Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 19:27

Комсомольск-на-Амуре — Россия Сентябрь 2018

Комсомольск-на-Амуре — мой родной город, я здесь родилась, жила довольно долго, а потом уехала сама и вскоре перевезла родителей. Последний раз приезжала сюда девять лет назад.

История этого города, основанного в 1932 году на месте села Пермского и нанайского стойбища Дзёмги, в той или иной мере известна многим. Не буду её пересказывать здесь, об этом я уже довольно подробно написала под настроение в рассказе «Путешествие в юность». Повторяться не вижу смысла. Просто погуляем со мною по улицам города, и я расскажу вам о том, что мы увидим.

В город я приехала из Приморского края поездом «Владивосток — Советская Гавань». Первый поезд в Комсомольск пришел еще в 1936 году, тогда и был построен первый вокзал. Существующий вокзал построен в 1961 году, ежедневно поездом можно из Комсомольска уехать в Хабаровск и Тынду или проходящим в Советскую Гавань или Владивосток.

От вокзала в направлении Амура идет проспект Первостроителей, одна из самых широких улиц города, по нему и отправимся. Если уж точнее, проспект у вокзала заканчивается. До 1975 года он назывался Амурским, а еще раньше Красным.

Еще по первому генеральному плану города конца 1930-х годов проспект должен был стать главной улицей города. Но не застраивали улицу очень долго, кроме нескольких жилых домов недалеко от вокзала.

Гостиницу «Восход», первое общественное здание на проспекте, по типовому проекту построили на перекрестке с улицей Ленина к 40-летию города в 1972 году.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

Рядом в сквере памятник «Нерушимая дружба», подаренный правительством китайского города-побратима Цзямусы к 75-летию города. Такого рода памятники есть, наверно, во всех дальневосточных городах, их узнаешь сразу по красному цвету.

На противоположной стороне улицы в ноябре 2001 года освящен Собор Казанской иконы Божией Матери.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

Жилые здания, которые теперь определяют облик проспекта, построили в 1973–1986 годах. Это совместный проект комсомольских, хабаровских и ленинградских архитекторов. Я жила неподалеку и ходила на работу, пересекая этот проспект. Это были нерядовые здания для города, интересно было следить за их строительством. Когда-то первые этажи занимали крупные городские магазины. Магазины есть и сейчас, но, как и везде, частные и не такие крупные.

Недавно на проспекте, как пишут, в целях содействия экономическому развитию города и края построили Краевой бизнес-инкубатор. За ним — общежития технического университета. Прочитала, что их построили в 1981 году, а я совершенно этого не помню, хотя в то время там еще работала. Когда-то на этом месте цвели яблони.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

На проспект выходит фасад городской библиотеки имени Николая Островского, перед нею — памятник писателю. За зданием библиотеки заканчивали реконструкцию сквера, открытие состоялось через несколько дней после моего отъезда. Получился неплохой зеленый уголок, думаю жители соседних домов будут довольны.

Этот яркий арт-объект стоит на проспекте у дома № 15. Проспект очень зеленый, есть дальневосточные виды деревьев, например, маньчжурский орех. Огорчило большое количество окурков на тротуаре и увешанные рекламой формата А4 практически до второго этажа фасады.

Проспект достроили только до Аллеи Труда. Последнее здание на проспекте, одиноко стоящее за Аллеей Труда, — построенное в 1982 году здание Драматического театра. Официально театр в городе открыт в 1947 году, но долгие годы арендовал помещение во Дворце культуры судостроителей. В детстве постоянно и с удовольствием смотрели там детские спектакли. Я, конечно, успела побывать в новом здании сразу после его открытия.

В 2017 году была закончена реконструкция здания театра, тогда же открыли фонтаны рядом на площади. Сквер популярен у жителей города, особенно у пенсионеров и мам с детьми в дневное время.

А по вечерам здесь собирается молодежь. Фонтаны не простые, это светодинамический комплекс, в котором струи бьют на шесть разных уровней. В чаши вмонтированы светодиодные подводные лампы с контроллером управления, меняющим цветовую гамму.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

В этом году выполнено благоустройство Театрального сквера у драмтеатра, работы уже практически были закончены: установлены малые архитектурные формы, диваны, скамьи и урны. Ну, а траву и цветочки можно будет увидеть уже в следующем году.

Но наибольший интерес у жителей вызывают четыре арт-объекта в виде театральных масок. Это созданные из бетона местным мастером Евгением Поповым копии работ армянского скульптора Арсена Аветисяна, в 2004 году погибшего с семьей в автомобильной катастрофе. Маски олицетворяют эмоции человека.

«В поисках утраченного времени».

Когда-то пространство перед драмтеатром было пустырем. Остались нереализованными грандиозные планы по превращению этого участка проспекта в городской общественный центр. Так, напротив драмтеатра должны были построить новый Дом советов, а еще различные общественные здания (музеи, театры, гостиницы и торговые центры) по индивидуальным проектам.

Теперь это пространство превратилось в огромный сквер и, я считаю, это не худший вариант. Особенно красиво здесь осенью. От драмтеатра до набережной Амура ведет широкая аллея, по пути можно отдохнуть на лавочках.

Первый памятник на аллее — Памятник военным строителям, участникам ледового перехода Хабаровск-Комсомольск зимой 1933–1934 года.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

Участок сквера у Амура называется Парком Победы. Здесь в 1977 году открыт Мемориальный комплекс землякам-комсомольчанам, павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны, и горит Вечный огонь.

Уже после моей поездки 1 декабря 2018 года здесь была открыта Аллея кавалеров Ордена Победы, где установлены одиннадцать бюстов маршалов Победы — Жукова, Рокоссовского, Тимошенко, Малиновского, Конева, Толбухина, Мерецкова, Антонова, Василевского, Говорова и генералиссимуса Иосифа Сталина.

»Черный тюльпан» — памятник комсомольчанам — участникам боевых действий, погибшим при выполнении воинского и служебного долга, открыт на аллее в 2013 году.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

Аллея заканчивается на набережной Амура у памятника Первостроителям, открытого в 1972 году к 50-летию города.

Еще больше выросла коса посередине реки. Из-за неё теряется впечатление о ширине Амура, а ведь здесь она порядка 2,5 километров.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

Продолжается обустройство набережной. Этого участка в прошлый мой приезд еще не было.

На набережной установили знак, в память о наводнении лета 2013 года, превратившем Амур в море и наделавшем много бед. По кварталу, где я когда-то жила, можно было плавать на лодках.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

О временах, когда по Амуру перевозили туристов трехпалубные лайнеры, и «летали» между посёлками «Ракеты» и «Метеоры», напоминает только здание Речного вокзала. К сожалению, вокзал находится в удручающем состоянии.

Но есть надежда, что всё изменится к лучшему. Реконструкция набережной вошла в долгосрочный план комплексного социально-экономического развития города. Проект «предполагает создание на базе речного вокзала многофункционального туристского комплекса для организации отдыха и предоставления широкого спектра услуг, в том числе туристских, на единой территории».

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

Работы по реконструкции набережной ведутся, правда, особой активности не замечено.

Во времена, когда в Амуре еще можно было купаться, рядом был городской пляж.

По выходным возит на прогулку по Амуру трудяга ОМ-8. Его построили в 1963 году на Хабаровском заводе. Когда-то такой ОМ был не один, и это был основной вид сообщения между ближайшими населенными пунктами на берегах Амура.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

То, что сделали с участком набережной вокруг фонтанов, мне не понравилось! К этому приложил руку краевой центр и, похоже, со вкусом у товарищей, за это ответственных, проблемы. В Хабаровске поработали те же самые дизайнеры, но там на больших площадях это не так заметно. Здесь же пространство задавлено большим количеством вазонов и урн, а также щитами с однообразной рекламой, навешанными на фонарные столбы. Непонятно, зачем в вазоны с цветами вставлены дурацкие пластиковые элементы, которые буквально душат цветы. За всей этой «лепниной» и фонтана не видно.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

От набережной идет одна из главных улиц города — проспект Мира. В начале улицы стоит Дом молодежи, построенный к 35-летию города. Открыл его 15 июня 1967 года, перерезав ленточку, первый космонавт мира Юрий Алексеевич Гагарин.

Тогда же в сквере у Дома молодежи установили «Памятник комсомольцам 1930-х годов».

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

Проспект Мира, а изначально это был проспект Сталина, начали застраивать в 1940 году, подрядчиком был определен АмурЛАГ, индивидуальные проекты зданий выполнял «Ленгорстройпроект». По понятным причинам в годы войны работы остановились. Активно застраивали проспект уже в послевоенные годы. Многие здания сейчас находятся в списке объектов культурного наследия. Например, вот этот дом на перекрестке с улицей Дзержинского, построенный в 1953 году. Здесь на первом этаже долгие годы находился Городской краеведческий музей.

А в этом здании многие годы был кинотеатр, а сейчас там разместился театр юного зрителя «Зеркало теней». Кстати, трамвайное движение в городе через неделю после моего отъезда остановили. Городские власти объявили, что денег на ремонт путей нет ни у Трамвайного управления, ни у города. Трамваи бегали по городу с 1957 года. Весной 2018 года упразднили маршрут, связывающий Центральный и Ленинский район города, продали 15 км рельсов, чтобы покрыть долги. А теперь и совсем остановили движение всех трамваев на неопределенный срок.

Горожане надеются, что трамваи вернутся на улицы города, хотя городскую администрацию это не очень волнует, они же на трамваях не ездят. Уже было готово постановление о ликвидации, но пока притормозили. У меня особое отношение к комсомольским трамваям, надеюсь, что они еще вернутся!

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

В послевоенные годы, чтобы сформировать новый силуэт города, по генеральному плану, разработанному ленинградскими архитекторами, было предусмотрено строительство восьми-десяти высотных зданий с башнями и шпилями.

Но построено только три, причем два из них на проспекте Мира. У дома, построенного в 1952 году на пересечении с ул. Орджоникидзе, есть двухъярусная угловая башня со смотровой площадкой в виде обходной галереи, окруженной с четырех сторон колоннадой, и шатровой крышей, увенчанной шпилем.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

В 2017 году в городе появился «Фиолетовый сквер», вызвавший неоднозначную реакцию жителей. Сквер здесь был давно, просто выполнили его реконструкцию, положили на дорожках штампованный асфальт, похожий на тротуарную плитку и покрасили его в фиолетовый цвет. Авторы проекта объяснили это тем, что технология штампованного асфальта предполагает окраску для защиты, а цвет оживляет пейзаж и вполне гармонирует с зеленью деревьев.

В целом вполне уютно, появились лавочки, освещение. А еще там есть арт-объекты. Если скульптура «хозяина тайги» отторжения не вызвала, то сидящие на лавочках мужчина и женщина мне не понравились.

В сквере в 1991 году установили памятный знак на месте захоронения японских военнопленных. В ходе Второй мировой войны в плен были взяты свыше 640 тысяч военнослужащих японской армии. На 1.01.1946 года в лагерях Комсомольска-на-Амуре находилось около 15 тысяч японских военнопленных. Японцами в городе было построено 423 объекта.

На памятнике высечена надпись «Душам умерших» на русском и японском языках.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

Памятник не зря поставили в сквере у гостиницы «Амур», старейшей гостиницы города. Её в 1947 году построили пленные японцы.

Здание Управления Комитета Госбезопасности построено в 1947–1951 годах силами заключенных.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

Напротив по обе стороны примыкающей к проспекту улицы Осоавиахима — два угловых дома в едином стиле, построенные в конце 1930-х. На одном из них мемориальная табличка, где говорится, что в этом доме в 1938–1974 годы жил врач, первостроитель города В. Л. Пендрие. Это городская легенда, первый врач города. Пендрие и Гагарин в один день стали первыми почетными гражданами города. В. Л. Пендрие не зря изображен с ребенком на руках, многие обязаны ему своим появлением на свет, в том числе и я.

Дворец культуры судостроителей построен в 1939–1944 годах, но современный внешний вид, это уже результат реконструкции середины 1970-х, когда здание значительно расширили. Площадь перед зданием реконструировали, построили фонтаны. Но вот дополнения последних лет вызывают удивление, особенно появившиеся у входа львы явно китайского производства. Лучше бы привели в порядок фасады и устранили последствия пожара 2004 года.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

Ненадолго свернем с проспекта Мира на Аллею труда. Дом Советов строили с 1937 по 1945 год, быстро построить помешала война. Автор проекта — ленинградский архитектор В. Н. Талепоровский, он же проектировал Дворец культуры судостроителей. Здание решено в стиле довоенного неоклассицизма с советской символикой в лепных деталях. Используется по своему прямому назначению уже почти семьдесят пять лет.

Первая площадь города сначала называлась просто Круглой. В 1948 году на ней установили памятник С. М. Кирову, и площадь, как и проходящая через нее первая улица города, стала носить его имя.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

Украшение площади Кирова — здание бывшего кинотеатра «Комсомолец». Еще в 1932 году здесь, в районе первой улицы будущего города, среди тайги и шалашей строителей был открыт деревянный клуб «Ударник». В 1935 году рядом с клубом разбили городской парк.

В 1939 году неподалеку от кинотеатра «Ударник» начали строить кинотеатр на 500 мест, война остановила строительство до 1946 года. Кинотеатр «Комсомолец» вступил в строй в 1947 году. С 1993 года здание не раз перепродавалось и постепенно стало разрушаться. В прошлый приезд я видела его укрытым сеткой. В 2008 году здание выкупили в муниципальную собственность и реставрировали, а в 2013 году сюда переехал Краеведческий музей.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

А парк рядом с кинотеатром с 1936 года расширялся и не раз менял название. Теперь это парк «Судостроитель». В парк я заходить не стала, была в прошлый раз, а ничего нового за эти годы там не появилось.

Вернемся на проспект Мира. Здесь в районе Дворца культуры судостроителей есть еще несколько интересных зданий, построенных в 1950-е. Одно из первых зданий, которое было построено на проспекте, это судостроительный техникум, первый техникум, открытый в городе в 1938 году.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

За деревьями скрыто здание Главпочтамта, построенное в 1956 году. Дом связи предназначался для размещения на первом этаже главпочтамта, на втором телеграфа, а на третьем — городской конторы связи. Свои функции здание выполняет и сейчас.

В сквере у кинотеатра «Факел» установлен памятник А. А. Маресьеву. На постаменте надпись — «Герою Советского Союза первостроителю Алексею Маресьеву от комсомольчан».

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

Первый широкоформатный кинотеатр города «Факел» открытый в 1968 г.

До настоящего времени существует Центральный универмаг.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

На этом участке проспекта Мира есть еще несколько интересных зданий, построенных в 1950-е годы.

Жилой дом на пересечении проспекта Мира и улицы Красногрвардейской — второе здание с башенкой на проспекте. Шпиля здесь нет, но по четырем углам башни установлены пинакли. Построили дом силами заключенных лагерей МВД СССР.

Город юности — Комсомольск-на-Амуре

На этом завершим прогулку по Комсомольску-на-Амуре, сделаем перерыв, но прогулка эта не последняя, предупреждаю сразу.

А если вас всё-таки немного интересует история города, хочу, чтобы вы посмотрели мой первый рассказ: «Путешествие в юность». Может там будут ответы на ваши вопросы, если они появились в процессе прогулки.