Турист Елена (Elpon)
Елена
была сегодня 11:03

Тампере — Финляндия Ноябрь 2018

Вновь пришло время сменить обстановку, упорядочить эмоции и разгрузить нервы. С этой целью мы обычно отправляемся на север, чаще всего, в Финляндию или Норвегию. В этот раз рванули на пару дней в Хельсинки. Мы в Финляндии уже многое видели, и на юге, и на севере, и на западе, и на востоке. Но вот в Тампере еще не бывали. А между тем — это второй по значимости финский город, после Хельсинки, естественно. Была еще причина — ни разу не пользовались местными финскими поездами, было интересно прокатиться.

Утром, в воскресенье в автомате на вокзале Хельсинки купили билеты.

Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа

Тампере расположен примерно в 180 км на северо-запад от столицы. Поезда туда ходят каждый час, через два часа высаживаемся на местном железнодорожном вокзале. Решили сразу купить билеты на обратный поезд, кстати, не зря — практически все места вечером были заняты.

Ключевые ориентиры маршрута были намечены заранее.

И пока двигаемся к первому объекту — музею Ленина — немного расскажу о городе.

Первое упоминание о поселении в исторических хрониках относится к 1405 году. В 1779 году шведский король Густав III основывает здесь город Таммерфорс.

Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа
Aleksanterin kirkko. Построена в 1880-1881 годах и названа в ознаменование 25-летия вступления на престол Александра II.

Город находится на перешейке между двумя озёрами — Нясиярви и Пюхаярви. Озера соединены рекой Таммеркоски.

Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа

Собственно, благодаря реке небольшая деревушка стала в XIX веке финским индустриальным гигантом, или «Северным Манчестером». Перепад уровней озер составляет 18 метров, поэтому связывающая их река, длиной около километра, отличается буйным нравом. Именно эти стремительные потоки и стали источником дешевой гидроэнергии для заводов и фабрик, выросших по берегам реки.

В 1783 году в Тампере начала работать первая бумажная фабрика, а в 1820 году шотландец Д. Финлейсон основал хлопчатобумажную фабрику. В 1861 году завод «Тампелла» стал выпускать гидротурбины, станки, паровозы и корабли.

С тех давних пор в центральной части Тампере доминируют краснокирпичные фабричные корпуса, создавая особенный, неповторимый городской пейзаж.

Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа

Примерно в 1,5 км от вокзала, на бульваре Хямеенпуйсто (Hämeenpuisto, 28) в здании Дома рабочих находится единственный в западных странах музей Ленина.

Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа

В декабре 1905 года в Таммерфорсе проходила 1-я конференция РСДРП, на которой впервые встретились В. И. Ленин и И. В. Сталин.

Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа

Выбор промышленного Тампере для проведения тайного собрания был не случен. В самом Петербурге такие встречи были опасны, а финские рабочие поддерживали большевиков в борьбе с самодержавием.

Вспомним, ведь в 1905 году Финляндия была частью Российской империи, и революционные волнения докатились и до этих мест.

В музее подчеркивается, что это встреча была исторической, впоследствии приведшей к образованию Советского Союза. Кто знает, может быть и так…Порой, казалось бы, незаметные события, приводят к историческим катаклизмам.

После подписания в 1944 году договора о перемирии между Финляндией и Советским Союзом заработало общество «Финляндия — Советский Союз». Тогда и родилась идея открыть музей Ленина в том самом Доме общества рабочих в Тампере, в том же самом зале.

Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа

О проекте музея доложили самому Сталину. И вождю эта идея очень понравилась — он свой визит в Тампере часто вспоминал.

Открытие состоялось в январе 1946 года в канун годовщины смерти В. И. Ленина. Поначалу экспозиция музея повествовала в основном о Ленине и революции.

Но после недавнего, в 2016 году, обновления музей предлагает вспомнить общую историю русских и финнов от начала XX века и до наших дней. Через революции, войны, оттепель, застой.

Ленин и его финский охранник Эйно Рахья накануне захвата власти большевиками в октябре 1917 года. Эти двое спешат с штаб-квартиру большевиков в Смольном.
Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа

Кстати, вот такой любопытный факт. Говорят, что в Тампере к Маннергейму, финскому маршалу и президенту, относятся довольно прохладно до сих пор. В 1918 году, во время противостояния «белых " и «красных» в Финляндии, Тампере был оплотом финской красной гвардии. Сражение за Тампере 6 апреля стало самым ожесточенным на фронтах той войны. Именно взятие белыми города Тампере и пленение 10 тысяч красногвардейцев определило исход в гражданской войне в Финляндии.

Посмотрите, как оформлены шкафчики для одежды. У Маннергейма написано «Захватил город Тампере».

Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа

Обстановка и бытовые вещицы из Таллинской квартиры возвращают во времена 1970-80-х годов. Эту часть музея так и хочется назвать — «Назад в СССР».

Если есть возможность посмотреть на город «свысока», то мы ей стараемся воспользоваться. В Тампере — это обзорная башня Нясиннеула (Näsinneula) в парке развлечений Сярканниеми, на берегу озера Нясиярви. Высота башни 168 метров, на смотровую площадку можно попасть на скоростном лифте.

Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа

Сверху открывается прекрасная панорама городских кварталов.

Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа

У подножия башни расположены аттракционы, которые в ноябре пустуют.

Бескрайние водные просторы напоминают, что имя у Финляндии — «страна тысячи озер».

В хорошую погоду видны окрестности в радиусе 20 километров во всех направлениях. Так, примерно в 16 километрах на запад можно попытаться рассмотреть город Нокиа. Это там, откуда мобильные телефоны Нокиа и шины Нокиан.

Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа

От парка развлечений Сярканниеми мы направились к старым заводским строениям через городской парк Нясинпуйсто (Näsinpuisto). Это замечательная зеленая зона для размеренного семейного отдыха горожан.

В парке, в бывшем поместье Милавида (Milavida), которое ранее принадлежало архитектору А. фон Ноттбекку. размещается музей области Хяме (Hämeen museo). Музей основан более века назад, в 1904 году.

Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа

Неподалеку от парка находится дворец Финлейсона (Finlayson Palatsi), в котором когда-то бывал российский император Александр II.

Фабричная церковь (Finlaysonin Kirkko), построенная в 1879-м году

Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа

С 1970-х годов промышленное производство в городе постепенно останавливается. Но старые цеха не стоят запущенными. Большинство производственных зданий отреставрировали и дали им новую жизнь. Здесь теперь располагаются музеи, выставочные залы, кинотеатры, магазины, рестораны.

На территории фабрики Финлейсона в 1998 году открылся довольно любопытный музей — Музей шпионажа (Spy Museum). На его сайте написано, что это — «Первый в мире Музей Шпионажа».

Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа

В музее вас ждет рассказ об легендарных агентах 007 со всего мира.

На стендах и полках размещены различные устройства для подслушивания и подглядывания; шифровальные приборы и тайники для передачи шпионских данных; средства для подделки и фальшивые документы.

Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа

А вы знали о таком способе передачи информации? Через пару-тройку дней отросшие волосы скроют тайное послание.

Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа

Позднее передатчики данных уменьшались в размерах и маскировались под обычные вещи. После Второй мировой войны стали популярны микрофильмы, в которых умещались целые чертежи и многостраничные документы, добытые с помощью шпионажа.

Разведчики и тайные агенты одними из первых пользовались научно-техническими новинками. Пройдет время, и нынешние шпионские штучки займут достойное место в музейных коллекциях.

Музей не просто информирует и показывает, а дает возможность самим «поиграть в шпионов» — изменить голос, испытать невидимые чернила, взломать замок.

Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа

Большая часть намеченного плана уже была исполнена. На улице стали сгущаться сумерки. Но очень хотелось до отправления в Хельсинки успеть в еще один, самый «финский» музей Muumimuseo Музей муми-троллей. Поэтому мы вернулись к вокзалу, так как музей расположен в конгресс-холле «Тампере-тало» за железной дорогой.

Туве Янссон сама проиллюстрировала свои сказки про этих милых придуманных ею созданий. Музей предлагает посмотреть на мир Муми-троллей глазами писательницы. Рядом каждой книгой размещены подлинные рисунки Туве Янссон. Но, видимо, поэтому в музее категорически запрещено фотографировать. Если вы забыли или не читали какую-либо серию из муми-тролльных историй, можно послушать отрывки из книг в театрализованном исполнении, есть вариант на русском языке.

Оплот пролетариата, Муми-троллей и международного шпионажа

Гордость коллекции, голубой пятиэтажный Муми-дом высотой 2,5 метра, который предлагает заглянуть в комнатку к каждому его обитателю и разгадать их тайны. Кроме дома в музее имеется еще множество трехмерных композиций по сказкам писательницы.