Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 11:49
Как интересно изучать собственное Отечество!

Кронштадт — Россия Октябрь 2014

Посещение Кронштадта всегда связано с представлением о знаменитом Морском Никольском соборе, который поражает величиной и благолепием.

По святым местам Кронштадта

Об этом соборе я когда-то довольно подробно рассказывала и теперь могу сослаться на ту публикацию: https://www.tourister.ru/responses/id_10439

Кроме туристов этот собор посещают паломники, однако нередко, человек, который переступает порог этого храма, уже внутри собора, вдруг из туриста неожиданно превращается в паломника, — такова сила этого места.

По святым местам Кронштадта

Вот для такого туриста-паломника я хотела бы порекомендовать еще несколько адресов в Кронштадте.

Начнем с адреса: улица Посадская дом 21.

Именно в этом доме находится Музей-квартира св. Иоанна Кронштадского (1829–1908).

По святым местам Кронштадта

В этом доме Иоанн Кронштадский жил более полувека, здесь же он закончил свой жизненный путь.

К сожалению, фотографировать в квартире не разрешается, да там и нечего фотографировать: обстановка самая простая, остались мемориальные вещи, остались стены… Однако в таких местах главное — это дух, который не уничтожить никакими средствами, а уж что только не предпринималось в годы богоборчества, чтобы уничтожить саму память о святом, которого так почитают не только в Петербурге, но и во всей нашей земле.

Как известно, о. Иоанн был настоятелем Андреевского собора, в Кронштадте. Великий праведник, самоотверженный пастырь и благотворитель, он, будучи глубоко любимым своими соотечественниками, собирал на свои особенные, горячие, вдохновляющие проповеди тысячи людей, которые ехали отовсюду.

Здесь полезно указать то место, где находился собор, ведь Андреевский собор больше не существует — он был разрушен в 1932 году и на его месте поставили памятник Ленину. Памятник и до сей поры стоит и указующий жест в сторону счастливого будущего все также обещает, но, несмотря на то, что фотография имеется, как-то не хочется выкладывать ее здесь и сейчас. К счастью недавно появилась и еще одна достопримечательность на месте разрушенного храма — это памятный камень. Вот его фотографию предлагаю вашему вниманию.

По святым местам Кронштадта

Если же важная надпись внизу читается с трудом, привожу ее доподлинно «Пусть камень сей вопиет к сердцам нашим о восстановлении поруганной святыни».

Любой русский собор — это ведь и Дом Божий, где творится молитва, но это и Дом, где расцветают искусства (иконопись, мозаика, прикладные искусства, музыка — духовное пение). Церковь — это нередко исторический музей и если изначально какой-либо храм был полковой церковью — здесь было принято хранить знамена поверженных врагов, ключи от взятых городов (Казанский собор в Петербурге). Вспомним хотя бы и Свято-Преображенский собор в Петербурге, ограда которого — жерла боевых орудий. Эти пушки участвовали в Турецкой войне, что знают многие. Церковь раньше была и очагом просвещения — печатались газеты, журналы, создавались добровольные общества, например «общество трезвости», церковь традиционно занималась благотворительностью, содержала багадельни для стариков, сиротские дома и др.

История Андреевского собора в Кронштадте — это история России. Первый камень фундамента был заложен еще Петром I в. 1717 году. Сначала собор был деревянным, а позднее, уже в 1805 году было начато строительство каменного сооружения, и здесь уже первый камень в фундамент был уложен императором Александром I.

Не стану рассказывать вам интереснейшую историю этого храма, — кто интересуется — прочитает в той же википедии, но покажу его изображение, которое сегодня можно увидеть только на фотографиях — красивый был храм! В нем Иоанн Кронштадский служил с 1855 по 1908 год.

По святым местам Кронштадта

В 2018 году фундамент, на котором стоял собор, был обнаружен и обозначен Комитетом по охране памятников, как выявленный объект культурного наследия. Что ж, есть надежда, что уже не император, а комитет, но вновь "заложил" свой камень в старый фундамент с надеждой на возрождение.

О том, как служил Иоанн Кронштадский в том соборе, как проводил удивительные общие исповеди, читал проповеди, — много свидетельств. Но приведу два самых простых примера. Однажды о. Иоанна Кронштадского остановила со слезами крестьянка. (Право же — какие разные люди и представления…) На вопрос, что является причиной ее отчаяния, она объяснила, что вот уже два года ее дом обходят несчастья — все здоровы, нет падежа скота, у нее в семье все хорошо и она боится, не отвернулся ли от нее Сам Господь, который раньше посещал ее скорбями.

В другом случае к о. Иоанну подошла другая крестьянка и со слезами жаловалась на падеж индеек в ее хозяйстве. Когда другой молодой священник выразил удивление тому, как много внимания о. Иоанн Кронштадский уделил той женщине с ее «пустым и совсем не церковным вопросом», услышал от уважаемого пастыря, что эти индейки очень много значат в жизни той крестьянки, ведь это ее предназначение, ее хозяйство, поэтому священник и стал давать женщине полезные советы, как уберечь птицу, опираясь на свой житейский опыт обычного земного человека.

При жизни о. Иоанна Кронштадского к нему приходили разные люди, не только богомольцы.

По святым местам Кронштадта

Однажды в дверь его простой квартиры постучал татарин-мусульманин, у которого умирала любимая жена. Он знал о чудесном старце и пришел к нему со своим отчаянием. Несмотря на поздний час, священник сказал неожиданному посетителю: встань здесь и молись так, как ты умеешь, а я буду молиться вот здесь, как я молюсь, — будем молиться вместе!

И ведь отмолили! Женщина выздоровела. Победила Любовь.

Вот мы и дошли до той самой мемориальной квартиры св. Иоанна Кронштадского, до того места, где будущий святой мог молиться, писать свои проповеди, дневники, предаваться живому созерцанию и скорби по поводу собственных жизненных ошибок — о чем свидетельствует его честный и искренний дневник «Моя жизнь во Христе».

По святым местам Кронштадта

История квартиры тоже непростая. После того, как добрый пастырь ушел в мир иной, по благословению патриарха Тихона, который посетил ее в 1918 году, в ней была устроена церковь, освещенная в честь Живоначальной Троицы. Это до времени, сохранило квартиру и мирный христианский дух, который в ней оставался. Однако после разрушения Андреевского собора, квартира св. Иоанна Кронштадского также была разорена и превращена в обычную жилую коммуналку. В 1960-е годы дом на Посадской был надстроен, и Квартира оказалась разделенной на пять отдельных квартир. В 1995 г. группа почитателей памяти о. Иоанна Кронштадтского под руководством священника Геннадия Беловолова начала работу по возвращению Квартиры Всероссийского Пастыря. Было желание восстановить квартиру и сделать доступной паломникам. В течение четырех лет были расселены и восстановлены две комнаты и в них в 1999 г. по благословению АЛЕКСИЯ II, Патриарха Московского и всея Руси, а также ВЛАДИМИРА, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, был зарегистрирован новый Мемориальный музей.

Возможно, стоит напомнить, что святой и праведный Иоанн Кронштадский, был канонизирован сначала Зарубежной церковью (1964 год) и только в 1990 году это случилось в России, на Родине.

Еще раз напомню, что квартира совсем небольшая. Сохранились вещи, документы, иконы, картины, принадлежавшие пастырю. На первом этаже мне все же разрешили сделать несколько снимков, но главным местом здесь конечно же считается кабинет, который был и кельей, и кабинетом, и спальней.

По святым местам Кронштадта

Рядом с домом, в котором находится мемориальная квартира поставлен памятник. Он был открыт в 2008 году. Его авторы Андрей Соколов и архитектор Георгий Бойко, выполнивший гранитное основание, постарались приготовить свою работу в срок. Они позаботились и о портретном сходстве, но постарались передать и нечто большее, что угадывается в изваянии. Открытие памятника было приурочено к 100-летию со дня кончины святого и глубоко почитаемого пастыря.

Время, когда квартира открыта с 12 до 17, кроме вторника. Однако прежде чем ехать в Кронштадт стоит все же позвонить по телефону и уточнить возможность попасть в мемориальный музей: +78123117745 (3118702).

Стоимость билета символическая — 50 рублей. Музей может быть закрыт постом (первая и последняя недели Великого поста) — на это тоже стоит обратить внимание.

Сегодня в Кронштадте возраждена православная жизнь. Однако, кроме Морского Никольского, стоит отметить очень красивый храм в честь Владимирской Божьей Матери. Первый гарнизонный храм, освященный в честь Владимирской иконы был построен в 1730–35 годах, но храм современный был заложен уже в 1875 году, по проекту Д. И. Гримма.

По святым местам Кронштадта

В советское время в храме был устроен склад, а затем его несколько раз пытались взорвать. Но поскольку от взрывов страдали соседние дома, его оставили в полуразрушенном состоянии.

Сегодня храм восстановлен и живет обычной приходской жизнью.

В Кронштадте немного церквей, но много часовен, например вот эта — освященная в честь иконы Тихвинской Божьей Матери.

По святым местам Кронштадта

Часовня отличается от церкви тем, что в ней отсутствует алтарная часть, поэтому в часовнях можно служить только молебны и панихиды, но не литургию.

Несомненно, что сегодня Кронштадт привлекает множество туристов как город военной морской славы, как морская крепость, с интереснейшими фортами, музеем маяков, другими достопримечательностями на древнем острове Котлин…

Однако историю России невозможно отделить от православия и этот маленький экскурс по святым местам Кронштадта, — напоминание об особенной, но важной главе истории этого города и России.