Турист Виктор Мартьянов (so3537)
Виктор Мартьянов
был 24 января 9:55

Большое северное путешествие. Часть 7

Кандалакша, Варзуга, Кировск, Апатиты — Россия Сентябрь 2018
23 36

Добрались до тех мест, ради которых начиналось все путешествие — Заполярье. Еще эту область, находящуюся на 66°33′44″ (66,5622°) к северу от экватора называют Арктикой, это в северном полушарии, а в Южном — Антарктикой.
Границу Заполярья-Арктики характеризует Северный полярный круг. Он проходит по границе полярного дня. То есть, в любом месте к северу от него Солнце видно над горизонтом в течение 24 часов подряд, по крайней мере, один раз в год, и, по крайней мере, один раз в год Солнце не видно над горизонтом в течение 24 часов подряд.
Мы попали сюда в то время когда еще полярная ночь не началась, а полярный день уже закончился.
Задача нового дня путешествия — Терский берег Кольского полуострова, по сути, самый Юг Заполярья.
Чтобы было представление, где этот полуостров и этот берег, вот карта.
На ней красная черта — условно Терский берег, синяя точка — куда мы доехали.

Большое северное путешествие. Часть 7

По дороге несколько поселений. Первое из них Умба.
Интересовал этот посёлок по трём причинам — в Умбе очень интересный магазин сувениров, он же музей, надо было купить что-то поесть в дорогу и в Умбе находится последняя заправка. Бензин еще, в общем, был, но кто его знает, что впереди.
Посещение музея-магазина оставило лично у меня очень противоречивые впечатления. Красиво оформлено, много информации, можно купить подробную карту Терского берега, что я и сделал, и множество всяких каменных образований — аметисты, рогульки, куски красивой породы, поделки, всевозможные бусы, ожерелья и браслеты.

Большое северное путешествие. Часть 7
Большое северное путешествие. Часть 7
2
Большое северное путешествие. Часть 7

Посмотрел, пощелкал, купил, вышел… проходит еще 20 минут, моих дам нет. Жду дальше.
Через 20 минут начинаю нервничать — ехать неизвестно куда, какие там дороги, отвороты в стороны, где ночевать, а время идет. Еще через 10 минут пошел ругаться — единственный, раз, когда пришлось поругаться с попутчиками. Женщины, увидев местные украшения из полудрагоценных камней и, как они говорили, очень дёшево, не могли оторваться. Высказав всё, что думаю обо всех этих браслетах с серьгами, этом магазине-музее, этой Умбе, чуть не пинками загнав в машину дам, наконец, едем дальше.
С веселыми разборками — Вы что, не понимаете, куда мы едем??? — Сам дурак!!! выезжаем из Умбы и проскакиваем километров 20. И здесь я вспоминаю, что не заправился… Что делать? время чуть ни к обеду, впереди неизвестность, и заправок точно не будет. Беда была еще в том, что выезжая из дома, погрузил на НЗ канистру с бензином, но она, зараза, дала течь и запах в первые дни в машине стоял невозможный. Канистру пришлось бросить. Так что, запаса бензина на всякий случай, нет. Но, все-таки решаю не возвращаться — две трети бака должно хватить.
Помирившись и перецеловавшись, едем дальше и любуемся осенью. А она в Заполярье особенная. Такого буйства цветов, наверное, не увидишь нигде.

3
Большое северное путешествие. Часть 7
3
Большое северное путешествие. Часть 7

Некоторое время дорога вполне сносная, но скоро начинается грунтовка и не простая, а с ремонтом.
Навалены кучи острой щебенки и по ней быстро не поедешь. Скорость — 20 км в час.
Замечаем указатель — Часовня инока безымянного — нам туда. Съехав с трассы метров 300, добираемся почти до берега. И здесь я замечаю, что с машиной что-то не так. Выхожу, смотрю — колесо спустило полностью, а это значит, что оно не проколото, а порезано. Поэтому подкачкой не спасешься. Поменять колесо — плюнуть раз. Достаю домкрат, ключ, поднимаю машину и… баллонный ключ не подходит к болтам на колесах!!! Как это может быть? В фирменной комплектации фирменный ключ на 19, болты на 17.
Скажите, кто-нибудь при покупке машины проверял подходит или нет баллонный ключ? Наличие домкрата, ключей — да, а подходит или нет, вряд ли.
Пока чесал репу, на моё счастье, по берегу едет УАЗик. Хозяин тут же вник в проблему и дает свой ключ, а у него в УАЗике целая мастерская — Нам тут иначе никак нельзя…
Меняю колесо на запаску, благодарим этого отзывчевого человека, прощаемся и выезжаем на берег.
Часовня инока безымянного.

4
Большое северное путешествие. Часть 7

История об иноке Терском начиналась в 17 веке. Одному из рыбаков во сне открылось ведение, что в этом месте лежат останки монаха. Монахи Соловецкого монастыря неизвестного монаха как своего не опознали. Помолились, похоронили и дело с концом. Со временем на этом месте поставили крест. А позже и часовню. Окрестные рыбаки стали замечать, что в этих местах очень хорошо ловится рыба. Во времена Советской власти часовню, как было принято, уничтожили. И только совсем недавно поставили новую.
Уже без проблем доехали до следующего съезда с трассы к морю — Чаячья скала. Здесь почему-то оказалось намного холоднее, хотя совсем рядом с прошлым съездом. Холоднючий ветер, если и не сбивал с ног, и кое-кто из-за него из машины вообще не выходил. Где-то здесь еще Аметистовый берег и можно было поискать и поколоть камни, надеясь найти аметисты. Но, из описаний я знал, что народ переколотил там уже все, что можно было расколоть и поэтому надежды найти что-то практически никакой. Зато ягод в этих местах просто клондайк.

5
Большое северное путешествие. Часть 7
2
Большое северное путешествие. Часть 7
5
Большое северное путешествие. Часть 7
6
Большое северное путешествие. Часть 7
5
Большое северное путешествие. Часть 7

Далее надо уже просто доехать до конечного пункта сегодняшнего дня — селения Варзуга.
Асфальт и шебень на дороге давно закончился, утоптанная грунтовка. Подумалось, что скоро до Варзуги будет нормальная дорога. Но, позже местные жители сказали — эту дорогу уже 30 лет делают.

3
Большое северное путешествие. Часть 7

Была надежда, что в Варзуге можно будет переночевать в гостинице, там год назад, наконец, открыли какую-то. Но, она одна и будут ли там места неизвестно.
Все оказалось как нельзя лучше — гостиница есть, хотя название что-то типа «Восход коммунизма» (точно не помню) говорило — «недобитых буржуев не ждём». И места в гостинице есть, и очень даже приличные. 1200 р. с человека в 3-х местном номере.

1
Большое северное путешествие. Часть 7

В этот вечер успели осмотреть всю деревню, комплекс деревянных церквей, реку и помотаться по поселку разыскивая один-единственный магазин.

3
Большое северное путешествие. Часть 7
1
Большое северное путешествие. Часть 7
8
Большое северное путешествие. Часть 7
2
Большое северное путешествие. Часть 7

Утром начал сомневаться, а хватит ли мне бензина доехать в Кузомень, вернутся обратно и доехать до Умбы. Начались поиски бензина. С большими потугами вышел на хозяина еще одной гостиницы на другой стороне реки. Тот уговорил друга на этой стороне, чтобы тот отсыпал мне хоть чуть-чуть. Разговор о 95-м бензине вообще не шел, здесь про такой и не слыхивали, разумеется, 92-й.
Вот этот добрый человек

1
Большое северное путешествие. Часть 7

И уже более спокойно едем в Кузомень.
Кузомень — особая деревня. Только здесь можно увидеть в Заполярье настоящую пустыню с песками и барханами, только вместо верблюдов лошади. Причем пустыня эта не природная, а рукотворная. Кто-то когда-то начал вырубать великолепные сосновые леса и дал волю пескам, а дальше уже природа взялась за дело и пустыня начала расширяться. Сейчас она занимает очень приличный кусок территории, отвоёвывая все новые и новые пространства.
Но, сначала мы едем по чудесному заполярному лесу с ягелем и грибами, которые здесь не ищут, а просто собирают — они видны за 100 метров.

1
Большое северное путешествие. Часть 7
7
Большое северное путешествие. Часть 7

Дорога упирается в начало пустыни и, глядя на тут же брошенные машины, я пошел на разведку ногами

2
Большое северное путешествие. Часть 7
2
Большое северное путешествие. Часть 7

Не скажу, что меня эта картина сильно порадовала. Колея глубокая, песок мягкий. И то ли здесь всё быстро заметает, то ли давно никто не ездил. Решаем ехать другой, правой дорогой, ближе к берегу моря. Врубив всё, что можно в машине для лучшей проходимости вплоть до света, аварийки и обогревателя, ныряем в пески.

1
Большое северное путешествие. Часть 7

Машина идет вполне устойчиво, опасности сесть на брюхо, вроде как, нет. Потихоньку продвигаемся вдоль моря, понимая, что дорога рано или поздно приведет в Кузомень. Через некоторое время видим — за барханами, прямо по морю, пролетала «буханка». И скорость у неё была не меньше 80. Оторопевшие, идем смотреть, где он там ехал. Оказывается, сейчас отлив и местные ездят по мокрому песку, он твердый. Выезжаем туда. Дело пошло веселее и уже через минут 15 вдали показалась Кузомень.

3
Большое северное путешествие. Часть 7
2
Большое северное путешествие. Часть 7

Ну и сама Кузомень — богом забытая окраина цивилизации. Одна, по сути, улица с деревянными тротуарами, с десятка два домов, церковь и один магазин, фирмы сельпо.

1
Большое северное путешествие. Часть 7
4
Большое северное путешествие. Часть 7
2
Большое северное путешествие. Часть 7

Очень хотелось увидеть еще одну достопримечательность Кузомени — якутских лошадок. Их сюда завезли при самом закате советской власти, а когда колхозы развалились, лошадки обрели полную свободу и демократию. То есть, жрать стало нечего. Они разбрелись и одичали, питаясь попрошайничеством и святым духом. Увидеть их везет не всем, но нам повезло — на окраине гуляли две молодые кобылки. Пошли угощать их хлебом и сухарями, те угощались с удовольствием.

2
Большое северное путешествие. Часть 7

Через 5 минут из-за сарая вышел жеребец. Постоял, посмотрел, подумал, подошел ближе… и вдруг, ни с того, ни с сего кинулся на меня. Я и сказать не успел, что его кобыл я не знаю, только познакомились и между нами ничего не было. Зубы клацнули возле самой головы — я каким-то чудом успел поднять руку. И, в очередной раз убеждаюсь, что в момент опасности человек может делать вещи, которые в обычной обстановке не сделает. По логике я должен был отшатнутся вправо, а я как-то случайно сдвинулся влево и это меня, наверное, спасло. Коняка не укусив, обиделся, мгновенно развернулся и лягнул. Копыта просвистели в 10 сантиметрах. Отшатнись я вправо — конь попал бы точно в «десятку». Вот тут я уже сам отскочил метров на 20. Что интересно — на дам моих он даже не посмотрел. На всякий случай они тут же юркнули в машину как мыши.
Стоим, я с дрыном в 20 метрах от машины, конь — возле машины и своих кобыл. Этот козёл, в смысле, конь, охраняет своих дам, а я к своим подобраться не могу. Хорошо, что по улице шел мужик, который палкой и матом отогнал ревнивца.

2
Большое северное путешествие. Часть 7
2
Большое северное путешествие. Часть 7

После всего этого что-то мне смотреть кузоменьских лошадок расхотелось. Едем обратно в Варзугу. И в этот же день успеваем вернуться в Кандалакшу, в ту же гостиницу, в которой останавливались накануне.

Утром из Кандалакши выезжаем дальше на север. На пути несколько городков и с красивым названием — Полярные Зори, и с необычным — Африканда. Если первый мне относительно знаком — мы, бравые вояки, насмерть стоявшие на охране рубежей нашей родины туда в советские времена, когда были ограничения со спиртным, за водкой ездили из Алакуртти, то второй городок, Африканда, вообще не знаю. Такое странное название появилось шутя. Никаких негров из Африки там никогда не водилось. Просто когда-то в необычно жаркий день кто-то из работяг пошутил — «жарища, как в Африке… просто Африканда какая-то…». Так название Африканда вошло в обиход, а потом утвердилось и в официальном названии поселка. Что в Полярных Зорях, что в Африканде смотреть вообще нечего, поэтому их просто проезжаем.
А вот к следующим городам — Кировск и Апатиты сворачиваем с основной трассы на Мурманск.
Ну, во-первых, надо посмотреть где и как добывают эти полезные ископаемые, во-вторых, увидеть хоть издалека Хибины, и в-третьих, просто пообедать. Тем более, что от трассы эти города находятся недалеко.
Первое впечатление город Апатиты оставляет приятное, а учитывая яркие краски осени, смотрится очень даже неплохо

Большое северное путешествие. Часть 7

По моим данным в Апатитах должен быть геологический музей. Пошли его искать. Нашли. Закрыт.
На двери телефон. Звоню по телефону, отвечает заведующая и говорит, что она сейчас в Мурманске и будет через три дня. Стоять у дверей музея трое суток никто не захотел, идем по проспекту дальше. И вдруг очень симпатичный магазинчик на дороге. Зайдя туда открываем рты от восхищения — и музей не нужен! Правда, это не просто геологические образцы, а уже обработанные камни, сувениры, картины, необычные магнитики, поделки, но очень красиво. Правда, цены на изделия, хоть они и фантастически красивы, кусаются.

Большое северное путешествие. Часть 7
Большое северное путешествие. Часть 7

Хозяин магазина, он же продавец, рассказывает об авторе всех этих работ, с которым они совместно работают уже 20 лет.

Большое северное путешествие. Часть 7

Небольшая картина пополнила домашнюю коллекцию.

Кировск

Предыдущее название города — Хибиногорск, а еще более ранее название первого рабочего поселка было еще страшнее — Кукисвумчорр. Он находится в центре мощного горного образования Хибин. Эти горы, по кавказским меркам, невысокие — до 1200 метров.
На территории Хибинского массива расположены крупнейшие месторождения апатит-нефелиновых руд. Добывается здесь множество полезных ископаемых с замудрёными подчас названиями мало что простому смертному говорящими — апатит, нефелин, сфен, эгирин, полевой шпат, титаномагнетит, ловчоррит.

Большое северное путешествие. Часть 7

Проехали по городу туда-сюда, доехали до горных комбинатов и, вроде, как смотреть особо нечего. И, собираясь уже уезжать, вдруг Люба попросила свернуть к какому-то дому с башней, сфотографировать его. Не очень охотно делаю это.

1
Большое северное путешествие. Часть 7

Что было потом описать сложно. Одним словом — шок!
Это здание оказалось корпоративным Музейно-выставочным центром Кировского филиала АО «Апатит». Современный дизайн, просторные помещения, богатая отделка камнем и три этажа схем, макетов и экспонатов. На улице далеко не жарко, а внутри очень тепло, поэтому разделись в гардеробной. Милая девушка на входе рассказывает куда идти и что смотреть.
Первый этаж сувенирный, решили оставить его на обратный путь. Поднимаемся на второй этаж. Здесь множество макетов рассказывающие обо всем процессе добычи минералов. Причем не просто картинки, а движущие за стеклом вагончики, лифты, транспортеры, фигурки людей, с подсветками, звуковыми сигналами, разговорами по рации и прочим.

Большое северное путешествие. Часть 7
1
Большое северное путешествие. Часть 7

Опускаю описание стендов, документов, фотографий истории основания комбинатов, лиц ко всему этому причастных — это всё занимает несколько залов. Далее идут бесконечные стиллажи с образцами горных пород. Скажу честно, такого количества экспонатов, разнообразия и такой красоты мне никогда до этого видеть не приходилось. Позже удалось узнать, что основа всей коллекции составлена родоначальником добычи полезных ископаемых в Хибинах академиком Александром Евгеньевичем Ферсманом и сейчас является самой полной в мире.

1
Большое северное путешествие. Часть 7
Большое северное путешествие. Часть 7
1
Большое северное путешествие. Часть 7
2
Большое северное путешествие. Часть 7
2
Большое северное путешествие. Часть 7
Большое северное путешествие. Часть 7
Большое северное путешествие. Часть 7

Никакой плёнки не хватит перефотографировать их все. Наверное, минут 40 ходили, любовались это красотой.
Третий этаж музейного центра — выставка самоваров. Их осмотрели уже просто ради любопытства.

1
Большое северное путешествие. Часть 7

В сувенирных отделах на первом этаже трудно было себе отказать что-либо приобрести.

3
Большое северное путешествие. Часть 7

Одна из этих квадратных шкатулок, весившая килограмма три, теперь стоит дома.
Если кто-нибудь попадет в эти края — заезжайте в Кировск в этот музейный центр — не пожалеете!
Причем посещение бесплатное.
Возвращаемся на трассу, попутно фотографируя озера, коих здесь просто не счесть, и теперь уже едем окончательно в Мурманск.

3
Большое северное путешествие. Часть 7

Мурманск встретил дождливой погодой. Это был, наверное, самый неблагоприятный день по погодным условиям.
Но, об этом расскажу в следующий раз.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии