Турист Андрей Муравьев (AMour)
Андрей Муравьев
был 17 февраля 2021 16:55

Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино

Федоскино — Россия Январь 2019
Федоскинская шкатулка
72 38

Перед Новым годом мне позвонили друзья и попросили вывезти их в новогодние праздники в какое-нибудь интересное и (или) красивое место. Я набросал им в WhatsAppе несколько предложений и они выбрали прогулку по парку в Марфино. Летом там, конечно, будет красивее, но и зимой в новогодние праздники почему бы не погулять по зимнему новогоднему парку, тем более, что погоды в Москве на праздниках стояли хорошие!

И вот, 6 января, мы с утра поспешили в Марфино. Домчались туда без проблем, подъехали к проходной военного санатория, который сейчас владеет парком и, упс, дежурный-военный обломал нас, показав на весящий у него над головой приказ о том, что до 9 января проход всем, кроме сотрудников санатория и отдыхающих, запрещён.

Можно было, конечно, поискать неформальные проходы на территорию в виде дырок или лазов в заборе. Интернет предлагает различные способы проникновения в усадьбу, вплоть до экзотических, например, переплыть пруд у дворца на надувной лодке. Но по снежной целине, да ещё в незнакомой местности, идти таким путём было как-то неудобно. А погода стояла шикарная: недавно высыпавшийся снег сделал невероятно красивыми сосны и ели в лесу — настоящая рождественская; и пока ничто не нарушало этой природной красоты!

Поэтому, недолго думая, мы перестроили наши планы с Марфино на Федоскино, благо эти два места находятся рядом, на Дмитровском шоссе в Подмосковье.

Приехав в Федоскино, нашли скромный милый деревянный домик в снегах, в котором располагается музей фабрики лаковой миниатюры Федоскино.

2
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
3
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
1
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино

Раньше в этом домике помещалась вся федоскинская артель, а в 1970 году рядом через дорогу построили современное бетонное здание для художников, но оно, по-моему, смотрится просто уродливо среди местной красоты.

Фото из Интернета
Фото из Интернета

Зайдя в деревянный домик, мы словно оказались в родных стенах, окунулись в атмосферу заботы и доброго внимания. Мне показалось, что именно так относится к посетителям первой встречающая гостей кассир-билетёр музея. К каждому человеку относящаяся с вниманием, предлагает купить что-то из разнообразного ассортимента, встречающего гостей музея. А в витринах здесь можно увидеть и подобрать себе и павлово-посадские платки и ёлочные игрушки из Клина и жостовские подносы, и конечно, федоскинские изделия.

Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
1
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
3
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
1
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
2
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино

А началась история артели (фабрики) с 1795 года, когда московский купец Петр Иванович Коробов открыл фабрику по производству лаковых козырьков из папье-маше для армейских головных уборов и недорогих табакерок. Это производство оказалось на редкость прибыльным: козырьки — вещь расходная, их всегда требуется много.

1
С этого всё начиналось...
С этого всё начиналось...

В залах музея, первое, что мы увидели, был макет, как изначально выглядела будущая фабрика.

3
С этого всё начиналось...
С этого всё начиналось...

На макете видна некогда судоходная река Уча, разделяющая село Федоскино и деревню Данилково. Земли эти принадлежали знатному роду Вельяминовых. Когда-то один из хозяев разделил имение между своими сыновьями Федосом и Данилой, отсюда и пошли названия: Федоскино и Данилково. Неподалеку от них находится деревня Аксаково.

В Данилково в конце XVIII века была построена лакирная фабрика Коробова, перешедшая затем к Лукутиным.

В 2015 году деревня Данилково вошла в состав села Федоскино.

Места здесь необыкновенно живописны. Неподалеку расположены красивейшие усадьбы Марфино, Николо-Прозорово, Рождественно-Суворово… Неудивительно, что именно в этих краях возникли такие знаменитые народные промыслы, как федоскинская лаковая миниатюра и жостовская роспись.

1
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино

В России ещё при царе Алексее Михайловиче впервые появились лаковые изделия. Они радовали глаз в некоторых покоях Коломенского Дворца. А уже Пётр I уделял большое внимание лаковому производству. Он не только покупал лаковые изделия в Европе, но и пригласил в страну мастеров «лакирного дела», которые смогли наладить здесь собственное производство. При Петре I же в 1714 году в Санкт-Петербурге появился «лакирный двор». Уже в 1721 году в Петергофе во дворце Монплезир появился Лаковый кабинет, где на липовых досках, украшенных миниатюрной живописью в китайском стиле, размещались 94 чёрных лаковых панно.

Позже, уже при Петре III, лакирных дел мастер Федор Власов расписал в 1761 году в Ориенбаумском дворце, в китайском стиле панно в Картинном зале, Кабинете и Спальне, всего 218 композиций общей площадью около 70 кв.м. Они считаются наиболее ценными в художественном отношении во всем убранстве дворца.

К концу XVIII века во многих российских городах начинается массовое лаковое производство. В Подмосковье, под Санкт-Петербургом и в других городах появляются собственные лаковые мануфактуры. В начале XIX века наиболее крупными в Москве и Подмосковье были фабрики Коробовых-Лукутиных, Вишняковых, А. И. Аустена, Н.Нажевщикова, братьев Сорокиных и других. В Петербурге популярностью пользовались изделия мастерских Мартина Боля, Андрея Эка, К. Н. Тернберга. Однако со временем почти все они закрылись, за исключением фабрик Вишняковых и Лукутиных.

Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино

Производство недорогих лаковых табакерок, украшенных приклеенными к ним гравюрами, приносило неплохой доход. В начале XIX века Коробов переманил с немецкой фабрики Штобвассера в Брауншвейге нескольких мастеров, которые смогли организовать производство табакерок с оригинальной масляной росписью и обучили этому местных крестьян.

1
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино

Производство быстро расширялось. Так, в 1811 году на фабрике в Данилково было изготовлено 580 дюжин табакерок с кунштюками, т. е. украшениями и 145 дюжин табакерок без украшений. Для удешевления продукции бумажную гравюру просто приклеивали на изделие и покрывали сверху лаком. Особой популярностью пользовались женские портреты, жанровые сценки и пейзажи. Клейм в то время еще не ставили.

В 1810 году купец Петр Васильевич Лукутин (1784–1863) женился на Екатерине Петровне Коробовой (1780–1858), дочери Петра Коробова. В качестве приданного жены он получил лаковое производство в Данилково. Сюда же Лукутин перенес из Москвы принадлежавшую ему фольговую фабрику.

При Лукутиных производство быстро росло, расширялся ассортимент продукции, среди которой наибольшей популярностью пользовались шкатулки, чернильницы, тарелки, стаканы, табакерки, футляры для очков и перчаток и многое другое. Появился собственный неповторимый стиль, соединивший в себе классические произведения живописи, сказочные сюжеты и народный лубок.

Расцвет Лукутинской лаковой миниатюры приходится на 1840–1855 годы, когда Лукутинским производством владели совместно Петр Васильевич Лукутин и его сын Александр. Еще в 1828 году Лукутин получил высочайшее право ставить на изделиях клеймо с изображением российского герба и инициалы владельца фабрики. К 1880 году клеймо на лукутинских шкатулках имело уже три государственных герба, к которым в 1896 году добавился четвертый. Популярность лукутинской продукции была настолько высока, что в то время все русские лаковые миниатюры называли «лукутинскими».

В 1888 году владельцем производства стал Николай Александрович Лукутин (1853–1902) — общественный деятель, меценат, владелец крупной коллекции русского фарфора, насчитывающей около 10 тысяч экспонатов. В 1900 году за большую общественную и благотворительную работу его возвели в потомственное дворянское сословие. Его женой была Любовь Герасимовна Хлудова (1859–1931), происходившая из богатого московского купеческого рода.

Николай Александрович Лукутин

В конце XIX века Лукутин приобрел у своего знакомого, графа С. Д. Шереметьева усадьбу «Старо-Никольское» в Подольском уезде. Там он поселился с семьей, а дом в Данилкове был полностью перестроен под нужды фабрики.

1
Обстановка дома в Данилкове
Обстановка дома в Данилкове

Дочь Лукутиных, Любовь Николаевна (1886–1965) вышла замуж за действительного статского советника В. В. Пржевальского (1869–1919), племянника известного путешественника и исследователя Центральной Азии Николая Михайловича Пржевальского.

Сыновей у Николая Александровича Лукутина не было.

В музее представлено генеалогическое древо семьи Н. А. Лукутина.

Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино

Будучи занятым человеком, Николай Александрович редко бывал в Данилково, поручив все дела своему управляющему — Федору Ивановичу Калинину. В его обязанности входило следить за домом и производством, принимать заказы и отправлять продукцию. В доме у него были комната и кабинет, где он вел все дела.

3
Комната управляющего Фёдора Ивановича Калинина
Комната управляющего Фёдора Ивановича Калинина

В конце XIX века на фабрике выпускали более 100 наименований: табакерки, шкатулки, кошельки, футляры для вееров, перчаток и очков, портсигары, стаканы, коробочки, марочницы с широким диапазоном стоимости, которая составляла от 25 копеек до 125 рублей. Изделия украшались миниатюрными копиями знаменитых произведений живописи. Большой популярностью пользовался сюжет «Тройка», жанровые сценки из крестьянской жизни. По данным статистики, в 1876–1888 годах на фабрике трудилось 460 человек в 40 мастерских, расположенных в десяти сёлах. Это 28% от числа всех кустарей Московской губернии того времени!

Заготовительный цех
Заготовительный цех

Лукутины заботились о своих работниках. Им выделялись бесплатные квартиры, дрова, керосин, земельные участки под огороды. В лукутинских амбарах можно было брать в кредит крупу, масло, чай, сахар и прочее. Старых немощных мастеров по их желанию устраивали в Хлудовскую богадельню.

Для своих рабочих, которые в основном были безграмотными, Лукутин выписывал журналы, среди которых были «Нива», «Огонек», «Художественный листок». Оттуда с помощью кальки мастера копировали изображения. Это называлось припорох. Один из сюжетов — «Чаепитие», с фотографии И.Манштейна, опубликованной в журнале «Нива», стал очень популярным и неоднократно воспроизводился на федоскинских изделиях. Правда, в количестве не трех, а двух человек.

Фото из интернета
Фото из интернета

В 1902 году Николай Александрович умер. Его дочь и наследница, посчитав производство убыточным, закрыла фабрику. Бывшие работники перебрались кто в Жостово, кто в одну из мастерских Вишнякова в Осташково. Оставшиеся работники в 1910 году на деньги Саввы Морозова создали «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутина» с помощью сельской учительницы Любови Дмитриевны Державиной.

Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино

Вначале своего существования в артели насчитывалось 14 мастеров и 9 учеников, выпускавшие 160 наименований изделий, которые по качеству не уступали лукутинским и превосходили вишняковские. Практически сразу после начала работы, в 1913 году продукция артели завоевала Малую золотую медаль на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Киеве. Эта медаль стала первым предметом гордости новой артели, её стали штамповать на обратной стороне продукции.

Новая волна трудностей началась после Октябрьской революции. Новая власть неоднократно пыталась разогнать артель. Однако, художники опять выстояли и в 1923 году получили диплом I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве. Появились новые революционные сюжеты: коллективизация, индустриализация. Сохранялись и старые традиции.

Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино

Постепенно успехи федоскинцев набирали обороты. Усилиями коллектива, в 1931 году была создана Федоскинская профтехшкола, выпускники которой работали не только в Федоскино, но и в Жостово и в других центрах народных промыслов. А в 1937 году на Всемирной выставке в Париже продукция Федоскинской трудовой артели живописцев получила Большую золотую медаль и Диплом за высокое качество изделий из папье-маше и за сохранение традиций русского народного искусства.

Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино

А дальше была Великая Отечественная война. Многие художники ушли на фронт. Война подступила буквально во двор федоскинцам. Пришлось коллекции прятать в тайниках.

Но как только опасность миновала, весной 1942 года федоскинцы возобновили работу. По личному указу Сталина и приказу Советского правительства оставшихся в живых художников отозвали с фронта: федоскинская продукция хорошо продавалась за рубежом, принося стране необходимую ей твердую валюту. Воевать можно не только оружием…

После войны федоскинским художникам предоставили возможность работать в Третьяковской галерее в Москве, чтобы снять копии со знаменитых картин. Это значительно обогатило продукцию Федоскинской артели.

В последующие 60-80-е годы лаковая миниатюра активно развивалась. Предприятие получает новое название — Федоскинская ордена «Знак Почета» фабрика миниатюрной живописи и новое здание (вот это уродливое бетонное, представленное выше) — в старом домике творческий коллектив и школа уже не помещались. Была организована творческая группа, которая искала новые идеи и сюжеты.

Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
1
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
1
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
1
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино

Многие современные работы сделаны по новым технологиям: например, с использованием перламутра или сусального золота, также используется металлическая фольга. Такие работы как бы излучают внутренний свет и смотрятся очень выигрышно.

Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
1
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
4
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
3
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино

На втором этаже музея мы встретили девочек и девушек, репетирующих рождественское выступление. Лирические и весёлые песни в исполнении юных певчих разливались по всему музею.

2
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино

Там же, наверху располагалась временная выставка вееров, которую мы тоже осмотрели. Здесь были представлены разнообразные старинные веера разнообразного вида и из различных материалов

1 из 5
Выставка вееров
 
Выставка вееров

После музея мы посетили церковь Николая Чудотворца, что находится рядом. Построенная ещё в XVI веке, при советской власти служила и зернохранилищем и складом при фабрике, а в 1992 году после реставрации передана верующим. По её виду не скажешь, что она имеет столь солидный возраст, выглядит прекрасно!

3
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино
4
Как мы поехали в Марфино, а попали в Федоскино

Ну, а завершили мы свою экскурсию по Федоскино по совету сотрудницы музея в ресторане на окраине села «Суворовский бивуак». Лаконичное меню, но сытные, вкусные блюда!

2
Ресторан Суворовский бивуак
Ресторан "Суворовский бивуак"

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии