Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 0:54

Южно-Сахалинск — Россия Сентябрь 2018

Изначально в моем дальневосточном путешествии ехать на Сахалин я не собиралась. Распланировала маршрут, купила билет до Владивостока и обратный из Хабаровска. Но в какой-то момент посетила мысль: почему бы и нет? До Исландии долетели, а тут совсем рядом, ведь от Хабаровска чуть больше часа, когда еще будет такая возможность? И билеты в Южно-Сахалинск были куплены, жаль, только времени на него я могла выделить совсем немного.

28 сентября во второй половине дня прилетела в Южно-Сахалинск, где меня встретили и сопроводили до гостиницы наш главный сахалинец Сергей Первухин и его сын Артём.

Гостиницу «Лотос» заказывала напрямую на её сайте, другие варианты, предлагаемые Booking, были дороже. Небольшая гостиница, вполне комфортная и удобно расположенная, я осталась ею довольна.

Времени на осмотр города у меня было немного, приехала всего на два дня, а хотелось увидеть что-то и за городом. Поэтому устроившись, сразу пошла на прогулку.

Южно-Сахалинск — город с непростой историей: был основан русскими в 1882 году как посёлок каторжан Владимировка, с 1905 по 1945 год бы в составе Японии и назвался Тоёхара… Но ничего об этом я рассказывать не собираюсь, все это уже рассказал достаточно подробно и интересно Сергей Первухин, а он знает об этом гораздо больше. Вам интересно? Читайте здесь.

Сложно идти по следам такого знающего и любящего Сахалин местного жителя, но должна же я показать вам то, что увидела? Поступлю, как поющий нанаец: что вижу, о том пою. Будем просто погулять, смотреть на город без особых планов, но и не пропуская интересное.

В Южно-Сахалинске я уже была, но очень давно и недолго, прилетала из Комсомольска-на Амуре в январе 1982 года по путевке выходного дня. Помню мало: много белого снега, синее небо и серые пятиэтажки стандартного города тех лет. Южно-Сахалинск застраивался в 1960-70-е годы, период хрущевок, поэтому особой красотой архитектуры не отличался. Посмотрим, как изменился город за прошедшие годы.

Южно-Сахалинск или много лет спустя

Вышла к Областной универсальной научной библиотеке, рядом с которой есть сквер им. А. П. Чехова. Памятник рядом с библиотекой работы московского скульптора А.А Тюренкова установили еще в 1990 году.

С Чеховым в Южно-Сахалинске связано многое. В 1890 году писатель несколько месяцев провел на острове, собрал богатый материал о жизни каторжников и поселенцев, затем пять лет писал об этом книгу «Остров Сахалин».

Ворота в виде чернильниц с гусиными перьями. В сквере посадили более 30-ти наименований различных видов растений - туи, можжевельника, сосен, ели, барбариса, клена, яблонь. Все растения завезены из Европы и в городе высажены впервые.

Сквер несколько лет назад привели в порядок, реконструировали и оформили в стиле 19 века, установили кованые фонари, извилистые дорожки выложили брусчаткой, установили скульптурные композиции работы местного скульптора Владимира Чеботарева.

Вот на камешке сидит штабс-капитан А. П. Шишмарев, о котором А. П. Чехов писал в своей книге: «Когда-то, в отдаленные времена, Сахалина не было вовсе, но вдруг, вследствие вулканических причин, поднялась подводная скала выше уровня моря, и на ней сидели два существа — сивуч и штабс-капитан Шишмарев. Говорят, что он ходил в вязаном сюртуке с погонами.

Южно-Сахалинск или много лет спустя

А это герои чеховской «Дамы с собачкой». Радует, что не блестят отдельные части фигур.

В сквер выходит и главный фасад Сахалинского областного художественного музея. В городе немного сохранилось зданий «японского» периода, вот это одно из них, — здесь был филиал Хоккайдского банка развития в г. Тоёхара.

По традиционной для наших городов улице Ленина пошла к площади Ленина. Улица пересекает весь город с севера на юг и в основном застроена стандартными пятиэтажками. В последние годы фасады многих зданий обшили современными материалами, улицы города стали выглядеть веселее.

Площадь Ленина. Думаю, что вождя вы узнаете и в таком ракурсе. Иного не позволяло освещение, темнело, а ещё раз сюда приходить времени не было. Сквер на площади довольно симпатичный и ухоженный, с фонтаном, беседками, красивыми фонарями.

Памятник Ленину в Южно-Сахалинске — одна из главных городских достопримечательностей. Это работа знаменитого советского скульптора-монументалиста Евгения Вучетича, автора памятника Дзержинскому, что когда-то стоял на Лубянке, «Родина-Мать» в Киеве и Волгограде и многих других.

А смотрит товарищ Ленин на здание Администрации Южно-Сахалинска.

На площади есть Мемориал жертвам сильнейшего землетрясения 28 мая 1995 года в Нефтегорске, когда поселок ночью был стерт с лица земли. За ним привокзальная площадь, железнодорожный вокзал и автовокзал.

Вокруг площади — офисы Сахалинского филиала РЖД, «Ростелекома», несколько гостиниц. Я обратила внимание, что в городе очень много гостиниц, причем довольно солидных. Южно-Сахалинск, хоть и островная столица, город небольшой, население около 200 тысяч человек.

Погуляла по скверу на площади и направилась в сторону гостиницы, в темноте бродить особого смысла не было. Да и людей на улице мало.

Утром, проснувшись, я решила день начать с дела. Было у меня в этой поездке одно небольшое дело, но обязательное к исполнению. Когда-то в Южно-Сахалинске жил мой брат с семьей, благодаря им научились мы есть папоротник. Вот его я и хотела привезти с Сахалина как главный сувенир, поэтому решила с утра дойти до рынка.

Вышла на улицу Сахалинскую, она интересна тем, что здесь есть четыре сквера, названные именами российских мореплавателей, исследователей Дальнего Востока. Сквер Г. И. Невельского остался в стороне, я вышла на Сахалинскую у сквера И. Ф. Крузенштерна.

На постаменте бюста написано «Крузенштерн Иван Федорович Начальник первой русской кругосветной экспедиции, исследователь Сахалина и Курильских островов». Есть щит с информацией о Сахалине и о Крузенштерне.

Следующий сквер носит имя Николая Васильевича Рудановского, российского контр-адмирала, картографа, исследователя Сахалина. Благодаря его исследованиям появилась первая карта Южного Сахалина.

Рядом кинотеатр «Комсомолец», построенный в 1953 году.

Южно-Сахалинск или много лет спустя

На перекрестке с улицей Ленина есть здание из списка культурного наследия Южно-Сахалинска, — построенный в 1954 году книжный магазин «Современник», а теперь обычный торговый дом с тем же названием.

Напротив — универмаг «Сахалин», построенный в 1963 году. Подобные, с некоторыми вариантами фасада, построены во многих городах страны. Например, в Орле и в Комсомольске-на Амуре.

Южно-Сахалинск или много лет спустя

Следующий сквер носит имя Василия Михайловича Головина, русского мореплавателя, вице-адмирала, руководителя двух кругосветных экспедиций. Его именем названы — пролив между островами Райкоке и Матуа, вулкан, бухта, река, озеро и поселок на острове Кунашир.

Дальше началась разного рода рынки и магазины. Папоротник сушеный я купила у кореянок рядом с рынком «Восток», задача была выполнена, можно было идти по достопримечательностям города.

Недалеко от своей гостиницы обнаружила цветущие безвременники.

Южно-Сахалинск или много лет спустя

Одно из зданий областного правительства, где находятся различные министерства и службы, заодно оно выполняет функции Дворца бракосочетания. Из сквера рядом как раз выходила компания во главе с женихом и невестой, там явно была фотосессия.

Это Сквер памяти Правительства Сахалинской области, такого я еще нигде не видела. Здесь установлены бюсты руководителей области, начиная с первого председателя исполкома Сахалинской области Цапко А.Ф, убитого в 1920 году интервентами до губернатора Фарахутдинова И.П., погибшего в 2003 году со своей командой в авиакатастрофе.

Основное здание Правительства Сахалинской области неподалеку. Солидно!

Южно-Сахалинск или много лет спустя

На противоположной стороне Коммунистического проспекта — Сахалинский Международный театральный центр им. А. П. Чехова, ранее — Сахалинский областной драматический театр. Вообще театр на Сахалине был создан еще в 1930 году в Александровске-Сахалинском, который тогда был областным центром.

В 1947 году областной центр перенесли в Южно-Сахалинск и там создали областной театр, вскоре туда перешла труппа из Александровска-Сахалинского. В театральный центр театр реформировали в 1992 году, в него вошли также театр для детей и молодежи, музыкальный театр и театральный колледж.

Южно-Сахалинск или много лет спустя

Центр окружен замечательным парком с клумбами, беседками, красивыми деревьями.

В парке установлены скульптуры героев чеховских произведений: «Каштанка», «Толстый и тонкий», «Дама с собачкой».

Южно-Сахалинск или много лет спустя

Я пропустила «Человека в футляре», загляделась на красоту осенних деревьев. Увидела его потом на своей фотографии. Вот он, грустит в аллее правее беседки.

Южно-Сахалинск или много лет спустя

В парке за зданием центра находится Литературно-художественный музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин», открытый в 1995 году для увековечения памяти о поездке А. П. Чехова на остров в 1890 году.

Южно-Сахалинск или много лет спустя

Рядом бюст писателя и памятник книге А. П. Чехова «Остров Сахалин». На развернутых бронзовых страницах изображен портрет автора путевых заметок о каторжном острове и отрывок из первого издания книги.

Далее путь лежит по Коммунистическому проспекту. Здесь у корпуса Восточного факультета Сахалинского государственного университета стоит памятник Г. И. Невельскому. Его установили в 2013 году в честь 200-летия исследователя Дальнего Востока. Вклад Невельского в освоение дальневосточных земель огромен! Мне памятник очень нравится!

А вот и самое знаменитое здание Южно-Сахалинска — Сахалинский областной краеведческий музей, основанный в 1896 году военным губернатором Сахалина Д. В. Мерказиным. Заходить в музей у меня времени не было, тем более на территории было оживленно, у входа стояли группы туристов. Поэтому я только погуляла по территории и хорошо осмотрела со всех сторон это уникальное в своем роде здание.

Музей занимает японское здание, построенное в традиционном национальном стиле тэйкан-дзукури («императорская корона»). Таких больше нет не только на Сахалине, но и во всей России. Что интересно, здание было специально построено для музея в 1937 году еще в японском губернаторстве Карафуто, когда город назывался Тоёхара.

Южно-Сахалинск или много лет спустя

Но и на территории вокруг здания было на что посмотреть.

Японский легкий танк Ха-Го. Годы выпуска 1935-1943. Входил в состав 11-го танкового полка, дислоцировавшегося на острове Шумшу. Был подбит огнем советских противотанковых ружей в ходе Курильской десантной операции 18 августа 1945 года, выведен с поля боя и сожжен экипажем.

Больше всего мне понравился садик с фонтаном и розарием позади музея. Он нравился не только мне, там одновременно было несколько фотосессий.

Особенно хороши были розы, которые, как выяснилось, только в ноябре замерзли цветущими.

Южно-Сахалинск или много лет спустя

Архитектор здания — Ёшио Кайзука, тот самый, поэтическую прогулку с которым вокруг музея мы совершили вчера в рассказе Сергея Первухина.

Южно-Сахалинск или много лет спустя

У музея стоит памятник человеку с интересной судьбой — Брониславу Пилсудскому. Это брат более известного Юзефа Пилсудского. Студентом Санкт-Петербургского университета он участвовал в подготовке народовольцами в 1887 году покушения на императора Александра III. Осужден на смертную казнь, но её император заменил на 15 лет каторжных работ на Сахалине.

Здесь он изучал сахалинских нивхов, записывал их фольклор, собирал этнографическую коллекцию. После десяти лет каторги переведен в разряд ссыльно-поселенцев, после чего ему разрешили перевод для работы во Владивостоке в Музее общества изучения Приамурского края. В 1902–1905 годах Б. О. Пилсудский на Сахалине по поручению Академии наук занимался изучением айнов, нивхов, ороков, в том числе составил словари айнского и нивхского языков.

Южно-Сахалинск или много лет спустя

Неподалеку от музея на противоположной стороне улицы у Дворца детского юношеского творчества в ознаменование 2000-летия христианства и 300-летия учреждения в России ордена Андрея Первозванного установлен памятник святому апостолу Андрею Первозванному.

По тропинке через сквер вышла к Воскресенскому собору, построенному в 1992–1994 годах.

Южно-Сахалинск или много лет спустя

Мемориал-памятник с поклонным крестом воздвигнут рядом с собором в память о погибших в результате авиакатастрофы вертолета МИ-8 20 августа 2003 г. В этой катастрофе и погиб губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов.

К территории храма примыкает территория бизнес-центра Хоккайдо, где находится Генеральное консульство Японии на Сахалине, Представительство губернатора Хоккайдо на Сахалине и Банка Хоккайдо.

Южно-Сахалинск или много лет спустя

Рядом с Хоккайдо-центром есть небольшой симпатичный садик в японском стиле. Это розовый сад российско-японской дружбы. Розы в этом саду посажены с надеждой «что розы будут всегда красиво цвести, и что дружба между Россией и Японией будет продолжаться всегда».

Этот район в начале Коммунистического проспекта застроен стандартными четырехэтажными хрущевками. Большинство из них привели в порядок, по крайней мере снаружи. Те, что в глубине квартала, без обшивки фасадов, но, по крайней мере, крыши в порядке и выглядят вполне достойно.

Коммунистический проспект приводит к Площади Славы, где находится Мемориал памяти советских воинов, павших в боях за освобождение Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов в августе 1945 года.

Южно-Сахалинск или много лет спустя

А это Аллея Славы — 14 бюстов Героев Советского Союза, освобождавших Сахалин и Курилы.

Рядом в гору поднимается аллея Комсомольской славы, заложенная в мае 1985 года в честь 60-летия сахалинского комсомола. Очень красивая аллея выросла за прошедшие три с лишним десятка лет!

Ведет аллея к верхней площадке мемориала памяти советских воинов, где стоит памятник главнокомандующему советскими войсками на Дальнем Востоке в войне с Японией Александру Михайловичу Василевскому. Памятник установили накануне празднования 70-летя окончания войны на Дальнем Востоке и освобождения Южного Сахалимна и Курил от японских милитаристов.

Чуть ниже по склону — Мемориал воинам-сахалинцам, погибшим в Афганистане и Чечне. В центре мемориала скульптура Скорбящей матери, а на черных гранитных плитах фамилии 42 погибших сахалинцев.

Южно-Сахалинск или много лет спустя

А этот крест «В память о воинах на поле брани убиенных» установлен в год 60-летия освобождения Сахалина и Курил.

Мне понравился мемориальный парк: чисто, красивые деревья, есть лавочки, свежий воздух. День субботний, по дорожкам гуляли горжане, многие с детьми, с колясками.

Парковая зона расположена вдоль улицы Горького. Стандартная застройка выглядит вполне достойно, особенно в хорошую погоду, на фоне синего дальневосточного неба.

А вот и дорожка к знаменитому сахалинскому спортивно-туристическому комплекску «Горный воздух»! Но сюда мы пойдем в следующий раз. Попытка вместить все в один рассказ не удалась!