Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была сегодня 18:41

Муром, Дивеево, Выкса — Россия Ноябрь 2018

Уже давно я присматриваюсь к автобусным турам одного дня или с программой выходного варианта. В такие туры мы ездили лишь в школьное время, а уже в сознательном возрасте привыкли к самостоятельным поездкам. Но любопытство взяло верх, и на ноябрьские праздники я решила сделать нам с мамой подарок и забронировать автобусную экскурсию по маршруту: Муром-Выкса-Дивеево.

Прицел был на будущее — очень меня манили экскурсии одного дня, но я не могла представить каково это целый день провести в сидячем положении. Еще меня отпугивали двухдневные перенасыщенные туры, включающие 4–5 городов, это как галочку поставить, но нигде толком не побывать.

Итак, по порядку. Ранним утром в 6–30 нас ждал автобус возле гостиницы «Космос» (метро ВДНХ), нам было очень удобно, так как живем рядом. После небольшой путаницы с автобусами, мы заняли самые удобные места после экскурсовода. Довольные собой двинулись в путь. Очень повезло с экскурсоводом: образованная и всесторонне развитая женщина. За несколько часов напомнила весь курс школьной программы по истории. Правда порой мы проваливались в сон, но информацию записывали на корочку.

Прибыть мы должны были в 12 часов в Муром, где нас ждал обед (в автобусе запретили есть и пить). Но увы, ничто нельзя планировать в Москве. Большой участок Горьковского шоссе превратился в жуткую пробку в связи с ремонтом и расширением дороги, как следствие мы сильно задержались и прибыли на два часа позже.

За окном пролетала печальная картина разрухи и заброшенности, очень много старых и покосившихся домов. Грустно наблюдать, ведь всего несколько сотен километров отъехали от Москвы, а такая сильная разница.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

В дороге мы провели около 7–8 часов, за это время мы адски оголодали. В итоге обед у нас был в три часа дня в кафе «Баринъ». Надо отдать должное: обед оказался наивкуснейшим (салатик, супчик, жаркое с картофелем, компот и булочка).

Рядом с Гостинным двором находиться родовое гнездо семьи Зворыкиных. Владимир Кузьмич Зворыкин — русский инженер, один из изобретателей современного телевидения. Окончив муромское училище, в 1906 году поступил в Петербургский технологический институт, закончив его с отличием с дипломом инженера-технолога. Затем продолжал образование в Париже под руководством Ланжевена. Первые опыты в области телевидения и электроники проводил под руководством профессора Розинга. От гражданской войны бежал через Екатеринбург в Омск, столицу белого движения в Сибири, где занимался оборудованием радиостанций. В 1919 году, когда все наследство отца оказалось в руках пролетариата, принял решение эмигрировать в Нью-Йорк, где становится сотрудником компании Westinghouse Electric Corporation, а после начинает работу в Radio Corporation of America. Зворыкину принадлежат более 120 патентов на различные изобретения, он получил большое число различных наград за развитие в области электроники, телевидения, медицины, сканирующих устройств. Первый советский телевизор «ТК» создан по его разработкам.

Далее нам предстояло посещение «Муромского историко-художественного музея».

Нашу радостную группу (кости то у всех за 7 часов в пути затекли) высадили возле церкви Вознесения Господня. Первое упоминание о деревянном храме относится к XVI веку. Нынешний вид церковь приобрела в 1729 году, была построена на пожертвования бургомистра В. Смольянинова, комиссара О. И. Названова и бывшего подьячего А. Герасимова. Во второй половине 1920-х годов ее закрыли, позднее в ней открыли школу 2-й ступени имени 12-й годовщины революции и школу рабочей молодежи. Рядом с Вознесенским храмом находится крест, установленный в честь местночтимого святого — протоиерея Гавриила Ястребова.

Пока мы собирались в кучку и разминались, раздался громкий голос Ильи Муромца. К нам уверенной походкой вышел веселый и колоритный мужчина,

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

задорно поведал нам свою жизненную балину, и вместе с русской красавицей муромлянкой угостил настоящим калачом. Тесто действительно вкусное и сдобное — не зря Муром прославился своими калачами.

По завершению дегустации мы направились в музей, где нас разбили на две группы. Нам предстояло познакомиться с экспозицией «Муром-град. Сокровища древнего Мурома». Из названия нашего тура можно легко догадаться, что мини-экскурсия была с религиозным уклоном. На выставке представлены древние иконы, шитье, книги, медная утварь и серебро из Муромских храмов.

Также нам поведали много легенд и былин. И конечно одно из самых известных сказаний о Петре и Февронии Муромских — небесных покровителях семьи, любви и благополучия в браке.

Честно сказать, музей не произвел на меня должного впечатления. Лучше бы его исключили и показали сам город Муром, его чудесные низенькие купеческие домики. Но это недостаток организованного тура, пробок и временных накладок.

Перед нами улица Московская, нарядно украшенная праздничными ленточками.

Еще немного фотографий успела сделать из окна автобуса.

А пока еще не настали сумерки, ведь осенний световой день короток, мы поехали дальше к символу города — памятнику Илье Муромцу.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

По преданию богатырь родился в семье крестьян Гущиных из старинного русского села Карачарово под Муромом. Известно, что жизненный путь Ильи закончился в 1188 в возрасте примерно 55 лет. Первые 30 лет своей жизни он «не поднимался с печи». «Перехожие калики» (так назвали в старину пеших паломников), исцелили его от паралича и наделили недюжинной силой. Илья принял крещение и отправился на бескорыстное служение киевскому князю Владимиру Мономаху. В одном из боев копье пронзило мужественного богатыря в область сердца, по этой причине пришлось покинуть службу и подстричься в монахи в Киево-Печерской лавре, где впоследствии и скончался. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых, российская армия почитает его как покровителя воинства и чтит его память 1 января.

Герб города Мурома украшают лев и три калача, указывая на кулинарное мастерство местных хозяек.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

Чуть в стороне на высоком берегу Оки стоит храм Николо-Набережного, рядом с ним расположен источник. Здесь находятся чудотворные мощи святой праведной Иулиании Лазаревской (Муромской). Строилась церковь в 1700–1714 годах на средства московского священника Дмитрия Христофорова, и хотя в это время Петр I ввел запрет на строительство белокаменных зданий везде кроме Санкт-Петербурга, строительство храма стало приятным исключением.

Отсюда открывается великолепный вид на свеже-вымощенную набережную, протянувшуюся вдоль берега Оки. В вечерней подсветке и в сочетании с мокрым асфальтом она выглядит особенно эффектно.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

Нам выделили минут 10 свободного времени, которого хватило только на подъем на холм, где установлен памятник богатырю и спуститься. Далее мы погрузись в автобус и помчались дальше.

За окном уже совсем стемнело.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

Следующая остановка — Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь — это один из самых древних монастырей на Святой Руси (после Киево-Печерской Лавры). По преданию, монастырь был основан в XI веке святым князем Глебом (сыном Крестителя Руси великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, князь не смог поселиться в самом городе среди язычников и основал двор выше по Оке. Здесь был заложен первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашеская обитель.

В 1552 году Иван Грозный пошел на Казань, а путь его пролегал через Муром. Царь дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря.

В 20 веке монастырь был закрыт. Здесь находилась воинская часть до 1996 года. За десять лет обитель возродилась и открыла свои врата верующим. Переступив порог монастыря, перед нашим взором открывается просторная и ухоженная территория с многочисленными храмами и часовенками, красивейшим прудом.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

Вход в обитель осуществляется через ворота надвратной церкви преподобного Кирилла Белозерского. Восстановили и освятили ее лишь в 2005 году. Изначально эта надвратная церковь появилась в XVII веке над северной стеной ограды деревянных ворот, в конце XVIII века ее разобрали из-за ветхости.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

Рядом с прудом построена небольшая часовня великомученика Георгия Победоносца, воздвигнута в память всех солдат, не вернувшихся с войны. Внутри часовни находится одна из главных икон монастыря — икона святого Георгия Победоносца вместе с частичкой его мощей.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

В 1687 году при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля (на фото второе справа) — старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание. В корпусе была устроена домовая церковь в честь св. Василия Рязанского, комната настоятеля, четыре кладовые, пять келий. Монастырь не был многолюдным — в разные времена в нем проживали от 10 до 30 монахов. Здесь также находится богатая библиотека с собранием древних памятников письменности.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

В 1891 году строится последнее большое здание монастыря — трехэтажный братский корпус. В 1911 году в нем была освящена домовая церковь во имя Семи мучеников Херсонесских.

А мы с вами подходим поближе к главным храмам.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

Спасо-Преображенский собор — это самый древний храм на территории монастыря, именно с него начиналась обитель. За все время своего существования собор несколько раз перестраивался и дополнялся: в XIX веке к нему пристроили трапезную. В храме находятся мощи 30 святых, башмачок Христа, мощи святой Варвары и многие другие. Увы, попасть внутрь нам не посчастливилось, на наших глазах свет потух и вход в храм закрыли.

Двухэтажный Покровский собор с трапезной был возведен на средства муромского митрополита Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова) в 1691 году. Храм был теплым и отапливался тремя печами. В 1757 году купец П. П. Самарин пожертвовал деньги на пристройку трехъярусной шатровой колокольни и подарил монастырю колокол в 120 пудов весом.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

В верхнем храме Покровской церкви находится копия чудотворной иконы Божьей Матери «Скоропослушницы», привезенная со Святой горы Афон в 1878 году. Этот образ прославился многочисленными исцелениями. А в нижнем храме находится гробница преподобного Ильи Муромца. Скульптурный образ защитника земли Русской, вырезанный из дерева, воссоздан по его нетленным мощам.

Пока шла экскурсия, мои ноги не могли устоять на месте и я немного отделилась от группы. Зато мне открылся интересный вид на Спасо-Преображенский собор и часовню-костницу. Часовня была возведена на месте монастырского кладбища, на котором около 900 лет хоронили князей, представителей духовенства и городской знати. После закрытия монастыря и размещения в нем воинской части, на месте кладбища были построены казармы. Во время возрождения монастыря были обнаружены останки, для их погребения по афонскому образцу была устроена часовня-костница. Внутри в небольшом углублении за стеклом можно увидеть черепа и кости погребенных людей. Как хорошо, что мое любопытство остановилось на расстоянии, зрелище наверно не для слабонервных и впечатлительных особ.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

Следующим пунктом нашего небольшого путешествия стал Троицкий женский монастырь, где находятся мощи Петра и Февронии. По возвращению домой я посмотрела замечательный мультфильм о жизни святых, не могу не поделиться — очень трогательный и милый сюжет.

Петр и Феврония умерли в один день — 25 июня 1228 года по старому календарю (8 июля по новому). Тела их, оставленные в разных храмах, каким-то чудесным образом вдруг оказывались в одном гробу, подготовленном ими заранее. Люди расценили это как великое чудо. В 1547 году Петр и Феврония Муромские были канонизированы.

Памятник святым установлен перед Троицким монастырём. Князь держит в руках меч, символизирующий княжескую власть и нерушимость русского духа. Покрывало княгини, накинутое на плечи Петра — символ женской мудрости и покровительства.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

С противоположной стороны скромно пристроился кролик, символизирующий плодородие, размножение и единство с окружающей средой. Вот мордочка его сильно натерта, много нежных прикосновений он ощутил на себе.

Троицкий монастырь был основан в 1642 году на средства богатого муромского купца Тарасия Цветнова.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

На месте деревянной церкви Святой Троицы был воздвигнут каменный храм в честь Живоначальной Троицы. Этот пятиглавый Троицкий собор имеет изящные пропорции и богато украшен резными деталями.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

Рядом с Троицким собором были построены шатровые Казанская надвратная церковь и колокольня. Казанская церковь также украшена изразцами, а колокольня, благодаря прорезным граням шатра и кокошникам, совершенно лишена тяжеловесности.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющий памятником деревянного зодчества XVIII века. Купола этого храма покрыты лемехом из ольхи, которая на солнце отливает серебром. Богослужения в храме совершаются только летом.

Территория женского монастыря очень красиво ухожена, во всем виден труд послушниц и любовь к своему делу и краю.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

Буквально через узенькую дорогу расположен еще один монастырь — мужской Свято-Благовещенский. Конечно мы все не смогли не пошутить, но наш гид уверил, что никто через ограду не лазил.

Посещение мужского монастыря не значился в нашей программе, но так как время свободное оставалось, не заглянуть на территория грешно.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

Монастырь основан в 1553 году Иваном Грозным после похода на Казань. Возник он на месте деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, с которой связана легенда. В период крещения Муромской земли князь Константин Святославич и его сыновья Михаил и Федор на рубеже XI—XII вв. столкнулись с упорным сопротивлением со стороны язычников. Не желая принять христианство и пытаясь прогнать княжескую семью, они убили младшего сына Михаила. Навстречу разъяренной толпе вышел Константин с иконой Богоматери в руках, образ просиял. Пораженные чудом язычники приняли христианство и раскаялись в злодеянии.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

Сейчас в главном храме стоит рака с мощами благоверного князя Константина и его чад. Еще одна святыня расположена в этом храме: чудотворная Иверская икона Божьей Матери.

По мотивам «Русь Святая»: Муром и Дивеево. Часть 1

На этом наш экскурсионный день подошел к концу, нам предстояло проехать еще 60 км до города Выкса, где мы разместились в прекрасной гостинице «Баташев».

Честно сказать я не слышала ничего о существовании этого города. Начало поселению было положено в 1757 году и связано со строительством Выксунского железорудного завода, основанного братьями Баташевыми. В то время с силу вступил запрет на строительство заводов и фабрик в радиусе 200 км от Москвы. На территории нынешнего города обнаружили залежи железной руды в бассейне рек Выксуни (Нефтянки) и Железницы, которые способствовали быстрому развитию города.

Градообразующими предприятиями в советское время были: «Дробмаш» по производству дробильной техники, «ЖБК» по производству железобетонных конструкций и завод корпусов. Сейчас они заброшены или работают не на полную мощь.

Вернемся же к нашему проживанию. Отель нас сильно удивил своими роскошными интерьерами.

Нас заселили в просторные номера, оснащенные всем необходимым. Единственным его недостатком была плохая звуко- и шумоизоляция. Наш сосед обладал сильным басом, а еще был очень общительным. Мне кажется за вечер переговорил со всеми своими друзьями, поделился впечатлениями с ними, а за одно и с нами.

Нас ждал простой, но вкусный ужин и потом заслуженный отдых в номере под аккомпанемент азербайджанского терпкого вина «Чинар» и вкусного Пармезана. Но сильно засиживаться было нельзя, ведь на следующий день предстоял ранний подъем и выезд из отеля уже в 6 утра.