Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Сахалинская область — Россия Август 2018
Симау, юго-восточное побережье, 2018

Сахалин. Симау: место, где живут камни

Не считай себя драгоценной яшмой.

Будь просто камнем

Лао Цзы

Симау — не только красивое имя, оно очень подходит этому месту. Оно прекрасно и неповторимо. Как имя девушки, которое сразу превращается в образ и как образ, который трансформируется в имя. На Сахалине подобного нет больше негде. Да и в мире, наверное, тоже. По крайней мере, так говорят те, кто побывал здесь, перед этим посетив сотни уголков нашей планеты. Симау — имя уменьшительное и если хотите гипокористическое. Полное название Симаукотан, с айнского переводится, как селение у камней, или просто — место где живут камни.

Они здесь действительно живут своей жизнью.

Ночью спят, холодные и равнодушные, днем жадно вбирают тепло солнца, вечером это тепло отдают. И так день за днем, год за годом, тысячелетие за тысячелетием. Я думаю они уже забыли свой день рождения, кажется это было 110–120 миллионов назад. Человеческий мозг не может осознать глубину пропасти времени. Когда эти горные породы появились на планете по ней еще бродили динозавры, оглашая окрестности криками, а сейчас только чайки истошно спорят друг с другом, да добавляют своего белого к красному, желтому, зеленому родившемуся из магмы…

Такого разноцветного побережья не придумаешь стоя у мольберта. Мозг не может совместить несовместимые цвета и узоры, они порой сложнее в своих хитросплетениях, чем он сам, а видимое воспринимается больше подсознанием, потому как сознание не в силах вместить все терабайты выплеснутых красок и оттенков.

Сахалин. Симау: место, где живут камни

В этом году лето было холодным и дождливым, низкие свинцовые облака казалось, навечно зависли над островом и раньше октября уходить не собирались. Самоуспокоение в виде слова «пройдет», «такое бывает» или песенки «У природы нет плохой погоды…" организм принимать не хотел, ни в каком виде, потому как смысл этих слов терялся смываемый моросью шелестевшей по листьям, траве и грязной блестящей дороге. И в этой промозглой действительности особенно печально смотрелся памятник членам японской антарктической экспедиции Ямабэ Ясуноскэ, Ханамори Синкичи (в мирУ айну — Яёманэку и Серагок) и их собакам (карафуто-кен), отправившимся в 1910 году штурмовать Южный полюс. Я так и представляю их прощание с Очепхо, они стоят мокрые, под сахалинской моросью, исподлобья кидая свой взгляд на хребет Судзуя. По полосам бороде и усам скатываются капли, а рядом стоят мокрые грустные собаки, изредка отряхивающие мокрую шерсть. Пахнет плесенью и псиной.

Сахалин. Симау: место, где живут камни

Вернулись они уже без собак. До полюса не добрались, но стали японскими национальными героями. Синкичи куда-то пропал, а Яёманэку написал книгу о своем путешествии, полном героизма и лишений, украсив ее айнскими сказаниями и легендами. Эта книга стала своего рода бестселлером, который в России, кроме нескольких переводчиков, прочесть не смог — она на японском языке. Называлась она достаточно сложно: «Рассказы об айнах с приложением грамматики и словаря айнского языка Карафуто». Яёманэку писать эту книгу ленился и лишь стараниями этнографа Киндаити Кёсукэ она увидела свет в 1913 году.

Книга Рассказы об айнах с приложением грамматики и словаря айнского языка Карафуто из фондов Сахалинского областного краеведческого музея. Фото участников Антарктической экспедиции (Яёманэку - верхний ряд, второй слева) из сети Интернет: http://region65.com/wp-content/uploads/2014/09/vosvos7.jpg

Те, кто ее прочел говорят, что книга получилась занятной, и несколько сюрреалистичной. Среди всего прочего Яёманэку дал описание охотничьих угодий на Симау. Туда к друзьям, он ездил часто — от Очепхо, где он жил, расстояние напрямую составляет 24 километра и судя по всему место это любил. Все сахалинские айну Яёманэку знали, и он пользовался заслуженным и непоколебимом авторитетом. Мне сейчас сложно представить внешний облик Симау лет так 120 назад, но думается, что дремучая тайга подходила прямо к морю, обрываясь с береговых обрывов зеленым кружевом.

Сейчас, по большей степени это просто вторичный ольхово-березовый лес, не вызывающий особого восторга. Лишь по небольшим массивам ели и пихты можно судить о том, что здесь было столетие назад. Наверняка лес в сочетании с камнями придавал Симау еще бОльшую красоту, чем сейчас. Да и рыболовецких станов с кранами, тракторами и кунгасами, тогда не было, чтобы последнюю рыбу вылавливать да место поганить своим присутствием. Может оно и экзотично, для приезжих туристов, когда они видят, как трактор ковшом лодку с берега в воду сталкивает.

Сахалин. Симау: место, где живут камни

Но Яёманэку вряд ли бы это одобрил. На стане есть свора собак периодически отрабатывающих свой кусок горбуши — когда проходишь мимо они выстраиваются в ряд и незлобно лают на проходящих по берегу. По осени, когда рабочих вывозят, на стане остается сторож, который как кукушка из часов появляется в отверстии вагончика, провожая тебя недобрым взглядом. Осенью здесь так же красиво как и летом, только искупаться уже не удается — вода обжигающе ледяная. Море медленно остывает, солнце греет одну сторону тела и от этого, здесь даже в начале декабря можно загорать.

Летом, приезжая на Симау утром, часам к 10–11, можно застать фантастическую картину тумана стелящегося по берегу. Над пляжем колышется белое одеяло тумана, а над ним возвышаются камни и скалы.

Сахалин. Симау: место, где живут камни

Через час туман на глазах начинает таять и растворяться, ветер разгоняет клочья белесых струй унося их на деревья. Там они запутываются в ветвях и умирают, а из белесой дымки проявляется яркое солнце и побережье сразу окрашивается в яркие цвета всех оттенков радуги. Эти краски появляются постепенно, по мере того как смещается на север полоса тумана и создается впечатление, что ты видишь постепенное появление контрастности, резкости и яркости в графическом редакторе. Из причудливых размытых пятен проявляется текстура, более всего видимая на камнях омытых морем.

Сахалин. Симау: место, где живут камни

Создаются очень красивые эффекты, когда часть берега освещена, а задний фон состоит из стены тумана уползающего на север. Да и море становиться совсем другим — появляется бирюзово-зеленый свет просвечивающейся волны, а они набегая на берег прозрачны у самой кромки песка и сквозь толщу воды просматриваются окатанные обломки пород — синие, зеленые, красные, бардовые.

Сахалин. Симау: место, где живут камни

Фотографический ряд полностью передать все ощущение и впечатление от Симау не может.

Сахалин. Симау: место, где живут камни

К визуальному восприятию нужно добавить плеск волн, шелест листьев, шум огромных елей, запах моря, хвои, песка. Все это перемешивается словно в гигантском миксере и заполняет пространство Симау.

Позволю себе отвлечься от живописных картинок и дать небольшую информацию об этом месте (поймал себя на мысли что даже не написал вначале о том, что же такое Симау). Вообще, изначально Симау — это мыс каменистой грядой уходящей в море. Он перегораживает устье одноименной реки длиной около 17 км. Исток находится на водоразделе Сусунайского хребта, на высоте около 800 метров над уровнем моря. Берег в районе мыса Симау абразионный. Процесс абразии — это процесс разрушения горных пород морем. Берег сложен хлорит-серицитовыми и кварцитовыми сланцами, мраморами, метаяшмами и метабазальтами различных цветов и оттенков. Это тоже миксер, только геологический, слои горных пород здесь напоминают причудливые прослойки торта, который уронили набок. Видите, практически все камни и скалы имеют одинаковый угол падения? Они идут от устья Симау на север и на юг, полосой каменистых развалов и глыб имеющих причудливые очертания, часто уходя далеко в море. От Южно-Сахалинска сюда можно добраться за пару часов, хотя северная окраина города через хребет в 23 километрах.

Нашей спутницей стала девушка Катя, которой я и показал это место. Достаточно было посмотреть на ее счастливое и восторженное лицо, для того, чтобы понять — Симау, останется в ее памяти навсегда. Видимо такие места не забываются, даже при полной потери памяти.

Солнечный день, очарование Симау, гребешок в беконе приготовленный Евгением на огне расслабили — уезжать от сюда явно не хотелось.

Сахалин. Симау: место, где живут камни

Хотелось ходить, смотреть, дышать. Сходили на север по берегу — это камни в основном светлых оттенков. Гамма желтовато-красновато-коричневая.

Сахалин. Симау: место, где живут камни

Сходили на юг, через стан рыбаков, к Симау. Зеленовато-голубовато-багровая гамма камней. Река за теплый сезон в устье часто меняет свое русло, порой сдвигаясь на сотни метров. Это прежде всего зависит от проносящихся над Симау тайфунов. Река переполняется осадками и устремляется к морю сметая песчано-галечниковую косу и спрямляя русло.

Река Симау в километре выше устья

Лосось идущий на нерест в устье Симау

В промежутках между тайфунами Симау превращается в обычную сахалинскую реку, которую можно перейти по колено. Чуть выше по течению, перекаты, скалы и водопады, места красивые и медведеопасные. Лосося же в речку еще пускают, справа от дороги стоит вагончик, где как на курорте живет охрана реки — бородатые кавказцы. С появлением Кати у реки, все обитатели вагончика выползли из него наружу и застыли сурикатами превратившимися в статуи острова Пасхи. Было видно, что рты у них беззвучно шевелились, а руки судорожно искали что-то в карманах камуфляжных штанов. Кроме пойманной в Симау рыбы, предложить им было нечего и они долго стояли до последнего, пока мы с Катей не скрылись за скалой. В тот момент, мне показалось, что раздалось протяжное «Вах!», которое, в прочем заглушила набежавшая на берег волна.

Сахалин. Симау: место, где живут камни

Наверное нужно отметить еще, что Симау место где практически не бывает людей. Они как правило до Симау не доезжают, оседая на Остромысовке, Бахуре и Анне. Все эти замысловатые названья к северу от Симау. Анна и Бахура — реки, Остромысовка — название места, здесь находится бухта и мыс называемый Острым. Симау — это тупик. Здесь заканчивается дорога, на машине дальше не проедешь. Да и на саму Симау лучше ехать на джипе, машинки попроще и пониже попросту сюда не доедут.

Полдня проведенные на Симау пролетают быстро, вот уже ушло солнце за Сусунайский хребет украв у нас пару лишних часов дневного освещения. Пора было прощаться с камнями, морем, незримо присутствующим духом Яёманэку. Стало грустно. На темнеющем небосводе появилась луна, первые блесточки звезд, раздалось чуть различимое и протяжное «Вах!», слышимое как «Ку!».

Загрустила и Катя. О чем то думала, неспешно и задумчиво ходила по берегу средь камней, потом, уже в машине сказала: «Как хочется жить на Сахалине, тут так здорово…».

Ну вот подумал я, глядя на ночную дорогу в лесу и стволы деревьев вырываемые фарами — еще одна Катя полюбившая остров. Еще одна история со страшным концом….

Сахалин. Межозерье: полет души Яёманэку над реликтовой лагуной

Сахалин. Симау: место, где живут камни

Сахалин. Остромысовка: золотая бухта кишащая крабами

Теги: Культурно-познавательный туризм, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия