Турист Наталья Старостина (valerovna)
Наталья Старостина
была 11 августа 2020 1:53

Ида-Вирумаа — Эстония Февраль 2018

Прогноз погоды обещал снегопад на целый день, так и было: тучи висели низко, ветер то дул, что есть силы, то затихал, снежинки кружились в неистовом и магическом танце зимних фей. В феврале небо решило порадовать жителей нашего региона настоящей зимой — огромными сугробами и приличным морозом (было около -15). Но мне почему-то казалось, что ближе к обеду непременно будет солнечно, о чём я и сказала Максиму. Он ответил реалистично: — Посмотрим. Тогда я ещё не знала, какой у него план на сегодняшний день, он хотел устроить сюрприз, что, в принципе у него и получилось. Начало было в Нарве, но фотографии оттуда я куда-то задевала, а вот видео осталось, потому что было сразу залито на ютюб. Кривое, да, но это не делает его менее душевным. В тот день недалеко от Липовой Ямки мы долго наблюдали за семейством лебедей, Максим сразу выложил своё видео на сайт, вы, наверное, его помните, а я вот только сейчас сподобилась. Кстати сказать, сколько потом мы ни ходили мимо, зимой ли, весной, летом, больше лебедей не видели. Пока наблюдали за ними, выяснили, что они различают мужчин и женщин — ко мне подплывали, брали булку из рук, а к мужчине, стоявшему рядом — нет. Хотя, может это всего лишь совпадение. Птицы невероятно милые и нежные, мы очень удивились, услышав, как они общаются — оказалось, что они похрюкивают, на видео это слышно).

Что можно посмотреть в окрестностях Нарвы, если по городу вы уже погуляли, в замок Германа сходили, на Ратушу полюбовались и даже угостились фирменным яичным ликером в студенческом кафе Muna (с эстонского — яйцо), которое расположилось на первом этаже колледжа: сайт кафе
Максим повёз меня на самый высокий водопад Эстонии — Валасте. Я, конечно, знала, что есть в Эстонии водопады, и даже смотрела в интернете отзывы о зимней поездке на водопад Ягала, но то, что мы тоже поедем на водопад, оказалось для меня полной неожиданностью. А погода тем временем разошлась — метель кружила на дороге хороводы, закручивая в тугие воронки падающий снег и закрашивая белым тонкую линию горизонта. Чудо зимы!

Рождественская история

Ветер выдувает из рук телефон)

На наше удивление, на водопаде мы были не одни, что говорит о том, что место это довольно популярное. Единственное, не удалось спуститься на смотровую площадку перед водопадом, она была довольно хлипкой и её закрыли для посещения ещё в 2010 году. Во время написания этого рассказа Максим нашёл новость о том, что эту старую площадку на днях взорвали и строят новую!

Рождественская история

По ссылке можно посмотреть, как взрывают старую площадку: видео.

А это уже свежее фото, сделанное им совсем недавно, как видим, работы по строительству новой лестницы и смотровой во всю идут!

Рождественская история

Это радует, так как водопад, действительно, очень посещаемый. Он самый высокий не только в Эстонии, но и в странах Прибалтики, его высота 30,5 метров. По информации из Википедии, в 1996 году комиссией Академии Наук водопад объявлен природным наследием и национальным символом Эстонии. Создан он искусственной протокой, организованной для отвода излишков воды с полей. Вода падает с глинта, состоящего из песчаника и древних силурийских известняков. Для тех, кто не знает, глинт, это — геологическое образование; природный уступ, образованный осадочными породами, своего рода срез пласта земной коры. Этот глинт — часть Балтийско-Ладожского уступа, также Балтийско-Ладожского глинта, тянущегося на протяжении приблизительно 1100–1200 км от шведского острова Эланд через острова и материковую территорию Эстонии и Ленинградскую область до Ладожского озера. В Эстонии, в районе Ида-Вирумаа он самый высокий, его высота достигает 56 метров!

Самый лучший вид водопада, конечно, весной, но согласитесь, замерзшая в причудливых наростах вода, тоже весьма впечатляет! У Максима есть рассказ с хорошими фото этого водопада, в конце рассказа вставлю ссылку, заходите посмотреть на водопад во всей красе.

Следующей точкой нашей поездки была мыза Кукрузе (не путать с кукурузой:)) туда мы и направились.
Проехали мимо деревни Онтика, на фото — мыза Онтика (середина 17 века). Сейчас этой мызой владеет семья известного спортсмена-горнолыжника Калле Паландер. Они её отреставрировали — дом прислуги превратили в гостевой домик, привели в порядок конюшню. В XIX веке в мызе Онтика действовала крупная водочная фабрика, которая экспортировала свою продукцию в Финляндию. Семья посчитала, что одна часть здания может служить им жильем, а другая, с большими залами, может превратиться в водочный музей.
Рийна Паландер считает, что комбинация музея и гостевого дома привлечет внимание финских туристов. «Они ведь ничего не знают об Ида-Вирумаа, а на самом деле здесь так красиво», — поясняет она.
Второе направление семейного предприятия — ориентированный на российский рынок лошадиный бизнес. «В России есть спрос на дорогих лошадей. Обычно за ними ездят в Германию, однако если бы у нас был выбор породистых лошадей, они бы покупали их здесь, — считают Паландеры.

Вокруг мызы огромную территорию занимает парк Онтика, прочитала в интернете, что там проложена туристская тропа.
Она идет через лес к глинту и потом вдоль него, длина походной тропы — 6 км. Можно, идя по тропе, изучать состав глинта) В 1996 году комиссия по защите природы Академии Наук Эстонии по предложению общественности выбрала глинт Северной Эстонии природным наследием и национальным символом Эстонии. Также этот глинт представлен к внесению в список мирового наследия ЮНЕСКО! Информация о мызе взята с сайта: http://m.rus.delfi.ee/ida-virumaa/article.php?id=66205634.
Надо будет наведаться сюда, когда будет тепло, с юношества мне интересна геология и всё, что с ней связано.

Мыза Онтика

А вот и мыза Кукрузе!

Мыза Кукрузе

Первое упоминание деревни Кукрузе появилось в 1241 г., в Датской поземельной книге, когда в Кукрузе стали добывать сланец. В 1410 построили мызу. Владельцев у мызы было немало, она множество раз продавалась, пока в 1767 г. мызу не получил в наследство Карл Густав фон Толль, он в 1780 г. сделал мызу родовой наследственной мызой без права продажи.

Рождественская история

Сейчас мыза носит название Полярная мыза Кукрузе, здесь располагается полярный музей , где вам расскажут две истории рода Толлей. Одна повествует о том, как на вид скучным занятием можно заниматься с такой страстью, что из него рождается история. А вторая, как страстное желание попасть в историю может привести к гибели. Заинтригованы? Это история о балтийских немцах и полярных открытиях. Приезжайте в Кукрузе на экскурсию!) Экспозиция рассказывает о том, как барон Толль искал землю Санникова, в процессе чего - погиб. Его группу так и не нашли, но следы стоянки и дневник Толля на острове Беннета (Восточно-Сибирское море, над Якутией, которое), в 1903 г обнаружила поисковая группа Колчака. Помимо прослушивания интересной истории, здесь можно попробовать писать пером и тушью, а также примерить одежду XVII–XVIII веков.

Мы, за неимением большого количества времени, на экскурсию не ходили, прошлись по заснеженной аллее парка, представляя, как вдали, у ворот, появляется карета, в которой сидят дамы в пышных юбках и кавалеры во фраках…

Рождественская история

Ну, а у нас дальше по плану — Пюхтицкий монастырь.

День бежал к обеду, снег уже не шел, но тучи плотно оккупировали всё небо. Монастырь смотрелся на снежном фоне впечатляюще. Про монастырь на сайте уже есть много материалов, он достаточно известен, добраться до него можно не только на машине, но и на автобусе — из города Кохтла-Ярве ходят регулярные рейсы.

Рождественская история

Основан монастырь в 1891 г. на месте явления Божией Матери. Здесь эстонские крестьяне в XVI в. нашли в ветвях дуба икону Успения Пресвятой Богородицы. Православные построили небольшую деревянную часовню, и все место стало называться Пюхтица, по-эстонски «святое место».

На праздник Успения в дореволюционные годы сюда стекалось много паломников. Вскоре рядом с деревянной часовней была возведена новая, более обширная, перестроенная в 1885 г. в Успенскую церковь, где учрежден первый Пюхтицкий православный приход. При участии Отделения Православного прибалтийского братства из местечка Иевве (ныне Йыхви) и губернатора князя Сергея Шаховского и его жены, Елизаветы Дмитриевны Шаховской, здесь была основана Пюхтицкая Успенская женская община, преобразованная вскоре в монастырь. В настоящее время (данные 2012 года) в обители около 120 монахинь и послушниц.

Рождественская история

В монастыре было тихо и спокойно. Приятно. Никакой суеты, хотя людей (и монахинь, и прихожан, и туристов было достаточно). Все были заняты своим делом. Мы обошли весь, довольно большой двор. Как там хорошо! Ухожено, дорожки почищены, пахнет свежеиспеченными пирожками.

Успенский собор:

Самый известный вид из этого монастыря:

Рождественская история

Ветряки вертятся — ветер сильный.

Рождественская история

За деревьями видны разноцветные домики — неужели ульи? Да, так и есть, в монастыре свой мёд!

Рождественская история

Здесь погребён один из благодетелей монастыря — русский государственный, общественный и культурный деятель, губернатор Эстляндии князь Сергей Владимирович Шаховской. Его вдова — княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская — поставила храм во имя преподобного Сергия Радонежского с усыпальницей князя. Спустя 45 лет она сама нашла здесь последний приют.

Рождественская история

Очень хотелось зайти в Успенский собор, что мы и сделали. Попали на службу, постояли, послушали батюшку. Собор показался светлым и воздушным, наверное из-за бело-голубых стен, или из-за нашего хорошего настроения.

Выйдя из собора, мы повернули к выходу, планируя перекусить в машине заранее приготовленными дома бутербродами, и тут, подняв глаза, увидели над собором голубое небо!

Рождественская история

Голубое пятнышко быстро увеличивалось, тучки расступались, давая место солнцу. Вот честное слово, не думала, что так бывает! Ведь такая метель, такие серые, плотные тучи, и вдруг — солнце.

Не знаю, как вы, но мы тогда посчитали это своим маленьким чудом и побежали вокруг монастырского двора делать фотографии заново. И когда, как ни под Новый год рассказать об этом!

Сейчас мы уже привыкли к тому, что большинство чудес рукотворные — люди научились их делать, и это прекрасно, но, согласитесь, вот такие, случайные природные чудеса неимоверно хороши. Думаю, что если верить в доброе, светлое, то чудо обязательно придёт! И принесёт с собой много света и добра)

Маршрут нашей поездки:

Здесь я приведу ссылки на рассказы о наших совместных путешествиях с Максимом по Эстонии, вдруг кто-то не читал, приходите. Наливайте чаю, глинтвейна, устраивайтесь поудобнее и читайте!

Весна в парке Ору. Тойла

Пярну. Happy summertime

Рассказ Максима о водопаде:

Самый высокий водопад Эстонии

А закончить рассказ я хочу небольшим флэшмобом. Новый год всё ближе, многие из нас уже озаботились и поставили ёлки, украсили свои дома мишурой, огоньками и разноцветным дождиком. Давайте делиться в комментариях фотографиями своих любимых ёлочных украшений!

Рождественская история

С наступающим Новым годом, друзья! Тепла вам, света, счастья и всего самого-самого хорошего в новом году! Ну и, конечно, новых и незабываемых маршрутов!