Турист Катерина Андреева (Geofox)
Катерина Андреева — была 9 марта 21:54
Get lost in my rock and roll!

Чешский Крумлов — Чехия Сентябрь 2014

С точки зрения русского человека, чешский язык — это какой-то нескончаемый цирк. «Вонявки» — духи, «черстве потравины» — свежие продукты, «летадло» — самолет, «возидло» — автомобиль, «плавидло» — плавательное судно.

Соответственно, «статный парень с веслом на лодке» будет звучать как «падло с быдлом на плавидле» :) В общем, будем считать, что мы уже в Чешском Крумлове. А приехали на «возидло» или на «плавидло» — не суть важно.

Конечно, Крумлов у каждого свой. Как и Париж, Лондон, или Санкт-Петербург. Можно сколько угодно читать путеводители и отчеты на форумах, но по приезду, у вас будет уникальный опыт и неповторимые впечатления.

— Кааак, вы не были в Эрмитаже, когда ездили в Петербург?
— Кааак, вы не забирались на Эйфелеву башню в Париже?
— Кааак, вы не ужинали в кафе «Пушкинъ» в Москве?

Подобные «кааки», которыми часто пестрят комментарии, вызывают лишь недоумение: кто-то пытается выдать свое путешествие за ваше. А не надо. У всех разные вкусы, взгляды, опыт и интересы, и вряд ли стоить раскладывать личный туристический пасьянс чужими картами.

А то Остап вспоминается: «Киса, давайте и мы увековечимся. Забьем Мике баки. У меня, кстати, и мел есть! Ей-богу, полезу сейчас и напишу: «Киса и Ося здесь были».

Крумловская десятка

Но оставим в покое Кису и Осю, и вернемся в Южную Чехию. Согласно легенде, название «Крумлов» произошло от немецкого «Krumme Aue» — «кривой луг». А то в свою очередь отображает топографию: река Влтава здесь сильно изогнута, и практически охватила центр города в петлю.

Хорошая интерактивная карта:

Приехать в Крумлов — это как совершить путешествие во времени, оказавшись в лабиринте средневековых улочек, среди разноцветных домов с островерхими черепичными крышами.

Улицы становятся мостами, приводят прямо под стены то старинного замка, то к костелу, а то и к музею пыток. Почитаешь про историю Крумлова, и аж вздрогнешь. Такие страсти тут творились, начиная от привидений, и заканчивая расчлененкой (см. историю Юлия Цезаря Австрийского).

Крумловская десятка

Однако, сейчас в Крумлове вполне спокойно, да и вся Чехия плотно укрепилась на 6-м месте в Глобальном индексе безопасности (Global Peace Index), как одна из наиболее безопасных для проживания стран. Для сравнения, США сейчас на 103-м, Россия — на 151-м, а последняя, знамо дело, Сирия, на 163-м месте.

Вот десятка тех мест (или явлений), что наиболее впечатлили нас в Чешском Крумлове.

1. Музей влтавина

Крумловская десятка

Это случилось 15 миллионов лет назад. Над территорией современных Германии и Чехии пронесся метеорит, упавший в районе, где сейчас протекает река Влтава, она же — Молдау по-немецки. Взрывной волной осколки, смешавшиеся с земным грунтом, разнесло по окрестностям. Так получились «импактные стёкла», образованные при плавлении пород на поверхности Земли, они же — влтавины.

По другой версии, это не преобразование земных частиц после падения метеорита, а ни что иное, как остатки осколков кометы, которая не догорела в атмосфере. Если подробно исследовать влтавин-молдавит, то его состав сильно отличается от других стекол вулканического происхождения, а цвет не совсем схож с тектитом (для тектита характерны тёмные оттенки от красного до чёрного).

Влтавин считают природным аккумулятором энергии (послан Космосом!), особенно в сочетании с серебром. Археологические находки свидетельствуют о том, что изделия с влтавинами служили в качестве оберегов и амулетов, а при постоянном ношении они помогают снимать головную боль и усталость, способствуют хорошему сну, поддерживают баланс жизненных сил.

В общем, хотите носить при себе кусочек «внеземного» — вам в Южную Чехию.

Крумловская десятка

Музей влтавина в Крумлове совсем небольшой. Внутри выглядит как космическая капсула с футуристического вида вертикальными тубами с встроенными ячейками, где сидят особенно ценные экземпляры влтавина. Также, можно посмотреть хороший 20-минутный фильм, где известный чешский геолог Václav Cílek подробно и интересно рассказывает о том, как появились влтавины.

А еще при музее есть ювелирный магазин со смешными ценами, где мы, конечно, оторвались на полную катушку. Все изделия снабжают сертификатами подлинности, с печатями и подписями ответственных лиц, заверяющих «оригинальность» камня. А то, говорят, в Праге под видом влтавинов наивным туристам впихивают оливин, или того хуже — крашеное стекло.

Этот музей, несомненно, достоин первого места в Крумлове. Во-первых, посвящен необычному экспонату, встречающемуся только в здешних местах, а во-вторых — за подачу информации, отличной выставке, плюс бонус в виде возможности приобрести уникальный сувенир.

2. Трдельник

Впервые, трдельник, или по-тамошнему — кюртешкалач, мы попробовали в Будапеште. Там же наблюдали и за процессом приготовления, когда полоски дрожжевого теста наматываются на металлическую скалку, и запекаются над открытым огнем.

Крумловская десятка

А у чехов слово «трдельник» произошло от «trdlo» — пестика, которым измельчали что-нибудь в ступке. Есть и еще один вариант перевода — болван, или дурак. Наверное, отсылка к тому, что трдельник — сладость-обманка, полая внутри. Это сейчас её посыпают всем, чем угодно, от сахара, до ветчины. А раньше трдельники были просто печеным, «голым» тестом.

Попробовать в Крумлове стоит обязательно, хотя венгерский кюртешкалач показался сочнее и вкуснее.

3. Крумлов с высоты

Чешский Крумлов — это не огромный мегаполис. Он не размазан до горизонта, не маячит где-то вдали небоскребами, не тыкает в небо шпилями телебашен. Крумлов очень компактен, и его прекрасно можно рассмотреть с высоты во всех подробностях.

Крумловская десятка

Для этой цели хорошо подойдет обзорная площадка Крумловского замка, рядом с Плащевым мостом, напоминающим римские акведуки. Отсюда хорошо видно, как Влтава берет городок в кольцо, как выстреливает вверх стройный собор Св. Вита, как неспешно прогуливаются внизу по каменному мосту туристы, которых не останавливает ни дождь, ни литр пива в желудке:)

Крумловская десятка

Есть и еще более высокая точка, с которой город виден чуть в другом ракурсе. Для этого придется подняться в Замковую башню, на высоту 35 метров (берут небольшую денежку).

Крумловская десятка

Красные черепичные крыши Крумлова примыкают друг к другу под разнообразными углами, поглядывая на нас мансардными окнами — мол, ну и как? Да отлично Крумлов смотрится с высоты!

4. Городская скульптура

Нет, здесь не будет занудного перечисления городских памятников с простыней дат и династических фамилий. А будут пальцы. И ножки:)

Крумловская десятка

Автором конечностей является Miroslav Paral. Дважды не принятый в свое время в Пражскую Академию прикладных искусств, сейчас он занимает пост президента Союза художников-керамистов.

Парал живет и творит в Крумлове, здесь у него мастерская, открытая для посещений. А некоторые его работы украшают улицы и дворы, привнося сумасшедшую нотку авангарда в традиционный облик города.

Приложил Парал свой скульпторский стек и к оформлению экстерьера магазина Koh-i-Noor. Если вы учились в советской школе, то наверняка знаете, что среди школьников «кохиноры» ценились гораздо больше отечественных карандашей. Основанный в конце 18-го века, этот чешский канцелярский концерн до сих пор процветает. А в Крумлове находится один из его многочисленных магазинов, на который указывают пальцы Парала.

5. Музей марионеток

— Вы любите кукол? — спрашивает меня на улице продавец билетов в Музей марионеток.
— Кушать люблю, а так нет, — так и подмывало ответить словами из анекдота про помидоры:)

Крумловская десятка

Мы и правда, без особого пиетета относимся к кукольному миру, и вряд ли вы нас застанете в музее восковых фигур, или на выставке фарфоровых куколок. Но тут мы с дочкой ни с того, ни с сего решили зайти в гости к чешским марионеткам, для чего пришлось подниматься по крутой лестнице под самую крышу старинного здания, где раньше располагался костел Святого Йошта.

Кроме нас посетителей не было, да и единственный билетер не стал сюда подниматься. Хотя, почему не было?! Были куклы.

Поначалу произвели жуткое впечатление. Будто висельники, они тихонько раскачивались под потолочными балками, да и выражение лиц у многих было отнюдь не дружественным. Им место не здесь, а на сцене, в талантливых руках. Но проходила минута за минутой, и вот мы уже нашли забавного кота на кур-ногах, и жуков-полицейских, и боевой отряд болотных кикимор.

Крумловская десятка

Марионеток здесь около 300, многие старинные, конца 19-го века. Есть откровенно страшные, есть странные, есть смешные. Какие сказки, такие и куклы. Перед каждой группой марионеток есть сопроводительные надписи — в каких представлениях те были задействованы.

Этажом ниже располагается небольшой магазин, где можно приобрести коллекционные экземпляры, а также посмотреть на механическую модель деревенской ярмарки. В целом, неплохой музей, особенно если вам близка кукольная тема.

6. Графитовая шахта

Залежи графита в Крумлове органического происхождения, сформировавшиеся около 400 млн лет назад. Когда-то здесь располагалось мелкое море, на дно которого осаждались отмершие организмы, преимущественно водоросли. В анаэробной среде, под влиянием высокого давления и температуры произошла метаформоза, и образовались залежи графита.

Крумловская десятка

Шахту открыли в 1975 году, а проработала она до 2003-го. Шахта состоит из вводной штольни, а потом разделяется на два отсека — Чешский Крумлов и Лазец, находящийся на расстоянии 3,5 км. Ежегодно здесь добывали около 20 тысяч тонн чистого графита, причем в самых качественных партиях руды графит составлял до 45%.

Ну что, представим себя шахтерами?

До Графитовой шахты из центра Крумлова ровно 1 км. В середине дня мы записались на тур, которые проводят только с гидом. Экипировка впечатляла: каждому выдали объемные прорезиненные плащи, резиновые сапоги, шлем, фонарь, и аккумулятор, крепившийся сзади к поясу (тяжелый!). Детей вместо плащей одевают в синие комбинезоны.

Крумловская десятка

На шахтных вагонетках мы минут 10 ехали в кромешной тьме, пока не очутились на глубине 74 метров под поверхностью, прямо под вентиляционной трубой. Температура внутри шахты в течение всего года стабильна, 10°, влажность 88%. Никакие вредные газы вроде метана здесь не образуются, соответственно нет опасности взрыва.

Хлюпая сапогами по грязным рельсам, мы ходили за гидом то к месту, где был показан процесс начала добычи графита, то в забой, где проводились взрывные работы. Точно по схеме высверливали отверстия, и каждое заполняли взрывчаткой с детонатором. Все отверстия закрывались «затычками», а проволоки от детонаторов были взаимосвязаны. Опасная зона закрывалась мастером-взрывником, после чего производили взрыв. Применялись электрические капсюли-детонаторы и пластиковая взрывчатка Perunit, Danubit, Permonex.

Гиды говорят только по-чешски, но иностранцам выдают стенограмму экскурсии (есть на русском), так что более-менее понятно. Маленьким детям будет, скорее всего, не очень интересно, но нам самим понравилось. Да и узнали много нового.

7. Музей в замке

Новая экспозиция была открыта в Крумловском замке не так давно, в 2011 году. На ней показан быт аристократических семейств, владевших замком на протяжении 600 лет. Из чего ели, где спали, куда ходили…

Крумловская десятка

В сокровищнице религиозного искусства были представлены предметы, призванные доносить «религиозность» жителей замка.

Наиболее впечатляющей является стеклянная рака-саркофаг с останками христианской мученицы Св. Репараты, примерно 3 века. Однако, по результатам недавнего спектрографического анализа, было установлено, что возраст «мощей» относится к 15–16 векам, и что самое любопытное, «мощи Св. Репараты» состоят из фрагментов костей разных людей, даже разного пола, не говоря уже о возрасте.

Как тут не вспомнить горьковского старца Луку: «Во что веришь, то и есть…»

Крумловская десятка

Диван для свиданий в викторианском стиле — удобно держаться за ручку, и не только;-)

И всякие разные безделушки интересного дизайна. Много привезенных из Китая, так как было модно и престижно когда-то. А сейчас «made in China» считается ширпотребом. «О, времена…»

Посещение музея можно совместить с подъемом на башню из пункта 3; продают комбинированные билеты.

8. Улочки Крумлова

По Крумлову надо гулять. От магазина сувениров к чумной колонне, заглядывая по пути в таверны на предмет «вепрева колена» и пол-литра пива, и снова гулять.

Крумловская десятка

Аккуратные домики стоят на набережной плотными рядами. Часть из них жилые, в других устроены рестораны, в третьих сдаются комнаты.

К вечеру многочисленные группы туристов, приезжающих, в основном, из Праги, исчезают, и Крумлов опять переходит во владение местных жителей.

Крумловская десятка

А утром снова окунуться в атмосферу просыпающегося городка, увидеть, как оживают его улицы, открываются магазины, сонно потягиваются кошки. Вон уже и продавцы трдельников разворачивают свои палатки.

9. Кино

Зачем возводить дорогие декорации, когда есть Крумлов? Он просто идеально подходит для съемок исторических фильмов и сериалов. Как раз в один из дней, мы столкнулись с тем, что Замок закрыли на несколько часов. Все парковки в окрестностях заполонили трейлеры с надписями «Kino», а на улицах города стали появляться актеры в гриме. Китайские туристы сошли с ума от счастья, бросаясь фотографироваться с каждым киноперсонажем. И не важно, что их имена не были, скорее всего, известны в широких азиатских кругах, но такая своеобразная причастность к около киношной суматохе приводила их в бурный восторг.

Крумловская десятка

Благодаря низкой себестоимости производства, Чехия является одной из ведущих площадок кино. Здесь снимаются фильмы голливудского мейнстрима, такие, как «XXX» (2002), «Идентификация Борна» (2002), «Блэйд 2» (2002), «Ван Хельсинг» (2004), «Хеллбой» (2004), «Хроники Нарнии» (2005) и «Братья Гримм» (2005).

А непосредственно в Чешском Крумлове снимали мистический «The Illusionist», ужастик «Hostel», сказку «The Adventures of Pinocchio», и, наверное, не один десяток сериалов.

10. Пиво

И замыкает нашу Креумловскую десятку пиво. Хотя, может с него стоило начать?! Ведь Чехия и пиво практически неразделимы, с потреблением на душу населения рекордных 148 литров в год (в два раза больше, чем в России!).

И даже те, кто дома pivo не пьет, почему-то с удовольствием это делают в Чехии. Конечно, лучше всего пиво пробовать в ресторанах со своими пивоварнями. А в Чешском Крумлове это «Eggenberg». Изначально, пивоварня Эггенберг была собственностью аристократов, владевших замком. Затем, в 20-м веке отошла к государству. В начале 90-х её приватизировали, установили новое оборудование, и сейчас на пивоварне варят 7 сортов пива, поставляемые в торговые сети под одноименной маркой «Eggenberg».

Крумловская десятка

Артезианская вода, ячменный солод, и жатецкий хмель (по названию города Жатец) — вот ключевые ингредиенты высококачественного пива низового брожения.

При пивоварне есть отличный ресторан на 200 гостей, с низкими ценами, где можно не только выпить местного разливного, но и отлично перекусить. Светлое разливное называется Světlý výčepní Eggenberg, темное — Tmavý ležák Eggenberg («лежак»), и отлично идет под камамбер с гриля с брусничным вареньем. Если в компании есть дети, то блины с мороженым их порадуют, пока взрослые напиваются заняты дегустацией.

До недавнего времени по пивоварне проводили туры, но в связи с очередной реконструкцией цеха, они пока приостановлены.

Конечно, в Крумлове еще есть масса интересных мест, но у нас получилась вот такая десятка. Будем рады, если наши вкусы совпадут.

Место съемки: Чешский Крумлов.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм