Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:11

Хабаровск — Россия Сентябрь 2018

Читать рекомендую под музыку: https://power.gybka.com/song/40665881/-_Habarovsk_-_nash_gorod_rodnoj/

Во времена моей юности, когда я еще жила На Дальнем Востоке, по радио часто звучала песня Д.Покрасса:

Хабаровск — амурский красавец,
Хабаровск — наш город родной!

Сейчас я даже в сети не сразу смогла найти эту песню, а думала, что там можно найти всё. Удивительно, ведь мелодия этих строчек когда-то звучала как позывные краевой телерадиостанции.

Приезжая в Хабаровск, прогулки по городу я начинаю с Амура. Вот и в этот раз, как и девять лет назад, я приехала на Площадь Славы.

Свой нынешний облик площадь обрела не сразу. Началось всё с «Дома радио», который начали строить в 1969 году и где хотели собрать все краевые радио- и телекомпании, а также редакции СМИ. Этот известный хабаровский долгострой заселили только в 1990 году.

Хабаровск — амурский красавец

Саму площадь на высоком месте недалеко от берега реки создали в 1975 году к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне: установили пилон, на котором высечены имена Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров Орденов Славы и Трудовой Славы, а на стене рядом — рельефы восьми высших советских орденов.

Спасо-Преображенский кафедральный собор построили на площади в 2001–2004 годах. Это один из самых высоких храмов России, его высота 83 метра. Вмещает до трех тысяч прихожан.

Хабаровск — амурский красавец

Хабаровская духовная семинария была создана в 2005 году, это первая высшая духовная школа на Дальнем Востоке. Храм при семинарии освящен в честь святителя Иннокентия (Вениаминова), апостола Дальнего Востока и Северной Америки. Посетить храм можно во время богослужений.

С площадки за Спасо-Преображенским собором открывается прекрасный вид на Амур и соседние районы.

Продолжаем смотреть площадь Славы. Справа от здания «Дома радио» можно спуститься по ступенькам к мемориалу, посвященному жителям Хабаровского края, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. С утра не лучшее время его фотографировать, мешает солнце. Здесь на полукруглой стене мемориала высечены фамилии 39 тысяч солдат и офицеров, павших в борьбе с Германией и Японией. Этот мемориал был открыт в честь 40-летия Победы, к 55-летию добавили новые пилоны с фамилиями.

Хабаровск — амурский красавец

В 2003 году возвели напротив мемориал, посвященный хабаровчанам, погибшим в локальных войнах и военных конфликтах. С момента моего прошлого приезда, за ним вырос жилой комплекс «Амурские зори».

Хабаровск — оригинальный по рельефу город. Здесь улицы, перпендикулярные Амуру, практически ровные, расположенные или в низине, или на холме. А вот пересекающие их, как волны — то спускаешься вниз, то ползешь в гору. Если правильно выбрать маршрут, зная город, можно не создавать себе проблем.

Посмотрите, как круто спускается вниз улица Тургенева к Уссурийскому бульвару.

Хабаровск заметно отличается от других больших городов, которые мне приходилось видеть, наличием большого количества прекрасно сохранившихся кирпичных зданий конца XIX — начала XX века. У каждого здания своя история, история их владельцев, зачастую трагическая.

Вот, например, дом по ул. Шевченко в стиле эклектики, построенный в 1907 году для купеческой семьи Плюсниных. Первый этаж занимала семья из десяти человек купца первой гильдии, общественного деятеля, главного городской думы, директора Общественного банка П. В. Плюснина. В 1928 году его из дома выселили, выслали в Новосибирск, а 1937 репрессировали. Дом с 1930 года занимал санитарно-биологический институт. Впрочем, это и сейчас «НИИ эпидемиологии и микробиологии».

Свернув с Тургенева на Уссурийский бульвар, вышла к набережной, где у берега уже не один год стоит дебаркадер. Безжизненно как-то! А были времена, когда по Амуру из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре ходили круизные теплоходы.

Мы знали их по именам: «Ерофей Хабаров», «Семён Дежнев», «Г. И. Невельской», «В.Поярков», «Пржевальский», «Миклухо-Маклай», «Гергий Седов». В детстве жили в Амурске на высоком берегу над Амуром, видели издалека прибывающие теплоходы и бегали их встречать к дебаркадеру. Нет давно ни круизов, ни теплоходов!

Хабаровск — амурский красавец

Рядом — прогулочный теплоход, с которого непрерывно приглашали на прогулку по Амуру. Разве я могла отказаться, тем более, что ждать всего минут двадцать. Главное, успела удобно устроиться на открытой палубе до прибытия активной группы товарищей из Поднебесной.

Погода отличная, небо ясное! Теплоход неспешно идет вдоль берега, можно хорошо рассмотреть набережную, парк на склоне, сооружения стадиона имени Ленина.

Теплоход доходит до моста через Амур, который видел каждый, державший в руках пятитысячную купюру. Мост прост по очертаниям, вызывают уважение его размеры: основной пролет 2600 метров, а общая длина 3890,5 метров.

Китайские товарищи по очереди сфотографировались на фоне моста рядом с российским флагом.

Хорошо видно, что мост с раздельным железнодорожным (по нижнему ярусу) и автомобильным (по верхнему ярусу) движением. Сначала в 1998 году открыли железнодорожное движение, а потом в 1999 — автомобильное; в 2009 строительство моста было завершено в полном объеме.

Хабаровск — амурский красавец

Хабаровский мост через Амур, движение по которому открыли в 1916 году, называли «Амурским чудом». Это был однопутный железнодорожный мост, построенный по проекту профессора Л. Д. Проскурякова. Строительством этого моста завершилось сооружение Транссибирской магистрали. Мост назвали Алексеевским в честь цесаревича Алексея Николаевича.

При реконструкции моста демонтировали старые фермы, одну из них сохранили, она стала главным экспонатом созданного рядом Музея истории моста. Рядом еще выставлена железнодорожная техника.

Хабаровск — амурский красавец

Развернувшись за мостом, теплоход отправился в обратный путь.

Вот знаменитый утёс, ставший одним из символов Хабаровска.

Хабаровск — амурский красавец

Спуск к набережной, а для кого-то — дорога к храму. Наверху — Градо-Хабаровский Успенский собор.

Теплоход причалил, и я пошла гулять по набережной. Набережная в Хабаровске носит имя Геннадия Ивановича Невельского, русского адмирала, исследователя Дальнего Востока. Это он руководил Амурской экспедицией, которая исследовала устье Амура и доказала, что оно доступно для входа морских судов, а Сахалин — это остров.

Набережная значительно пострадала во время наводнения 2013 года, только что закончилась её реконструкция. Выглядит великолепно!

В 1999 году на набережной установили памятник Николаю Павловичу Задорнову, русскому советскому писателю, автору исторических романов. Он написал два цикла романов об освоении Дальнего Востока, о первопроходцах.

В годы войны Н. П. Задорнов жил в Хабаровске, работал в краевом радиокомитете и газете «Тихоокеанская звезда». В это время он написал свой первый роман «Амур-батюшка», который стоит у меня на полке, мы росли на романах Николая Задорнова.

Мне нравятся строки из романа, высеченные на памятнике: «Амур извечно несёт широкие мутные воды к синему Северному морю».

Хабаровск — амурский красавец

По лестнице, что видели с теплохода, поднялась наверх на Комсомольскую площадь к Градо-Хабаровскому Успенскому собору. Не правда ли, забавное сочетание? Площадь стала Комсомольской в 1930 году, когда снесли Успенский собор, построенный в 1886 году.

Новый собор построили на месте снесенного в 2002 году по другому проекту. Похожа только форма арок и куполов. Участок площади вокруг собора снова называют Соборной.

На Комсомольской площади в 1956 году поставили Памятник героям Гражданской войны на Дальнем Востоке.

Хабаровск — амурский красавец

От площади начинается главная улица Хабаровска — улица Муравьева-Амурского, но о ней я расскажу в следующий раз, там слишком много интересного. Посмотрим, что есть рядом с площадью.

Одно из самых красивых из зданий, окружающих площадь, — Управление Амурского речного пароходства.

Хабаровск — амурский красавец

В 2015 году слева от Успенского собора открыли площадь со стелой «Город воинской славы», а за ней чуть ниже разбили парк Славы.

Дом офицеров Восточного военного округа на реставрации, окружен забором и затянут сеткой. Но у меня есть фотография девятилетней давности из прошлой поездки.

Трудно поверить, что история этого здания началась в 1884 году, когда построили дом для первого приамурского генерал-губернатора Андрея Николаевича Корфа. Военным его передали в 1928 году, он стал называться Домом командующего войсками, потом Домом офицеров Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии. То здание, что мы видим, результат ряда реконструкций 30-х годов, когда оно обрело сначала формы конструктивизма, а затем — советской довоенной неоклассики.

В 1959 году пристроили большой спортивный комплекс с плавательными бассейнами и спортивными залами.

Пройдем немного по улице Шевченко, которая идет вдоль парка, раскинувшегося у берега реки. Она небольшая, но очень интересная, так как это одна из исторических улиц города, бывшая Алексеевская.

Вот очень красивое здание в стиле эклектики с элементами классицизма в лицевой кладке. Это здание было построено в 1907 году для Хабаровского отделения Государственного банка и использовалось по своему назначению до 1929 года. Военному ведомству здание передали в 1940 году, но Музей истории ДВО в нём разместился только в 1983 году.

Хабаровск — амурский красавец

Здание напротив занимает Дальневосточный художественный музей и Хабаровская краевая филармония. Оно построено в 1884 году на средства военного ведомства для Военного собрания. Позже здание неоднократно перестраивали, самая большая реконструкция была проведена в 1914–1916 году силами австро-венгерских военнопленных, когда его достроили до трех этаже, фасады декорировали в стиле классицизма и оштукатурили.

Соседнее здания изначально в 1891 году было построено одноэтажным. В 1894 году дом был отдан под библиотеку созданного Приамурского отдела Русского географического общества. Его также не раз перестраивали, современный вид — результат реконструкции 1956 года.

В глаза сразу бросаются вывески общественной приемной председателя партии Единая Россия. Вывеска Краевого отделения русского географического общества гораздо скромнее.

Хабаровск — амурский красавец

Заглянем ненадолго в парк имени Н. Н. Муравьева-Амурского. Это старейший парк города был разбит в середине XIX века, в 1894 году его приняли в ведение города. В 1906 году в городском саду оборудовали музыкальную беседку, где играли военные духовые оркестры.

Памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Николаевичу Муравьёву-Амурскому был открыт в 1891 году. Решение о строительстве памятника принял после смерти графа император Александр III. В результате проведенного конкурса, лучшим признали проект скульптора А. М. Опекушина.

Памятник снесли в 1925 году, как не представляющий ни исторической, ни художественной ценности, а на пьедестале установили вождя пролетариата. Восстановили памятник в 1992 году, благо в Русском музее сохранилась модель памятника, выполненная А. М. Опекушиным.

Рядом здание, которое является неофициальным символом Хабаровска. Амурский утес — место, связанное с основанием города и событиями Гражданской войны. Здание спасательной станции было построено на утесе военным ведомством в 1943 году для наблюдения за рекой. После войны использовалось как парковое сооружение со смотровой площадкой, а в 1980 году перестроено под кафе.

Сейчас здесь Музейный комплекс «Амурский утёс» и отличная смотровая площадка, на которой все фотографируются. Можно видеть, как изменился за девять лет силуэт города, да и ограждение площадки стало мраморным.

А Амур по-прежнему хорош! Мне его так не хватает на Урале.

Хабаровск — амурский красавец

По улице Шевченко у кромки парка стоит Хабаровский краеведческий музей им. Н. И. Гродекова. Музей очень интересный и заслуживает отдельного рассказа. Он был организован в 1894 году по инициативе Приамурского отдела Русского географического общества. Здание для музея было построено в 1896–1899 году, правую часть добавили уже в 1975. Экспозиция музея очень интересна и, определенно, заслуживает внимания, была впервые, очень понравилось!

Не забудьте заглянуть за здание музея, там в витрине стоит оромный скелет кита-финвала. А рядом в парке — посланцы из прошлого, парковая скульптура из нашего детства.

В 1936 году советские авиаторы В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков на самолете АНТ-25 совершили беспосадочный перелет Москва — остров Удд в Охотском море. На обратном пути они совершили посадку в Хабаровске, где их встречали, как героев. На месте проведения митинга в парке установлен памятник.

Хабаровск — амурский красавец

Напротив музея в 2008 году к 150-летию города установили памятник Якову Васильевичу Дьяченко, которого считают первостроителем Хабаровска. В 1858 году капитан Дьяченко возглавлял батальон, который высадился на берегу Амура и построил военный пост Хабаровка.

К парке имени Н. Н. Муравьева-Амурского примыкает территория стадиона им. В. И. Ленина, спортивно-паркового комплекса, построенного на берегу реки Амур в 1956 году.

В 2003 году здесь установили бюст Р. Я. Малиновского, который после войны был командующим войсками Дальнего Востока, а затем Дальневосточного военного округа. Читала, что именно он был инициатором строительства стадиона, и строили его военные строители.

Хабаровск — амурский красавец

В прошлом году в парке заменили колесо обозрения на новое, диаметром 60 метров. Читала, что оно работает круглый год, поскольку кабинки с подогревом и кондиционированием, а в тёмное время суток включается разноцветная подсветка

Я решила не упускать и эту возможность посмотреть на город с высоты.

Страшно сказать, но на стадионе я была впервые в 1962 году. Гуляя здесь, я как -будто попала в прошлое, хотя повсюду приметы нового.

Вот Ленин беседует с красноармейцем.

Центральная спортивная арена — домашняя арена футбольного клуба «СКА-Хабаровск».

Перед зданием также недавно появился пешеходный светомузыкальный фонтан. Раздолье детям в жару!

Хабаровск — амурский красавец

А это — Легкоатлетический манеж, здание также используют для проведения различных выставок и концертов.

В сквере перед манежем в 2015 году поставили мемориальный знак-часовню «В память о воинах-дальневосточниках, тружениках тыла, павших и пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.»

Хабаровск — амурский красавец

Особенно интересно мне было посмотреть на открытый плавательный бассейн, реконструкция которого была недавно завершена. В 1962 году мы с отцом и братом по пути во Владивосток между поездами ездили гулять в парк и плавали в этом бассейне. Это и сейчас единственный бассейн такого рода на Дальнем Востоке. Представляете, какое тогда это было удовольствие!

С противоположной стороны здания бассейна есть площадка с ротондой, с которой очень хорошо просматривается бассейн.

А если посмотреть с этой площадки в другую сторону, то можно разглядеть консульство Китая.

Хабаровск — амурский красавец

Заглянем в ставший традиционным в наших городах Сквер семьи любви и верности, с памятником святым Петру и Февронии Муромским, и закончим на этом прогулку по Хабаровску.