Виталий Третьяков
был сегодня 9:31
Обитель в горах. Татев — Шуши — Степанакерт

Шуша, Татев — Армения, Степанакерт — Азербайджан Апрель 2017

В Татев, а точнее в отель неподалеку от села Алидзор, мы добрались уже ближе к вечеру. У самого Татевского монастыря, насколько я знаю, никаких отелей нет. Поэтому все селятся в Алидзоре или окрестностях и доезжают до храма на канатке. Первоначально запланированный один день в горах быстро превратился в два еще на стадии планирования. Из-за отеля. Отель покорил сразу. Деревянные бочки в горах с балкончиками, практически нависающими над ущельем. В таком месте хотелось не спешить, а провести какое-то время.

Несмотря на насыщенный день, мы решили прогуляться до Алидзора, уж больно красиво вокруг. От отеля до села примерно 2–3 км по трассе. Вокруг коровы, свежайший воздух и заснеженные горы — квинтессенция сельской Армении.

Татев — достаточно популярное туристическое место, а т. к. большинство мест для ночлега расположено именно в Алидзоре, то мы ожидали увидеть что-то вроде туристической деревни с многоязычной толпой с рюкзаками на улице. Но все оказалось несколько иначе. Алидзор — самое настоящее село, абсолютно нетуристическое и самобытное. А наличие под боком крутой достопримечательности выражается только в отремонтированных зданиях школы и местного управления. По территории которых, ничуть не смущаясь, бродят коровы и лошади.

С едой в отеле было не очень, точнее ее было много, но достаточно дорогой по местным меркам. Поэтому в Алидзоре хотелось найти кафе и что-нибудь съесть, тем более к вечеру в горах стало реально холодно и хотелось выпить чаю. Чем дальше мы шли по «главной» улице, тем больше понимали, что кафе мы здесь не найдем. И наши мысли начали перестраиваться на «найти магазин, купить что-то и быстро назад, пока не замерзли насмерть». Зайдя в местный сельпо, решили все-таки уточнить у женщины за прилавком насчет кафе. Которого здесь, естественно, не оказалось, но нас моментально позвали на чай в гости. Открыв внутреннюю дверь в магазине, мы оказались в обычной жилой комнате, в которой жили пожилые родители женщины, которые моментально засуетились вокруг стола. И уже через пять минут мы пили горячий чай с лепешками, самодельным сыром и джемом. Было очень здорово столкнуться и в Армении с таким гостеприимством. Мужчина, как оказалось, служил в Беларуси, поэтому разговор пошел непринужденно. Нам рассказали про расписание работы канатки, про ситуацию в Арцахе, о котором мы до этого и не помышляли. Однако как оказалось, попасть туда не составляет никакого труда и люди ездят туда-обратно без всяких проблем. До этого я считал Арцах все-таки закрытой зоной с нередкими боевыми действиями. Пока совсем не стемнело мы распращались с радушными хозяевами и потопали в наш отель, захватив в магазине продуктов, которыми поужинали в номере с бутылочкой прекрасного гранатового вина, купленного в Ереване.

Утром, встав пораньше и имея впереди весь день, решили дойти до Татева пешком, а назад проехать на канатке. Узнав маршрут у местных, которые были в шоке от того, что кто-то собирается идти в такую даль пешком и искренне не понимая зачем, мы двинулись в путь. Расстояние по прямой до монастыря составило 6 км, но с учетом того, что идти приходится сначала по серпантину вниз, а затем по такому же серпантину вверх, дорога занимает часа 3 быстрой ходьбы. Но оно того стоит. Места крайне живописные и если есть время, я бы всем советовал погулять тут именно пешком.

Первым местом, которые мы хотели посетить, стал «Чертов мост» — природное образование на реке внизу ущелья. Под «мостом» расположены минеральные источники с теплой в любое время года водой.

Сверху сооружены уже рукотворные бассейны, но вода в них не показалось сильно теплой. Искупаться желания как-то не возникло.

Спуститься в пещеру можно по натянутому металлическому троссу, привязанному к болтающейся лестнице. В плохую погоду спускаться не советую, вокруг глина, и если бы было мокро, то можно соскользнуть и грохнуться о булыжники.

Не рискнул брать с собой фотик, поэтому фото только сверху. Внизу нужно пройти по тонкой перемычке суши и попрыгать по камням, торчащим из реки. И окажетесь в природной пещере. В теплое время года, конечно, туда залезть намного проще. Место очень живописное, но я, если честно, ожидал большего.

А нас ждал долгий подъем по серпантину. Дорога непростая, устаешь довольно сильно. Повезло еще, что светило солнце и было не сильно холодно. Примерно на середине пути нас нагнал внедорожник с парнем лет 30 внутри. Который открыл дверь и махнул рукой «садитесь, подвезу». И мы согласились, не заметив что парень пьян в хлам, а может и не только пьян. Вручив мне бутылку пива, он включил какой-то жестокий русский рэп и поехал вверх, догоняясь на ходу пивком. Наверное это была самая стремная поездка в моей жизни. Как он управлял в таком состоянии машиной, да еще и на такой дороге, непонятно. Слава Богу, через минут 10 он решил остановиться, причем подъехав буквально к самому обрыву так, что я был уверен, что мы упадем. Его летящая бутылка от пива даже запечатлелась на фото ниже. В это же самое время подъехал какой-то его друг на Ниве в точно таком же состоянии и, обнимаясь, ребята забыли про нас. А мы и рады были свалить под шумок. Уж лучше идти пешком и обливаться потом от нагрузок, чем обливаться потом от страха в этой алко-машине.

Через еще час подъема мы были на самом верху, совсем недалеко от Татева. Попили ледяной воды, текущей с гор, и пошли к монастырю, окруженному заснеженными вершинами.

Татев.

Татевский монастырь — один из самых значимых центров науки и просвещения в средневековой Армении. Основанный в конце 9в., сожженный во времена нашествия Тамерлана, сильно разрушенный от землетрясения 1931 года, он по-прежнему привлекает огромное количество туристов со всего мира. На территории монастыря также находится уникальный «качающийся столб», построенный в начале 10в. Древним инженерам удалось создать вертикально стоящий каменный столб, закрепленный на шарнире, который при первых признаках землетрясения начинал раскачиваться и колокол, размещенный наверху столба, оповещал монахов о грядущем катаклизме. На фото ниже собственно сам «качающийся столб». Руками качнуть невозможно, проверили. Хотя, может быть, сейчас эту функцию столба «заблокировали» для большей его сохранности, я не знаю.

Главное здание монастыря — Храм Сурб Погос-Петрос является классическим примером армянской средневековой архитектуры. Массивная церковь-крепость с колокольней-карандашом и аскетичным внутренним убранством.

Читал в отзывах, что в сезон здесь очень много людей. Мы же гуляли практически в полном одиночестве, туристы подтягивались совсем небольшими группками. И то ближе к обеду. Поэтому было крайне интересно полазить по всем многочисленным помещениям монастыря и представить себя монахами.

Хотя сделать это довольно трудно. Как тут было холодно зимой лучше не представлять. И сколько приходилось тратить дров, чтобы протопить эти каменный холодные стены, неясно. Откровенно говоря от Татева мы тоже ждали большего. И больше впечатлений мы получили от живописнейшей дороги к нему, чем от самого монастыря. Хотя безусловно Татев заслуживает посещения и стоит той долгой и утомительной дороги от Еревана.

Еще одной раскрученной на весь мир достопримечательностью Татева является его канатная дорога, включенная в Книгу рекордов Гиннесса как самая длинная канатная дорога в мире и носящая романтичное название «Крылья Татева». Канатка построена швейцарской фирмой на деньги иностранных меценатов, выходцев из Армении. И является частью глобального проекта по развитию и поддержанию Татевского монастырского комплекса. Продолжительность полета составляет около 15 минут и кабинка проходит над ущельем на высоте до 320 метров. Аттракцион шикарный. Особенно интересно было пролететь над местами, где шли пешком, и обозреть все окрестности с такой высоты.

С канатки хорошо видны руины Татевской пустыни, находящейся внизу ущелья. Место выглядит потрясающе. Если бы был еще один день, обязательно бы прогулялись туда.

Ну, а мы через 15 минут полета над бездной приземляемся над уже знакомым селом Алидзор. Где в густом лесочке делаем привал с костерком, доедая взятую с собой провизию и допивая коньячок. День явно удался.

Какие же итоге лично для себя я подвел? Места очень красивые и стоят того, чтобы задержаться здесь на полный день точно. Большинство туристов проскакивает Татев в ходе экскурсии на целый день из Еревана. Мне кажется, что это ошибка. Очень долгая и тяжелая дорога туда-обратно не позволит в полной мере насладиться горами вокруг. Чертов мост — интересное место, но лучше посещать все-таки в теплое время, когда есть желание окунуться. Сам монастырь Татева после множества виденных монастырей Армении не так впечатляет. Может быть лучше посещать его в начале, чтобы получить больше эмоций. Отель с бочками вне конкуренции. Всем бы советовал там остановиться только ради одного вида с балкона. А уж если посмотрите цену этого отеля, то точно захотите остаться подольше.

Проведя еще одну прекрасную ночь в отеле, мы стали готовиться к пути обратно. И тут нам подкинули идею съездить в Арцах (или Нагорный Карабах) по пути назад в Ереван. Поездка даже с торгом выходила недешево, но отказаться от такой возможности мы не могли. Конечно одного дня на Карабах мало, это точно, поэтому мы увидели катастрафически мало. Может быть это подтолкнет вернуться сюда еще раз. Ну и, как я понял, нас немного обманули с отсутствием дороги через Севан, что сильно облегчило бы дорогу и сделало бы ее более интересной. А так мы вынуждены были въезжать в Арцах через Горис и возвращаться через него же по пути в Ереван. А это гигантский крюк. Сейчас, когда я знаю, что есть дорога через Севан, всем советую так и ехать. Никаких проблем при проезде через границу Арцаха нет. Пропускной пункт, на котором ваши паспортные данные просто вносят в огромную книгу. Вам выдается пропуск и вы проезжаете. Дорога от Гориса до Шуши, первой нашей остановки, пролегает по живописной гористой местности.

Шуши.

Шуши — город со сравнительно недолгой (основан только в 18в.), но очень бурной историей. Столица Карабахского ханства, арена межэтнических противостояний армян и азербайджанцев, город, постоянно переходивший от одного правительства другому. Все эти факторы обусловили постоянное разрушение-восстановление города и соотвественно невысокую степень сохранности древних памятников.

Сейчас на всех туристических сайтах Карабаха мы видим относительно новое здание Собора Святого Христа Всеспасителя, построенное в середине 18в. Очень живописное и аккуратное снаружи, и очень скромное и лаконичное внутри.

А также развалины Шушинской крепости. Крепость была построена в середине 18в. тогдашним ханом и дошла до нас сильно потрепанной во множестве сражений. Наш водитель никак не мог найти проезд к этой самой крепости, хотя ее стены вьются практически вокруг всего города.

Сейчас мало что напоминает о былом величии Шуши, скорее город выглядит послевоенным. До сих пор многие здания остаются полуразрушенными и покинутыми.

Совсем рядом с Шуши находится столица непризнанной республики — город Степанакерт. Или Ханкенди с точки зрения Азербайджана. Интересно что на карте Туристера (а также и на всех остальных) Шуши — это город в Армении, а Степанакерт, расположенный в 20 км — уже Азербайджан.

Сразу видно что город недавно отстраивали. Все выглядит очень новым и богатым. Видно, что денег на восстановление не пожалели.

Повсюду ходят солдаты в увольнении и расставлены мотивирующие билборды, агитирующие население. На многих плакатах Серж Танкян во время своего посещения Карабаха. Конечно в консолидации армянам не откажешь. Человек, родившийся в Ливане и всю жизнь проживший в США, постоянно приезжает на историческую родину своей семьи, дает благотворительные концерты, выступает меценатом. Это заслуживает уважения.

В самом Степанакерте нет исторических достопримечательностей, но несмотря на это, очень приятно погулять. Город располагает. Постоянно подгоняемые водителем, который очень хотел засветло добраться в Ереван, мы провели здесь всего пару часов. И вынуждены были отправиться в обратный путь в Горис и затем в Ереван, откуда на следующий день мы улетали на родину. По пути заставив водителя заехать и сделать остановку у символа Нагорного Карабаха — монумента «Мы — наши горы».

Очень сложно подвести какие-то итоги всей поездки и написать что-то большее, чем «очень интересно, приезжайте в Армению обязательно». Эта страна действительно заслуживает знакомства с ее культурой, историей и жителями. Прекрасно сохранившиеся древние монастыри и урбанистический современный Ереван, высокие и живописные горы и утерянный Арарат, потрясающее озеро Севан и проблемный Арцах. Все это приятно и интересно вспомнить, просматривая фотографии. Но не могу не сказать о своих разочарованиях от поездки. Совершенно неожиданным для меня стало отсутствие в Армении хорошей национальной кухни. Мнение лично мое, не претендующее на абсолют, но показалось именно так. Неудачный шашлык практически везде, где его пробовали, очень дорогой коньяк в магазинах. Также мы увидели армян, как людей крайне фанатичных. Прежде всего фанатичных в своей ненависти к Турции и Азербайджану. Я знаю, что все это исторически обосновано, но блин, мы же не ненавидим так немцев, японцев или монголов. И эта ненависть является причиной большинства сложностей в развитии страны. Хотя, одновременно с этим, большинство армян действительно очень дружелюбные, гостеприимные и открытые люди. Не знаю почему, но эта поездка не зацепила нас так, как например Узбекистан или Испания, но мы очень рады что здесь побывали.

В каком драматичном месте построен Татев! Производит впечатление и своей историей, и архитектурой и окружающими его ландшафтами!

Вот гостеприимство!
Зачем люди так мало любят друг друга, когда в сердце каждого народа столько доброты!
zavych
Да, было очень приятно. Сразу задумались, сделали бы так у нас? Не уверен как-то.
Мы (с моими студентами) много ездили и ходили по деревням (русским, татарским, чувашским) - фольклор собирали. Не только кров предоставляли, но и на "довольствие брали". А деревни были бедные!
zavych
Тогда надежда еще есть) Но в Беларуси с таким не сталкивался если честно.
Вообще-то белорусы добродушны! Должно быть и гостеприимство!
Да даже зимой спускаться норм!))
Не рискнул брать с собой фотик, поэтому фото только сверху.
А зря!))
Степанакерт красив! Надо побывать когда-нибудь!
acvazul-v2010
Ровно год назад на новогодних мы сделали круг по Армении по часовой стрелке. В Карабах попали одними из первых по новой отличной дороге через Севан, обратно возвращались через Горис как и Вы. На крыльях татева покатались в последний день отпуска 7.01, когда она наконец открылась после выходных. Из-за этого расписания канатки и был таким образом спланирован маршрут. Все успели и это было незабываемо. Могу скинуть ссылку на рассказ
Доброго времени суток!
Я только одно не понимаю , как же может быть народ каторый сжигал в деревнях дома с семьями оказались гостеприимными и добрыми . А Вы их спросили почему кроме самих армян там нет других национальностей?
Никому не рекомендую посешать Карабах без разрешешия Азербайджана. Все международные конвенции доказывают эти земли принадлежат Азербайджанскому народу и оттуда более милионов беженцев которые покинули свои дома от страха изгна потамучто их резали, зжигали живьем. Они творили генацид Ахербайджанского народа.
zavych
Немцы тоже творили в свое время много всего, а сейчас вспоминать об этом применительно к современному поколению как минимум глупо. В Армении хватает русских, украинцев и беларусов, как наши друзья например. Азербайджан сейчас де-факто не контролирует Карабах, потому как он может выдавать разрешения, непонятно. Во всех таких конфликтах невозможно смотреть только с одной стороны, обе стороны были хороши. Но нужно как-то пытаться урегулировать эту проблему, хотя бы в умах. А Вы в том числе, как видно из Вашего коммента, только ее разжигаете.
Rasad
да это так блогадаря таким как Вы
да ненадо обманывать себя
В Армении хватает русских, украинцев и беларусов, как наши друзья например.
пусть такая судьба и у ВАс будет
Как в Азербайджане КАрабах ,в Украине Крым,в Грузии Асетия и Абхазия,в Молдавии Преднестровие
Тогда Вы бастро поймете!
С уважением
zavych
Если честно, то я ничего не понял Но на личности переходить не хочу. Я описал то, что увидел. И по-моему написал, что мне не понравились настроения в Армении. Теперь вижу, что в Азербайджане настроения такие же. Очень печально. Farklı insanlar seviyorum, ama nefret sevmiyorum Sana iyi şanslar!
Rasad
Уважаемый спасибо за все!Надеюсь вы меня правильно понели но пусть туристы знают что без офицального разрешения Азербайджана кто посешает Карабах, тех не пускают в Азербайджан .Посетите Азербайджан в потом напишите еще комент .
Я за мир без границ.
С уважением и удачи Вам.
очень понравилось, читал с интересом весь цикл о поездке в Армению!)
Как добирались до Еревана и обратно? Белавиа? Не дорого?
zavych
Спасибо за отклик! Летели аэрофлотом с пересадкой в Москве. Откровенно говоря не вспомню цену, но какая-то совсем небольшая. Аэрофлот по этим направлениям иногда радует дешевыми билетами
Если через Москву, то да! Спасибо!)
Neboltun
Удачи Вам в поездках!Репортаж скудный т.к. смотреть то не на что!Мой совет!ПОСЕЩАЯ республики бывшего СССР не заезжайте на спорные территории!Это порождает споры в статьях и далее!Исход не правильные названия городов и расположение на картах (не утвержденных)А все остальные заметки про кухню и пищу на любителя!Видно что угостить Вас толком не взялся никто!Не гостеприимно вышло и плюс выражение ненависти на лицах от обиженной и бедной жизни!
zavych
Смотреть не на что где? Если в Армении, то Вы ошибаетесь, если в тех городах Карабаха, где были мы, то можно сказать что да, хотя памятник "мы-наши горы" понравился. Я путешествую для того, чтобы составить свою картину мира, а не чтобы угодить кому-то. И посещение таких мест как Карабах дает понимание о конфликте намного больше, чем из зомбоящика. А если я Волгоград назову Сталинградом Вы также обидитесь? Дело ведь не в названиях. Про кухню: любое описание - субъективно. А уж когда речь заходит про еду, тем более. Однако когда я ел прекрасное мясо в Узбекистане - это было объективно очень вкусно. А сухой и размороженный шашлык в Ереване - это объективно плохо, такого я даже в Минске нигде не едал. Рыба на Севане прекрасная, я это описывал. Или вы читали только про Карабах? С гостеприимством тоже все отлично. Не Узбекистан опять же, где каждый старается с тобой познакомиться и как-то помочь, но и не Россия/Беларусь условные. Про выражения лиц не понял вообще, хреновые выражения лиц в наших странах в метро утром. Жизнь бедной не показалась,особенно в Ереване. Там судя по количеству дорогих машин живут неплохо. Как-то так
Neboltun
Если Вас назовут не Витей а Сидором,то может не обидеть)А если искажают названия городов то обижает читателей(хотя я так понял Вам по барабану их мнение!)Угождать не нужно никому,но если выставляете на обзор читателям, то веселее с разнообразием!И это не каждому дано!Стать Юрием Сенкевичем)Не стал читать другие статьи!Эта была первая и последняя
zavych
Когда заканчиваются аргументы, люди обычно переходят на личности
PfvelBaranow
Но и где эта Армения? Шуша - историческая территория Азербайджана, полностью разрушенная армянами. Какой-то Степанакерт - это бывший турецкий Ханкенди (Царское село по ихнему), столица Карабаха, просто азери назвали Степанакерт в честь своего комиссара, бакинца Степана Шаумяна. Армяне захватили эти города Карабаха, разрушили их и на развалинах ликуют... Кстати, почему не показать бывший азербайджанский город АГДАМ, помните вино было азербайджанское, вкусное очень - "Агдам", так вот, город с населением почти 50 тыс.чел. армяне просто уничтожили,стерли с лица земли все вин.заводы. а тут какая-то девица за деньги снимает азербайджанские и турецкие пейзажи и выдает их за Армению. Ха-ха.
zavych
Специально зарегистрировался, чтобы похейтить) ухх, класс. Мой Вам совет - оторвите попу от дивана перед телевизором))
PfvelBaranow
99% населения Армении - армяне. Русских - 0.3% (официальная статистика на 1 января 2019 г.). Во всем мире около 10 млн.армян. Из них лишь 2.7 млн. армян проживает в Армении, остальные армяне как цыгане колдуют по всему миру - "где бы, у кого еще отобрать земли чужие", В России более 3 млн.армян, вот Сочи, Адлер, Краснодарский край - почти отобрали (армян больше, чем русских) и скоро объявят Арцахом.
Irinka123
2018 году семьей и друзьями решили съездить в Армению на 10 дней и не только в Армению но ещё и в Нагорный Карабах Как называют это армяне Арцах
 начнем из Армении .Армени это страна о  котором  словами никак не объяснить .столько достопримечательности столько культуры нигде вы не видите
 а про армянскую кухню Я просто молчу ничего не буду вам сказать те кто хотят узнать что такое настоящая еда настоящая вкуснятина для того с Езжайте в Армению
 Гостеприимство в 100 +

АРЦАХ а вот про Арцах я точно молчу ребят Если кто-то хочет увидеть настоящую красоту живописную природу сезжайте в Нагорный Карабах.и покушаете Женгялов хац И не забудь самое главное побывать в Зонтиках ,Зонтики это пищерный Водапад
 А если хотите чтобы получить настоящее удовольствие от вашей поездки Вам бы посоветовал воспользоваться из услуги компании Бари Тур Армения, так как у них есть 10 дневный тур Армения плюс Нагорный Карабах
 Мы тоже воспользовались услугами компании в Бари Тур Армения  и очень-очень довольны. хочу как раз Всем сказать спасибо за такой отдых мы решили в 2019 году опять съездить туда в Армению и побывать в тех местах где мы не были .потому что мы всего лишь 7 дней провели в Армении ещё и 3 дня в Нагорном Карабахе