Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:31

Хабаровск — Россия Сентябрь 2018

Хабаровск растянулся вдоль берега Амура на десятки километров, но историческая часть города находится в основном в Центральном районе города, расположенном на трех холмах. Эти холмы хорошо видны со стороны Амура: по центральному холму проходит главная улица города — Муравьева Амурского (по ней мы еще погуляем), параллельно ему расположены два других холма — слева с улицей Серышева и справа с улицей Ленина.

Если посмотреть на карту города, то видны две зеленые реки между этими холмами — Амурский и Уссурийский бульвары. По ним мы сегодня и погуляем.

Амурский бульвар начинается от входа на стадион имени Ленина у Академии физической культуры. Здесь на стадионе сразу у входа есть памятник погибшим в локальных войнах — «Черный тюльпан».

Прогулка по хабаровским бульварам

Заглянем на улицу Тургенева к Храму Святителя Иннокентия Иркутского. Первый Иннокеньевский храм на этом месте был освящен в 1870 году, а в каменном варианте перестроен, а 1896–1898 годах. Основными прихожанами этого храма были военные Приамурского военного округа.

В 1931 году храм был закрыт и использовался сначала для хозяйственных нужд, позже почти тридцать лет в здании работал планетарий. Здание вернули РПЦ в 1992 году.

При церкви было кладбище, где в 1854–1874 годах хоронили первых поселенцев поста Хабаровка. После закрытия храма кладбище было разрушено. В 2004 году на территории церкви на месте погребения первых жителей Хабаровска установлен поклонный крест.

Прогулка по хабаровским бульварам

У входа на территорию храма установлен памятник «Памяти узников фашистских лагерей 1941—1945 гг.»

Вернемся к началу Амурского бульвара. Здесь есть необычная скульптура — мужской ботинок и женская туфля растаптывают пачки сигарет, а рядом надпись — «Мы выбираем жизнь». Так администрация города при поддержке Союза художников решила привлечь внимание горожан к здоровому образу жизни и отказу от курения.

Прогулка по хабаровским бульварам

Есть на Амурском бульваре интересная скульптурная группа. Это «Знаки Зодиака», выполненные молодыми художниками в рамках первого городского конкурса металлических скульптур.

Скульптуры пользуются популярностью у детей и китайских туристов, пришлось ждать, чтобы сфотографировать без обременения. Пока вы смотрите, расскажу об истории хабаровских бульваров.

Прогулка по хабаровским бульварам

История Амурского бульвара началась еще в XIX веке. Еще до основания города по этой впадине между холмами протекала речка, которую нанайцы называли Хадиэ Бури. В 1880 году речку переименовали в Чардымовку в честь переселившегося в Хабаровку из Читы купца Михаила Чардымова.

Прогулка по хабаровским бульварам

Участки вдоль речки заселяли в основном малоимущие граждане, состоятельные селились на холмах. Строили без проекта из подручные материалов, в основном это были деревянные бараки. Эти районы, как и через столетие, обычно называли «Нахаловкой».

Прогулка по хабаровским бульварам

Речка была грязной, запахи соответствующие, санитарная обстановка в городе ухудшалась, нужно было принимать меры. В 1900 году Городская дума приняла решение построить в пойме реки Чардымовка бульвар, но свободных денег на это у города не было, дата начала строительства постоянно переносилась.

Прогулка по хабаровским бульварам

Строительство бульвара начали только в 1950-е, в период подготовки города к празднованию его 100-летия.

Прогулка по хабаровским бульварам

Начали с того, что реку Чардымовку заключили в коллектор, а под будущий бульвар отсыпали миллионы кубометров грунта.

Прогулка по хабаровским бульварам

В середине шестидесятых годов отсыпку бульваров завершили, посадили тысячи деревьев, теперь это зеленые рощи в центре города. Центральная часть бульвара — пешеходная, здесь красивые цветники, лавочки, и даже в будний день бульвар не пустует.

Прогулка по хабаровским бульварам

На Амурском бульваре находится один из старейших кинотеатров города — «Дружба». Зданию, построенному в 1960 году сохранили исторический вид.

Напротив кинотеатра на скамейке сидит «Дама с собачкой». Есть еще фонтан, но как сказал местный дворник, в этом году его не включали. А без воды какой смысл его фотографировать?

Прогулка по хабаровским бульварам

По обе стороны бульвара застройка простая, в основном второй половины прошлого столетия. Есть и экземпляры более позднего периода, такие, как гостиница «Ерофей».

А я помню вот эту троицу, с которой начинался каждый приезд в Хабаровск, потому что стоит она как раз у вокзала.

Прогулка по хабаровским бульварам

По Амурскому бульвару до улицы Шеронова бегают трамваи.

Заканчивается бульвар у железнодорожного вокзала. Современный вид вокзала в неорусском стиле — результат реконструкции 2007 года вокзала, построенного в 1966 году. Совершенно не помню, как выглядел тот вокзал, хотя приходилось на него смотреть регулярно, пока училась и ездила на каникулы, а затем в командировки. Обычная железобетонная коробка в стиле тех лет.

Первый вокзал Хабаровска был построен еще в 1897 году к моменту пуска в эксплуатацию Уссурийской железной дороги, он был одноэтажным и деревянным.

Привокзальная площадь носит имя Ерофея Хабарова всего десять лет, а вот памятник земплепроходцу Е. П. Хабарову установили еще в 1958 году к 100-летию города. Работа скульптора А. П. Мильчина. Бронзовая скульптура отлита на заводе художественного литья в Мытищах.

Никто не знает, как в действительности выглядел Ерофей Хабаров — первопроходец, авантюрист, картограф, в середине XVII века исходивший все Приамурье и начертивший первые в истории карты этих мест. Но теперь этого сурового казака все, кто видел памятник, представляют только таким.

Неподалеку от вокзала стоит Храм Рождества Христова, освященный в 1901 году. Строили церковь на средства из фонда имени императора Александра III, образованного специально для церковного и школьного строительства в районе Сибирской железной дороги. Храм закрыли после революции, но открыли в годы войны. До строительства Спасо-Преображенского собора на площади Славы храм Рождества Христова был кафедральным собором.

Прогулка по хабаровским бульварам

Интересно еще кирпичное здание в стиле эклектики «Начальной приходской школы», построенное до 1908 года. Здесь и потом была школа, затем районный Дом пионеров.

А теперь перейдем на Усурийский бульвар. Начинается он у реки Амур, там, где стоит дебаркадер, его я уже показывала.

Прогулка по хабаровским бульварам

В начале бульвара установлен «Памятник дальневосточным пограничникам».

История Уссурийского бульвара аналогична истории Амурского, только речка когда-то здесь протекала другая — Плюснинка. Плюснины — очень богатая купеческая семья, я немного рассказывала о них в первой части: Хабаровск — амурский красавец. Но не за богатство их уважали, все поколения Плюсниных занимались благотворительностью: построили и содержали церковь, содержали детский приют, участвовали в работе всероссийского общества Красного креста и пр.

Прогулка по хабаровским бульварам

Как и речку Чардымовку, Плюснинку отвели в коллектор, и в 1957 году начали работы по благоустройству территории и сносу домов. Последний дом в Плюснинской пади снесли в 1982 году.

В 1983 году к 125 годовщине основания Хабаровска на Уссурийском бульваре построили каскад из трех прудов, отделенных друг от друга дамбами.

На берегу Нижнего пруда установлены скульптуры персонажей мультфильма «Бременские музыканты».

Самый глубокий — средний пруд, здесь катаются на гребных лодках и водных велосипедах, а также тренируются на байдарках и каноэ учащиеся детско-юношеской спортивной школы.

Прогулка по хабаровским бульварам

На среднем пруду стоит кафе в форме летающей тарелки. Как я поняла, в среднем пруду водится рыба, и его не спускают на зиму, а нижний и верхний на зиму освобождают от воды, чтобы не повредилось фонтанное оборудование.

К набережной прудов примыкает территория парка «Динамо».

Прогулка по хабаровским бульварам

Но по парку гулять времени не было, я только посмотрела, как отражаются в пруду здания, стоящие вдоль Уссурийского бульвара.

Бизнес-центр «Хабаровск-сити».

Заканчивается Уссурийский бульвар у Спортивно-зрелищного комплекса «Платинум-Арена». Этот универсальный комплекс для проведения самых разных спортивных соревнований, концертов, выставок и ярмарок построили в 2003 году.

Прогулка по хабаровским бульварам

Фонтаны перед «Платинум-Ареной» еще работали.

За зданием Арены увидела интересное здание. Оказалось, что это дом молитвы евангельских христиан-баптистов. Ничего больше о здании не нашла, к сожалению.

Прогулка по хабаровским бульварам

Но это не всё об Уссурийском бульваре. Главное здесь, — появившиеся после очередной реконструкции прудов светомузыкальные фонтаны. В прошлый мой приезд это были просто красивые фонтаны, светомузыкальное оборудование установили в 2011 году.

Мне повезло, в день приезда в Хабаровск фонтаны работали последний раз в сезоне 2018 года. Вечером мы сходили к прудам и с удовольствием погуляли.

На набережной у верхнего пруда установлены скульптуры персонажей из многих отечественных мультфильмов. Тут и Чебурашка с Крокодилом Геной, и Винни-Пух с осликом Иа-Иа, и старуха Шапокляк. Не могу сказать, что я в восторге от этих скульптур, но детям нравится, а это главное.

Хорош фонтан «Одуванчик», который меняет не только цвет, но и форму.

Меняется подсветка кафе «Шанхай» на среднем пруду.

Самый выразительный светомузыкальный фонтан нижнего пруда.

На верхнем пруду фонтаны не такие динамичные, но более яркие. Мы с удовольствием послушали классическую музыку и посмотрели великолепное лазерное шоу.