Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был сегодня 10:07

Верхняя Сысерть — Россия Январь 2019

Природный парк Бажовские места занимает территорию около 40000 га в Сысертском районе в 40 километрах от Екатеринбурга. Назван в честь уральского писателя, автора «Малахитовой шкатулки» Павла Петровича Бажова, родившегося здесь и посвятившего многие свои сказы Сысертскому горному округу. Парк создан в апреле 2007-го года и основными задачами являются развитие экологического и познавательного туризма. Среди природных достопримечательностей — озеро Тальков камень, гора Марков камень, Гранатовый шурф, Хрустальная копь, кордон Плита, пруд Хрустальный… Администрация парка проводит экскурсии для организованных групп любителей эко- и пешего туризма. Конечно, самым «раскрученное» место — Тальков камень. Здесь и отсыпанные мелким гравием тропы, и оборудованные стоянки, и информационные щиты — указатели. Об этом уголке парка я рассказывал здесь.

Но есть в парке места, куда неорганизованному любопытствующему туристу добраться не так просто. Одно из таких мест — пруд Хрустальный на речке Полдневая Сысерть.

Несколько лет назад я впервые побывал здесь летом. Место покорили тишиной и суровой дикостью нетронутых уральских лесов. Удручало только состояние лесных дорог, разбитых лесовозами. Конечно, до полного экстрима, присущего трофи-рейдам, они не дотягивали, но все же… Фото с той поездки.

И это было не дождливое лето…

Место запало в душу, она желала повторного визита, но разум останавливал — возможности нынешнего автомобиля были похуже, и сидеть на «брюхе» в лесовозной колее не хотелось… Озарение пришло как то вдруг. Снегу-то в этом году немного, а морозы в декабре стояли будь здоров! Вся глиняная жижа должна была промерзнуть! Едем!

Вот и Сысерть.

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

После городских грязных улиц, залитых антиобледенительной дрянью, от вида этих снежных шапок на сосенках воображаемая стрелка на шкале радости и удовольствия поползла вверх!

Проехав Сысерть и Верхнюю Сысерть, среди многочисленных отворотов к базам отдыха, находим нужный нам съезд с асфальта в лес. Сомнения отпали — зимник есть. И, вроде, неплохой.

Вперёд!

Конечно, настоящим зимником эту дорогу назвать нельзя. Грейдеров, скреперов и прочих бульдозеров здесь не бывало никогда. Главное — не было водно-глиняного месива, скрывающего под собой глубочайшие колеи.

Только в некоторых местах вывороченные куски толстенного льда напоминали о летнем дорожном хаосе.

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный
Объехать проблемные места не составило труда. Конечно, на низеньком седане здесь проехать проблематично. Хотя произошедшая в дальнейшем встреча опровергла моё мнение о возможностях автомобилей.

Не было целью доехать как можно быстрей. Частые остановки. Изредка — ножками пройти показавшуюся подозрительной колею, чтобы не ободрать пороги машины.

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

Чаще вставали, чтобы послушать тишину… Лес отличается звуками от городских парков. В тех птицы перестали бояться людей и машин. Их трели наполняют зелёные островки городов. В лесу по другому. Звери и птицы в автомобиле видят опасность. Выйдя из машины, поначалу слышишь тишину. Спустя какое-то время начинают доносится звуки. Все ближе и ближе. И вот уже можно различить пролетающих в некотором отдалении стайки и поодиночке птиц. Снегири, синички, сойки… Пестрый дятел уже не стесняется и застучал по дереву. А вот перелетел с одного ствола на другой чёрный дятел. Но кажущееся «принятие» тебя птицами обманчиво. Возможностей объектива не хватает, а при попытке подойти поближе «объект"перелетает на неопасное для себя расстояние.

Приходится удовлетворяться съемкой недвижимой природы. Скальные останцы, занесенные снегом.

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

Высохший камыш, который напоминает, что под снегом здесь болотная топь.

И лес… Дорога идёт то между сплошных сосен,

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

то березы озаряют своим светом этот хвойный сумрак…

7 километров по зимнему лесу и 40 минут пути. Перед нами — кордон Плита. Старая Иткульская дорога проходила здесь с 17-го века.

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

На этом кордоне стоял трактир. Здесь путники могли отдохнуть сами и устроить отдых своим лошадям.

Сейчас кордон Плита — один из объектов эко -туризма в природном парке. Для гостей здесь небольшая экспозиция, рассказывающая о быте прошлых веков. Ночлег, баня. Отсюда начинаются маршруты конных прогулок и пеших походов. Куда? А к интереснейшему месту — Хрустальной копи. С давних времён в этих краях добываются горный хрусталь, гранаты, бериллы… Конечно, на Гранатовом шурфе, который отсюда километрах в 6-ти, никто вам не даст набивать карманы камешками. Но с процессом добычи познакомят. А вот на Хрустальной копи, до которой 1,5 километра по лесу, можно самому покопаться. Только все это летом… Сейчас же даже намека на какую-то тропу туда не видно.

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

Да и желания разгребать снег и долбить мерзлый грунт, чтобы найти небольшую друзу горного хрусталя, не возникло. Поэтому — без остановки дальше. Через 4 километра первый указатель того, что мы в природном парке.

Немного удивлён. Раньше вдоль всей дороги от асфальта были вот такие таблички.

Куда они подевались? На сувениры, что ли, растащили?

Прибыли… Паркуюсь на небольшой стоянке неподалёку от информационного щита. Перед нами — живописнейший водоем!

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

От самого среза воды деревья.

Преобладают березы и осины, выросшие на месте соснового леса. На официальном сайте парка пруд Хрустальный отмечен, как «Корабельные сосны». Увы, не так много их, корабельных, осталось в результате жизнедеятельности человека.

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

Ближайший к пруду посёлок Верхняя Сысерть с 90-х годов считается дачными угодьями екатеринбуржцев с достатком. В самом начале моды на дачи в ВерхСысерти дома — дворцы возводились только из многовековых местных деревьев. Экологически чистый продукт… Вот и проредили капитально корабельные сосны.

Речка Полдневая Сысерть была запружена в этом месте в 1983–84 годах. Так возникло это небольшое озеро с двумя островками. На острове у противоположного берега ещё сохранились сосны.

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

Ближайший к месту нашей парковки совсем маленький.

Скальный останец диаметром метров 10 — 15 зарос небольшими деревцами.

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

У кромки воды (льда) — заросли шиповника.

Возле горки камней из-под снега выглядывают листики брусники.

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

На небольшой расчищенной площадке на берегу — беседка для медитации и отрешения от мирской суеты.

От неё к берегу пруда построен мостик.

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

В гуще леса стоят дома и банька.

В мой первый приезд сюда этого ничего не было. Кто построил? Может, для отдыха немногочисленных рыбаков?

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

От островка идём к плотине.

Изредка попадаются замерзшие лунки.

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

Не балуют рыбаки это место. Конечно, зачем сюда пробираться по убитой дороге, когда можно по асфальту доехать до Верхсысертского водохранилища?

Вот и плотина, редкая по типу для наших мест. Труба — водосброс

уходит на другую сторону дамбы.

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

В прошлый раз, летом, не подплывал сюда. Да и не рассмотреть было бы в подробностях. Сейчас же лёд сковал и водную гладь, и сброс. Труба внутри стала похожа на замёрзший водопад.

В одном месте, где лёд попрозрачней, видно, как струя воды устремляется вниз между льдом и стенкой трубы. Как зима меняет вещи и явления, которые мы почти не замечаем летом! На другой стороне дамбы ручейки грунтовых вод, стекая к речке, закованной льдом, образовали несколько маленьких ледопадов.

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

А в трубе водосброса открылась фантастическая картина. Со стороны озёра выход трубы был занавешен ледяным панцирем, и только журчание воды говорило о том, что озеро и река живут своей обычной жизнью.

После водосброса, вниз по реке,

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

начались владения бобрового царства.

Тут и там поваленные деревца, разливы незамерзшей воды в полыньях в местах небольших бобровых плотин.

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

Вдоль берега по спилам на стволах можно изучать весь процесс валки деревьев этими животными — гидростроителями. Здесь — только первые затесы,

здесь наполовину спиленный ствол ещё держится,

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

а здесь — все… Береза аккуратно легла вдоль берега.

И такая картина — на сколько хватает взгляда. А речка, огибая скальную гряду, теряется под снежным покровом…

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

Живность тоже не решается показаться на глаза людям. Только следы выдают присутствие зверья. Здесь пропрыгал заяц,

здесь плела кружево следов полевка,

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

а здесь «отдыхала» косуля.

Поизображав из себя следопытов, вспомнили о хлебе насущном и вернулись к стоянке. На мысу обустроена площадка для отдыха. Расчищенная от кустарника поляна на пару — тройку машин, импровизированный шлагбаум, домик неизвестного архитектора.

Берег укреплен выкорчеванными пнями, похожими на фантастические существа.

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

И на возвышении — беседка с «круглым» столом.

Разложили нехитрый перекус, вспомнили и о том, что новогодние праздники все-таки!

Природный парк Бажовские места. Пруд Хрустальный

А произнести тост за удачный старт поездок наступившего года помешал какой-то шум, донесшийся из глубины леса. Долго гадать о природе посторонних звуков не пришлось. С лесной дороги на дамбу, рыча моторами, буквально ворвались эти два «чуда» отечественного автопрома.

Буйство звуков дополнял хохот девчушки, царицей восседавшей на троне — тюбинге, привязанном к крыше. Молодежь с присущей ей удалью и лихачеством таким вот образом отмечает праздники! Немного пообщавшись, они поехали дальше, на полянку на соседнем мысу. А моя уверенность в том, что легковушка по этой дороге не проедет, была повержена.

Свернув стол, собрались уже уезжать, но подзадержались, пропуская едущую навстречу по узкой дороге компанию на двух внедорожниках и квадроцикле. В сети последние отзывы о пруде Хрустальном датированы 2012 годом. А народ — то едет сюда! Хочется надеяться, что вскоре и в этом глухом уголке будет не хуже, чем на Тальков камне!