Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Прага — Чехия, Нюрнберг — Германия Декабрь 2018

Нюрнберг. Сказки старого города

Прага. Несколько дней накануне Рождества…

— А давайте поедем в Прагу, где-нибудь в декабре, поближе к Рождеству?

История не запомнила, кто произнес эту фразу, впервые прозвучавшую на берегу Индийского океана в божественной Шри-Ланке. Но коллектив, расслабленный солнцем и убаюканный океаном, идею подхватил, одобрил и расширил, радостно стряхнув с себя негу безделья. Планы роились, мысли бередили разленившуюся от отдыха душу, фантазия отрывалась, рисуя соблазны ярмарок на фоне срывающегося с неба снега (ну, а вдруг?), а дерево Бо, под которым и закрутилась вся эта рождественская история, соглашалось со всеми сразу, одобряюще шелестя листьями.

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Интернет поднапрягся и открывал страницу за страницей, предлагая отели, перелеты и прочие нужные моменты, решать которые предстояло всем коллективом, окончательно и бесповоротно проголосовавшим за декабрьскую Прагу. Червь сомнения, робко напомнивший про летнюю Аляску и последующим за ней финансовым крахом, был придушен в зародыше — гулять, так гулять! И совершенно неожиданно для себя, я вдруг согласилась не лететь осенью в Питер, экономя не столько деньги, сколько отпускные дни (решение, о котором я пожалела почти сразу). Правда судьба, уже внесшая осенний Питер в книгу моей жизни, решила эту страницу не переписывать и постаралась исправить мое столь неосмотрительное обещание, но об этом я уже писала, повторяться не буду.

Сложностей это путешествие не сулило, маршрут выстраивался приятно-расслабляющий, с визитами на ярмарки и без изнурительных марш-бросков, но с непременными заходами на Карлов мост и ежевечерними дегустациями чешских кулинарных специалитетов. Единственное, что я потребовала категорически, так это однодневную поездку в Нюрнберг, увидеть который перед Рождеством я мечтала уже много-много лет. Коллектив было рыпнулся сопротивляться, мол ехать далеко и «оно тебе очень надо?», но я доходчиво объяснила, что надо, причем очень, могу и сама, если всем так лениво и уговорила-таки сомневающихся на Нюрнберг!

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Отель забронировался на удивление легко (потому что очень заранее) и даже со скидкой (это всегда приятно). Старый дом с каменной витой лестницей и закутками, переделанными в номера, располагался в самом лучшем месте Праги, на Карловой — между Карловым мостом и Староместской площадью, аккурат напротив пары ресторанчиков и точки, продающей трдельники. Включенный завтрак и неплохой WI-FI были приятным бонусом — отель нам понравился.

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Наш родной «Аэрофлот» поначалу тоже решил порадовать, предложив перелет со скидкой (как всегда, лететь пришлось через Москву, а это стыки, пересадки и прочие прелести). Но потом, видно удивившись своей щедрости, решил внести поправки в картину маслом и между нами завязалась бурная переписка. Рейсы несколько раз переносили. Не сказать, что время менялось критически, то пять минут убавляли от пересадки, то добавляли, но помноженные на несколько раз, эти переносы поселили смутное сомнение в моей душе. Потом «Аэрофлот» решил перенести вылет в другой терминал, уверив, что мы успеем, но если сомневаемся, то можем получить деньги обратно и сидеть дома. Изучив схему проникновения из терминала В в терминал Е, мы прикинули, что успеем по-любому и огорчаться не стали.

Венцом всего этого стал день вылета — дивный, морозный, без намека на снегопад, туман и прочую плохую видимость (ну совершенно ничего не предвещало всех наших мытарств!).

Самолет, на котором мы должны были лететь в Москву, в нужное время не вылетел из Шереметьево. Не вылетел он и через час, и через два, и через три — по погоде, объявили всем нам, уже психующим и дергающимся из-за пересадок. Конструкторское бюро Сухого не предусмотрело, как будут открываться багажные люки в мороз и шереметьевская бригада грузчиков, матерясь и ломая маникюр, пыталась загрузить треклятый багаж, чтобы отправить борт в заждавшийся самолета Воронеж. В Воронеже, тоже матерясь, представители «Аэрофлота» перерегистрировали стыковки, пытаясь найти гневающейся толпе нужные рейсы. Когда, по нашим первоначальным подсчетам, мы должны были прилететь в Прагу, злосчастный борт с замороженным бомболюком, наконец-то оторвался от московской земли. Появилась надежда, что сегодня мы все-таки доберемся до чешской столицы.

В принципе, мы бы не сильно переживали эту ситуацию, не будь у нас куплены билеты на автобус в Нюрнберг на раннее утро следующего дня. Сдать без потерь мы их уже не могли, да и не очень-то хотели, если честно.

Наш аэропорт, дождавшись наконец-то основательно опоздавшего самолета, с рекордной скоростью загрузил борт пассажирами и багажом, шустро полил все антиобледенителем и перекрестив, отправил в небо. И мы подумали, что наши мытарства закончились. Ха-ха-ха!!!

«И здесь все продолжается!» — хором взвыли все мы, увидев, что рейс в Прагу тоже задерживается на час. Отчего-то захотелось домой, Прага перестала манить ярмарками, а желание дать клятву никогда не летать зимой, особенно «Аэрофлотом», особенно если рейс выполняется «Сухим», выросло до навязчивого. В принципе, о наших злоключениях можно было бы и не рассказывать — частный случай, случается такое изредка и у особо везучих. Но обратная дорога, на все том же «Сухом» (уж повезло, так повезло!), тоже не обошлась без задержки рейса, все по той же причине примерзшего багажного люка. В общем, остерегайтесь летать зимой «Сухим», если не хотите провести день матерясь и прикидывая, на какой из пересадочных рейсов вы теперь успеваете…

Понятно, что в Прагу мы прилетели почти ночью, далеко не в пряничном настроении, да еще и устав так, словно сами махали крыльями, таща за собой плотно загруженный самолет.

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Утром следующего дня, задолго до рассвета, мы стояли на остановке автобуса, обещавшего доставить нас в Нюрнберг.

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

И Нюрнберг не подвел! Яркое солнце, совсем не декабрьское тепло, заставившее расстегнуть куртки и снять перчатки, нарядные витрины, аккуратные домики, ярмарка, выплеснувшаяся далеко за пределы площади, глинтвейн, пунш, пряники — приблизительно так я себе и представляла этот день.

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Волевым усилием обогнув ярмарочные соблазны, мы все-таки отправились полюбоваться городом. Не знаю, украшает ли Нюрнберг снежная погода, но солнце городу явно к лицу.

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Удовольствие от неспешной прогулки по улицам, от видов из крепости, от там и сям встречающихся примет приближающегося Рождества, украшенных окошек, наряженных елок и атмосферы старой доброй сказки, окутавшей Старый город, было настолько огромным, что я пожалела, что ограничилась только одним городом, не настояв на вояже по баварским городам. А ведь была мыслишка!

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Описывать ярмарку занятие неблагодарное. Ну как передать словами перезвон колокольчиков, радостно позвякивающих на легком ветерке и рождественские гимны, звучащие со всех сторон. Как описать соблазны дымков, пахнущих баварскими сосисками и ароматы глинтвейна и пунша. Как передать вкус разнообразных рождественских пряников, тех самых, знаменитых нюрнбергских, нежных и очень сладких. А игрушки! А свечи! А вертепы! Купить хотелось все и сразу, забыв все обещания не тратить деньги на ерунду.

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Не знаю, как вы, а я обожаю рождественские ярмарки. И дело не в покупках, сама атмосфера Рождества, когда взрослые становятся счастливыми и беспечными, словно дети, безоговорочно верящие в сказку и чудеса, не оставляет неравнодушным никого. И ты бродишь среди нарядных прилавков, умиляясь, восхищаясь, восторгаясь, теряя счет времени и деньгам, покупаешь подарки, пробуешь пряники, греешься пуншем и мечтаешь вернуться сюда ровно через год. И еще через год. И еще…

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

На обратный автобус мы успели чудом, увешанные пакетами, налитые пуншем, пахнущие пряниками, корицей, сосисками, искрящиеся от полученного удовольствия и влюбленные в Нюрнберг и всю Баварию сразу!

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Всю дорогу я подбивала, уговаривала и соблазняла коллектив побывать еще и в Дрездене, но то ли аргументов у меня не хватило, то ли Прага в их глазах казалась соблазнительнее, то ли еще что, но на еще один марш-бросок никто не уговорился. А жаль…

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

А потом была Прага. Разная — снежная и сказочная, дождливая и промозглая, ярмарочная и шумная, вкусная и сытная, мокрая и неприветливая. Познавательную часть мы разбавляли увеселительной и дегустационной, подсев на трдельники и найдя среди их огромного разнообразия те, что показались лично нам самым вкусными.

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Каждый день мы заворачивали к Карлову мосту, умудрившись увидеть его и почти безлюдным, и забитым толпами туристов, и оккупированным свадебными фотосессиями (а я так надеялась, что ранним утром будет пусто!). Как и прошлый раз, тринадцать лет назад, Карлов мост стал местом притяжения, неуловимо завораживающим и заманивающим к себе. И пусть я буду неоригинальна, для меня символ Праги именно он — сказочно красивый, полный тайн и легенд мост, соединяющий берега Влтавы…

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Не могла я не наведаться и к горгульям, украшающим башни собора Святого Вита. В этот день Прага сделала нам роскошный подарок, украсив Пражский Град снегопадом, окутавшим и сам собор, и любимых моих горгулий, невесомой вуалью весело танцующих белых хлопьев. И сказка, которая все время бродила где-то рядом, но не желала показываться на глаза, вдруг ожила, завертевшись в белоснежном танце. Все стало таким волшебным и таким невероятно красивым, что мы махнули рукой на промокшие ноги, на в который раз вымокшие фотоаппараты и сугробы снега, угнездившиеся на плечах. Хотелось, чтобы чудо продолжалось бесконечно, листая все новые страницы так понравившейся нам сказки…

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Снег сыпал и сыпал, Прага приплясывала и таяла в такт с разбушевавшимся снегопадом, то закрывая все вокруг непрозрачной пеленой, то отдергивая ее и показывая совершенно зимние виды, раскрашенные яркими пятнами черепичных крыш. В душе звенели колокольчики и рождественские гимны, и хотелось одного, чтобы все это не заканчивалось до самого нашего отъезда. И миниатюрные снеговики, шустро налепленные веселыми туристами, были со мной полностью согласны…

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Мы гуляли по знакомым улочкам, умиляясь, что за все это время почти ничего не изменилось. Все также неспешно текла Чертовка, а мост, крашенный замочками, заставлял туристов притормозить и полюбоваться неторопливыми корабликами.

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Лебеди, которых явно стало больше, как прежде любят угощение и разрешают погладить себя по шее, прежде чем сбежать от назойливого внимания в мутные воды Влтавы, чтобы величаво попозировать на фоне Карлова моста — они тоже символ Праги, как ни крути.

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

За столько лет Прага ничуть не изменилась, разве что появились китайские туристы, да открылись магазинчики с коноплей — и одно, и другое не то, чтобы радует, но и наслаждаться городом совершенно не мешает…

Ну и ярмарки, как же без них под Рождество. А вот здесь все не так, как мечталось. И если Нюрнберг сумел потеснить в моей душе Вену с ее огромным разнообразием ярмарок, то Праге это не удалось. Вроде все, как везде — медовуха, сосиски, трдельники, шоколад, шарики, елочные игрушки, свечи, вертепы. Даже очень красивая елка и рождественские гимны были!

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Но чего-то, какой-то малости, не хватило. То ли сами чехи не умеют радоваться этим ярмаркам, как это умеют венцы или баварцы, то ли еще что, сказать сложно. Сказка, которой так много на пражских улочках, отчего-то сюда не заворачивала. Мы старательно и прилежно обошли почти все ярмарки Праги, а потом, выбрав самой-самой ту, что на Староместской, закрыли тему ярмарочного веселья, решив, что главное для нас — это сама Прага, а не приближающееся Рождество…

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Очарование Праги и разочарование ее ярмарками не помешали нам получить то самое рождественское настроение, за которым мы и отправлялись в это путешествие. Даже снег был, что я расценила как очень щедрый подарок то ли природы, то ли города, то ли самой судьбы.

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Неделя, которая казалась такой бесконечной, закончилась совершенно неожиданно, да к тому же проливным дождем, рыдающим навзрыд из опустившихся на отмытые мостовые небес. Кто-то из нас явно не хотел прощаться в Прагой!

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Улетала я с громадьем планов, про которые пока не хочу рассказывать, да и кто знает, когда они осуществятся, если осуществятся вообще.

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Прага оставила самые яркие впечатления — обаяние улиц, шпили соборов, гордо выгнувшие спины мосты, звонкие трамваи, яркие черепичные крыши, полированная толпами туристов брусчатка, уютные и тихие уголки города, куда не забредают организованные толпы, любимый и притягательный Карлов мост, шумные ярмарки, тихие берега Влтавы.

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

Может этим и симпатична Прага, что у нее есть для вас все? Сказка здесь мирно уживается с современной суетой и шумом большого города, чудеса тихо ждут своего часа, а навязчивая современность старается спрятаться за спины нестареющей старины. Наверное именно таким и должен быть современный город, очень любящий и бережно хранящий свою историю.

Прага-Нюрнберг. Путешествие в Рождество

И каждый раз, улетая из Праги, я невероятно горжусь своим вторым дедом, освобождавшим Прагу в далеком 1945-м, и спасшим всю эту красоту для всех нас — ныне живущих и тех, кто будет после…