Турист Мар-та (Mar-ta)
была 16 апреля 20:54

Индия Сентябрь 2018

Окончание.

Наши мистерии Танец Цам сработали, и потихоньку стали открываться перевалы.

Ура, сегодня мы едем на пейзажи озера Пангонг Тсо. Подняли нас почему-то очень рано, хотя до озера всего 170 км.

Скрылся за поворотом Лех, начался подъем по горному серпантину, и мы сразу ощутили признаки недавнего ненастья — еще не убранные камни с проезжей части, следы селевых потоков и оползней, брошенные на обочине мотобайки. Чем выше, тем снега становится все больше, дорога все уже, а повороты все круче. Туда-сюда, туда-сюда.

Буддийские мистерии Ладакха. Рериховские сюжеты

Колеса накручивают километры и часы, а мы все еще ползем вверх. Вокруг бескрайнее снежное царство. Слева, глубоко в ущелье, на белом снегу особенно хорошо видны черные остовы улетевших с дороги машин, справа на тебя надвигается колонна военной техники, бортами цепляя зеркало. Снова в сердце страх, в глазах ужас.

Буддийские мистерии Ладакха. Рериховские сюжеты

Для справки: Штат Джамму и Кашмир с одной стороны «подпирает» Пакистан, с другой Китай. Такое соседство и заставило Индию напичкать Ладакх военными базами. (Ах, какие там служат красавцы сикхи!) А потому для движения по Штату вы неоднократно будете оформлять пермиты (пропуск) и постоянно разъезжаться с военными грузовиками.

В этом оцепенении мы едем уже несколько часов.

Километров за 20 до и после перевалов дорога размыта и разбита «в хлам». Ты мысленно пересаживаешь себя на телегу о металлических ободах и едешь по перепаханному полю.

Но вот нас приветствуют буддийские молитвенные флаги и это перевал Тангланг Ла! Мы на небесах! Высота 5400 м для нас, бывалых, уже привычное дело.

Буддийские мистерии Ладакха. Рериховские сюжеты

Спуск среди снега и камней тоже не принес нам положительных эмоций и надежд на пейзажи, только свист невидимых сурков периодически подбадривал нас.

Спускаемся в долину, и та в снегу. Что это за черные движущиеся пятна? Вау, тибетские яки! Какая экзотика! Мы встрепенулись, схватили фотоаппараты и рванули к этим шерстяным рогатым парнокопытным.

Проехав несколько километров вдоль еле заметной речушки, познакомились еще с одним обитателем здешних мест — киангом.

Буддийские мистерии Ладакха. Рериховские сюжеты

Впереди, у дороги, группа чем-то увлеченных людей. И мы туда же. Нашему восторгу и удивлению не было предела, когда мы увидели толстых, наглых, и очень фотогеничных сурков.

Вдоволь наигравшись и наобнимавшись с ними, двинулись в свой бесконечный путь.

Буддийские мистерии Ладакха. Рериховские сюжеты

Уже вторая половина дня. И вдруг из-за поворота в глаза ярко — синим цветом ударила водная гладь долгожданного озера. Художники! Вам всем нужно сюда!

Можно бесконечно смотреть на эту красоту, добавляющую в свою палитру массу оттенков при движении вдоль его берега.

А солнце все ниже, и мы, помедитировав каждый по-своему, двинулись в обратный долгий путь. Быстро спустилась на дорогу темень, и нам уже не видны были бездонные ущелья. Уставшие, мы ехали и размышляли, стоило ли это озеро таких рисков? Но тут же вспоминали «шоу» сурков и успокаивались.

Озеро Пангонг и предстоящая сегодня поездка в долину Ламаюру были и в планах первоначального маршрута.

Едем на запад от Леха по вполне приличной трассе, с обеих сторон густо завешанной проводами ЛЭП.

Буддийские мистерии Ладакха. Рериховские сюжеты

А должны были катить в сторону Кейлонга, по одной из самых красивых и самой высокогорной автомобильной дороге в мире, и опять бы умирали от страха. Отправной точкой наших новых эмоций стало место слияния рек Инд и Занскар!

Застыв в изумлении, мы долго упивались мощью и красотой очередного шедевра природы.

Двигаемся вдоль реки Инд. Здесь она течет среди розово-красных скал, на одной из которых живописно расположился монастырь Базго-Гомпа, которому ладакхский царь Сэнге Намгьяла (правил 1616–1623). пожертвовал 14 метровую статую Майтрейи, покрытую золотом.

А долина под лучами яркого солнца все добавляет новых красок в свой осенний наряд.

Буддийские мистерии Ладакха. Рериховские сюжеты

Заехали в древний монастырь Алчи (XIвек), снаружи украшенный красивой резьбой по дереву, а внутри хранящий лучшие в мире образцы индо-тибетской живописи. (Сьемка запрещена!)

Буддийские мистерии Ладакха. Рериховские сюжеты

Перекусили, передохнули и только к вечеру оказались в долине Moon Land (Лунная Земля). Огромные тени уже прикрывали ее неземные формы, но ощущение иной планеты нас не покидало, пока мы находились в ее владениях.

На ночь остановились в монастыре Ламаюру с дефицитом тепла и света.

Приоткроем страницу истории: «Ламаюру (свастика) — один из ранних монастырей Ладакха… Основан в XI веке знаменитым махасидхой Наропой, после проведения нескольких лет в медитации в пещере. Монастырь получил своё название от плантации священного зерна, которая таинственным образом приняла форму свастики с левосторонним движением».(Википедия)

Буддийские мистерии Ладакха. Рериховские сюжеты

Сделав утренние снимки у крутых немецких байков, сели на своего запыленного «коня» и двинулись в поисках пейзажей по верхней армейской дороге.

Отсюда открылся фантастический вид на Лунную Землю.

А дальше часа полтора мы боялись дышать, шевелиться, говорить. Мы двигались в небесах по козлиной тропе с раскиданными на ней электропроводами. Здесь разъехаться даже с велосипедом проблематично. А за рулем давил на газ невозмутимый двадцатилетний парнишка со своими понятиями о смерти.

Наконец далеко внизу показалась сиреневая лента трассы Шринагар-Лех, а мы, видя предстоящие виражи, потеряли всякие надежды очутиться на ней. Видимо, наши мистерии и тут сработали, и мы все же целехонькими спустились с небес на грешную землю, обнимая пацана и целуя асфальт.

Буддийские мистерии Ладакха. Рериховские сюжеты

Ущелье Да Хану, где мы оказались, это калейдоскоп сиренево-фиолетовых оттенков вокруг. Даже дорожное покрытие этих цветов. Мы не раз видели, как местные жители разбивают огромные каменные валуны простым долотом в мелкий щебень, используя его в строительстве дорог и построек.

Буддийские мистерии Ладакха. Рериховские сюжеты

Из-за очередного поворота на склонах гор открылась полосатая палитра цветов, подчеркнутая зеленоватой лентой реки. Космос!

Буддийские мистерии Ладакха. Рериховские сюжеты

На этих разноцветных склонах белыми пятнами обозначились ладакхские деревеньки.

Мы намерены посетить одну из них, арийскую.

Приоткроем страницы истории: Именно в горную долину Да Хану Гитлер организовывал экспедиции «за арийской кровью», именно здесь немецкие ученые-этнографы, произведя, массу замеров лицевых костей, черепов обнаружили тех, кого далее стали называть «истинными арийцами». В Ладакхе арийцев осталось порядка 2000 человек и живут они на территории 5 деревень с символикой свастики и солнца, и заключают браки только внутри своей этнической группы.

Видимо ни водитель, ни сопровождающий нас переводчик не были там, и, свернув с трассы в поисках деревни, мы долго плутали по бездорожью, а когда закончилось и оно, открыли планшет для определения нашего местонахождения и в панике начали орать: «Пакистан». Они это поняли и задним ходом (развернуться было негде) припустили, как могли. Мы уже не хотели ничего, только бы добраться до дома, обнять родных и близких. Ночевать нас привезли в деревню Донкар в усадьбу друзей наших организаторов, но мы бы предпочли усадьбу Рерихов в Нагаре, посещение которой входило в планы так и не состоявшегося тура.

После дорогущего завтрака двинулись в обратный путь уже по нормальной трассе, иногда останавливаясь запечатлеть напоследок неповторимый облик Ладакха.

В Лехе всю ночь мы следили за небом и под звонкое клацанье зубов совершали мистерии на завтрашнюю летную погоду.

В общем, ребята, если при вас богатырское здоровье, теплая одежда, безумство храбрых, если вам понятна суть Колеса Сансары — вам сюда, остальные — хорошо подумайте!

Уже сидя в тесных креслах в самолете мы пытались проанализировать, что произошло с нами. Может, изменив маршрут, судьба таким образом уберегла нас от чего-то и стоит ли сожалеть о неувиденных красотах Равнины Мор, Большого Каньона, перевала Рохтанг, достопримечательностей вокруг городков Манали, Нагар, Ревалсар. Кто знает?!

PS. Пока готовила этот материал, на глаза попался заманчивый маршрут «Долина Спити. От Алчи до Табо» с фантастическими пейзажами…