Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 20:03

Сапа — Вьетнам Сентябрь 2018

Моя первая ЮВА: две мадам во вьетнамском хаосе.

Моя первая ЮВА: продолжение эмоций.

Сапа-оазис свежести, Кат-Кат аутентичности.

Наступающий третий день нашего нахождения во Вьетнаме- вторник 25 сентября, самый ожидаемый и интригующий. Именно ради этого дня мы потащили с собой трекинговые палки, с трудом запихав их в чемоданы. Среди череды нашпигованных удивительной вьетнамской экзотикой дней, именно он принес массу разноплановых, кардинально противоположных эмоций и в итоге так и остался для меня самым запоминающимся. День был наполнен, как радостью и восторгом от созерцания потрясающих картинок, пасторалей вьетнамской сельской жизни, встреч с местным населением, так и грустью от ситуации, в которую я сама себя же и загнала: и радость и печаль, вызвавшая в конечном итоге бурные слезы, все в одном флаконе! Конечно, можно было бы с легкостью обойти случившуюся неприятность стороной, не акцентировать внимание- ну не тайфун же нас накрыл, и не тропический ливень и даже не землетрясение. Но случившееся сильно отразилось на моем настроении и в тот день, и в последующие, думаю и на восприятии окружающей действительности, тоже: притупило что ли, приглушило очарование.

Ну что, заинтриговала? Ну так, а как же, без интриги в нашем деле никуда!

Итак, день начался, он обещал быть теплым и комфортным, в приподнятом настроении мы, запихав в рюкзаки теплые вещи (на всякий случай) в нетерпении маршировали по уже знакомым улочкам Сапы, сверяя маршрут по картам maps/me.

Готовясь к прогулке в этот день, я еще дома очень дотошно проштудировала интересующий нас вопрос: стоит ли ангажировать местных женщин-гидов и удовлетворилась советами бывалых, что нет, все тропинки от Сапы до Лао Чай (Lao Chai) тоненьким пунктиром проложены на карте и туристу вполне по силам справиться самим, следуя заданному направлению. Ну что мы, не гуляли по карте? Да много раз, даже в горах Кавказа. Правда были случаи, когда maps/me заводила в тупик или к обрыву, ну, а когда нас пугала такая мелочь? Ира выражала сомнение, но я была нацелена на результат и никакие ее доводы не доходили до моего сознания: не боись, это же не горы и даже не лес, а всего навсего террасы. На том и порешили, пристроившись за троицей, состоящей из пары туристов и местной очень колоритной проводницы.

На окраине Сапы дорога расходилась на две полосы: одна автомобильная и в стороне от нее киоск по продаже билетов (да, да, на террасы просто так не пройти!), купив которые мы пошли по проселочной, расположенной правее,

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

едва поспевая за троицей — сработал инстинкт подстраховки. Но, выйдя на открытую местность и наконец-то увидев долгожданные и умопомрачительные пейзажи,

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

совершенно очарованные горами, притаившимися за дымкой,

Сапой, оставшейся позади и тоже закрытой дымкой, словно вуалью,

бесконечными рядами разноцветных террас,

мы сразу как-то обмякли и потеряли бдительность, следствием чего стало исчезновение впереди идущей троицы — нашего маяка. Дорога плавно уходила влево,

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

но они не могли так быстро уйти по ней и совершенно не понимая, куда же группа могла деться, справа на склоне я вдруг увидела голову проводницы, быстро исчезающую в высокой траве.

Утро было жарким и душным и прежде чем преследовать ускользающую путеводную нить, мы остановились, убрали лишние вещи в рюкзаки и затем уже двинулись по едва различимой тропе вниз. Но, пройдя несколько десятков метров поняли, что тропа сложная, она слишком резко направилась вниз по склону горы.

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

При этом смущала дорога, оставшаяся на верху: ведь если можно идти дальше по ней, зачем лезть вниз и заниматься экстримом? Ира осталась ждать на верху, пока я отправилась на разведку, в некоторых местах тропы, буквально сползая на задней точке. Пришлось поспешать, ведь впереди предстояло увидеть ох как много всего удивительного, волшебная шкатулочка только приоткрылась, маня и завлекая изумрудными и песочными гирляндами террас.

Спуск закончился, глиняная тропинка шла с одной стороны вдоль яркой зелени риса и высоких огромных бамбуковых деревьев с другой, берущих свое начало где-то далеко внизу. Мое тогдашнее состояние не поддается описанию, оно больше напоминало ту обезьянку-умную и красивую. Я металась взглядом от одной точки до другой, стараясь запомнить каждую мелочь, каждую крошечную деталь, что-то из этого великолепия запечатлеть на камеру.

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

Сквозь утреннюю негу, обволакивающую меня плотной влагой, замешанной на духоте, были едва различимы жужжания редких шмелей, спешивших поживиться сладким лакомством в изящных сиреневых цветах.

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

Бледно-зеленые изящные побеги риса, наклонившиеся от тяжести спелых зерен, перемешанные с кустиками полевых цветов застыли, не ощущая даже намека на дуновение ветерка.

Вокруг не было ни души, я одна среди рисового безмолвия вьетнамской Сапы, в центре потрясающих пейзажей, голова шла кругом, хотелось бежать вперед, но Ира осталась на верху. И вдруг я вспомнила, что еще не сделала пару-тройку фото-отчета этих изумительных мест на телефон для моих детей, рука метнулась к карману брюк, но он был пуст! Другой карман- аналогичная пустота! Мерзкая, леденящая душудрожь, пробежала по всему телу, лицо обдало жаром — да нет, этого просто не может быть, чушь собачья-но я уже лихорадочно оглядывала тропинку. Пробежалась по всем местам, где только что наслаждалась и корячилась с камерой для выгодного ракурса — пусто! Понеслась по тропе назад к Ире, стараясь внимательно смотреть под ноги. Навстречу шла группа толстых американцев и проводница- кое-как объяснила им свою проблему, поняли, закивали головами- нет, не видели! Разгоряченная, пылающая от удушливой жары и случившейся беды, приблизившись в подъему, я стала звать Иру. Надо просто позвонить на мой номер и пропажа запиликает где-нибудь рядышком, завалившаяся за рисовый кустик, ведь все так просто. Именно таким образом и нашелся мой бывший телефон на поле виноградника в Каппадокии.

Но Ира уже вернулась к дороге и меня не слышала. Тратя силы, вдруг покинувшие меня, пришлось подняться на самый верх склона, рассказала о случившемся, но на звонки ее телефона мой отвечал гудком «занято»! Хорошенькое начало дня- думала я, сидя на траве и пытаясь справиться с дыханием. Мимо по той же тропе начала спускаться новая группа-Ира объяснила, что случилось и попросила их сообщить нам в отель, если они вдруг найдут мобильник. Я же, едва отдышавшись, побрела вниз вслед за ними, опять повторив свой совсем коротенький маршрут-чуда не произошло, мобильник будто испарился.

Еще до конца не осознавая, что произошло, я опять поднялась на верх, немного отдышалась и дальше по маршруту мы отправились по дороге, которая метров через сто повернув влево, уперлась в территорию с заброшенными коттеджами и огородами.

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

— Ну вот и пришли, что же дальше делать-то?

Не успев ничего решить и повернув назад буквально метрах в 20–30 от нас увидели группу с проводницей, которые по очереди перелазили ограждение из колючей проволоки, явно направляясь к террасам.

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

Вариантов не было и двигаясь шаг в шаг мы отправились следом за ними. Едва различимая тропа опускаясь все ниже и ниже по склону, сначала привела всех в бамбуковый лес, затем к горной реке, скорее похожей на ручей и перекрытой каменными глыбами.

Перебравшись через эту запруду, мы спешили, чтобы не потерять из виду резво шагавшую группу. Пройдя мимо каких то домиков, накрытых соломой, мимо редких ферм, затерянных то под бамбуковой тенью, то находящихся прямо на террасах,

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

постоянно то спускаясь, то карабкаясь вверх, восхваляя спасительные палки, наконец-то вышли на простор и оказались в центре рисовых террас, стоя на узенькой тропинке прямо на одной из них!

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

При виде всей этой неземной, нереальной красоты, горечь от потери мобильника и неприятных последствий этого, ушла на второй план.

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

Опираясь на трекинговые палки (ох, как мы были рады, что взяли их с собой во Вьетнам!) и стараясь привести в норму дыхание,

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

мы замерли от восторга, исследуя каждый метр представшей перед нами фантастической картины: вот там по террасам ходят буйволы, в поисках оставшихся зерен риса, некорторые их них уже наелились и ленивол отбиваются от назойливых мух.

а здесь и там, и еще вон вдали сельские труженики вручную убирают урожай, оббивая созревшие рисинки с обрезанных кустиков, молотя ими об края специального короба.

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

А вон там урожай уже убран, сухие травинки сложены и подожжены, а дым, почувствовав свободу, разгулялся по всем окрестностям и уже не понятно, за какой дымкой спрятаны горы и туман ли это?

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

Впереди идущая группа как будто куда-то опаздывала, а мы не успевали делать несколько дел сразу: идти, опасаясь оступиться и свалиться в грязь или воду, любоваться, боясь упустить из виду хоть что-то, фотографировать окружающие окрестности, детали уборки урожая, такого важного для вьетнамцев и себя, конечно тоже. Поэтому в какой-то момент группу мы все-таки потеряли, но к тому времени уже немного освоились в такой непривычной для нас обстановке и решили просто спокойно идти, смотреть, наблюдать, любоваться, удивляться и фотографировать.

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

Удивление прежде всего вызывали местные жители, в сложнейших условиях убиравшие урожай риса и совершенно не обращавшие на нас никакого внимания: ручной, доисторический метод вызывал удивление и жалость: удушающая обволакивающая жара, влажность, пыль и пот на их лицах и телах, отсутствие мало—мальских условий цивилизации! Нам просто идти было сложно, а каково им, конечно они привыкшие, но тем не менее- сомневаюсь что в их жилищах, порой располагающихся где-то недалеко, есть подобие душа или емкости с водой.

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

Совершенно невозможно представить, какие нечеловеческие усилия были затрачены трудолюбивыми и выносливыми вьетнамцами на создание и возделывание всех этих бесконечных террас на склонах гор, невероятно, потрясающе!

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

На тропинке, петляющей чуть ниже нашего яруса террасы, показалась большая разноцветная группа с гидом и так как мы не знали куда идти далее-несколько тропинок вели в разные стороны, то решили их дождаться и пристроиться рядом.

Группа подошла и под специально оборудованным навесом с лавками, кои периодически встречались, они сделали привал, нам он тоже не помешал.

И вот тут-то впервые мы и увидели эти крошечные и грязные мордашки, умилительные, заброшенные, полураздетые. Руки потянулись к рюкзаку, я достала конфеты и насыпала самому маленькому в карман. Малыш довольный, улыбаясь начал разворачивать одну за одной и запихивать за щечки, не забывая при этом хвастаться подарком.

Предлагая всем вязаные фенечки, подошли девочки-подростки, я их тоже угостила конфетами, обратив внимание на их практически равнодушие. Думаю им больше бы понравилась покупка и полученные наличные.

Отдохнув, группа отправилась дальше штурмовать склоны горы, мы пристроились в хвосте, стараясь и не спешить сильно, но и не потерять ее из вида. На следующем привале Ира спросила у гида- есть ли где-то поблизости нормальная дорога до деревни Лао Чай?

Оказалось, что есть и, несмотря на увеличение километража, мы, уже достаточно уставшие, именно по ней не спеша и в полном одиночестве отправились далее. Но для начала требовался отдых и для него мы воспользовались скамейками на открытой веранде в придорожном кафе, любуясь потрясающими видами на ущелье,

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

с удовольствием рассматривая детали: мост, река далеко внизу,

опять буйволы, пасущиеся на убранных террасах, дым и бесконечная вереница гор, теряющаяся в мареве.

Затем по пути к дороге, встретили вьетнамских пионеров, которым я отдала все оставшиеся у меня в рюкзаке конфеты- хотелось быстрее избавиться от лишнего граммов.

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

Дорога, по которой мы шли, была ужасная, похожа на размытую ливнями и очень давно не ремонтированную и из-за глубоких промоин не предназначенная для легкового транспорта.

Нам стало понятно, почему многие туристы для ознакомления с рисовыми террасами пользуются услугами местным гидов: вряд ли получится заблудиться в сетке многочисленных тропинок, но поплутать очень даже возможно. А когда от влажности, жары и спусков-подъемов сил остается все меньше, то количество предстоящих шагов хотелось сократить до минимума. В нашем случае этого не случилось, но мы хотя бы уменьшили спуски-подъемы по глинистым тропинкам.

По дороге несколько раз проехали байки и еще мы встретили парочку детей: старшая сестра и крошка-братик, шедший по гравийке босиком. Девочка часто останавливалась и очень грубо подгоняла бедного малыша, с трудом передвигавшего свои ножки, он шел словно по битому стеклу, иногда она поднимала его на спину и тащила так.

Завидев нас, малышок очень забавно повторил за сестрой: «Хеллоу!» Мы остановились, Ира достала им конфет, пожурили сестру, чтобы не ругалась, она тут же предложила нам свой нехитрый товар.

Пообщавшись с детьми, полубовавшись пейзажами с этого ракурса, мы отправились далее.

Вдали уже был виден мост через реку

а далее крошечные домики Лао Чая, конечного пункта нашего сегодняшнего трекинга.

На очередном повороте встретили еще одну группу с двумя женщинами-гидами, метнувшуюся по тропинке в лесок. Гиды тащили у себя за спинами крошечных детей.

И так как это был спуск, то мы не раздумывая, в надежде сократить путь, последовали за ними. Спустившись на дно ущелья, к мосту, встретили местную женщину, очень желавшую нас проводить, в надежде получить за это деньги и конечно же продать нам хоть что-то, изготовленное своими руками и находящееся в корзине за спиной.

Не смотря ни на какие наши отказы, она шла и шла за нами, при этом мило улыбаясь.

Женщину звали Куку и я конечно же сразу вспомнила фильм с Вертинской и Костолевским «Безымянная звезда». Там героиню, роль которой играла Крючкова, звали мадам Куку.

Не обращая на нее никакого внимания, мы шли к своей цели и продолжали любоваться и восторгаться пейзажами,

домиками в поселке, вьетнамцами, копошащимися на своих полях, рекой, на берегу которой по огромным камням прыгали дети.

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

Подойдя к Лао Чаю, зашли в кафе пообедать. Нам принесли горячий суп, на вид это была вьетнамская лапша, залитая кипятком и обильно посыпанная сырыми овощами.

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

Подкрепившись, отдохнув и решив, что подвигов и всего прочего на рисовых террасах в этот день было более чем достаточно, собрались ехать в Сапу. Да, да, именно ехать, но кроме нескольких байков и наглых водителей в поле нашего зрения попал только один автомобиль, водитель которого задрал цену до неприличия. Растерянно посовещавшись, мы практически сразу отмели варианты с байками- экстримального подъема нам хватило накануне, а сегодня предстояло проехать целых 12 километров! Скрипя сердцами, мы согласились на грабительские 250 тысяч донгов и с облегчением погрузились в шикарный автомобиль с светлыми кожаными сиденьями- прямо роскошь для этих убогих мест и жуткой дороги, петлявшей по самому верху ущелья. Заметили, что некоторые туристы, встреченные нами внизу по пути в Ла Чай, возвращаются в Сапу пешком именно по верху-панорамы оттуда просто умопомрачительные!

Рисовые террасы Сапы: и печаль и радость

Приехав в Сапу, мы попросили, чтобы водитель высадил нас на главной площади и отправились на станцию канатки, но о второй половине дня я расскажу позже.

А здесь хочу продолжить и сразу же закрыть тему о потерянном телефоне, о Наташке-растеряшке, о растяпе и прочая!

В этот день я оставила в номере сумочку, где до этого дня носила телефон (рюкзак, палки, камера-обвешана как елка), одела х/б штаны с дурацкими карманами и в один из них положила телефон. При спуске с холма, во время манипуляций при приседаниях, из растопыренного кармана он спокойненько вывалился, не издав при падении ни малейшего звука. А в следующие два дня нахождения в Сапе мы предприняли все возможные меры по обнаружению пропажи, но все тщетно, сказки не случилось.

Оказавшись в отеле, девочка с рецепшена звонила на мой номер- сигнал шел. Связь с родными в тот день и позднее я вела через телефон Иры. Сын с трудом нашел дома мой IP адрес, написал сообщение с переводом на вьетнамский, появившееся на экране телефона. На главной площади Ира поговорила с женщинами и девочками-гидами, объяснив ситуацию. Мало ли, ведь мир тесен и все они общаются друг с другом, вдруг кто-то нашел мою потерю, подобрал и не знает куда пристроить?))

В сентябре 2017-го буквально за неделю до отпуска в Черногории, мой, на то время не прослуживший и года андроид, начал чудить- просто выключался экран и все (это его я теряла в Турции). Гарантия была до конца сентября, но мне же лететь! Решаю его сдать по гарантии на предмет осмотра и купить новый. Но как это иногда бывает, в силу сложившихся обстоятельств, я не могла поехать в магазин и миссию покупки поручила сыну. О, боже, а ведь наверняка он хотел как лучше, но, увидев новенький iPhone 5S, такой крошечный и миниатюрный, размером меньше моего андроида, у меня из глаз брызнули слезы! Что мне делать с этим мимишным недотепой, как я смогу что-то в нем рассмотреть, если я его самого едва вижу!

Сейчас я уже не помню, почему не отправила сына менять телефон на больший размер, но привыкание шло туго, болезненно, поэтому он накопил мой негатив и решил отомстить- срулить от привередливой хозяйки именно в сентябре и именно за границей!

А вечером, после насыщенного дня в Сапе, после проделанных пары десятков километров, придя в отель меня прорвало- я так несчастно рыдала)))) И даже не соблазнилась предложением Иры опять пойти на массаж ног! А ведь сейчас пишу и смеюсь, но до сих пор хожу со старым телефоном дочери, кстати именно iPhone 5S и боюсь покупать другой- ведь бог так любит троицу!