Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была сегодня 22:57
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Марокко Сентябрь 2011

Марокко — это средневековые города, берберские крепости, арабские дворцы, римские развалины, золотые пляжи. Романтика путешествий живет в душе, красота страны остается в фотографиях, а деловые советы — в отзывах. Чаще всего мы летаем самостоятельно, читаем про страну, составляем план мероприятий, берем в Букинге билеты и отели и вперед. Перед тем, как отправиться в Марокко, я пролистала весь инет и ничего нужного не нашла, одни эмоции, а практической помощи для самостоятельного путешествия не увидела: куда и как доехать и почем. Не удержусь сказать, что самый лучший рассказ о Марокко в инете я прочитала у Алексея Катеева, его история немного пугает (вряд ли кто еще так ездит), но читается как Хемингуэй и все правдиво. Да, эта страна не для «матрасников», любящих лежать на пляжах Ниццы, Коста дель Соль и пр. комфортабельных местах, она для любознательных туристов, ищущих новые необычные впечатления. Здесь есть что посмотреть и чему удивиться. Мой рассказ будет деловым, без ахов и вздохов; о том, как мы самостоятельно, экономно и интересно поездили по Марокко.

Страна вроде бы не такая уж большая, хотели все посмотреть, но собрав информацию, стало понятно, что двух недель на все не хватит. Решили обозреть южную часть Марокко. Составили маршрут: Агадир — Марракеш — Касабланка — Эс Сувейра — Агадир.

Путешествовали вчетвером. Из Екатеринбурга до Москвы долетели с Авиа Нова, один билет — 2 800 руб. Перелет был коротким, без проблем. Но из Москвы Марокканскими авиалиниями вылетали в Касабланку на час позже. В Касабланке у нас пересадка в Агадир, между самолетами — один час, естественно мы опаздывали. В Москве при посадке на опоздавший самолет пришла смс-ка от Марокканских авиалиний, что рейс нам поменяли на более поздний, и мы уже не волновались о том, что мы будем делать ночью в Касабланке, теперь там разница между самолетами оказалась три часа. Билет из Москвы до Агадира стоил 7 050 руб. В Агадир мы прилетели в 2 часа ночи. Напротив выхода из аэропорта через дорогу есть стоянка такси. Такси в Марокко делится на гранд-такси (мерседесы, куда садят людей сколько влезет) и петит- такси (небольшие, возят строго по три человека и подешевле). Деньги в аэропорту ночью не меняют — «ченчи» не работают. Но есть банкомат, где по карточке можно снять деньги в дирхамах. Так мы и сделали. Подошли к стоянке такси, там на доске объявлений висит прайс на гранд-такси. Взяли на четверых белый ретро-мерседес за 220 дирхам (около 800 руб) и за 25 мин. доехали до нашего отеля «Adrar» (100 евро на 3 ночи за 2х местн. просторный номер, отель неплохой, только сыростью пропах и завтраки очень скромные, но они везде такие).

Разница во времени в Агадире и у нас 6 часов. Перелет в 7час убил во мне чувство времени, поэтому встав утром в 9 час, я не поняла выспалась или нет, но на пляж очень хотелось. Начало сентября, ночью всего +20, днем +28, вода где-то +22град, небольшие волны. Поплавали, позагорали, пошли знакомиться с городом.

Марокко. Практическое применение

Агадиром в давние времена владели финикийцы, римляне, португальцы. Но старых зданий в городе нет, в 1960 г. все было разрушено землетрясением. Прошлись по набережной от Пальм-бич до парка птиц, по пути нам шустрый зазывала из местного турагенства подарил карту Агадира. У парка птиц сели на прогулочный паровозик, который за 18 дирхам объезжает пол города за 40 мин. (один дирхам чуть меньше 4 руб.) По пути вышли, побродили по местному рынку, снова сели в паровозик и вернулись к парку птиц, зашли туда (бесплатно), поглазели на местных животных, попугаев и пр. птичек; забавненько и просто.

Пообедали очень вкусно в уличном кафе за 85 дирхам на чел., объелись жутко. И таджин (мясо с овощами) и кус-кус (пшено с ягненком) с соусами просто таяли во рту, марокканский зеленый мятный чай завершил этот восторг.

Марокко. Практическое применение

Так вкусно мы потом уже нигде не ели. Больше не попадалось нам таких кафе. Марокканцы не заботятся о репутации, готовят еду как в России на вокзале (клиенты уедут и жаловаться не будут), могут и несвежее дать, поэтому фестал и мезим берите с собой, как в Гоа. В других кафе мы брали таджин и кус-кус за 30 — 40 дирхам, вроде бы не плохо, но не было тех замечательных соусов и аромата, как в первом. Даже марокканский мятный чай везде заваривают по-разному, старая мята совсем не то. В целом кухня неплохая, а лучше всего рыба, она здесь не бывает старомороженой, как в России; у океана все-таки живут, свежатинку едят, особенно в Эс Сувейре. В общем, покушать здесь можно недорого и блюда здесь большие.

После обеда, гуляя по набережной, увидели турагентство с русским гидом, ознакомились с ценами. Заинтересовала поездка на пляж Легзира c каменными арками вдоль моря, + посещение г. Тизнит, мини-Сахары, плотины, рекламных магазинов, обед в марокканском доме. Поездка с 8–00 до 18–00 стоила 400 дирхам (1500 руб.) на чел. А в инете я нашла отзыв, где хвалили местного гида Джамаля и дали его телефон 0672275159. Мы с рецепшна позвонили ему, он через 5 мин. приехал, быстро поговорили, решили завтра ехать на Легзиру за те же 400 дирхам с чел. Утром он прислал нам микроавтобус с водилой, немного говорящим по-английски (как и мы). Ехали в сторону Сиди Ифни 2 часа, вдоль всего побережья лежал густой туман, океана не видно, даже к обеду туман не рассеялся. Те прекрасные пейзажи Легзиры, которые были на фото в инете, мы не увидели, но и в тумане пляж со скалами были прекрасны, а волны высоки.

Марокко. Практическое применение

Позвонил Джамаль, поинтересовался делами, посоветовал заехать рядом на пляж Сиди Абдалла, где тоже есть дырявая скала. Да, обзор там был лучше, сделали кучу фото.

Марокко. Практическое применение

На обратном пути заезжали в старый город Тизнит с узкими улочками, не менявшимися несколько столетий, там заглянули в серебряный магазин с необычными штучками, все запечатлели на фото.

Марокко. Практическое применение

Заехали на обзорную площадку, полюбовались огромным водохранилищем, плотиной, горами Антиатласа.

Обедали в небольшой касбе (глиняная крепость, хутор). Хозяева-марокканцы усадили в гостевой комнате, накрыли стол (обед входил в стоимость экскурсии, только вода платно), все так экзотично и красиво. Потом заехали в глиняный магазин, где показали, как делают глиняную посуду и какая она красивая. В общем поездка нам понравилась.

Марокко. Практическое применение

На следующий день в обед мы собрались ехать в Марракеш. В Марокко есть две приличные автобусные компании: СТМ и Супратурс, билеты на них нужно покупать заранее (хотя бы за 1–2 дня), иначе придется ехать с компаниями типа «скотовоз». Джамаль купил нам билеты на автобус агенства Супратурс, довез нас до автовокзала, не взяв за услуги ни дирхама. Обещал, что приедет через 2 дня в Марракеш и покажет нам медину. Билет стоил 100 дирхамов, ехали 4,5 часа с комфортом с остановкой на 30 мин. На автовокзале Марракеша взяли гранд-такси за 50 дирхам (переплатили) и за 5 мин доехали до своего отеля «Tachfine» (80 евро 2х местн. номер на 2 ночи с завтраком).

Красивый небольшой отель в марокканском стиле, чисто, уютно, до старого города (медины) 20 мин ходьбы или 5 мин. на петит-такси (20 Dh). Г. Марракеш основан в 1062 г., практически этот город дал название стране; он состоит из 2х районов: Гелиз-современный и Медина- старый город. Население около 1,5 млн. чел. Вечером мы пошли на главную площадь города — Джема-эль-Фна (пл. Отрубленных голов). После захода солнца эта площадь — сплошной рынок и балаган. В кругу людей выступают музыканты, певцы, акробаты, фокусники. Пол площади занято длинными столами, над которыми клубится дым от готовящейся пищи, толпы людей едят.

Марокко. Практическое применение

Такие же толпы бродят по местным лавочкам, в извилистых рядах которых легко заблудиться. На площади стоят передвижные лавки со специями, фруктами, орехами, апельсинами, там можно за 4 дирхама (15 руб.) выпить свежевыжатый апельсиновый сок. Правда апельсины и стаканы моют в одном ведре с водой, но с добавлением «Асс» как бы дезинфицируя. Мы (привитые от гепатита еще перед Гоа), бесстрашно испробовав этот вкуснейший джюс, были счастливы и довольны. В Марракеше жарко даже вечером, +35,+40. Погуляли возле мечети Кутубия, по рынку, посидели попили мятного чая, увидели рекламу турагенства, зашли туда, поторговались, купили поездку на весь день за 200 Dh на чел. на водопад с заездом в берберский дом, смотровые площадки в горах Атласа, травяную лавку, где впаривают берберские травы и аргановое масло за большие деньги. Днем в Марракеше жарко: на солнце +50, +60 град., в тени +40. Не хотелось весь день париться в этой сауне, поэтому решили съездить за город, посмотреть касбу, остыть у водопада. Утром микроавтобус нас забрал из отеля, подсадили еще европейцев и покатили к водопаду. По пути останавливались на смотровых площадках и в кафе на обед. Дорога в основном шла вдоль горной речки, около которой много кафешек и марокканцев, спасающихся здесь от жары. Довезли до деревни, около которой находится водопад, дальше пошли по тропе вверх. Тропка не обустроена, просто 1 час лазишь по крутым камням, как коза, рискуя сорваться вниз. Ни в Европе, ни даже в России не разрешили бы водить по такой тропе туристов, а здесь их толпы, правда большинство местные, а европейцы, видимо, «дикие», как мы. Но в удобной обуви все было классно.

Марокко. Практическое применение

Сам водопад около 30 м. высотой, там прохладно и красиво, но толпа утомляет. Назад еле выехали из забитой машинами деревни, заехали в берберский дом посмотреть их натуральное хозяйство,

в травяную лавку, в дороге водила не захотел включать кондиционер, ехали с горячим ветерком. Поездка утомила, несмотря на прекрасные впечатления. Вечером мы уже никуда не захотели идти, только заглянули на ж/д вокзал (недалеко от отеля) купили на завтра билет в Касабланку за 140 дирхам (ехать 3 часа).

Марокко. Практическое применение

Решили хорошенько выспаться, т. к. утром должен был приехать в отель за нами Джамаль со своими экскурсантами из Агадира и показать старый город. Джамаль работает в турфирме и прихватывает подработку от «диких» туристов. По-русски он говорит неплохо, интересно послушать. В 8–15 утра, пока не жарко, мы поехали смотреть медину. Зашли в прекрасный парк Мажореля,

красивейший дворец Бахия;

обойдя мечеть Кутубия (77 м. высотой),

погуляли по рынку,

Марокко. Практическое применение

где Джамаль помог нам выторговать подешевле марокканский ковер ручной работы (не половик).

Зашли в травяную аптеку, где рассказывают о травяной косметике и знаменитом аргановом масле (тут оно стоит 180Dh, а в супермаркете Асима — 70Dh, где мы потом его и взяли). А еще в Марракеше есть большой красивый аквапарк (альтернатива водопаду). Есть красильни, как в Фесе. Дворцов Марракеше много, с виду неказистые и шикарные внутри; наверное, нужна неделя, чтобы все обойти. Недели у нас не было, да и представление о дворцах после посещения дворца Бахия мы имели.

Марокко. Практическое применение

Мы, прогулявшись по медине, выпили вкуснейшего апельсинового сока,

в современном р-не Гелиз посидели в прохладном кафе-мороженое, забрали из отеля вещи и в 15–00 сели в поезд до Касабланки, вагон 1го класса с кондиционером, удобными креслами, очень приличный (таких в России нет). За 3 часа доехали до Каса Вояж (в Касабланке 2 вокзала).

Марокко. Практическое применение

Надо сказать, что на ж/д вокзале Касабланки непросто взять такси. На гранд-такси нам предложили ехать в отель за 500 Dh (около 2000 руб., ха, мы до Москвы долетели за 2800 руб.) Цена нам не понравилась, решили поискать другое такси, но не тут-то было. Сразу вспомнились советские времена: «я туда не езжу, я только в аэропорт, мне не по пути». В Касабланке таксисты выбирают пассажиров, а не наоборот, и ездят все, как сумасшедшие, красный свет не для них, бибикнет на перекрестке и летит сломя голову, драйв еще тот. Но мы все-таки нашли в сторонке два петит- такси (которые возят по 3 чел.) и за 50 Dh (не за 500) через 25 мин шустренько доехали до отеля Moroccan House Casablanka. Отель хоть и небольшой, поразил нас своей красотой, цена 90 евро за 2х местн. номер на 2 ночи с завтраками. Здесь марокканский интерьер, шикарные люстры, в номерах кровати с балдахинами, национальные светильники, подушки, ковры, зеркала.

Марокко. Практическое применение

Вечером немного погуляли по городу, в 20–00 закрываются все магазины, улицы пустеют и мы пошли отдыхать. Утром на рецепшн мы спросили: где автовокзал и есть ли карта города. Нам сказали, что а/вокзал Супратурс в 2х мин. ходьбы от отеля (там сразу купили на завтра билеты в Эс Сувейру за 145 Dh), дали нам отксеренную карту города и отметили все туристические точки. За 8 мин. мы дошли до медины,

Марокко. Практическое применение

там посмотрели их рынок и побродили по старым улочкам,

Марокко. Практическое применение

потом дошли за 15 мин до мечети Хасана (вторая в мире по величине после мечети в Мекке). Мечеть на скале над Атлантическим океаном является символом Королевства Марокко.

Марокко. Практическое применение

Мне понравилась красота и мощь этого творения, ничего подобного я еще не видела.

Марокко. Практическое применение

С площади у мечети виден маяк и вся набережная, а бурный океан притягивает взгляды.

Погуляв здесь, мы взяли петит-такси и за 25 дирхам доехали до Кафедрального собора, католическая церковь построена в марокканском стиле, необычно и красиво.

Марокко. Практическое применение

Прогулялись по близлежащему парку, вышли на площадь и пошли в район Хабус, где находится старый квартал базаров (идти далековато — 40 мин.)

Там накупили разной марокканской красивой ерунды за смешные деньги и довольные вернулись в отель на гранд-такси за 30 дирхам. Недалеко от отеля есть супермаркет Acima, это сеть магазинов типа Ашана, там мы покупали недорогие продукты и вина (местное вино в основном сухое красное и гри-серое — на самом деле розовое, нам понравилось). Завтраки у нас были в отелях, обедали в кафе, а ужинали купленным в магазине и вкусными фруктами с рынка. В Касабланке мы вкусной еды не нашли, видимо не в те кафешки ходили, да их нам мало попадалось на глаза. В городе в основном встречаются питейные заведения, в которых сидят местные с бутылкой воды, колой или чаем весь вечер, глядя на прохожих, и лениво ведут разговоры друг с другом. Недалеко от медины стоят здания построенные французами в начале прошлого века, красивые, но неухоженные.

.Мы гуляли вечером по бульвару Мухаммеда 5го и др. бутиковым улицам, в бутиках ничего интересного не увидели, на рынке в старом городе то же самое продают и подешевле.

Марокко. Практическое применение

На следующий день с утра поехали на пляж (петит-такси 20 дирхам), он недалеко. За маяком возле Макдональдса есть бесплатный песчаный пляж, большой и чистый с огромными волнами, которые просто завораживают.

Марокко. Практическое применение

Стоишь у кромки воды, на тебя издалека несется высокая волна, за 5 метров до тебя разбивается вдребезги (из-за рельефа дна) и к ногам уже подлизывается небольшим всплеском. Можно бесконечно смотреть на это. Тепло +32, море около +22, ветерок, туристов нет, на берегу одни местные, в основном семьями, с утра их немного. Попрыгали в волнах, вернулись в отель, нужно еще собрать вещи, пообедать, в 15–00 автобус до Эссуэйры.

Ехали с комфортом на первых местах, 6 часов с остановками. Трасса похожа на дороги от Челябинска до Башкирии: поля, степи, иногда деревья, лесочки, обшарпанные постройки, вдали пасутся коровы, лошади, овцы; только вдоль дороги продают в ведрах не картошку и огурцы, а сливы, плоды кактуса, мяту и корзины.

В Эссуэйру приехали в темноте, на такси доехали до риада Golden Tolip Farah, riad Etoile De Magador, он находится в старом городе, в древнем высоком доме. Узкая улочка, небольшая дверь в высокой сплошной стене, маленький холл в марокканском стиле с низкими пуфами, подушками на ковре, винтовая лестница вверх по башне.

У девчонок комната на 3 м этаже,

у нас комната на крыше башни с террасой.

Марокко. Практическое применение

В комнате душ, туалет, низкая кровать с чистым бельем, марокканский стиль, свежий воздух и тепло (телевизора нет).

Стоит 30 евро 2х местн. номер за ночь. Утром на рецепшне нам дали карту старого города; мы узнали, что автостанция СТМ в 3х мин. ходьбы от риада, но там уже не было билетов в Агадир. Доехали за 10 дирхам до др. автостанции, на которую нас вчера привезли. Хотели купить билеты на автобус Супратурс, но их тоже не было. Но были несколько касс других автопредприятий, в одной из них взяли билет за 60 Dh до Агадира на 15–00. Пошли знакомиться с Эссуэйрой.

Марокко. Практическое применение

Это крепость-порт, в старину — столица пиратов Могадор, сейчас — город рыбаков, внесен ЮНЕСКО в список объектов мирового культурного наследия.

Марокко. Практическое применение

Посмотрели бастионы с пушками, морские ворота,

Марокко. Практическое применение

узкие улочки, белые стены, синие двери и окна,

Марокко. Практическое применение

рынки, мечети, пляж с большими волнами и мутной водой (20 градусов всего). На улице около 25 град, свежий ветер. В одном из кафе пообедали свежайшей рыбой, в меню было 3 вида, стоила она от 45 до 60 Dh со всеми гарнирами. Довольные и счастливые собрались ехать в Агадир.

Автобус нас шокировал: типа советского «Туриста», пыльный, с одним выбитым окном, вместо него прибита фанера, полон местного люда, билеты без мест, что займешь, тому и радуйся. Места мы себе нашли, ехать 4 часа. Девчонкам было не по себе, но нам, рожденным в СССР, все нипочем, мы это проходили. Вспомнилась турпоездка в 1985 г. по Грузии и Азербайджану, тогда о кондиционерах мы и не знали, радовались, что автобус с мягкими большими сиденьями, окна открываются и не дребезжит (таких немного было). Этот тоже был с мягкими сиденьями и почти не дребезжал. Дорога здесь была красивая, сначала серпантин по горам, потом вдоль океана тоже по горам, воздух в окна дул свежий горный и морской. В общем, ехали, ехали и приехали. На такси быстренько домчались до отеля Iberostar Founty Beach (160 евро за 4 ночи на четверых), где мы мечтали расслабиться возле океана после всех поездок. Но этот день был не наш. Марокканцы любят хитрить, надувать, не заботясь о репутации. В Иберостар нам сказали, что наш отель с таким же названием через дорогу. Через дорогу, пустырь и стройку в гору с вещами мы шли 30 мин. Отель тоже был 4*, но далеко от «бич», до пляжа и до города предлагали ездить на такси за 20 Dh (зачем нам эти траты, мы же бич заказывали). По инету тут же связались с oktodo.ru, где брали отель (все другие отели мы брали в букинге). Они пообещали завтра же разобраться. И, молодцы, разобрались, предложили другой прекрасный отель в городе на берегу со своим пляжем Agadir Clab.

Шикарный холл, просторный номер с балконом, большой бассейн с окружающим парком, нормальный завтрак. Доплатили мы только небольшой НДС. Отдохнули хорошо; в один из дней съездили на гору, где стоит старая крепость, отсюда прекрасная панорама на Агадир.

Марокко. Практическое применение

Посетили сук Эль Хетт (рынок), ничего интересного там не увидели, кроме местного люда, купили фруктов: крупный виноград и персики — 12Dh, бананы — 10, апельсины — 5 за кг.

Марокко. Практическое применение

Вино в Марокко весьма не плохое, от 35 до 80 Dh (покупали в супермаркете). Океан в Агадире чистый, несмотря на большие волны. А впрочем, океан везде бурный, не поплаваешь, только прыгаешь. А вечерний Агадир красивый, приятно погулять. На горе над городом написано: Аллах, Отечество, Король.

Впечатление о Марокко: красивая, чумазая страна, напоминающая Россию 60х годов. Страна с богатой историей и небогатыми людьми. Мусорно также, как у нас. Руки надо чаще мыть, фрукты тоже, не обедать в странных забегаловках. Народ нам попадался добрый, хитрый, общительный, с ч/юмора. В инете писали о попрошайках, но мы их редко видели (видимо гоняют). По пляжу постоянно полиция на квадрациклах ездит, порядок наводят. Страна спокойная. Архитектура и культура не похожи ни на какие другие, чем и интересно в Марокко; впечатление, что попали в средневековье. Природа разнообразна, есть и пустыня, и горы, и леса. На побережье всегда свежий ветер, нет изнуряющей жары, приятно отдыхать.