Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был 24 марта 8:50
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Владикавказ — Россия Сентябрь 2015

Мы специально оставили один день на осмотр Северной Осетии, хотя нам ну очень хотелось ещё хоть денёк поотмокать на море в Грузии.

До поездки так и не получилось связаться с владикавказским гидом, координаты которого любезно предоставил Дмитрий из Тулы, рассказы которого Вы читали.

Не беда, не успели выйти из маршрутки у вокзала во Владикавказе, как тут же к нам пристал таксист Тамик (уменьшительное от ТАМЕРЛАН, как он представился).

И уже не отстал ни за что на свете!

Всего один день в Осетии. Часть 1

Вот, кстати, и он. Фото днём позже.

Он помог найти недорогое жильё. Тут же с ним сторговались о завтрашнем осмотре основных достопримечательностей Осетии. За день основное осмотрите, республика небольшая.

Договорились посмотреть «Город Мёртвых» в Даргавс в долине реки Мидаграбиндон (Гизельдон), Свято-Успенский Аланский монастырь у селения Хидикус, Куртатинское ущелье с Дзивгивской крепостью.

Всё вышеперечисленное посещается от турфирм за две разные экскурсии и, соответственно, два дня. Ценник 2 500 руб. и 3 600 руб. на сайте заявлен за эти две экскурсии.
Не понял только за машину или с человека.

Я Тамику озвучил эти цены и он предложил за 3 600 р. за двоих посетить все эти места за день.

Я засомневался успеем ли за один световой день?

На что потомок Тамерлана заявил что успеем, даже если отправимся сейчас же в обед.

Мой здравый смысл мне не дал согласиться на эту авантюру. Решено было отправиться завтра с утра в 9:00.

От себя Тамик обещал добавить к названному нами ещё купание в горячих термальных источниках в селении Верхний Бирагзанг (не по дороге), завезти затариться дешёвым осетинским коньяком-водкой, посмотреть Кармадонское ущелье с памятником погибшим от сели и вообще останавливаться у всех памятников и красивых мест по дороге.

А если добавим 400 руб. для ровной цифры 4 000, то ещё и вечером после всего свозить в Город Ангелов в Беслан, на что мы тут же согласились. Ударили по рукам и расстались до завтра.

Забегая вперёд скажу, что всю программу мы так и не успели осуществить. Не попали в Куртатинское ущелье с Дзивгивской крепостью. Как Тамик заявил это потому что я слишком долго плескался в термальном источнике (аж целых полчаса). Когда возвращались сказал или в Дзивгивскую крепость успеем или в Город Ангелов в Беслан. Мы выбрали Беслан.

А остаток первого дня мы посвятили осмотру столицы Осетии — Владикавказу.

Ну в прошлом рассказе о столице Северной Осетии Вы читали.

После прогулки по Владикавказу спали «без задних ног». Но к назначенному часу выспавшись были готовы к насыщённому последнему дню путешествия. Рано утром следующего после осмотра красот Осетии дня, в 5:00 в субботу у нас был поезд домой из Владика, сутки в пути, и на работу утром в понедельник.
Всё рассчитано по часам, как всегда. График жёсткий.

Итак, республика Северная Осетия — Алания.

Первым по пути был памятник Герою Советского Союза П. П. Барбашову.
Он в период боев за Владикавказ повтрил подвиг Александра Матросова. Похоронен на месте боя в братской могиле. Памятник расположен рядом с могилой. Памятник открыт 9 мая 1983 г. Здесь же установлена стела с описанием подвига.

Всего один день в Осетии. Часть 1

Авторы памятника, воплощая замысел проекта, стремились выразить порыв воина в момент наивысшего проявления высоты человеческого духа, его отваги, когда Петр принял решение собой закрыть амбразуру вражеского дзота.

Родовые башни — это одновременно и многоэтажные оборонительные сооружения, и жилые помещения. В них держали оборону от внешних врагов и скрывались от кровной мести. В случае опасности люди поднимались по приставной деревянной лестнице, втаскивали еѐ за собой, запирая вход окованной железом дверью.

Всего один день в Осетии. Часть 1

Возведение этих бастионов было под силу только многочисленным и богатым семьям: рассказывают, что за один обтесанный камень для угловой кладки башни надо было отдать овцу. Четырехугольная башня высотой в пятнадцать метров стоила целую отару.

По закону если башню не успевали построить за год, то её разрушали.

Всемирно известный цирковой борец Бола Кануков (1869–1922) родился в селе Кобань Северной Осетии.

За огромный рост (2 м 28 см), большой вес (214 кг) и незаурядную физическую силу в народе его называли Казбек-Горой.

Всего один день в Осетии. Часть 1

Это памятник Казбеку-Горе, Канукову.

Однажды он вез балки на быках. На крутом подъеме один из быков заупрямился, подвода подалась назад. Бола быстро отпряг быка, подставил грудь к ярму и вместе со вторым быком вывез подводу с тяжелым грузом на гору. Когда же отец, узнав об этом, стал ругать его за «глупые» упражнения, Бола ответил, потупив взор: «Не ругай меня, отец, бык еще молодой, неопытный, а подъем, видишь, какой крутой. Я просто не мог не помочь ему, когда он остановился и умоляюще посмотрел на меня». Бола было тогда всего 17 лет.

Слухи о чудо-богатыре дошли и до столицы. Из Петербурга, Москвы и других городов России приезжали люди, предлагавшие ему поступить в цирк и заняться профессиональной французской борьбой.

И Бола стал выступать в цирке. После первого же выступления слух о нем прошел по всей России. Побеждал в основном благодаря своей неимоверной силе. В скором времени становится известным борцом, вошел в число сильнейших в России, был победителем нескольких международных цирковых чемпионатов, проходивших как в России, так и за рубежом.

Фото из интернета.

Умер Бола в 1922 году необычной смертью. В тот год был хороший ураожай пшеницы, и он поехал с товарищами в Георгиевск — на заработки, В поле их застала гроза. Все бросились бежать под навес, он один остался в поле, приподнял стог соломы, лег на сырую землю и, прикрывшись стогом, уснул. После грозы он не смог встать, его привезли домой больным. Прохворав три недели, он скончался и был похоронен в Майском.

Здесь же расположен памятник погибшим в ВОВ.

Известным воинам осетинам.

И вот мы прибыли в скорбное знаменитое место.

Колка (осет. Хъолхъа) — карово-долинный ледник, находящийся в верховьях долины реки Геналдон бассейна реки Терек горной системы Большого Кавказа в Геналдонском ущелье на северном склоне Казбекско-Джимарайского горного массива.

20 сентября 2002 года произошёл катастрофический сход ледника Колка. Ледник сорвался и со скоростью свыше 200 километров в час пронесся вниз, увлекая за собой тонны горной породы.

Лавина сметала на своем пути все: деревни, туристические базы, дороги и мосты.
Ей потребовалось всего несколько минут, чтобы достигнуть селения Верхний Кармадон и полностью его уничтожить.

В это время по ущелью ехала съемочная группа Сергея Бодрова-младшего. Их накрыла масса льда, камней и щебня. Возможно, они встретились за поворотом у села Кани.

В общей сложности тогда погибло 125 человек, в том числе и вся съёмочная группа.

Фото из интернета.

Талантливому режиссеру, одному из самых ярких российских актеров, было 30 лет. В день трагедии, рано утром, Сергей Бодров должен был снимать первую сцену своего нового фильма «Связной» в Кармадонском ущелье.

Вечером, по пути обратно в город, кинематографистов, среди которых были семеро участников конного театра «Нарты», настиг несущийся по ущелью поток гляциального селя. Спастись никто не успел.

Все мы помним ежедневные сводки всех центральных телеканалов с места трагедии. Стометровую толщу селя пытались пробурить всей возможной техникой, доставляемой со всей страны. Пытались добраться до заветного тоннеля, в котором могли успеть укрыться люди от беспощадной стихии. Вся страна молилась, надеялась и верила, что операция увенчается успехом.

До тоннеля долгое время не могли добуриться — то рыли не в том месте, то техника не справлялась, то сель двигался. Наконец пробурили селевую массу, пробурили скальную породу, попали в тоннель. Пустой. В нем не было людей, ни живых, ни мертвых. Великое разочарование постигло всех добровольцев, месяцы жизни положивших на усердные раскопки. Даже спустя более десяти лет, растаявшая местами масса не отдала родственникам почти ни единого тела.

Однако по мере таяния ледника, которое будет продолжаться десятилетиями, картина трагедии может проясниться.

В марте 2008 года работники предприятия «Горный клуб „Каскад“», которые прокладывали трубопровод по берегу реки Геналдон, обнаружили вымытые из селевой массы фрагменты кузова автомобиля марки Москвич, в котором были найдены обрывки истлевшей одежды и чьи-то неопознанные человеческие останки.

Всего один день в Осетии. Часть 1

Мемориал жертвам ледника Колка установлен в Кармадонском ущелье, у поворота на Кобань, где черный лед обессилел и остановился.

Мемориал представляет собой очертания человека, который растворяется в селевом потоке. Памятник изготовлен и установлен на пожертвования жителей Юга России.

Всего один день в Осетии. Часть 1

Подъезд к нему осуществляется с другой стороны, по восстановленному участку старой разрушенной селем трассы.

Вон оттуда примчался ледник, там же на возвышении он и остановился.

Вот эти деревца выросли на остатках ледника, он здесь остановился. Видите что они невысокие, им как раз чуть больше 10 лет.

Вот справа дорога, которая дальше разрушена ледником.

Наш водитель Тамик всё время поправлял меня когда я говорил что это памятник Бодрову и его группе. Он уточнял, что это памятник всем погибшим в той трагедии.

Также он заявил, что в Осетии поговаривают, что причиной трагедии стали взрывы которые производила съёмочная группа фильма. А также рассказал, что раньше при Союзе здесь работали 4 учёных, что постоянно следили за состоянием ледника.
После развала Союза зарплаты для учёных не нашлось и они уехали. Вот так поговаривают в Осетии.

Вот что по этому поводу написано в Википедии:

«Единственным бесспорным фактором, который признан всеми экспертами, является газодинамический взлом ледника. В остальном мнения учёных расходятся.

Согласно гипотезе руководителя лаборатории дистанционного зондирования Земли из космоса Института географии РАН Льва Десинова, причиной катастрофы стало нагружение ледника массой льда, которая накапливалась в течение почти двух месяцев. Колка была разорвана водой вследствие накопления поствулканических газов, эту ситуацию учёный сравнивает с эффектом шампанского.

Ближе к официальной версии катастрофы другая гипотеза. Приверженцами её являются главный научный сотрудник Института геологии и рационального природопользования при СКГМИ, академик РАЕН Михаил Бергер и научный сотрудник географического факультета МГУ Сергей Черноморец. По этой версии, накапливаемая вода в леднике не является причиной катастрофы, а внезапный сход Колки связан с висячими ледниками и обвалами.

В результате внезапного и непредвиденного обвала со скалы на горе Джимара сорвалась глыба льда. Она упала на ледник Колка, в результате чего большая часть его фирново-ледового тела соскользнула с ложа и двинулась по ущелью со скоростью более 200 км/ч, захватывая за собой камни. Этот поток накрыл Кармадонское ущелье».

Как видите слова таксиста и других осетин не подтверждаются.

Абсолютно уверены в том, что члены группы Бодрова живы и по сей день и местные старейшины-горцы. По их мистическим преданиям, в горах можно встретить целые обитаемые деревни-призраки, в которых живут люди, которых забрали к себе горы, к примеру, считающихся погибшими альпинистов.

Некоторые считают, что смерть Бодрова тесно связана с его героем в фильме «Связной», который снимался в Кармадоне. Герой этот в конце киноленты погибает и гибель актера связывают с мистическим совпадением.

Существует версия и о том, что Бодрова погубил разгневанный дух самого Чингисхана. Мол, дух великого завоевателя не смог простить замысла отца Сергея снять фильм о самом могучем монгольском хане.

Оставили это печальное место и повернули по дороге направо и прибыли в другое не менее печальное место к Дзуарикау.

В 1963 г. здесь сооружен памятник семи братьям Газдановым, уроженцам этого селения, отдавшим жизнь за Родину на различных фронтах Великой Отечественной войны:
Хаджисмел и Магомет погибли под Севастополем, Дзарахмат — под Новороссийском, Хасанбек — в Белоруссии, Созрико — в Киеве, Махарбек — под Москвой, Шамиль — в канун Дня Победы был смертельно ранен у стен Берлина.
Создан памятник по мотивам стихотворения Расула Гамзатова «Журавли».

Всего один день в Осетии. Часть 1

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Среди всех республик Северного Кавказа только в Северной Осетии преобладает православное религиозное течение, поэтому фигура Георгия Победоносца имеет для осетин особое значение. Здесь его именуют Уастырджи и считают покровителем всех путешественников, воинов и вообще мужчин. Ни одно серьезное дело в Северной Осетии не начинается без молитвы этому святому.

Всего один день в Осетии. Часть 1

Установлен памятник в 1995 году, на Транскавказской магистрали, неподалеку от городка Алагир. Огромный всадник на трехногой лошади (как и описывается в эпосе об Уастырджи) словно вылетает на скаку прямо из каменной глыбы.

Вот ещё что нашёл в интернете:
«Масштабы памятника впечатляют: его вес составляет 28 тонн, размер копыта коня — 120 см, а высота его головы — целых 6 метров! На сегодня это самый большой конный памятник в мире, что неудивительно, ведь в руке Георгия Победоносца легко смог бы уместиться человек.»

Хотя я засомневался в правдивости этой информации. Посмотрите на фото сами.

А наш путь идет дальше.
В середине 90-х в окрестностях селения Верхний Бирагзанг Алагирского района появились специалисты-буровики из Ростова. Они искали здесь нефть. Но вместо нее из пробуренной скважины забил фонтан горячей воды. Как потом оказалось, она обладала целебными свойствами.

Молва о целебных свойствах бирагзангского источника разнеслась не только по Северной Осетии, но и по соседним регионам. Местные жители рассказывают, что сюда, чтобы принять ванну, сделанную сельским умельцем, приезжали и жители Ставропольского края, Кабардино-Балкарии.

Всего один день в Осетии. Часть 1

Искупался и я в целебных водах.

Очень я это дело люблю. Правда простуда, что я подцепил утром в Казбеги, так и не отпустила.

Так с ней домой и приехал, потом неделю чихал. Отдохнул, короче, здоровья набрался.

Покупался бы дольше, но водитель поторапливал. Пора ехать Свято-Успенский Аланский монастырь у селения Фиагдон, дальше в город мертвых и дальше по маршруту.

По дороге заехали опять во Владикавказ поесть осетинских пирогов.
Заказали пирогов и хаш (жирный суп из потрохов).

Хаш принесли, а пироги никак.

Спрашиваем:
-«В чём дело, где наши пироги?»
-А свет отключили.
-А что сказать про задержку нельзя? Мы бы не ждали.

В ответ только плечами пожимают.

Пироги в итоге ждать не стали. Купили на вынос в соседнем киоске пирог с сыром внутри, запеченным. Огромный, вкусный. По вкусу как имеретинский хачапури.

Всё-таки чувствуется что рядом Грузия, даже по кухне.

И Тамика угостили. Тот долго возмущался почему света нет, почему вовремя не предупредили. Мы же торопимся. Заявил, что такие работники кафе республику позорят.

Едем в Фиагдон.

По дороге есть Памятник воинам-куртатинцам посвящён выходцам из Куртатинского ущелья, павшим за Родину в годы Великой Отечественной войны 1941–1945.

Автором является осетинский скульптор Даурбек Цораев. Памятник находится в Куртатинском ущелье у дороги, близ посёлка Верхний Фиагдон. Его открытие состоялось 9 мая 1971 года.

Всего один день в Осетии. Часть 1

Памятник представляет собой скульптуру коня, оплакивающего павшего в бою наездника. «Верный конь» символизирует скорбь всей Осетии по погибшим в войне сыновьям…

А по дороге красота!

Всего один день в Осетии. Часть 1

И вот мы прибыли в Свято-Успенский Алаанский монастырь — православный мужской монастырь Владикавказской епархии Русской православной церкви.

Вот он каков, во всей красе.

Всего один день в Осетии. Часть 1

Расположен в селе Хидикус в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии). Самый высокогорный монастырь на территории России.

Наместник — иеромонах Стефан (Дзугкоев).
Священноархимандрит — архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима (Остапенко).

Всего один день в Осетии. Часть 1

Основу монашеской братии составили осетины, проходившие с 1999 года духовную подготовку в Рыльском Никольском монастыре, где их незадолго до своей смерти наставлял архимандрит Ипполит (Халин). Он указал трудникам ехать в Беслан.

Со временем монастырь переехал в Куртатинское ущелье, где восстановлен храм святых жен Мироносиц XIX века также построен более просторный Собор Моздокской иконы Богородицы.

Всего один день в Осетии. Часть 1

В Беслане осталось монастырское подворье.

Флаг республики Алания.

Всего один день в Осетии. Часть 1

Всё здесь сурово, Кавказ!

Это монастырской хозяйство.

Здесь трудники делают обувь.

За 2000-е годы Успенский монастырь стал вторым духовным центром Алании наравне с Аланским женским монастырём, в монастырь стали ездить паломники со всего юга России.

Монастырь активно участвует в работе отдела по переводу богослужебных текстов на осетинский язык.

Богослужения здесь проводятся на церковнославянском и осетинском языках.

Прощаемся с монастырём.

А дальше дорога нас повела ещё выше в горы к знаменитому Городу Мёртвых в Даргавс.