Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 15:33
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Плёс — Россия Октябрь 2018

Недальние поездки в начале октября, в день рождения моего мужа, уже давно стали семейной традицией. В прошлом году это был двухдневный марафон по Смоленску, Талашкино и Вязьме. В этом году марафонов уже не хотелось — выходные провели в одном из любимых городов на Волге, в который всегда хочется вернуться тотчас же, как из него уезжаешь.

Эта поездка стала последней в прошлом году. После цветущей весенней Грузии с её бешеными ритмами, буйной зелени лесов и полей Ярославщины и Псковщины она была как нежный и прохладный и, увы, прощальный осенний поцелуй.

Осенний поцелуй после жаркого лета

Итак, Плёс. Почему именно сюда? Тянет. Тянуло и летом, когда планировали свою ярославскую кругосветку, но в конечном счёте выстроили маршрут по-другому.

В этот раз решили не связываться с машиной — почти 400 км по нелюбимой Горьковке — ещё ТО удовольствие! И потом, отдыхать — так отдыхать всем, особенно имениннику. Взяли билеты на «Ласточку» до Иваново, там — такси до самого отеля в Плёсе.

Осенний поцелуй после жаркого лета

Договорились с водителем, что он на следующий день приедет за нами и отвезёт к вечернему поезду в Иваново. С автобусами и маршрутками там лучше не связываться: если и найдёшь, где останавливаются, то время отправления не очень удобное. Правда, оказалось, что в отеле можно было воспользоваться трансфером, но на сайте никакой информации я не заметила.

Наскоро перекусив, отправились гулять — уже середина дня, а в октябре темнеет рано. Цели не было никакой, только гулять в своё удовольствие, куда ноги понесут. Город крошечный, и с Соборной горы виден, как на ладони. Да и гостиница наша находилась рядом с Соборной горой, недалеко от стоянки для туристических автобусов, которых, кстати, было немного.

В первые же минуты от восторга спёрло дыхание, настолько яркая картина открылась с высоты.

Осенний поцелуй после жаркого лета

Плёс — город старинный, ещё Афанасий Никитин упомянул его в «Хожении за три моря»: «Поплыл я вниз Волгою. И пришел в монастырь калязинский к святой Троице живоначальной и святым мученикам Борису и Глебу. И у игумена Макария и святой братии получил благословение. Из Калязина плыл до Углича, и из Углича отпустили меня без препятствий. И, отплыв из Углича, приехал в Кострому и пришел к князю Александру с другой грамотой великого князя. И отпустили меня без препятствий. И в Плёс приехал без препятствий».

Не сохранились дома и церкви — современники путешественника, но наверняка плёсские берега были такими же прекрасными, как сейчас.

Осенний поцелуй после жаркого лета

Плёс — город тихий. Во всех смыслах этого слова. С первого упоминания в летописи под 1141 годом здесь не отмечены бурные исторические события. Через город не проходит ни одна магистраль: нет железной дороги, крупные автомобильные дороги проходят в стороне. Только по Волге легко сюда попасть, поэтому больше всего туристов прибывают на теплоходах по пути из Костромы в Кинешму или наоборот. Регулярных рейсов я не нашла, иначе мы изменили бы наш маршрут и приплыли бы в Плёс из Костромы по воде.

Осенний поцелуй после жаркого лета

Моя слабость ко всем видам водных прогулок уже наверняка заметили мои друзья на «Туристере». Вот и в Плёсе нам удалось прокатиться на маленьком прогулочном теплоходике и полюбоваться видами с реки. Правда, теплоходик был крошечный, открытой палубы не было, а на мутные стёкла то и дело попадали большие брызги. Чтобы сделать несколько снимков, приходилось вставать и высовывать объектив в маленькую «форточку». Тем не менее, нашлось, чем с вами поделиться.

Осенний поцелуй после жаркого лета

Хорошо видно, как вдоль набережной выстроились купеческие особняки с лавками. Немногочисленные жители города (по данным переписи населения в 2017 году здесь проживали 1796 человек, и их количество с каждым годом уменьшается) стараются сохранить атмосферу конца 19 — начала 20 века, времени, когда Плёс стал модным дачным местом.

Сохранились и традиционные занятия. Здесь нет предприятий, город живёт туризмом и, соответственно, торговлей. В крошечном городке больше десятка гостиниц, множество магазинчиков, кафе, пирожковых, коптилен…

Осенний поцелуй после жаркого лета

Рыбный угол, видимо, особое плёсское изобретение, больше нигде я не встречала таких треугольных пирожков с одним открытым краем, начинённых копчёной рыбой.

Осенний поцелуй после жаркого лета

Особенно интересной архитектуры здесь нет, очень старых храмов тоже, но всё так гармонично и уютно расположено на склоне высокого берега Волги.

Пройдём по улицам и по набережной, потихоньку спускаясь с Соборной горы. На самой её вершине стоит Успенский собор (1698 г.), самый старый в городе.

Осенний поцелуй после жаркого лета

Дорожка, выложенная булыжником и покрытая сырой опавшей листвой, была жутко скользкой, а склон — крутым. Поддерживая друг друга (загремим, так вместе), добрались до улицы, которая идёт параллельно набережной, и пошли на блеск куполов Воскресенской церкви.

Старые купеческие дома здесь сохранены. В некоторых расположены мини-отели, небольшие музеи, во многих просто живут. Большинство зданий охраняются государством.

Дом Крыловых (1870 г.)
Жилой дом (нач. 20 в.)
Дом Белышевых (19 в.)

Вот и главная торговая площадь и Воскресенская церковь, золочёные главки которой стали для нас ориентиром.

Осенний поцелуй после жаркого лета

И, пока мы не вышли на набережную, на всякий случай возьмите на заметку скромное белое здание с вывеской «Плёсский пивной дом». Кроме того, что здесь можно попробовать многочисленные сорта местного пива, ещё и кормят вкусно. Ростбиф был чудо как хорош, а вместе со стерляжьей ухой мы чуть не проглотили собственный язык. Цены? Здесь везде цены московские, в иных местах ещё покруче московских.

Кстати, единственный в городе общественный «зелёный домик» тоже на этой площади (на всякий случай).

В городе на реке набережная — его лицо. Как в прежние времена здесь строили самые дорогие дома, так и сегодня здесь самые солидные здания. Правда, во дворах притаились многочисленные маленькие коптильни, где вам закоптят ту рыбку, какую вы выберете.

Осенний поцелуй после жаркого лета
Палатка Подгорновых, 1901 г.
Единственное здание с претензией на модерн. Построено в 1914 г. фабрикантом Новожиловым. Проект сохранения исторического центра Плёса начался с реставрации именно этого дома

Архитектура архитектурой, а настроение создают ещё и другие картины — размеренной повседневной жизни этого маленького городка и, конечно, природы.

Осенний поцелуй после жаркого лета

И городская скульптура здесь непафосная.

Дачница
Плёсская кошка

Кошкам здесь привольно. Они спокойные, сытые, ухоженные, с чувством собственного достоинства.

Осенний поцелуй после жаркого лета

Ну не райское ли место? Наверно, здесь исполняются желания — вон их сколько: бери не хочу! Целый сундук! И без охраны. Но какие ещё могут быть желания, если мы уже здесь…

С Плёсом мы не прощаемся. Завтра у нас есть ещё целый день! А долгим осенним вечером есть время «перелистать» наши впечатления.

PS. Интересно, кто-нибудь догадался включить звук?

Цикл материалов "Ивановская область"