Турист CSCG (CSCG)
CSCG
была вчера 13:37

Бразилия Май 2017

«Рио-де-Жанейро — это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь её своими лапами» (Остап Бендер)

Я как и Остап Бендер на протяжении шести лет хотела съездить в Бразилию (моя мечта не совсем об этом, но я уже на пол пути к основной цели). Так как поездка не из дешевых, дорога длинная, да и вообще слишком экзотическое путешествие получается, в общем, свою мечту я спрятала глубоко и подальше. Шло время, а меня не отпускало, нужно было, наконец, решиться. О попутчиках речи не шло, мало кто согласится туда поехать (опять же дорого и долго). Со временем к Рио-де-Жанейро добавился Сан-Паулу, Игуасу, ряд других городов и поездка в джунгли, короче данная идея стала попахивать какой-то авантюрой.

Авиабилеты

На протяжении года я следила за ценами на авиабилеты. Я подписалась на акции Lufthansa, KLM, Airfrance, s7, Swiss, а также агрегаторов aviasales и skyscanner. В течении года в моем ящике скопилось 800 писем и это только непрочитанных, еще столько же прочитанных. Пробовала искать билеты до Сан-Паулу, Манауса и других городов в Бразилии, но они выходили, если не дороже, то по той же цене, что и до Рио. Билет до Колумбии, Венесуэлы или США, а затем в Бразилию также стоили недешево. За весь год заметила, что цены на билеты не падали ниже 42 000 — 45 000. такая цена была редко и на билеты с адскими пересадками по 20 часов, либо от 2 пересадок, либо с пересадкой в 40 минут! Ниже всего цены у авиакомпании Etihad с пересадкой в Абу-Даби, у них также раз в неделю цена значительно проседала. Средний ценник держался на значении 55 000. Я приняла решение подождать падения цен до своего дня рождения, а если чуда не произойдет то в свой праздник взять билет по той цене, которая на тот момент будет. Чудо не произошло. Поэтому в ночь на свой день рождения, едва дождавшись наступления полуночи я взяла себе билет Москва-Рио компании KLM с пересадкой в Амстердаме и билет Рио-Москва компании Airfrance с пересадкой в Париже, итого 60 000 и это очень дорого.

Бразилия достаточно большая страна, так что перемещения между городами только на самолетах, можно, конечно, и автобус, но мариноваться в нем сутками не было ни желания, ни времени. В Бразилии действует AirPass — проездной на самолеты. Платишь от 30 000 и получаешь возможность выбрать 5 точек вылета. Я посчитала все свои перелеты, у меня вышло немного дороже, но все равно заморачиваться с покупкой AirPass не стала. Данный проездной можно купить за пределами Бразилии, он покрывает не все города и перелеты будут осуществляться одной авиакомпанией, что не всегда удобно. В общем, могу что-то напутать, так что пусть каждый поищет сам. Сайт https://www.brol.com/airpass/

Внутренние перелеты покупала непосредственно на сайтах авиакомпаний и только один перелет взяла через посредника, так как билет был в два раза дешевле, чем на официальном сайте. Основные авиакомпании, осуществляющие перелеты по Бразилии: GOL, Azul, Latam (Чилийская Lan и Бразильская Tam), Avianca (Колумбийская). Как в последствии оказалось, Azul — это лоукостер, так что самолеты соответствующие, обслуживание тоже, но об этом позже.

До поездки начиталась форума Винского о том, что бывают случаи, когда люди покупают очень дешевые билеты через посредников, а на месте узнают, что на самом деле билет этот без багажа и нужно доплатить, либо данный тариф распространяется только на жителей Бразилии, а для иностранцев тариф выше и опять же нужно доплатить.
Мой совет: не читайте эти отзывы, всё будет нормально! Ох и сколько крови мне подпортили все эти ужасные истории форумчан. Перелеты по Бразилии недлительные (2–4 часа), так что горячего питания не будет. Летают зачастую местные, в самолете Сан-Луис — Форталеза я была единственной иностранкой, чем привлекала внимание не только рядом сидящих, но и стюардесс.

Планирование

Всё планирование заключалось в прочтении путеводителя LP и выборе мест из топ-20. Так что, кроме Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и Игуасу в мой список попал Сан-Луис с национальным парком Ленсойш-Мараньенсеш и Манаус. Еще хотелось побывать в городе Салвадор, но он считается самым криминальным в Бразилии. Мне хватило пары отчетов туристов об ограблениях, вооруженной полиции в туристических местах, а однажды я наткнулась на отзыв туриста, которого чуть не убили вместе с гидом, поэтому ехать туда одинокой девушке ну как-то странно. Конечно, хочется и в Ору-Прету, и в Бониту, и в Фернанду-ди-Норонья, но везде не успеть, отпуск не резиновый. Также в мой список не попала и столица Бразилии — город Бразилия.

Я забронировала себе гидов: португалоговорящего в национальном парке Ленсойш-Мараньенсеш, англоговорящего в джунглях и русскоговорящего в Рио-де-Жанейро.

Ленсойш-Мараньенсеш:

Есть 1,2,3 и многодневные экскурсии, список агентств я нашла на сайте национального парка https://parquelencois.com.br/lencois-maranhenses-agencias/

Написала нескольким фирмам из списка письма на португальском (гугл переводчик всем нам в помощь) с просьбой рассчитать пакет на 2 и на 3 дня. Учитывая и так плотный график и дефицит времени, пришлось остановиться на двухдневном пакете. Изначально я забронировала тур у фирмы Ecodunas Turismo, так как их сотрудники могут изъясняться по-английски, что для Бразилии редкость. В последствии взаимоотношения с этой фирмой не сложились, уж слишком бразильцы медлительные: никто никуда не торопится, всё откладывают до последней минуты, напишешь письмо — жди ответа несколько дней, если вообще дождешься, так вот Ecodunas Turismo не исключение. Считаю непозволительным бронировать отель и тур в течении 10 дней! Не выдержала, списалась с другой фирмой Aris do Mar Turismo, которая по-английски уже не бельме, зато отработали оперативно. Нужно быть морально готовым к тому, что местные гиды говорят только на португальском, хочешь английский — плати еще 5 000 и будет тебе англоговорящий гид. Я посовещались со своей жабой и решила не доплачивать за эту услугу:)

Вместе с 2-дневным пакетом у этой же фирмы я заказала себе трансфер «аэропорт-отель». Заранее заказанные трансферы по цене выходят в два раза дороже такси, но если важен комфорт, уверенность в том, что вас точно встретят, довезут до дверей отеля, донесут сумки и не обманут, то лучше бронировать трансфер, всё равно таксисты в аэропортах гнут цены, так что на то и выйдет (об этом в следующих постах)

Манаус и джунгли:

Лодж в джунглях выбрала практически сразу и это — Dolphin Lodge. Во-первых, наткнулась на отзыв одной девушки об этом лодже и о гиде, во-вторых, нашла информацию о нем в путеводителе LP, в-третьих, нашла отзывы о нем на букинге. Бронировала через сайт самого лоджа, переписку вела на португальском, хотя все сотрудники говорят по-английски. Сайт https://dolphinlodge.tur.br/site/packages.html

Выбрала пакет 3 дня и 2 ночи. Сейчас бы я забронировала дня на 4–5, уж очень понравилось. Гид Мао (он же хозяин лоджа), вырос в джунглях и знает о них всё. Интересно рассказывает, любит природу, всегда на позитиве. Пакет включает в себя трансфер «отель-лодж-отель», трехразовое питание и экскурсии. Из удобств: холодный душ, вентилятор и москитная сетка. Никакого интернета, сети, горячей воды, плюс перебои с электричеством, но полученные впечатления стоят этого!

Рио-де-Жанейро:

Я бы не брала себе гида в Рио, так как вполне могу справиться сама. В пользу гида были следующие пункты: услуги фотографа как доп.опция, автомобиль, посещение фавеллы. Услуги фотографа очень пригодились, так как одному самого себя фотографировать неудобно, а Рио как раз тот город, где фотографии нужно делать издалека, чтобы кроме себя запечатлеть еще и прекрасные пейзажи. Автомобиль также был очень кстати. Мы потратили два полных дня, чтобы успеть во все самые узнаваемые места Рио, не представляю сколько нужно дней, чтобы всё посетить самостоятельно на автобусе. Ну и фавеллы, в фавеллы без экскурсии и гида лучше не соваться вовсе, об этом пишут все путеводители и сайты, так что в любом случае пришлось бы брать экскурсию на месте.

Транспорт

На сколько я знаю метро есть в городах Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и Бразилия. Покрытие небольшое, с Московским опять же не сравнится. Например, в Рио всего две ветки. Основной транспорт — это автобусы. Вход в первую дверь, выход в последнюю. Билет покупается у кондуктора. В среднем проезд стоит 3,5 или 3,8 реала (72 рубля). Я как-то ехала на автобусе у которого всего две двери, на входе стоял турнекет, так что выйти можно было только через последнюю дверь и вот идешь ты такой через весь автобус, расталкивая людей и повезет, если успеешь.

В основном я пользовалась метро, изредка автобусами, в аэропорт и из аэропорта я ездила на такси, либо заказывала трансфер (Сан-Луис и Рио). Цены на трансферы тоже разнятся, самые низкие у компании Kiwi, но на эту фирму очень много негативных отзывов. Чтобы не портить себе нервы в первый же день, решила воспользоваться официальным трансфером, который предлагает аэропорт Галеан. Цены у него выше, чем у других фирм, но зато не подвели. Сайт booktransfer.com.br

Язык и местное население

Официальный язык в Бразилии — португальский, английский знает очень мало людей, в основном в отелях, некоторых ресторанах (очень немногих и всего два слова), в кассах (очень плохо) и на этом точка. Таксисты, люди на улице, персонал на пляже, в большинстве хостелов, даже гиды порой говорят только на португальском, изредка на испанском. Если хочешь англоговорящего гида, то плати. Обычно меня выручали несколько заученных слов на португальском, португальский разговорник и активная жестикуляция. Что касается местных сайтов, то очень немногие имеют интерфейс на английском языке, так что переводите сами.

Местные очень добродушные и всегда готовы помочь. Достаточно подойти, показать карту, промычать что-то нечленораздельное и вам тут же начнут объяснять, показывать и даже проведут до нужного места! Много раз в метро и на улицах бразильцы показывали на мой рюкзак и телефон, что типа убери, а то вырвут или залезут. Однажды девушка помогла купить билет на метро, а мужчина, стоящий рядом начал активно давать советы съездить на Олимпийский бульвар и дал расклад по местным музеям. Семья бразильцев в Сан-Луисе вообще взяла меня под опеку и во время двухдневной экскурсии помогали, чем могли, угощали пивом и даже пытались что-то показывать руками о России, что это «далеко и холодно» :)

Еще одна особенность бразильцев — это медлительность. На светофорах при включении зеленого света, может пройти 6–10 секунд, прежде, чем водитель тронется. В ресторане можно прождать заказ или счет минут 20, здесь никтооо никуудаа не торопится.

Валюта

Валюта в Бразилии — бразильский реал, в Аргентине — аргентинское песо. Проблема в том, что большинство всем известных банков не работает с этой валютой, а это значит либо ехать с долларами и менять в местном аэропорту по грабительскому курсу, либо покупать валюту с рук понемногу у туристов, что неудобно. Предупреждая вопрос «всезнающих»: картой тоже можно платить, но учитывая проблемы с безопасностью и распространенностью скиммеров, решила не рисковать и картой оплачивать только крупные покупки и отели.

В конце концов, с большим трудом нашла банк, где торгуют всеми возможными валютами: реалы, песо, гуарани и так далее. Банк «Новый символ», спрэд огромный, курс продажи более-менее (± 1,5 рубля от курса ЦБ), но как говорится, «не хотите-не берите». Проблема в том, что самая большая купюра — это 100 реалов (меньше 2000 рублей), в итоге мои рубли превратились в огромные стопки реалов и песо.

Добро пожаловать в Бразилию

Примечательно, что на бразильских купюрах печатают животных: ягуаров, рыб и так далее, а на аргентинских — гаучо, чем богаты, тем и рады:)

Прививки

В большинстве штатов Бразилии климат тропический, так что в некоторых регионах есть малярия, лихорадка Денге, желтая лихорадка, чикунгунья и зика, особенно это касается штата Мараньян и Амазонас. Печально, что прививка есть только от желтой лихорадки. Она встречается не так часто, но если вдруг случилось, то шансы на выживание 40%. Уехать из Бразилии грузом 200 в мои планы не входило, поэтому пришлось в срочном порядке искать клинику, где сделают прививку и выдадут сертификат международного образца. Я нашла всего две клиники: ГКУЗ Инфекционная клиническая больница N 1, Прививочный пункт N 6 ФГБУ «Поликлиника N 1» УД Президента Российской Федерации. Цена вопроса: 2500, сюда входит прием врача инфекциониста, прививка, сертификат.

Добро пожаловать в Бразилию

По правилам в Бразилии должны проверять сертификат у людей, прибывающих из штатов эпидемичных по лихорадке (например, Амазонас), но у меня его ни разу не проверили. В некоторых странах обязательно иметь такой сертификат для въезда, с полным списком стран можно ознакомиться на сайте ВОЗ.

Прививка от желтой лихорадки дает иммунитет на 10 лет. Вакцина поставляется в сухом виде и сделана из куриных эмбрионов, зараженных ослабленным вирусом желтой лихорадки. В наборе идет также специальный растворитель при помощи которого разводится вакцина, на это уходит порядка 30 минут. Ставится под лопатку и как рассказал мне врач-инфекционист может дать некоторую побочку: повышение температуры первые несколько дней до 37,5, болезненность и уплотнение в месте укола. Тяжелые последствия в виде отека Квинке, аллергических реакций и так далее выявляются в первые 30 минут у примерно 1 человека из 500 000. Что касается меня, то у меня всё плечо отваливалось и горело первые несколько дней, также увеличились регионарные лимфоузлы.

Инфекционист провел ликбез на тему тропических болезней, выдал брошюру и очень рекомендовал для профилактики принимать противомалярийные препараты, чего я не делала. Противомалярийные дают защиту процентов на 60% и могут быстро посадить печень. В случае подозрения на малярию, если нет возможности обратиться к врачу и сдать анализы, необходимо незамедлительно начать самолечение. У больного есть всего несколько дней, прежде чем болезнь перейдет в тяжелую форму. Препарат для лечения малярии «Coartem», также тест-полоски я пыталась найти в бразильских аптеках, но безрезультатно. Не знаю, может это какой-то редкий препарат. Вроде как производство Франция, ценник около 100 баксов. Немного пугает тот факт, что инкубационный период для некоторых форм малярии составляет до 14 месяцев.

Отели

Я решила останавливаться в хостелах во всех городах, кроме Сан-Паулу и Манауса — здесь у меня было не так много времени, чтобы тащиться с чемоданом в центр города, поэтому я взяла по одной ночи в отелях возле аэропорта. До Бразилии я жила в хостелах США и Японии, поэтому ожидала примерно такой же уровень, но всё оказалось гораздо хуже. Грязь, шум, крики, тесные маленькие комнатушки, чемодан некуда было поставить.

В большинстве хостелов отвратительный скудный завтрак, замки на шкафчики за дополнительную плату, полотенца за дополнительную плату, а иногда и за постельное белье нужно доплачивать! Считаю это нечестным, раз уж на то пошло, то можно включить это в общую стоимость проживания, чтобы не напрягать клиентов хоть и мелкими, но поборами за каждый чих. Да что там говорить, с отелями тоже не всё так радужно. Сервис хромает, те же проблемы с чистотой, что у хостелов, слои пыли, бывало даже, что простыни были с грязными разводами, плюс добавим сюда плохой Wi-Fi и выставим ценник как за 4 звезды. Всё, рецепт бразильского отеля готов! Не понимаю за что звёзды даются таким «ночлежкам». Подробное описание этого ужаса будет позже в постах.

Безопасность

Оо, это моя любимая тема. Сколько перечитано форумов, сайтов и путеводителей. Ни для кого не секрет, что с безопасностью в Бразилии не очень, об этом есть огромная ветка на форуме Винского. Что только ни случалось: воруют даже сланцы на пляже, вырывают сумки, подходят с ножом и забирают деньги, угоняют машины, крадут рюкзаки с фототехникой, срывают крестики и цепочки. Один из способов грабежа выглядит так: бегут несколько человек по пляжу с бутылками воды, бегут, да бегут себе, спортсмены типа. Затем один выплёскивает воду человеку на пляже и пока тот протирает глаза и вкуривает, что же с ним произошло, остальные члены банды хватают сумку и убегают.

Наткнулась как-то на отзыв туристов об ограблении лоджа в джунглях! Две девушки приехали с туром в лодж и ушли на экскурсию, где-то через полчаса ворвались несколько человек и под угрозой убить сотрудников лоджа взяли ключи и обчистили комнату. При попытке оказать сопротивление один человек был убит. И вот возвращаются эти девушки с экскурсии, на полу труп, вокруг полиция и они без вещей и денег.

Еще один парень оставил на песке футболку, шорты и сланцы, пошел купаться. Выходит, а вещей нет. Так и пошел в трусах в отель, благо карнавал тогда был и трусы — это единственный предмет гардероба для мужчин во время праздника. Но самые ужасные истории идут из города Салвадор, даже рассказывать их страшно.

Все эти рассказы каждый может найти сам на форумах путешественников и на различных сайтах. А я добавлю еще пару опасных моментов. Во-первых, скиммеры. Часто, особенно на уличных банкоматах стоят скиммеры и пользоваться картой небезопасно. Ох и сколько таких печальных историй, когда у людей снимали все деньги (опять же читайте форумы), особенно мне запомнился отзыв туриста, который картой пользовался только в банкомате аэропорта и позже у него с карты пытались снять деньги. Вот как так?

Во-вторых, фавелы. Фавелы — это расположенные на склонах гор трущобы, известные своими криминальными историями. Говорят, в фавелах можно заказать наркотики на дом прямо как пиццу, в самых опасных из них убивают детей, туристов, всех. Таксисты зачастую предпочитают быстро проезжать мимо. Каждый вечер слышны звуки перестрелки, а на территории фавелы ходит своя валюта. Естественно местные жители не платят никаких налогов. Опять же я знаю историю одного мужчины, которому чуть не выбили все его золотые зубы.

Со слов гида: в Бразилии более-менее безопасно, а большинство фавел декриминализировано.

По моим ощущения: да, мы были в фавеле, ничего особо страшного нет, но вечером я бы там точно не ходила. Опять же я больше доверю местным и если они мне советуют рюкзак повешать спереди, а телефон спрятать, то как бы не спроста это всё.

В-третьих, здесь часто вырывают сумки и срывают цепочки, сумки на пояс с таким же успехом отрезаются, так что здесь они вам не помогут.

Что я предпринимала из мер безопасности. Деньги прятала в потайной карман, телефон туда же. Карты, если и брала, то носила в кроссовках. Цепочку с крестиком снимала и прикрепляла под футболкой, чтобы было невидно. Никаких серёжек и бижутерии, никаких дамских сумочек. Для фотоаппарата купила много карт памяти на мелкий объем. В конце дня карту с фотками убирала в чемодан, ставила новую чистую, так что в случае кражи фотографии остались бы со мной. В отеле всё прятала в сейфе, если сейфа не было, то оставляла всё в чемодане под кодовый замок плюс сверху вешала обычный замок на ключе. В кармане всегда реалов 20–50 (400–1000 рублей), потом осмеливалась носить больше. В случае гопстопа, отдать эту сумму не жалко. В любом случае лучше носить немного мелочи на откуп, потому что вы тут прохлаждаетесь, а люди работают! Так и ножом поцарапать могут. Вечерами никакую технику не носила вообще, деньги всегда не больше 100 реалов (2000 рублей). И главное правило — влиться в местную толпу. Вот с этим пунктом были проблемы. Полная мимикрия: очки на глаза, юбка с футболкой, кроссовки, телефоном не свечу, но хоть ты тресни, за местную я никак не походила. Аристократическая бледность кожи, абсолютно не бразильские параметры фигуры, короткая стрижка прямо таки выдавали во мне туриста. Местные всегда пытались помочь, некоторые не могли оторвать глаз от моих бледных ног, в общем, со временем плюнула на это и ходила как есть.

Вечером по Копакабане прогуливаться одной было не очень приятно, попадаются подозрительные личности, которые не стесняясь, тебя оценивают и высматривают сумки. Отойдешь немного вглубь города от пляжа и уже нет людей, темнота, все двери закрыты решетками. Как-то раз ко мне привязалась местная шпана в Сан-Луисе, еще один раз привязался парень и пытался развести на деньги, еще пару раз меня обманывали таксисты, но в целом, ничего серьезного. Главное не терять бдительность, последствия могут быть весьма печальными.

Интернет

Не везде есть Wi-Fi, в аэропортах если и есть, то на полчаса, максимум час. В отелях Wi-Fi не всегда хорошего качества. Роуминг по цене золота: цены от 400 рублей за несколько десятков Мб, самый дорогой роуминг оказался у МТС, 1200 рублей то ли за 30 Мб, то ли даже меньше, так как Бразилия у них видите ли относится к списку экзотических стран. Все операторы отговаривали брать у них сим-карту и роуминг, впервые встречаюсь с таким. В итоге местную сим-карту помог купить гид. Популярные бразильские операторы: TIM, Claro, Oi, Vivo.

Подключение — уже само по себе квест. Взяли сим-карту в газетном киоске, дальше нашли офис продаж оператора TIM, там по загранпаспорту мне активировали сим-карту, дальше нужно было заплатить и подключить тариф. Естественно, никто в офисе не говорил по-английски, так что всё переводил гид. Заняло это примерно полчаса, так как были какие-то проблемы с активацией. Цена сим-карты с подключением тарифа — 50 реалов (1000 рублей), до сих пор не знаю сколько там было трафика, возможно, 2Гб, но мне хватило на две недели с лишним. Связь не везде хорошая, например, в Сан-Луисе в лучшем случае было 3G, но это только на словах, по факту интернет не работал, в Баррейриньясе также не было сети, в Аргентине (буквально несколько километров от бразильской границы) связь пропала совсем.

Раньше купить местную сим-карту можно было только по номеру CPF (бразильский аналог нашего ИНН), так что приобретение сим-карт туристами представляло большую проблему. Теперь вместо CPF можно предоставить загранпаспорт. Как мне сказал гид, бразильцем нельзя иметь больше 5 сим-карт, поэтому на себя для туристов сим-карты он больше не регистрирует.