Турист Виталий Третьяков (zavych)
Виталий Третьяков
был 26 июня 2023 18:09

Арени — Армения Апрель 2017

Еще одно место, расположенное совсем близко к Еревану и которое стоит посетить всем, кто собирается в Армению — руины древнего армянского храма Звартноц. Звартноц является памятником ЮНЕСКО и очень важен в культурном и историческом смысле для Армении. Кстати международный аэропорт Армении носит то же название и расположен совсем близко к руинам, поэтому там можно сделать классные фотки взлетающих/садящихся самолетов.

Оплоты веры. Звартноц — Арени — Хор Вирап — Нораванк

В первый свой день в Ереване мы попытались сюда попасть с нашими друзьями, но неудачно. Из-за всенародного траура в тот день, храм был закрыт для посетителей. И вот теперь нам нужно было как-то добираться в Звартноца самим. В хостеле также были туры туда, но все они включали в себя посещение Эчмиадзина, в котором мы уже были, поэтому было решено найти общественный транспорт. Мы прошли, наверное, половину пути до автовокзала, с которого, по слухам, ходила маршрутка в Звартноц, когда остановившийся рядом таксист после небольшого торга предложил отвезти нас туда, подождать и увезти назад в Ереван за смешные 2,5 тыс. драм(8 баксов).

Звартноц

Билет в Звартноц для иностранцев стоит 1300 драм (меньше 3 $). Работает храм с 10:00 до 17:30 каждый день кроме понедельника, в который комплекс закрыт.

Взяв билетики, мы побрели по длинной дорожке от будки смотрителя к храму. Погода замечательная, начали цвести маки.

Оплоты веры. Звартноц — Арени — Хор Вирап — Нораванк

На заднем фоне в утренней дымке просматривается Арарат. Храм Звартноц (или в переводе с арм. «Храм бдящих ангелов») — один из самых впечатляющих раннехристианских храмов Армении. Считается что он был построен в середине 7 в., когда тогдашний католикос (глава армянской церкви) решил перенести свою резиденцию в Вагаршапат. Звартноц был разрушен из-за несовершенства конструкции во время землетрясения в 10 в. И то, что мы видим сегодня — это частично отреставрированный первый ярус колоссального храма.

Оплоты веры. Звартноц — Арени — Хор Вирап — Нораванк

Территория комплекса небольшая, поэтому настоятельно советую приезжать прямо к открытию, когда нет толп туристов. Иначе теряется все очарование этого места. Осмотреть руины безусловно интересно, особенно меня впечатлила знаменитая армянская кладка. Я ничего не понимаю в строительстве, но даже мне ясно, что достаточно сложно подогнать базальтовые блоки с такой точностью.

Вообще на подробный осмотр у нас ушло минут тридцать максимум. От нечего делать попытались запустить древние солнечные часы, но что-то мы делали неправильно.

Оплоты веры. Звартноц — Арени — Хор Вирап — Нораванк

На территории раскопок расположен небольшой музей, посещение которого входит в общий билет. Обычно я не хожу в такие места, потому что смотреть там особенно нечего. Так и здесь. Единственной вещью, ради которой я все-таки советую зайти в музей, является макет реконструкции храма целиком. После него хорошо еще раз пройтись по руинам, представляя на месте, как выглядело здание до разрушения.

Больше здесь делать нечего. Возвращаемся к нашему таксисту и едем назад в Ереван. Звартноц действительно достоин посещения, добраться до него не составляет никакого труда, хотя стоит поторговаться и поискать машину подешевле, ибо предложений куча.

В этот же день мы покидали ставший уже родным Ереван и направлялись на восток страны, к Татеву. Совместив этот неблизкий, в общем-то, путь с посещением нескольких интересных мест. Дорога из Еревана до Татева с заездами в Хор Вирап, Арени и Нораванк обошлась нам в 30 тыс. драм (около 60 $). Немало, но это 300 км чистого пути + остановки + посещение непростого в плане логистики Нораванка.

Хор Вирап

До поездки читал мнение о том, что смотреть в Хор Вирапе особо и нечего. И что «делает» это место исключительно открыточный вид на Арарат. После посещения могу с уверенностью сказать — это неправда. Да, Арарат действительно выглядит очень величественно в этом месте. Вообще Хор Вирап — одно из самых близких к горе мест на армянской территории. Вышки турецкой границы хорошо просматриваются отсюда. Нам повезло с погодой и даже дымка не заслоняла заснеженные склоны.

Оплоты веры. Звартноц — Арени — Хор Вирап — Нораванк

Чем интересен непосредственно храм Хор Вирап? Во-первых своей историей. Хор Вирап в переводе с армянского означает «глубокая темница» и именно в этом месте согласно легенде армянский царь Трдат III держал на протяжении 15 лет Григория Просветителя, который в конце концов и обратил этого самого царя, а затем и всю страну, в христианство. Хор Вирап построен на месте древней столицы Армении, города Арташат.

В 6 в. над подземной тюрьмой была построена небольшая часовня, в которой и сегодня расположен вход вниз, туда, где жил в заточении великий проповедник.

В саму подземную камеру ведет реально узкий лаз с современной лестницей. Толстый человек там не пролезет — это точно. Вообще конечно жуткое место. И представить что в этой комнатушке без света можно провести хотя бы пару дней — очень сложно. А уж 15 лет — мне кажется что любой человек бы сошел тут с ума.

Оплоты веры. Звартноц — Арени — Хор Вирап — Нораванк

Считается что все время, которое Григорий провел там, он занимался вырезанием хачкаров на стенах темницы. Как он это делал без света, не совсем ясно. Ну и конечно молился. Скорее всего, это не более чем просто миф, потому что срок его заточения здесь явно преувеличен. Но ведь явно были люди, которых сажали сюда за какие-то преступления. И их очень жаль, это просто жесть.

Основные постройки монастыря возвели в 17 в. и судя по стенам, которые окружают Хор Вирап, монахам приходилось брать в руки оружие довольно часто.

Оплоты веры. Звартноц — Арени — Хор Вирап — Нораванк

Поднимаясь на небольшой холм, чтобы сделать фото монастыря сверху, встретили мужичка, который ухаживает за территорией монастыря и живет в деревне неподалеку. Он оказался азербайджанцем и рассказал печальную историю своей жизни после конфликта между Арменией и Азербайджаном. Всю жизнь проживя в Армении, он не стал бежать отсюда, а решил остаться. И на протяжении многих лет перебивался случайными заработками из-за его национальности. В конце концов ближе к старости лет он нашел себе работу здесь, в древнем армянском монастыре. Судя по его одежде и виду, платят ему здесь очень немного. Видя как он прилежно работает на жаре разравнивая дорожки и укладывая камешки в качестве бордюра, стало реально жаль мужика. Мы дали ему денег и в очередной задумались о глупости, которая толкает людей очень близких народностей в войны. И о жертвах таких войн, явных и неявных.

Уезжая из Хор Вирапа остановились, чтобы сделать открыточное фото монастыря на фоне Арарата.

Оплоты веры. Звартноц — Арени — Хор Вирап — Нораванк

Хор Вирап — одно из самых сильных впечатлений от поездки в Армению. Очень красивый вид на гору, совершенно невероятная подземная тюрьма и небольшое количество туристов. Однозначно must see.

Арени

Арени — место, которое сейчас известно прежде всего благодаря своим винам, расположено примерно на середине пути между Ереваном и Татевом. Изначально ехать туда мы не планировали, но если выдалась возможность, почему бы и нет. В селе Арени находится один из крупнейших в Армении винзаводов, основанный в 1994 году на базе семейной винодельни.

Оплоты веры. Звартноц — Арени — Хор Вирап — Нораванк

За 1 тыс. драм местная девушка-гид устроила нам экскурсию по заводу. Завод очень современный, хотя есть и погреба с бочками, в которых вызревает вино. Здесь же находятся давильные аппараты и линия по упаковке. Все, кстати, итальянского производства. Вообще в магазинах Еревана большая часть продаваемого вина — именно марок Арени. Также это вино поставляется за границу. Недавно встретил даже в магазине в Минске. Т. е. продажи весьма значительны. Тем удивительнее было видеть крошечные размеры собственно завода. В моем представлении — это должен был быть гигант со штатом в тысячу человек и кучей оборудования, а увидели мы 3 комнаты с несколькими линиями внутри и 3 человека обслуживающего персонала.

После экскурсии была устроена небольшая дегустация. Выпили по три стаканчика разного вина и купили пару бутылочек понравившегося. Настроение стало еще лучше и, перекусив в какой-то придорожной кафешке, поехали в следующее запланированное место — древний монастырь Нораванк. Кстати как раз от Арени начинаются довольно высокие горы и дорога становится очень интересной и живописной.

Советовал бы я сюда ехать? Наверное, нет. Разве что заехать по пути и опрокинуть стаканчик-другой действительно неплохого вина.

Нораванк

Нораванк фигурирует в рассказах многих, кто побывал в Армении. И все сходятся во мнении, что это один из самых живописных ее монастырей. Общественного транспорта туда нет, либо я просто не смог найти упоминаний про таковой. Поэтому до поездки посещение Нораванка оставалось под вопросом. А цены на выездные экскурсии типа Хор-Вирап — Нораванк стоили практически те же 25–30 тыс. драм. Поэтому я считаю что мы выбрали оптимальный вариант, осмотрев монастырь по пути в Татев и сэкономив тем самым значительное количество времени и денег.

Первое, что бросается в глаза на подъезде к Нораванку — это высокие скалы красноватого цвета, образующие ущелье, в котором и расположен монастырь.

Оплоты веры. Звартноц — Арени — Хор Вирап — Нораванк

Нораванк был построен в 13-14вв. и стал одним из важнейших религиозных и просветительских центров древней Армении. Монастырский комплекс включает в себя церковь Сурб Карапет, часовню Сурб Григор и церковь Сурб Аствацацин. Нораванк был также резиденцией армянских князей Орбелянов.

Оплоты веры. Звартноц — Арени — Хор Вирап — Нораванк

В небольшой церкви Сурб Карапет самым интересным местом является пристроенная часовня, в котором в полу находятся гробницы князей Орбеланов. Вообще мне всегда казалась немного странной традиция расположения гробницы в полу. Не уверен, что людям прошлого хотелось бы, чтобы по их надгробным плитам бегали туристы с фотоаппаратами. Кстати портал в часовне украшен уникальным барельефом, на которым изображен Бог-Отец. Наверное это первый раз, когда я видел изображение такого плана в религиозных местах.

Оплоты веры. Звартноц — Арени — Хор Вирап — Нораванк

Самым известным аттракционом Нораванка является узкая лестница на фасаде церкви. Лестница ведет в молельную комнату на втором этаже. На фото хорошо видна механика подъема и спуска. Если честно не знаю, как до сих пор там никто не убился. Потому что если подниматься относительно нормально, то спускаться реально страшно. А грохнуться со второго этажа об каменную плиту — удовольствие так себе. Спускался я тоже на карачках, также как и эта девочка на фото. Кстати лезть на второй этаж стоит только ради самого процесса. Молельная комната — откровенно никакая. И бросив буквально один взгляд внутрь, люди спешат начать спуск по лестнице.

Оплоты веры. Звартноц — Арени — Хор Вирап — Нораванк

Вообще Нораванк — очень фотогеничное место с множеством мелочей, которые хочется снимать. И тем более странно было читать, что монастырь пока только стоит на очереди в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Мне кажется, что такие места должны включать сразу. Вход бесплатный, что немного странно. Я думаю, стоило бы собирать деньги с туристов и пускать их на реконструкцию комплекса. Не могу согласиться с тем, что это лучшее, что есть в Армении, либо, может быть, мы просто к тому времени уже «наелись» монастырей. Которые все-таки сильно похожи друг на друга. Но ехать сюда определенно стоит.

К вечеру мы были уже возле нашего отеля, недалеко от Алидзора. Уже в самых настоящих горах Кавказа. Дорога оказалась долгой и довольно утомительной, но очень яркой и оставила множество воспоминаний.