Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была вчера 20:35

Краков — Польша Декабрь 2018

В Европе к Рождеству начинают готовиться уже после Хэллоуина. Ёлки устанавливают сразу после того, как уберут все тыквы. Примерно где-то в это время и мы задумались, куда нам поехать, чтобы почувствовать дух Рождества. В Польше, ближайшей нашей европейской соседке, мы ни разу не были, если не считать давнего транзита в Прагу. Даже признаваться в этом как-то неловко. К тому же Краков считается польской рождественской столицей, поэтому на него и пал выбор.

Предчувствие Рождества

В первых числах декабря в Кракове уже вовсю шли приготовления к празднику: иллюминация, ёлки, рождественская ярмарка и т. д. Так что почувствовать приближение Рождества нам вполне удалось, несмотря на совсем не зимнюю погоду — плюсовую температуру и дождь.

Предчувствие Рождества

Снега, увы, почти не было. С ним город был бы красочнее. Зато цвели какие-то кустарники) С другой стороны, старинные средневековые здания весьма хороши в дождь — готика и нуар, всё как мы любим)

Предчувствие Рождества

Старый центр в Кракове небольшой, но очень красивый. Главная здесь — площадь Рынок, которая считается самой большой средневековой площадью в Европе (40 000 м²). Тут высится величественный костёл святой Марии, торговые ряды Сукеннице, Ратуша, церковь святой Варвары. Конечно, это не всё, что может найти пытливый турист в окрестностях площади. Например, пройдя от неё по улице Флорианской можно выйти к одноимённым воротам 14 века, за которыми располагается Барбакан — круглый каменный форт. Кстати, Флорианская улица называется Королевской дорогой, и считается главным туристическим маршрутом города: начинаясь от площади Матейко, она проходит через весь старый город прямо к Вавельскому замку.

Предчувствие Рождества

Немного альтернативной истории. Говорят, некогда под Вавельским холмом жил дракон, который терроризировал жителей города. Ему полагалось скармливать скот, а иной раз и девственниц.

Предчувствие Рождества

Далее версии разнятся. По одной из них победить тварь смог только сапожник Скуба, и король щедро вознаградил его — как водится, отдал полкоролевства и дочь. По другой — рептилию победили сыновья короля, которые затем поссорились из-за победы и один из них убил другого. В итоге предательство раскрылось и в честь невинно убиенного Крака назвали город. По третьей версии змЕя одолел сам король.

Предчувствие Рождества

Как бы там ни было, в том, что касается способа убийства дракона, все версии сходятся: чучело барана набили серой и смолой и скормили зверю. Наживка ожидаемо загорелась у него внутри. Чтобы потушить пожар, рептилия бросилась к Висле, припала к воде и пила, пока не лопнула.

Теперь о драконе в Кракове напоминает скульптура у Вавельского замка и тысячи сувенирных дракончиков, которых охотно покупают туристы.

Предчувствие Рождества

Мы жили в апартаментах Old Cracow Style непосредственно рядом с Вавельским холмом, на котором и стоит замок Вавель. Пещера дракона находится у подножия, там же и знаменитая скульптура. Периодически (пишут, что раз в 5 минут, но на практике реже) дракон извергает огонь на потеху туристам. Мы застали это дело, но сфотографировать не успели: «плюнув» огнём пару раз, зверь заглох.

Краков — ещё один город, где нужно есть. Наши вареники здесь называются пироги (pierogi).

Предчувствие Рождества

Пирог с мясом величиной с пол-ладони, обжаренный с луком до золотистой корочки, прекрасен! Ещё бывают пироги с капустой, картошкой и русские — с картошкой и сыром, точнее с творогом. Почему они русские — непонятно, но вкусно. Обязательно надо попробовать суп журек с солёным огурцом и колбасками, гуляш, бигус, рульку и налистники — блинчики с разнообразной начинкой.

Несмотря на то, что исторический центр Кракова маленький, мы как-то по давно сложившейся традиции всё-таки наматывали в день свои 20 км пешком. Когда исследована площадь Рынок и окрестности, можно отправляться в другие кварталы, например в Казимеж — еврейский район, о нём на сайте уже много написано, не буду повторяться.

Предчувствие Рождества

За Казимежем, через реку, располагается район Подгорже, и вот там есть очень красивое строение, до которого редко добираются туристы — костёл святого Иосифа в стиле так называемой «надвислянской» готики. Согласитесь, напоминает сказочный замок?

Инстаграмщикам: тут же, в Подгорже, находится и радужная лестница, можно сделать отличные селфи. На ступенях — цитаты известных польских и зарубежных писателей. Всего 55 ценных и простых фраз о жизни. Лестница появилась здесь в 2013 году во время фестиваля Grolsch ArtBoom, и должна улучшать настроение прохожих, отвлекать их от забот и заставлять улыбнуться. Что в общем-то она и делает.

Предчувствие Рождества

Вообще Подгорже очень приятный район — уютные домики за витыми коваными заборами, зелень повсюду. Если бы меня спросили, какая часть Кракова понравилась мне больше других, я назвала бы Подгорже, потому что живой, нетуристический и отчасти патриархальный Краков — он тут.

Предчувствие Рождества

Раз уж забрались в такую даль, то стоит сходить к кургану Крака (Kopiec Krakusa). Считается, что с него открывается самый красивый вид на город и окрестности. Такая себе круглая насыпь, стоящая на естественной возвышенности. Наверху сильный ветер, это наверное было бы хорошо летом, а зимой не слишком комфортно. Вот собственно Краков, раскинувшийся вдалеке.

Где же ещё проводить вечера в преддверии Рождества, как не на рождественской ярмарке? Я не большой любитель путешествовать зимой, поэтому сравнить мне особо не с чем, но местная ярмарка понравилась.

Предчувствие Рождества

Она развернулась на главной площади Рынок уже в начале декабря, работала каждый день с самого утра, так что желающим отведать глинтвейна всего за 2.5 евро, марципанов, местных горячих супов и сладостей препятствий для этого не было никаких. Нет, мы с утреца глинтвейном не закидывались — годы были уже не те. А всё остальное вполне себе позволяли. Обязательно надо попробовать местный специалитет — осцыпек (oscypek). Это горный овечий сыр, похожий на сулугуни, жареный на гриле, который подают с брусничным вареньем.

Предчувствие Рождества

Традиционно в следующем отзыве будут полезности: подскажу, откуда ещё увидеть Краков с высоты, сдам все пароли-явки по ресторанам, кафе и достопримечательностям, и даже научу, как заставить Вавельского дракона извергать пламя по вашему желанию:)