была 15 июля 6:57

Здесь будет город-сад!

Эйлат — Израиль Ноябрь 2018

«Здесь будет город — сад!». Вообще-то, это Владимир Владимирович (который Маяковский) сказал о моем родном городе — Новокузнецке, но, я давно в нем не живу, так что писать о нем не буду. Так получилось, что уже много лет я живу в другом месте, о котором уже писала «Оду немецкой деревне» (рассказ здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_12013)

А сегодня хочу рассказать о городе, в который езжу, в силу обстоятельств, ежегодно уже 17 лет! Эйлат (переводится с древне — еврейского толи «дуб», толи «фисташка») — место моих постоянных набегов! Раньше приезжала на две недели, сейчас — на месяц, потому что «подрабатываю» здесь бабушкой!

Итак, каждый год, в ноябре…. нет, в баню не хожу, езжу на Красное море, в Эйлат. Раньше летала из Базеля, через Тель Авив, где пересаживалась на местные авиалинии, что бы добраться до Эйлата. Сейчас, есть компания — лоукостер, которая перевозит нас из аэропорта Карлсруэ — Баден-Баден прямо на юг, в аэропорт Увда, что в получасе езды от города. На самом деле, в самом городе тоже есть аэропорт, но сейчас туда летают только местные линии. Аэропорт входит во все топы «Самых странных аэропортов мира», потому как расположен прямо в центре города, между отелями у берега и деловым центром. Садящийся на голову (ну, почти) огромный лайнер — это не для слабонервных, поэтому (не только потому, конечно) в пригороде, в пустыне, строят огромный аэропорт, который в следующем году должны открыть. Тогда городской демонтируют. А пока, самолеты садятся или в городе, или на военном аэродроме Увда (если он свободен и нет никаких учений). Вот туда я и прилетаю. При посадке открывается интересная картина — встреча трёх стихий — вода, суша и небо!

Встреча трёх стихий.

Не могу сказать, о чем думали «захватчики» Эйлата, буквально проползая последние километры к Красному морю по абсолютно голой, никому не нужной пустыне. Пустыне в прямом и переносном смысле, от слова «совсем»!

Нет, конечно, здесь не всегда была пустынная целина — ещё во времена царя Соломона уже существовал город, а это, ни много, ни мало — 10 век до нашей эры! Об этом поселении упоминается в Ветхом Завете (в 3 и 4 Книгах Царств). Портовый город назывался Эцион — Гевер, и был главной торговой базой Иудеи с каким-то государством Офир (непонятно где находящимся). Развалины этого города были найдены сравнительно недавно — в 1937 году.

Во времена римлян Эйлат был переименован в Айла. Естественно, здесь располагались римские легионеры.

А вот после римлян ничего интересного здесь не происходило, только ветер и песок хозяйствовали. И так продолжалось до 1949 года. Это, конечно, совсем кратко, можно было бы вспомнить египтян, набатеев, византийцев, крестоносцев (куда ж без них), мамелюков, турок, англичан (в какой они замечательной компании!), но это слишком долго, хочется о современном городе рассказать!

Так вот, приснопамятный 1949 год, только что закончилась Война за независимость, и бойцы бригады «Голани» без единого выстрела, выходят к иорданской границе и поднимают знаменитый Чернильный Флаг! Не было у них с собой заготовленного государственного флага, взяли белую простынь и залили ее чернилами. Египетская армия отвела свои войска на Синай. Памятник этим героям стоит в центре города:

В декабре 49 года в эту безлюдную каменистую пустыню прибывают первые поселенцы. Бездорожье, отсутствие источников пресной воды, близость к «добрым» побеждённым соседям — Египту и Иордании, удаленность от других, более обжитых городов и поселений страны, но с огромным желанием строить город! Вот этого желания, целеустремленности и умения оказалось достаточно. Эти 200 поселенцев заложили город, и уже через три года был проложен водопровод из источников долины Арава. Жаль, что вода была непригодна для питья — соленая. А возить сложно — Египет блокировал Тиранский пролив, морем грузы не доставить. Но, было очень надо и в 56 году «случилась» блестящая Синайская Компания, блокада с пролива была снята, а Синай превращён в демилитаризованную зону. Стало легче.

И, в 1959 году, поселение в 3500 жителей получило статус города. Вот за такой небольшой срок, в пол века, вырос прекрасный город! Помимо того, что Эйлат — это крупный порт, это город с 50 — тысячным населением, с опреснительными установками, но, в первую очередь — это курорт! Температура воды в Красном море зимой и летом примерно одинаковая — 22 градуса. Летом очень жарко, но воздух сухой и даже температура воздуха «за 40» не отпугивает российских, немецких и французских туристов.

Я не экстремалка, поэтому езжу в ноябре. Райская погода — от 19 вечером до 26 днём. И, за те 17 лет, что я езжу в Эйлат, город меняется на глазах. Выстроены новые отели, отличные жилые районы, детские и спортивные площадки, дороги…. Дома из светлого камня, не высокие, иногда явно прослеживается мавританский стиль, глядя на них сразу понятно — ты на юге:

В городе нет ни одного светофора и ни одного полноценного перекрёстка — только кольца. Причём, очень мило оформленные:

Говоря «ни одного светофора» — я кривлю душой, один есть — памятник светофору, который стоит на месте, где когда-то стоял последний настоящий светофор. Причём, по вечерам мигает и переливается.

Памятник последнему светофору.

Просто потрясает, что в каждом новом дворе, и просто в городских парках — площадки со спортивными тренажерами. Вот просто так, на улице, под легкими крышами — тентами, совершенно бесплатно.

У нас во дворе открылась площадка «Парк физики», на самом деле — там и химия. Все, что есть на площадке, движется, сверкает и шумит только в том случае, если ребёнок выполнит задания, которые указаны на специальных стендах. Из серии — нажми на кнопку — получишь результат. Вертолеты летают, тарелки вращаются, все сверкает.

Какие-то химические кубики вокруг тарелки (я не умею читать на иврите, а посему — совершенно не понимаю — что есть что).

А вот этот аппарат потряс даже меня, хотя я, живя в Германии, могу тонну мусора разложить на молекулы за минуту. И, солнечные батареи на урнах у нас есть. Но такое: утилизатор емкостей от напитков, работает от солнечной батареи. Пресс давит баночки, вакуумная насадка высасывает воздух из бутылок, что бы они сплющились, и все рассортировывается по ящичкам:

Утилизатор мусора с по осью вакуума и пресса.

Покрытие искусственное, так что — мягко и чисто:

И, что радует — множество скамеечек для родителей, бабушек и дедушек. Хотя, здесь настолько безопасно, что дети гуляют одни. А поскольку днём жарко, и гулять выходят ближе к вечеру, то резвятся в такое время, в которое в Германии уже с полицией были бы водворены домой!

Маленькие, обычные детские площадки есть в каждом дворе, ещё и по несколько штук. Особенно удобно — искусственное покрытие.

Я же сказала Город — Сад? Это правда, зелени очень много! Причём, что особенно важно, какой ценой! К каждому кустику и деревцу проведены трубочки, буквально к каждому! Называется это — капельный полив.

Восходы и закаты солнца здесь такие, что каждое утро и вечер хочется проводить на улице! Солнце садится по-южному, мгновенно, буквально на пару минут окрашивая небо необыкновенными красками и превращая его в юное сияние, Армагеддон или нежнейшее розовое видение!

Закатное небо!

Учитывая, что это морской курорт, главное здесь — Красное Море. Любителям подводного плавания — дайвинг клубы, есть всевозможные катания — на бананах, катамаранах и водных мотоциклах. Кстати, на мотоциклах — только с инструктооом, а то ненароком можно в Египет или Иорданию уплыть!

Можно взять небольшой круиз на кораблике, а можно, и нужно, сходить в Аквариум:

Отзыв об Аквариуме здесь: https://www.tourister.ru/world/asia/israel/city/elat/parks_ent/13994/responses/2854 Совсем рядом с Эйлатом, в пустыне, расположен парк Тимна, Копи царя Соломона. (Отзыв о парке здесь: https://www.tourister.ru/world/asia/israel/city/elat/parks/13995/responses/1941)

А ещё одно интересное место в окрестностях Эйлата — соляной завод. Никогда не предполагала, что это так красиво!

Там же, на соляных бассейнах, обитают фламинго. Иногда можно пообщаться с розовыми, но мне только белые достались.

Для деток предлагаются всевозможные аттракции типа: катание на верблюдах и колесницах с осликами, с выпеканием лепёшек на камнях, с выдачей Прав на управление верблюдом или колесницей с осликом.

Есть шоу дельфинов, стандартные туристические аттракционы. В основном, все они расположены на променаде в центре.

А ещё, прямо в центре города, можно насладиться поющими фонтанами! Композиции меняются, музыка — от национальных еврейских мелодий до рока!

Еще одна отличная аттракция для деток - искусственный каток.

Любители ловли рыбы могут заказать рыбалку на яхте, мы попробовали ночной вариант, поймали омерзительную мурену и сразу выпустили её назад. Но, было очень весело. Кто не любит рыбалку, можно развлечься вот такими рыбками:

Буквально несколько дней назад, открыли две новые смотровые площадки. Правда, вокруг ещё котлованы и стройка продолжается. Пёс на фото — это моя Саманта.

Для любителей - есть небольшой музей и художественная галерея.

В Эйлате, в отличии от остальной части страны, недорогое (насколько может быть недорогим что-либо в дорогой стране) такси, но и активно развит городской транспорт. И, предмет зависти всех немцев — в КАЖДОМ автобусе — вай фай и розетки для подзарядки. Вообще, по всей стране, интернет везде, и очень дешевая связь (должно же хоть что-то быть дешёвым)!

Автобус местных линий.

Писать про еду не имеет смысла, это национальный вид спорта. Кафе и ресторанов множество, есть круглосуточные. Вот ссылки на отзывы о двух из них:

Вот это десерт, который меня потряс — пирожное макаронин — булочка, шоколадное мороженое с крошкой — котлета, запечённые яблоки — картошка фри, малиновое варенье — кетчуп.

А в 19 году здесь начнут строить потрясающий променад, 12 км, который протянется от Египта до Иордании. Проект рассчитан на 10 лет и оценивается в 1 млрд. шекелей.

И, резюме, даже для тех, кто не любит плавать, в Эйлате есть чем заняться, а уж для любителей купаться — это просто рай, который ещё и ежегодно меняется в лучшую сторону…. правда, рай дороговатый.

в Эйлате

Эйлат (переводится с древне — еврейского толи «дуб», толи «фисташка»)
Ну, дуб точно "Алон", а фисташку называют по простому "Фистук". Так что даже и не знаю. Может на древнем арамейском, или арабском?
каким-то государством Офир
И где теперь тот Офир!
Урна по утилизации бутылок и банок-это взрыв мозга. За что я еще люблю Израиль, что точно, дети тут гуляют сами по себе до поздна. Глаз, конечно, нужен, но скорее в воспитательных целях.
klaudia
Про алона знаю, но это могло видоизмениться. Или нет?
klaudia писала 29 ноября 2018 г. 18:36
могло видоизмениться
Ой, не лингвист я, Клава!
Leolik писала 29 ноября 2018 г. 18:32
Может на древнем арамейском, или арабском?
Лена, как раз наоборот. Это "фистук" - заимствование из арабского. На древнем иврите "фисташка" - "אלה". Если интересно - смотрите ниже. Там я Клавдии всё разъяснил.
Поняла, Володя. Спасибо зза разъяснение. Вот я дремучая!
Хоть и была я в Эйлате, но узнаю мало, очень многое изменилось за пять лет! Да и была я всего 4 дня и больше в отельной зоне.
klaudia
Анна, я помню, что четыре года назад, тот жилой квартал, где я дома нащёлкала (все в одном месте, пока с собакой гуляю) не существовал, мм был один песок! Я Эйлат ежегодно не узнаю!
Я знаю-город будет,я знаю саду цвесть!Очень аккуратный подход к поливу.Я такой способ видела в ОАЭ.И ведь несмотря на дефицит воды и экономный полив как озеленен город!
klaudia
Да, они здесь строят свой рай не благодаря, а вопреки!
Клава, до чего хорошо написала! Красивый, ухоженный город, а какая приятная температура там круглый год! Сказка!
Спасибо большое!
Но, вот про температуру - это воды, а воздуха - летом за 40! Так что, самый комфорт - весной и осенью!
AnnaPoro
А скажите, пожалуйста, в феврале мы сможем купаться? (если что - наши озера летом максимум до 22-23 нагреваются как раз, так что к этому мы привычные )) воздух не слишком холодный?) Говорят, ветра на побережье?.. ))
klaudia
Ну, я в феврале в ветровке там хожу в ветровке, мне в такую воду не просто заходить холодно, мне даже смотреть холодно на неё! А муж купается, ему не холодно!
Vlad_TA
Клавдия, замечательная у Вас получилась ода Эйлату. Такая, что даже я восхитился, а я далеко не любитель этого города. Более того, могу сказать что это для меня самый не любимый город, очень любимой мною страны.На мой взгляд он безумно скучен, как впрочем, для меня, любой курортный город в мире. Но это моё, весьма специфическое мнение. Вобще в Израиле просто культ Эйлата, и отдыха в нём. А Вы прекрасно его описали, и показали!
На счёт этимологии названия. Лена права. Дуб - "алон". Но это если писать русскими буквами. А если посмотреть на ивритское написание "алеф-ламед-вав-нун" אלון. И если учесть что алеф может принимать и огласовку "э" Так что алон - может быть прочитан и как Эйлон.... Это уже ближе. Не правда ли? И на счёт фисташки Лена права. Но "фистук" - это сегодня употребительное слово. Причём скорее всего заимствованно из арабского. Старое ивритское название этого дерева - "Эйла". "алеф-ламед-hей" אלה.
Это уж совсем горячо. Вообщем, как у раввина в известном старом анекдоте: "Ты прав, и ты прав"
Вообще в иврите этимология, это тема очень не простая и интересная (иногда таинственная). Во многом благодаря структуре языка. Вотнапример, штука, мало кому известная. Все прекрасно знают, что название города Бат-Ям (кстати я в нём живу), переводится как "Дочь моря" . "Бат"- "дочь", "ям"- "море". Но мало кто знает (даже среди израильтян), что тут зашифровано и другое значение - "Дочь Иерусалима". "Бат"- "дочь", "ЯМ" - "йуд-мэм" - абривеатура слова "ЙерушалаиМ. ירושלים - י"ם
Клавдия, спасибо Вам за прекрасный рассказ.
klaudia
Спасибо, мнение местных знатоков всегда особенно ценно!
Ну, значит я права - что просто слова трансформировались. Вы это и подтвердили, все-таки, разное прочтение гласных даёт простор фантазии!
Интересно про название Бат Яма! Тем более - я там была пару раз!
klaudia писала 30 ноября 2018 г. 12:15
все-таки, разное прочтение гласных даёт простор фантазии!
Да, разное прочтение (и гласных и согласных), превратило например "гет симен" (масличные прессы) в Гефсиманию, "гулгольту" (череп) - в "Голгофу", а так же "ктиву" (рукопись) - в "ксиву", "шахор" (чёрный) - в "шухер". Список можно продоолжать.
Vlad_TA
Да еще одно небольшое дополнение. К юго-западу от Иерусалима (чуть южнее Бейт Шемеша) есть долина ("эмек" на иврите) а-Эйла. Та самая, где согласно верованиям евреев и христиан, будующий царь Давид, убил великана Голиафа .. Так вот ее название "Эмек а-Эйла", и переводится как "Долина Дуба".
16IrinaAnaneva
"в КАЖДОМ автобусе — вай фай и розетки для подзарядки. Вообще, по всей стране, интернет везде, и очень дешевая связь (должно же хоть что-то быть дешёвым)" - большой плюс. Красное море яляется уникальным местом для отдыха. Пляжи, бассейны. Эйлат - комфортабельный городок. С внуками можно прилететь сюда когда-нибудь)
klaudia
Вот с внучкой здесь и развлекаюсь!