Турист Виктор Мартьянов (so3537)
Виктор Мартьянов
был 24 января 9:55

Приозерск, Рускеала, Оленегорск, Кронштадт — Россия Сентябрь 2018

Итак, движемся в обратном направлении на Юг. Трасса от Мурманска в южном направлении вполне нормальная, если не считать приличного куска ремонта где-то на границе полярной зоны, в районе Кеми. Там пришлось потерять не менее 4-х часов.
Остановок на обратном пути было намного меньше.
Почти не останавливаясь, проехали Мончегорск. Только взглянуть на фотографию Мончегорска с трассы и уже понятно, что заезжать туда желания ни у кого не возникло.

Большое северное путешествие. Часть 9

Мрак. И в этом аду люди рождаются, живут, работают и умирают. Это к рассуждениям о том, чего они лезут в Сочи эти «понаехавшие». Прожив всю жизнь в таких условиях любое другое место жительства покажется раем.
Был еще один небольшой заезд в Оленегорск. Просто вблизи посмотреть на громадные терриконы отработанной породы, а при возможности и на карьеры по добыче никелевых руд и найти себе на память какой-никакой кусок никеля в коллекцию.
Вдоль отвалов проехали, но, видимо, охрана поставлена на совесть — как только стали приближаться к карьеру наверху появился охранник, и загавкали потревоженные собаки. Охранник с собаками, наверное, настроился спокойно спать до конца Полярной ночи, а тут мы…

Большое северное путешествие. Часть 9

Лезть наверх, чтобы посмотреть на дырку в земле желание пропало, хотя на Гугле она смотрится привлекательно

По дороге часто попадаются торговцы грибами и ягодой. В основном, клюква. Брусники почти нет. Говорят, неурожай.

Большое северное путешествие. Часть 9

Пересекаем Полярный круг в обратном направлении.
В каком-то маленьком городке, почти деревне проскочили домик, на котором вдруг мелькнуло знакомое слово. Разворачиваюсь, возвращаюсь обратно.

Нет, не «Памятники», хотя это слово я тоже знаю — «Шунгит». Когда-то у нас было путешествие в Карелию, и мы добрались до карьеров с месторождением шунгита на Великой Губе Онежского озера.
Тогда мы набрали с собой куски породы, которую я потом лет пять всем раздавал.
Шунгиту приписывают удивительные лечебные свойства, однако научно это не доказано. Хотя, еще Петр 1 предписывал каждому солдату носить с собой кусок шунгита и класть его в воду для очищения.
Ну, а здесь просто контора, где из шунгита сделаны различные сувениры. И по ценам в 2 раза ниже, чем в сувенирных магазинах. В общем, можно купить кусок шунгита для оздоровления, а когда дашь дуба от лечения, то и памятник тебе сваяют из него же.

Большое северное путешествие. Часть 9

Далее дороги, маленькие городки и деревни, деревянные храмы, озера и реки

Большое северное путешествие. Часть 9

Одна из значительных остановок — водопады Рускеала и Мраморный карьер. В прошлое путешествие по Карелии в 2012 году мы везде здесь были и даже катались на лодочке по карьеру, но места это действительно настолько красивы, что не заехать еще раз просто невозможно. Тем более что Люба здесь не была.
Водопады Рускеала, где виртуально был каждый — здесь воевал старшина со своими девушками-бойцами в фильме «А зори здесь тихие».

Большое северное путешествие. Часть 9

И Мраморный карьер. До него от Рускеала всего ничего на машине. В этот раз по карьеру не плавали, а просто обошли весь карьер по периметру.
Со всеми остановками, фотографированием и перекурами занимает это минут 40. Рассказывать о Мраморном карьере не буду — все, кто туда собирается найдет информацию легко. Это очень раскрученное туристическое место Карелии.

Большое северное путешествие. Часть 9

Последний перед Питером заезд — крепость Карела вблизи Приозерска.
В фильме 2012 года я достаточно подробно о ней рассказывал, желающие могут посмотреть — https://www.youtube.com/watch?v=xQAv47Z4VBM

Для не желающий два слова — вблизи крепости похоронен викинг Рюрик, здесь сидели в тюрьме и жены Пугачева, и декабристы, служил папа Лермонтова, окончательно русской крепость стала по окончание битвы на Севере в 1944 году.

Санкт-Петербург

Гуляний по городу в этот раз практически не было потому, что приезжаю я сюда не часто, а родственников, друзей, однокашников по институту, сослуживцев масса и надо хоть иногда засвидетельствовать своё почтение.
Обо всем этом рассказывать, естественно, не буду, просто несколько фотографий своих детей и внуков, которые получились, по-моему, очень даже неплохо.

Большое северное путешествие. Часть 9

Как ни приятно находится среди близких людей, надо ехать дальше. Вся программа этого путешествия еще не выполнена.
С Северо-запада Санкт-Петербурга удобнее всего выезжать по дамбе перегораживающей Финский залив. Она проходит через Кронштадт, а вернее, через остров Котлин, на котором Кронштадт и расположен. Мы здесь бывали неоднократно. Во время прошлого путешествия нас, чтобы не забывали это место, даже гробанули во время осмотра заброшенных фортов. Приятно вспомнить.

Кронштадт

Еще в 18 веке остров принадлежал шведам. Зимой шведы уводили свои суда в Швецию, в незамерзающие порты. Так было и в 1703 году. Закончилась навигация, шведы ушли домой, а Петр 1-й за одну зиму соорудил здесь крепость и перекрыл шведам проход к Невской губе. Вернувшиеся весной шведы оторопели, увидев преграду, а так как Россия в то время вела со Шведской империей постоянные войны, то этот факт был воспринят как потеря очередного шведского бастиона. Соперничество за главенство в этом регионе, как мы знаем, Швеция проиграла. И уже к 1721 году Швеция как великая держава перестала существовать. С тех пор по сей день шведы сидят тихо и на соседей зубы не скалят. Разве что только в хоккее.
Кронштадт возникший как город на острове Котлин несомненно, является городом морской славы России. Важную роль он сыграл во время Великой Отечественной войны, по нему проходила Малая Дорога жизни. С городом связаны имена выдающихся деятелей российского флота, здесь были сформированы десятки кругосветных путешествий, экипажами судов с Кронштадта сделана масса географических открытий, да и просто это очень красивый город.

деревня Лопухинка, Ленинградская область

Вроде, чего делать в этой глухомани? А интересно это место уже хотя бы названием. Евдокия Лопухина — 1-я жена Петра 1 была заключена в тюрьму, а сын её, Алексей казнен, поэтому фамилия Лопухины была в те далёкие времена под запретом. Однако земли эти, некогда принадлежащие Лопухиной, свое название сохранили. Позже, в 30-е годы 19 века земли эти арендовал знаменитый мореплаватель, покоритель Антарктиды адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Заслуженный адмирал организовал в Лопухинке курорт для моряков — ветеранов дальних и кругосветных плаваний. Лечение ревматизма состояло в предоставлении человеку полного покоя и укутывании холодными простынями, смоченными водой радоновых источников.
Да, именно лечение на радоновых источниках. Здесь в озере находятся выходы этих полезных вод.

Большое северное путешествие. Часть 9

Он и построил здесь же на крутом берегу над озером особняк, от которого уже мало что осталось

а выглядел он тогда вот так

Большое северное путешествие. Часть 9

В советские времена радоновые источники тоже не оставили без внимания, здесь и сейчас берут воду и используют в разных санаториях и профилакториях.

село Торосово, Ленинградской области

В этом селе тоже в ужасном состоянии находится имение барона Врангеля, не того, Петра Николаевича Врангеля, что у Советской власти был «чёрным бароном», а его дяди, Михаила Георгиевича.
Об умении Врангелей вести хозяйство, об их отношении к крестьянам, а крестьян к семейству баронов было написано в «Колоколе» Герцена:
«Редкая из наших изб не построена им не только из его материала, но и на его деньги. Постоянно доставляемые нам щедрые заработки, для которых мы ежегодно вполне освобождались от исполнения барщины в зимнее время, при крепостном состоянии, а вместе с тем постоянное наблюдение за тщательным ведением наших собственных хозяйств послужили основой настоящему нашему благосостоянию.… В трудные годы каждый нуждавшийся обращался к нему с просьбой о денежном пособии на покупку скота и семян с полной уверенностью, что ему в таковом не будет отказано, если только просьба эта вызывалась действительною нуждою».

Вокруг дворца Врангелей некогда шикарный, и тоже сейчас запущенный рукотворный парк.

И сам дворец

Печально смотреть на все эти руины, понимая, что восстанавливать никто ничего не будет. И таких красивейших в прошлом усадеб, храмов по России не счесть.
Чтобы хоть немного сгладить эти отрицательные впечатления, едем туда, где хоть что-то сохранилось.

деревня Извара, Ленинградская область

(Думаю, у читателей возникает вопрос — где он нашел эти деревни и чего его по ним носит?)
А эта деревня достаточно хорошо известна благодаря своим владельцам. В 70-х годах 19 века эти земли приобрела жена нотариуса Мария Васильевна Рерих — мать будущего художника, писателя, путешественника Николая Рериха. В этом имении Николай Константинович прожил 26 лет.
Совсем недавно усадьбу восстановили, сейчас здесь находится музей Рериха. Надо сказать, место посещаемое — когда мы приехали, на стоянке стояло четыре экскурсионных автобуса.

Большое северное путешествие. Часть 9

Заканчиваем пока с культурно-архитектурно-музейными осмотрами и посмотрим нечто поближе к природе.

Деревня Хотнежа, Ленинградская область

Когда я впервые увидел фотографии этого места, то понял, что находясь рядом во время кругов по Ленинградской области, не заехать на Девонский обрыв было нельзя — довольно высокий, 30-метровый, со старым маленьким мостиком через речку Лемовжу. И, что самое главное, — необычные, ярко-красные пески и пещеры. Первоначально поиски этих обрывов и песков не дали никаких результатов. Вроде, река есть, обрывы есть, песков нет. Поездили по высоченной траве вдоль реки с риском провалиться в какое-нибудь борото и ничего найти не может.

Большое северное путешествие. Часть 9

Пока наконец не выезжаем на высокий берег вблизи которого и находятся эти пески и остатки пещер

Большое северное путешествие. Часть 9

В пещеры, правда, попасть не удалось. Как рассказали местные жители, пещеры завалили специально — дети лазили там и обрушился песчаный свод. Вроде, обошлось без жертв, но, во избежание повторений подобного, собрались мужики, перво-наперво отлупили детей, а лопатами пещеру обрушили.

Далее будет Луга и последний рассказ о нашем путешествии.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия