Турист popolvuh90
popolvuh90
был 13 мая 2021 18:11

Иран Ноябрь 2017

Наиболее запоминающимся событием во время моего пребывания в Ширазе стала поездка к величественным руинам Персеполя, расположенным примерно в 60 км от города. Абсолютно все таксисты, которых я встретил в «городе поэтов», настойчиво предлагали мне посмотреть эту достопримечательность.

Еще в первый день моего пребывания в Ширазе я неожиданно встретил на ресепшне своего хостела ребят из Голландии, с которыми я познакомился в Тегеране. В этот день они покидали город и собирались ехать на восток, в Керман. Франц порекомендовал мне молодого иранца по имени Али, с которым они ездили в Персеполь, и дал его контакт в Telegram. Вскоре я договрился с ним съездить в Персеполь через два дня. Мы с Али решили отправиться туда во второй половине дня, тогда как подавляющее большинство туристов приезжают в Персеполь утром. Выехав из центра Шираза, мы посетили некрополь царей Древней Персии Накше-Рустам, названный так в честь легендарного иранского богатыря, героя поэмы «Шахнаме». Накше-Рустам находится километрах в 5 от Персеполя. Это место служило некрополем царей Древней Персии. Здесь можно увидеть вырубленные в скале гробницы четырех царей династии Ахеменидов, как Дарий I, Ксеркс, Артаксеркс I и Дарий II. Внутрь не пускают и лицезреть их можно только снаружи. Гробницы имеют крестообразную форму, а внутри каждой из них находился гроб с телом правителя.

На скалах можно видеть и рельефы, относящиеся к временам правления царей Сасанидов, возродивших Персию и на равных противостоявших Риму. Так, на одном из них изображен персидский шахиншах Шапур I. Римский император Валериан, потерпевший поражение под Эдессой и попавший в плен в 260 г., преклоняет колена перед сидящим на коне победителем. Спустя несколько лет он умер в плену, так и не увидев свободы. Война с Шапуром стоила жизни и другому римскому императору — Гордиану III, погибшему то ли в бою, то ли от рук заговорщиков. Сменивший его Филипп Араб предпочел пойти на мировую с могущественным сасанидским владыкой. На этом рельефе Филипп своими руками подносит дань торжествующему шахиншаху. В надписи, прославляющей триумф персидского властителя, говорится:

«И тогда, когда я стал править страной, Гордиан, цезарь, собрал войска со всей Римской империи, от готов и германцев, и выступил к Асурестану (Ассирии) на Ираншахр и на нас. И у границ Асурестана, у Месиха, великое сражение произошло. Гордиан, цезарь, был убит. И римское войско было рассеяно. И римляне сделали Филиппа цезарем. И Филипп, цезарь, пришёл к нам, прося мира, и дав нам 500 тысяч динаров за жизнь своих друзей, став нашим данником. И мы Месих поэтому назвали Пероз-Шапур („Победитель Шапур“)».

Персеполь: дыхание древности

Перед гробницами расположено странное здание в виде башни, которое именуют «Каабой Зороастра». Ученые более менее сходятся на том, что он был построен в V  в. до н. э. при Ахеменидах, но по поводу его предназначения споры идут до сих пор. Одни считают его зороастрийским «храмом огня», другие- гробницей, третьи- архивом для хранения «Авесты», священного писания древних персов.

Около 520 г. до. н. э. персидский царь Дарий I, незадого до этого пришедший к власти с помощью государственного переворота, сделал Персеполь одной из столиц своей необъятной империи, простиравшейся от Нила до Инда. Тысячи резчиков, каменотесов, зодчих со всех концов державы Ахеменидов трудились на стройке грандиозных дворцов. Правда, ученые полагают, что владыки Персии появлялись в Персеполе лишь раз в году, во время празднования Новруза. В эти дни величественная процессия, сопровождавшая царя, въезжала в город, а тысячи жителей выходили на улицы и приветствовали ее. Сюда же на поклон к властителям империи с богатыми дарами приезжали представители покоренных народов со всех концов обширного государства. Но ничто не вечно, и в 330 г. до н. э. город, поражавший своим богатством, был разграблен и сожжен Александром Македонским то ли по пьянке, то ли чтобы отомстить уже умершим царям Ахеменидам за сожжение Афин в 480 г. до н. э. Говорят, великому завоевателю потребовалось 20 тыс. мулов и 5 тыс. верблюдов для того чтобы вывезти сокровища Персии.
Как же выглядит Персеполь сейчас? Даже в наши дни взору гостей этого места открывается величественная картина, знакомая нам еще по учебникам истории Древнего мира. Первым делом путники видели «Врата всех стран», украшенные статуями четырех крылатых человекобыков с бородами. Эти ворота были построены при Ксерксе.
Персеполь: дыхание древности

Миновав их, гости персидской столицы попадали в Ападану, парадный зал с массивными 20-метровыми колоннами. Именно здесь владыки персидского мира принимали посланцев из других стран и делегации различных народов своей огромной империи. И сегодня мы можем насладиться прекрасными и выразительными барельефами, украшавшими стены дворца. Персидские цари Дарий I и Ксеркс, воины с копьями и щитами, лев, атакующий быка… Но самое сильное впечатление производят рельефы, изображающие представителей покоренных народов, несущих дары для царя. Одни держат за уздцы коней, другие несут вазы, третьи ведут баранов, четвертые- верблюдов и т. д. Особенности одежды и внешнего облика многочисленных разноплеменных подданных Великого царя переданы весьма скрупулезно и реалистично. Когда-то все эти изображения были раскрашены в яркие цвета, а Персеполь поражал воображение современников. В наши дни руины ахеменидской столицы впечатляют не только своей грандиозностью, но и непохожестью на другие архитектурные памятники Ирана и воспринимаются как символ давно ушедшей древней цивилизации.

Капитель колонны в виде грифона

Персеполь: дыхание древности

Капитель в виде двухголового быка

Колонны Ападаны

Развалины дворца Дария I.

Персеполь: дыхание древности

Дворец Ксеркса (486–465 гг. до н. э.) сохранился намного хуже. Здесь можно увидеть рельеф с изображением этого монарха, восседающего на троне. Как видно, его облик был весьма далек от напирсингованного танцора гей-клуба, каким его вывели в небезызвестном фильме. Вообще Ксерксу не повезло в плане репутации. Нам он известен как слабый правитель, потерпевший бесславное поражение в попытке завоевать Грецию. Однако не идет ли речь об искусной пропаганде со стороны победителей, ведь мы знаем о греко-персидских войнах исключительно со слов одной стороны? Между тем историки считают, что культурный расцвет империи пришелся скорее на царствование Ксеркса, а не Дария I. Впрочем, стоит помнить, что ни эти цари, ни их подданные не называли их теми именами, под которыми они стали известными нам. Настоящее имя Дария звучало как Дариявауш, а Ксеркса- как Хшаярша.

Мало кто знает, но у персов были свои Фермопилы. Когда Александр Македонский разгромил неудачливого преемника великих персидских владык Дария III и, преследуя его, вышел непосредственно к границам Персиды, исторической родины персов, военачальник Ариобарзан с войском преградил в ущелье путь завоевателю. В битве у «Персидских ворот» персам в течение месяца удавалось отбивать атаки противника и наносить ему потери. Тогда Александр узнал от местных жителей о существовании дороги, ведущей в тыл защитникам ущелья (ох уж эти пастухи!) и прошел по ней с частью своей армии. Вскоре македонцы атаковали персов сверху. Зажатые с двух сторон, защитники ущелья приняли неравный бой и полегли. Ариобарзану с остатками войска удалось спастись и отступить к Персеполю, однако казначей Тиридат, вступивший в сговор с Александром, отказался открыть ворота и позволил македонцам добить последних защитников Персии, после чего сдал город на милость победителя.
Над Персеполем возвышаются украшенные рельефами скальные гробницы Артаксеркса II и Артаксеркса III, правивших во 2-й половине IV  в. до н. э., т. е. незадолго до прихода Александра.

В Персеполе можно посетить и археологический музей, где представлена история раскопок и исследования этого удивительного места. Он построен на месте гарема Ксеркса. Я не стал тратить деньги на билет и предпочел потратить больше времени на сами руины. Почему-то в Иране цены на билеты формируются по каким-то странным и непонятным принципам. стандартная цена билета в музей — 150 000- 200 000 риалов (примерно 300–350 руб). Полюбоваться величественными руинами Персеполя стоило 200 000 риалов, что не слишком дорого. Однако столько же стоили и билет в музей, который нужно покупать отдельно, и билет в Накше-Рустам. Наверное было бы разумнее сделать комбинированный билет, пусть и более дорогой.

Али сказал мне, что утром сюда массово приезжают автобусы с туристами. поэтому мы специально приехали в Персеполь ближе к вечеру. И, действительно, туристов было не более десятка. А закат в Персеполе, на который мы любовались с горы, был просто потрясающим.

При шахах династии Пехлеви. правивших в XX в., усиленно пропагандировалась история доисламского Ирана, а Персеполь обрел культовое значение. В 1971 г. по инициативе последнего шаха Мохаммеда Резы Пехлеви здесь состоялись грандиозные торжества, посвященные 2500-тысячелетнему юбилею Персидской монархии. У древних развалин был разбит палаточный городок для десятков делегаций из разных стран мира и на глазах у высокопоставленных гостей прошел парад воинов в древнеперсидских одеяниях. Советский Союз представлял Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный. Тогда на Западе много писалось о том, что эти торжества открыли культуру Ирана всему миру. Однако в самой стране отношение к ним было далеко не таким восторженным. Пока участники празднеств наслаждались изысканной кулинарией, ряд регионов страны пострадал от засухи и оказался на грани голода. Правительство тем не менее не стало отменять пышные торжества ради спасения голодающих. Уже 8 лет спустя шах был вынужден бежать из Ирана, а Исламская революция полностью изменила страну. Персеполь стал рассматриваться как символ ненавистной монархии, и некоторые радикально настроенные члены революционного правительства предлагали его взорвать к чертовой матери. К счастью, здравомыслие возобладало, и древний город оставили ученым и туристам.
Мы покинули Персеполь так же как и пришли- через «Врата всех стран».

Персеполь: дыхание древности

После возвращения в Шираз Али помог мне купить билеты на ночной автобус до города Ахваз на юго-западе Ирана. Мухаммед, с которым я познакомился в Тегеране, сообщил, что его родные, проживающие в Ахвазе, готовы приютить меня «хоть на месяц». Ночью я покинул Шираз и отправился навстречу новым впечатлениям.