, и это накладывает на главу культа определённый стереотип поведения.

Живой человек становится, как бы подвешен между двумя мирами. У умершего перед похоронами отрезаются определённые части тела, например, пенис, палец, ухо, кусочек кожи со лба и т. д. и т. п. Всё это складывается в специальный мешок, и подобных сувениров с годами накапливается великое множество. Хранить их надлежит главе культа — через эти фетиши ему легче общаться с их бывшими хозяевами.

Есть и ещё один способ более плотного контакта. Голову умершего отделяют от тела и относят в специальный секретный пантеон, вход в который разрешён только главе культа, и только после особых ритуалов. Кто может быть главой культа? Обычно это старики. Они обречены на скорую смерть, отчего являются промежуточным звеном или скорее даже посредниками между живущими и исчезнувшими поколениями. Этим определяется их исключительное положение в африканских сообществах.

Африканский род имеет одного или максимум двух-трёх старцев, каждый из которых выполняет свою задачу для сообщества, но с предками общается только один человек, в то время как некой властью над родом (или над деревней), или неким статусом наделены пять человек. Именно они решаю жизненно важные вопросы сообщества. Кто это такие?

У камерунских анимистов дувайо в подобное политбюро входят:

1. Женщина, принимающая роды (повитуха). Обычно это старуха за шестьдесят.

2. Староста или администратор деревни, которого назначил ламидо или его доверенное лицо.

3. Старик, общающийся с предками.

4. Марабу — человек, отвечающий за магию, отгоняющий от деревни злых духов. Пришедшие в Камерун французы, стали именовать марабу колдуном, хотя это не так. Марабу не колдует, он наоборот защищает от колдунов, но грань здесь довольно тонкая.

5. Кузнец. «Почему кузнец? Зачем кузнец?» — спросит читатель. Всё очень просто. Кузнец руководит обрядом свадьбы и церемонией похорон. Часто бывает, что он одновременно исполняет обязанности по всем пунктам, кроме первого.

Итак, понимаю, что читателей я запутал, поэтому попытаюсь рассказать, как это выглядит на конкретном примере. Марсель привёл нас в маленькую деревушку под названием Конгл.

2
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Нас здесь уже ждут.

2
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

С разных сторон в тени раскидистых крон сидят люди, тихо и лениво разговаривая между собой.

2
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Завидев гостей, часть из них вскакивает со своих отполированных мест и спешит поприветствовать нас. Основное внимание привлекают 6–7 женщин, вся одежда которых состоит из зелёных веток листвы, подвязанных спереди и сзади, и составляющих таким образом юбку.

2
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Были здесь и обычные африканки, но на фоне гуляющих топлес, они явно проигрывали.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Утром перед восходом солнца туземки собирают с определённого дерева веточки, и плетут себе юбку, щеголяя, таким образом, каждый день в новом-старом наряде.

4
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

В Конгл живёт известный на всю округу кузнец по имени Оливье. У него две молодые жены, от которых он имеет 7 детей. Другие голые женщины также состоят с ним в каком-то родстве: кто-то из них его мать, кто-то жена брата, и так далее.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Если женщине за 60 она стрижётся наголо. Позже, у двух бабушек, я заметил сзади на юбке некие кисточки, напоминающую веник.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Подобное обозначает, что женщины являются посвящёнными, они входят в так называемую пятёрку политбюро — одна из них принимает роды, вторая отвечает за общение с предками (или является марабу). Конгл для довайо, это как примерно Троицко-Сергиевская лавра для верующего человека в советский период.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Многие довайо хоть и приняли христианство, но после церкви, после причастия, после молитвы в мечети, обязательно идут сюда, дабы получить наставление от здешних анимистов.

Глядя на старые групповые фотографии, где есть Григорий Распутин, невольно поражает его острый пронзительный взгляд. Кажется, что эти глаза-гвозди через столетие нацелены именно на тебя. Невольно представляется, как старец изучал людей своим пронзительным взглядом.

Взгляд местного кузнеца от распутинского мало чем отличается. И когда тебя насквозь сверлят такие глаза, это создаёт некий дискомфорт. Кажется, что он, словно рентген, видит тебя насквозь и всё о тебе знает. Да что там знает, он скорее думает, как с тобой дальше быть и что с тобой сделать.

Жаль, но мне его взгляд сфотографировать, как следует так и не удалось. Я сделал большое количество кадров, но все они не передают живой мощи и бешеного напора.

Тут нужно подробно объяснить, кем является в этой религии кузнец, и какие функции он выполняет. У довайо, как впрочем, и у других народов Тропической Африки, юноши и девушки имеют негласную свободу добрачных половых отношений. Правило супружеской верности считается «обязательным» только после свадьбы.

Юноша предлагает девушке руку и сердце, она ведёт его к своим родителям, если те дают добро, она идёт к кузнецу, заказывать кольца. Кузнец делает молодожёнам кольца. После происходит семейное торжество с пивом и с закусками, где кузнец торжественно провозглашает новую ячейку общества.

В подарок за это он получает козу или мешок с ячменём. Варианты могут быть разные, но главное, что кузнец что-то получает. Оливье известен на всю округу — юноши и девушки из самых дальних деревень заказывают у него кольца.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Но это обычная сторона жизни, тут всё просто, поэтому перейдём к похоронам, ибо ими заправляет опять-таки кузнец. Как определить, что человек умер, а не уснул? В Европе, в Америке и в России приезжает скорая, медсестра пишет заключение, после чего покойника везут в морг. У камерунских анимистов ни врачей, ни моргов нет. Если человек умирает, то смерть должны зафиксировать пять перечисленных выше товарищей, так называемое политбюро.

Они будут свидетельствовать перед представителями государства, что человек умер. Различные народы Камеруна хоронят, кто, на третий, кто на четвёртый, а некоторые даже на десятый день.

По камерунскому ТВ даже показывали сюжет, как представители такого малого народа переехали жить в Яунде, далее у них в семье кто-то скончался, но они решили остаться верными своей традиции, ожидая именно десятого дня. Труп стал разлагаться и вонять на всю округу. Соседи не выдержали, выбили их дверь и вызвали полицию. Кладбищ как таковых у анимистов нет.

Если человек окончил земной путь молодым, то жизненной энергии у него не так много, поэтому его тихо хоронят, иногда даже рядом с жилищем (отметим, что делает это именно кузнец). Но если умирает старик, его силу и энергию необходимо сохранить. Вначале, отрезаются кусочки тела, и далее кузнец тащит труп в укромное место, где закапывает покойного в сидячем положении. Голова при этом остаётся над землёй. Её накрывают мешком из шкур, и, защищая от диких животных, обкладывают камнями. Похороны считаются завершёнными, когда кузнец вернётся в это место за головой, и передаст её человеку, который общается с предками. Тот отнесёт голову в пантеон.

Думаю, не нужно объяснять, что во время церемоний пиво льётся рекой. Однако тут возникает вопрос, через какое время кузнец должен вернуться за головой? У разных народов по-разному.

Позже, мне довелось слышать спор наших гидов. Абдула утверждал, что присутствовал на церемонии, где принесли голову покойного, умершего 40 дней назад. Марсель на это возразил, что через 40 дней ещё невозможно оторвать голову от туловища. Далее добавил, что обычно у камерунских анимистов, за головой кузнец приходит через 2 года.

Оппонент стоял на своём, утверждая, что некоторые довайо завершают обряд похорон на сороковой день. Вернёмся в деревню Конгл.

Так, вот, по моему мнению, местный кузнец Оливье даже живому человеку запросто может голову открутить, не говоря уже про жмуриков, коих он перетаскал на себе несметное множество. По фигуре это само совершенство. В средние века такого африканца можно было хорошо продать работорговцам, ну, а в наши дни он вполне мог бы достичь чего-то в спорте.

Мы раздали подарки. Его жёнам перепал лак для ногтей. Оливье повеселел, и какое-то время его тяжёлый убийственный взгляд мы на себе не ощущали. Более того, рядом с деревней расположена его кузница, куда он нас и пригласил. Оная представляет собой навес с широкой соломенной крышей.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Дабы попасть внутрь, нужно нагибаться в три погибели, и далее, из-за низкого потолка, там можно только сидеть.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Профессия кузнеца передаётся у довайо от отца к сыну. Отец, дед и прадед Оливье также были кузнецами.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

В роду кузнецов земледелием никто не занимается. Более 30 лет назад в Конгли побывал известный антрополог Нигелем Барли. Англичанин помог отцу Оливье, соорудив вместе с ним некую крутилку, для раздува углей.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Кузнец весь в работе. Он нагревает железный штырь, далее с серьёзным видом стучит по нему молотком.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Одну половину закручивает, и вместе с другой заворачивает в кольцо, заготовку периодически охлаждает, но не в воде, а в мокрой глине. К Оливье за кольцами обращаются разные народности, каждой из которой необходим узор в своём национальном стиле.

Искры летят во все стороны, но, как и почему они не прожигают низкую соломенную крышу? Возможно, её невидимым для нас образом защищают предки?! Уголь Оливье покупает, угля у него много. Причём, горящие головешки он переворачивает длинным мечом, который выковал его дед.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Ещё 30–40 лет назад здесь всё было по-другому, и заказы у кузнеца были не только на покойников, но и на оружие. Наконец, оба изделия готовы. Теперь всё понятно. Оливье подумал, что мы с Мариной семейная пара, и решил нас поженить. Подобное в наши планы не входило. Марина своё кольцо взяла, но в тот же день загадочным образом потеряла.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Я же, поблагодарив кузнеца, подарок брать, не стал, впрочем, он и не настаивал. Выходим из кузницы, возвращаемся в деревню. Оливье ведёт нас к своему дому.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Здесь во дворе разложена для продажи глиняная посуда.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Тут снова нужно объяснить. Кузнец женится обычно на дочери другого кузнеца. Невеста в обязательном порядке умеет обжигать метал, но её призвание в другом. Жены кузнеца являются горшечницами — они и только они имеют право работать с глиной. Каждый горшок они мастерят, призывая на помощь предков. Семейство кузнеца дружно предложило нам купить их горшки.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Повторюсь, что ничего брать отсюда мне совершенно не хотелось. Такого же мнения была и моя спутница. Мы тупо стояли, переминаясь как кони, с ноги на ногу, не зная, как разрулить ситуацию. Тут на наше счастье появилась одна из лысых старушек, сказав Оливье, что его дети начали баловаться. Мы вышли со двора вместе с ним, и далее наблюдали, как отец отнюдь не по-детски отшлёпал озорников палкой. После этого взгляд кузнеца вновь сделался решительным и пронзительным.

Женщины уже почти сварили пиво, и местный люд был весь в предвкушении праздника. Как позже выяснилось, пиво приготовили не просто так. Одна из местных лысых бабушек вылечила своими снадобьями какую-то женщину из другой деревни, и та, соответственно, проставлялась.

Отметим, что медицины в здешней округе нет. Точнее, в Поли есть кабинет, но приём у врача стоит 13 евро. Думаю, такая сумма не нуждается в пояснении. Если в первой деревне нам довелось попасть на собрание, где люди выясняли причину неурожая, то у анимистов подобные вопросы решаются по-другому. Человек, общающийся с предками, несколько дней готовится к ритуалу — не ест, не пьёт, не спит с женой (или с мужем). Далее он идёт в пантеон и находит голову, которая вредит его деревне.

Вначале предка задабривают. Как задабривают предков? Сперва, режут чёрную курицу или чёрное животное, после для позитива на тот свет в качестве подарка отправляется уже белая животинка. Жертвенное мясо анимисты не едят, а вот кровь они используют.

Далее я спросил, а что будет, если предок не захочет помогать? Вопрос перевели, но кузнец так сверкнул взглядом, отчего желание что-то выяснять у меня отпало само собой. Абдула показал мощную рогатину, на которую я сам никогда бы не обратил внимания.

2
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Она тихо и мирно стояла возле самого большого дерева. На рогатине имелось множество нарезанных канавок, которые марабу во время жертвоприношения наполняет кровью.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Раньше такие рогатины стояли как главный фетиш во всех деревнях довайо. Пришедшие сюда миссионеры вначале старались их просто сжигать, но это не помогло. Тогда проповедники придумали вставлять крест внутрь, объясняя народу, что это та же самая рогатина (позже мы действительно видели в одной христианской деревне подобный тандем).

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Кузнец также снял с ветки специальный фетиш-колокольчик. Оный весь поржавел и обладал совсем хриплым голосом, ибо уже устал звать на помощь предков.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Если в наше время живые живым не помогают, то что тут говорить про помощь с того света. Забавного и любопытного у анимистов предостаточно. Так, например, у Оливье есть брат, он тоже кузнец, но рангом ниже.

В любом случае, оба кузнеца носят специальную синюю шапочку, которая говорит об их статусе. Но если Оливье занимается свадьбами и похоронами, то брат помогает женщинам рожать. Нет, конечно, не в прямом смысле, просто кузнец № 2 мастерит специальных кукол.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Игрушки выглядят нарядно, как и положено, мальчик больше, девочка чуть меньше. Ну, а я в очередной раз убедился — хватать и покупать всё подряд в Африке никак нельзя. Если через год после свадьбы женщина не беременеет, ей покупают такую заговоренную куклу, и она носит её на спине, замотав в ткань, точно также как носят детей настоящих. Имя будущему ребёнку даётся до рождения. Купишь куклу мальчика — родится мальчик. Возьмёшь девочку — родится девочка.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Казалось бы, чушь какая-то, но бесплодных женщин здесь не бывает — рожают все. После рождения ребёнка деревянного человечка необходимо хранить всю жизнь, ибо он становится двойником человека настоящего, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда, кузнец № 2 нам пожаловался, что появились мошенники, которые подделывают его кукол и продают точно таких на базаре, но те, соответственно, не обладают магической силой.

Одним словом, фирма веников не вяжет, тут всё по-взрослому и покупать кукол нужно только в Конгли. Пока мы изучали кукол и фетиши, в деревню на праздник пришли новые люди. Некоторые женщины принесли сюда свои домашние дела.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Причём, одна женщина даже вязала, что меня особенно поразило.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Повариха постоянно перемешивала готовившееся на костре пиво, но тут она объявила, что напиток готов, на огне его держать более нельзя, ибо варево может закипеть.

2
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

В любом случае, затягивать с пивом было уже неприлично. По рукам пошла большая калебаса, воздух наполнился терпким пивным ароматом.

2
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Выпив, народ заметно повеселел.

2
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Оливье сказал, что сейчас они всей деревней покажут нам особый ритуальный танец. Кузнец начал стучать на барабане.

2
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Женщины стали ходить по кругу и петь.

2
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Мотив был довольно прост и однообразен, но тоску волжских бурлаков он отнюдь не навевал.

2
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Радостно стучал тамтам и как-то даже повеселел после пива хриплый колокольчик.

3
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Алкоголь прогнал дурные мысли, и люди в танце соединились со своими предками. Далее мы наблюдали, как обе жены кузнеца, уставшие, но счастливые, улеглись рядом на циновку.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

У каждой имеется свой домик. Соблюдая очерёдность, Оливье ночует то у одной, то у другой по два дня кряду. Жёны между собой не конфликтуют и даже дружат — обе они бедны, им нечего делить. Я же смотрел на них, и невольно думал, кому-то повезло с предками — пращуров в качестве рабов доставили в Америку, в то время как предки девчонок от работорговцев ускользнули. И что теперь толку звать таких предков на помощь? А ведь у этих статных леди жизнь могла быть совсем другой…

Дабы не вспоминать эти распутинские глаза, Марина решила задобрить Оливье, подарив ему ремень-кошелёк. Кузнец очень обрадовался, и сразу положил туда мобильник, который до этого он носил под шапкой. В качестве высшей признательности Оливье вместе с детьми отправился нас провожать, и это опустошило мою сумку на определённое количество конфет.

1
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

Сложен наш мир. С одной стороны классические религии дают человеку некие ориентиры в жизни, помогают эту самую жизнь вывести на более высокий уровень.

2
Камерун. Ч - 7. В гостях у кузнеца

В Африке невольно замечаешь, что христиане и особенно мусульмане заметно богаче всевозможных анимистов. С другой стороны исчезает уникальная культура, и через 20–30 лет островков каменного века на нашей планете уже совсем не останется.

Следующая часть - Камерун. Ч - 8. По пути к анимастам Кома

Комментарии