Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был сегодня 9:42

Вена — Австрия Декабрь 2018

В другом отзыве https://www.tourister.ru/responses/id_25711 я написал подробный рассказ о подготовке к поездке в Австрию и бытовых вопросах. Но главное, за чем мы уже в пятый раз ехали в Вену — это тестирование рождественской «атмосфЭры» и местных ярмарок.

Выводы как всегда в конце, а в плане наших ожиданий скажу следующее. На мой взгляд, чем европейский городок меньше, тем более приятная в нем атмосфера (я имею в виду, естественно, зиму и Рождество). Ведь ничем другим привлечь к себе столь желанных туристов они не могут. Вот и стараются изо всех сил. Некоторые города, в которых мы уже бывали зимой (Рига, Таллинн, Вильнюс, Стокгольм, Хельсинки), хоть и носят столичный статус, но находятся где-то по серединке. И Рождественская атмосфера в них — не самое главное, что привлекает туристов. Там масса других интересностей, типа музеев, театров, ресторанов, садов и парков и т. п. Вот и не стараются изо всех сил. Оговорюсь, что есть и две общепризнанные и специализированные «Столицы Рождества» — Нюрнберг и Страсбург. А вот большие города Вена (1 863 000) и Будапешт (1 752 000), в моем представлении, к Рождественским праздникам относятся как-то формально. Про Будапешт у меня есть отдельный отзыв с оценками, а Вена оставила двойственное впечатление. Попробую в своем рассказе эту позицию обосновать.

Учитывая, что из пяти полных дней мы дважды планировали выезды, то времени на сам город, по обыкновению, оставалось немного. Благо, главные «туристические» объекты были осмотрены заранее и можно было заняться «специализацией» не забывая и о недосмотренном.

Перед поездкой я распечатал координаты 13 главных Рождественских базаров Вены из которых удалось посетить аж целых 7. Но, по порядку.

Поскольку мы приехали в 11 часов, а заселение планировалось в 15, то мы сразу решили не терять времени и начать выполнять большой План. Первым и самым близким объектом были дворцы Бельведер и прилегающий к ним рынок.

Предрождественская Вена. Ну, я не знаю...

В результате я купил комбитикет за 22 евро на человека для осмотра обоих дворцов. Несмотря на раннее время буднего дня пришлось отстоять две очереди — одну в кассу и вторую в гардероб. Вот кто в этот раз поразил, так это венские музейные гардеробщики. Ну ооочень вдумчиво они принимали пальто, расправляли его на плечиках, распечатывали бирку для рюкзака, величественно (а не как у нас в театрах по окончании спектакля) несли его в шкафчик, а пальто на вешалку. Народ в очереди безмолвствовал…

Важным изменением в этот раз стала возможность фотографирования в залах музея, поэтому не удержался и запечатлел кое-что «эпохальное».

Один раз скажу о китайских туристах — и все! Но они страшно раздражали тем, что не просто делали фото того же «Поцелуя», а обязательно с собой любимым на его фоне.

Осмотрев экспозицию переместились в Нижний Бельведер. Я, почему-то, думал, что там главное — интерьеры. На деле же оказалось, что красивых там всего три зала,

а дальше — сплошной «урбанизм» да еще с выставкой Эгона Шилле (не любим)

Предрождественская Вена. Ну, я не знаю...

и какой-то совсем абстрактной инсталляцией с грязным полиэтиленом, пластиковой тарой и ржавыми железками, украшенными неодетой и раскрашенной в две краски женщиной. При этом в некоторых залах еще и звуки ужасные издаются. Что самое поразительное — снимать это «творчество» нельзя! Видимо, чтобы идею не украли. Но я изловчился — смотрите и оценивайте.

Глотком чистого воздуха стала небольшая коллекция старинной алтарной живописи, но народу туда совсем мало добирается.

Предрождественская Вена. Ну, я не знаю...

Зато мы не смогли пройти мимо местного кафе и с удовольствием выпили кофе с Захером и штруделем — для поддержания сил.

Поставив первую большую «псису» мы пошли в магазин, закупились провиантом, пообедали дома чем «SPAR» послал — а тут уже и стемнело. Можно было идти на ярмарки.

Та, что у Бельведера совсем не впечатлила. Поэтому двинулись на Карлсплац на т.н. «альтернативный» базар где превалируют «изделия народных промыслов». Уже метров за 100 мы услышали какой-то неясный гул. Что же это??? Оказалось это — Звук Тусовки!

Приготовьтесь к откровению — такой тусовочной атмосферы я ранее не встречал нигде, включая признанные Рождественские столицы.

Возможно, тому виной было изобилие палаток с пуншем, в т. ч. «русским»,

Предрождественская Вена. Ну, я не знаю...

а скорее всего — присутствием огромного количества студентов Технического университета, чьи корпуса расположены рядом. Почти ежевечерне мы там бывали — и ничего не менялось. Гам, смех, движуха, броуновское движение с кружками наперевес от группы к группе…

Центральная часть площади превращена в «ранчо» для козликов, овечек и трех шустрых поросят, а вокруг него толстым слоем навалено сено и солома, которые массы детей используют для валяния, бросания и строительства временных сооружений.

А в ларечках, действительно, масса оригинальных изделий. Некоторые из них владельцы даже не разрешают фотографировать. Но я издалека и с зумом…

Воспользовавшись тем, что в это время в церкви Карлскирхе проходила служба мы впервые туда зашли.

Шок! Колоссальных размеров зеркальные шары внутри просто ошеломили. В чем их функция я так и не понял, но выглядят эффектно и нелепо.

Пройдя сквозь строй ларечков мы вышли под усиливающимся дождем к Рингу. Главная артерия города, как и у нас, украшена «бохато», как и стоящие на ней дома.

А на параллельных переулочках и в галереях расположены мини-рынки, в основном, с продуктами. Мы надолго зависли у этой сырной лавки, где добрый хозяин угостил нас синим лавандовым, красным томатным, зеленым пестовым и желтым с перцем чили сырами.

А потом мы вышли к Опере и на Кернтнерштрассе. Это самый «гулябельный» район города и народу, несмотря на дождь, было невообразимо много. Многие зависали у витрин,

а большинство целенаправленно двигались к собору Св. Штефана на тамошний рынок. По сравнению с предыдущим — ничего интересного. Там народ, как раз, не задерживается.

Следующий день начался с похода в KХM, куда мы раньше не заходили. При подготовке поездки я как-то напрягся в связи с проведением там выставки Брейгеля и сопровождавшим ее ажиотажем. Но мы не повелись на всеобщее…э-э-э…жгучее желание и спокойно купили билеты просто в музей.

Первый раздел, который мы пошли смотреть — это Кунсткамера с сокровищами. Вот не ожидал после всех сложностей, связанных с посещением Эрмитажных кладовых, что совсем не менее значимые сокровища будут столь доступны к осмотру. Золото, скульптуры, посуда, миниатюры и т. д. и т. п. можно фотографировать, читать о них информацию и свободно, без экскурсии и сопровождающих, перемещаться по залам.

Конечно, главная ценность там — Сальера работы Бенвенутто Челлини.

Предрождественская Вена. Ну, я не знаю...

Я читал, что в свое время она была банально украдена, но вор оказался дилетантом и согласился на выкуп в 70 000 евро при том, что оценивают ее в 50 000 000.

Мы прошли по большому количеству залов достаточно быстро, чтобы успеть в другие отделы. В итоге и античная коллекция и египетско-ориентальная нам тоже очень понравились.

А вот этот персонаж опять кого-то напомнил…

Предрождественская Вена. Ну, я не знаю...

Но это все была прелюдия перед залами живописи.

Не буду много здесь постить, но вот эту картину покажу. Мне она показалась иллюстрацией из средневекового «Плейбоя» :).

Предрождественская Вена. Ну, я не знаю...

На третьем этаже нашлась очень интересная выставка фотографа Хельмута Виммера «Последний день». Вдохновленный проблемами экологии и изменения климата он представил себе как будет выглядеть этот музей в случае всеобщей катастрофы. Жутковато.

Посмотрев картины мы не удержались и по второму разу пошли в Кунсткамеру. Поднялись на верхний этаж и оценили интерьеры.

Тем самым мы немного тянули время, т. к. следующим пунктом программы был обед в ресторане Фигльмюллер и поедание там аутентичных и гигантских венских шницелей.

Предрождественская Вена. Ну, я не знаю...

Мы уже были там в прошлый визит и ничего там не изменилось — без брони не попасть, диаметр продукта 30 см, туалет во дворе.

Подкрепившись двинулись на Грабен прогулялись по часто посещаемым местам и оценили их украшенность

и, уже в потемках, вернулись на площадь Марии Терезии на тамошнюю ярмарку. Она, такая, стандартная и без изысков, но с 70-ю павильонами и ларечками.

Прошли заодно через Музейный квартал, но там, пока что, царила тишина и спокойствие.

Пройдя 17 км домой вернулись «без ног».

Третий день начался с поездки в Кремс, а приехав и пообедав пошли на долгожданную встречу с самой «аутентичной» ярмаркой в районе Шпиттельберг.

Недалеко он оживленного центра и торговой улицы Марияхильфештрассе, внутри квартала, находятся 3 параллельных улочки соединенные дворами и переходами. И там — Рождественское пиршество. В смысле — много еды пуншей и прочих привлекательных товаров.

Массы туристов и местных жителей потоками навстречу друг другу движутся «сверху-вниз» и создают активные водовороты в районе закусочных и наливочных ларьков.

Предрождественская Вена. Ну, я не знаю...

А на выходе нам встретился вот такой праздничный действующий экспонат.

День получился насыщенный и до дома снова еле добрели.

В четверг мы с утра уехали в Грац, вернулись поздно и уже никуда гулять не пошли оставив самое вкусное на последний день. Он оказался теплым, солнечным и первым пунктом программы была поездка в парк Пратер. Я с детства мечтал там побывать и, конечно, прокатиться на знаменитом колесе обозрения с кабинами в виде старинных вагончиков.

Доехали туда по прямой ветке на метро, заплатив грабительские 360 рублей за два билетика. Народу с утра было мало и я успел просочиться в кабинку вместе с группой активных мексиканцев. Перед выходом можно ознакомиться с исторической экспозицией, связанной с историей Пратера.

Стоимость проката выросла по сравнению с рекламными справочниками и составила 10 евро с человека. Время в пути — около 15 минут и они включают один оборот. Виды — шикарные! Интересно, что этот аттракцион используют не только для осмотра города сверху, но и для проведения разных мероприятий. Лично видел, как в «соседнюю» кабинку, где вместо лавочки стоял накрытый белой скатертью стол, вошел официант с подносом, а следом за ним семья с мальчиком лет 8. У него, видимо, был день рождения и таким образом ему устроили путешествие под облака в приватной обстановке с фруктами и пирожными.

А я, заодно, с верхотуры рассмотрел путь, которым мы двинулись в центр. Идти там легко и приятно, дома вокруг красивые и минут через 25 мы уже были у Штефана. И снова — не протолкнуться!

Предрождественская Вена. Ну, я не знаю...

Вот народ стоит в самый известные сосисочный павильон

А у нас была цель — пообедать в любимом Нордзее. Это уже, типа, традиция такая. И несмотря на «фастфудный» облик цены там вполне себе ресторанные. Да и время обеденное. Но — нашли уголок и сытно пообедали. Следующим пунктом программы был поход на главную городскую ярмарку, расположенную у Ратуши. Пошли туда неспеша через дворы Хофбурга

Предрождественская Вена. Ну, я не знаю...

и городской парк, где увидели довольно мрачное зрелище упакованных в мешки именных розовых кустов. Страшновато выглядит. Особенно в темноте.

Приближаясь к Ратуше уже издалека почувствовали — наш ждет что-тот грандиозное! Так и вышло.

Предрождественская Вена. Ну, я не знаю...

Снова выскажу свое мнение — это самая интересная и шикарная рождественская ярмарка, которую я видел за все годы поездок. Поверьте.

Огромная территория, количество и качество ларечков и продающихся там товаров. Елки. Эстрада. Каток, причем не банальная коробка, а длинная ледовая дорожка-лабиринт. Детский городок с аттракционами. Разные инсталляции. Колоссальное дерево с сердечками.

И толпы народу несмотря на рабочее время. С одной стороны я пожалел, что мы не увидим ее вечером, но с другой понял — в это время там будет НЕ ПРОТОЛКНУТЬСЯ.

И — главное. Мы нашли там Рождество! Для нас оно ассоциировалось с традиционными яслями с младенцем Христом, но мы нигде их не видели. А здесь, наконец, нашли! И успокоились.

Предрождественская Вена. Ну, я не знаю...

А нас ждал следующий пункт Плана. Он назывался Органный концерт в церкви Святого Петра.

Ежедневно в 15 часов там проходят бесплатные концерты, в ходе которых исполняются 4–5 произведений. Мы пришли туда заранее и захватили репетицию оркестра, который будет выступать там вечером. А в первых рядах зрителей увидели большую группу людей говорящих по-английски и одетых в концертные костюмы. Интересно. В 15 часов зазвучал орган, но после одного исполненного произведения вышли те самые люди, которые оказались Хоровым обществом Минеола из Нью Йоркского Лонг Айленда.

Предрождественская Вена. Ну, я не знаю...

Они участвуют в Венском Адвентском песенном фестивале и будут для нас петь. В прошлом году в Страсбурге мы не досидели до конца во время аналогичных концертов в соборе, но здесь «скремнились» и дотерпели. Пели классику, попурри из «Вестсайдской истории» и одну рождественскую песенку. «Не айс» , но атмосферно.

А на улице тем временем потихоньку темнело и мы тоже потихоньку пошли гулять по Грабену под зажигающимися грандиозными люстрами. Гуляющая с нами публика заполняла улицы и подходы к магазинам. К счастью, погода была сухая и можно было спокойно догуливать не спеша и впитывать в себя флюиды венской рождественской атмосферы.

Домой возвращались длинным путем через тот же Ринг, базар на Карлсплац и по Аргентинской улице. Отойдя метров двести от центра погружались в темноту и полное отсутствие какого-либо напоминания о веселом празднике и подготовке к нему. А что вы хотите — город большой.

А теперь — о впечатлениях.

Меня удивляет критическая реакция некоторых опытных и просвещенных путешественников на фразу «Мне есть с чем сравнивать». Вроде как это пишут люди ничего слаще морковки не пробовавшие и пытающиеся поделиться своим никому не интересным опытом. Так вот закончу свой рассказ словами: «Мне есть с чем сравнивать». Это уже четырнадцатая наша поездка по девяти предрождественским европейским странам, их столицам и городкам. И этот многолетний уже опыт поездок в прекрасный предрождественский период позволил мне составить некий внутренний рейтинг того, как в этих странах и городах готовятся к этому празднику и чем заманивают туда любознательных и романтичных туристов.

Вена в целом, как «Рождественский объект», ничем не удивила. Трудно обустроить большой город так, чтобы везде было весело и празднично. Но найти в этом городе интересные и атмосферные места очень даже можно. И они, зачастую, будут выглядеть гораздо более достойно, чем даже сами «Рождественские столицы».

А если еще и совместить осмотр истинных и вечных ценностей Вены с «сезонным предложением» — вам должно понравиться.

С наступающим Новым годом и Рождеством!

Спасибо за внимание.

Автор и его постоянный вдохновитель