Турист Мар-та (Mar-ta)
была 16 апреля 20:54

Индия Сентябрь 2018

Продолжение.

Лех считается главным административным и культурным центром Малого Тибета. Это небольшой аскетичный городок. Жители заняты в сфере торговли и туризма. Число отелей и хостелов растет с каждым годом, т. к. с открытием Лех-Манальского шоссе в этот регион ворвались индийские байкеры и потянулись европейские странники. Отели без отопления весь туристический сезон, очень часто без электричества, а значит и без горячей воды. На случай отключения света при каждом обитаемом строении стоят генераторы.

Буддийские мистерии Ладакха. Танец Цам

За каждой дверью магазинчик, за каждым домом сувенирный рынок. Неплохие спорттовары, изделия из шерсти, украшения.

На заметку: Товар весь привозной, поэтому цены не из дешевых, но фирменные спортивные марки можно приобрести дешевле, чем у нас.

Буддийские мистерии Ладакха. Танец Цам

Заведений общепита в достаточном количестве, в основном с вегетарианским национальным меню, но есть и так называемые «рестораны», ориентированные на европейцев — с мясом, курицей, бургерами, пиццей.

На заметку: Алкоголя нет. На такой высоте он очень опасен для жизни, т.ч. и с собой его привозить не надо, пейте больше воды.

К вечеру городок наполняется праздно-шатающимися сезонными рабочими и туристами, громкой речью, оглушающим бибиканьем и … удушающим запахом дизельного топлива.

В первоначальном маршруте в планах второго дня был заявлен Парад сакральных масок, и размещенные на сайте красочные фотографии этого представления только утвердили наше решение увидеть Ладакх.

Дату фестиваля изменили, и сегодня мы, несмотря на хмурое утро, в ожидании новых ярких эмоций.

Шествие начнется от пустыря на окраине города, а пока здесь идет подготовка, в которой и мы приняли посильное участие.

Буддийские мистерии Ладакха. Танец Цам

С барабанным боем, припевками и притопами шествие пошло через весь Лех, периодически останавливаясь, устраивая фольклорные представления.

Какое разнообразие нарядов! Экзотичность их отделки не по зубам ни одному нашему дизайнеру, ведь это национальные костюмы народов Ладакха, а действо это — фестиваль народного творчества.

Буддийские мистерии Ладакха. Танец Цам

Хочу сказать, что ладакхцы очень доброжелательны и искренни. Взгляните на эти прекрасные лица.

Шумная и яркая колонна подходит к стадиону города, где установлены трибуны для многочисленных зрителей. Здесь будет заключительный праздничный концерт. Очень атмосферное место. Прекрасными декорациями к нему служат расположившиеся на склоне горы Сома-Гомпа и заброшенный Королевский дворец.

Буддийские мистерии Ладакха. Танец Цам

Нас усадили на места для высоких гостей, вручили памятные сувениры, а в приветственной речи главы города не раз звучало слово «Россия».

К вечеру небо совсем затянуло и пошел холодный дождь. И мы пошли в отель, мечтая согреться и вымыться. Так это и осталось мечтой!

Утро следующего дня преподнесло нам очередной сюрприз. Выглянув в окно, мы увидели побелевший Лех. Снегом покрылись даже подножья гор, заперев нас на неопределенное время в городе. Но у нас сегодня в планах ритуальный танец Цам!

Приоткроем страничку истории. В 775 г. известный буддийский монах Ловон Бадамжунайн приехал в Тибет и решил основать монастырь Самъяа. И чтобы усмирить духов нечеловеческой черной силы той местности, он совершил молитву «Жахар» и совместил ее с ритуальными танцами, что и стало началом распространения танцев Цам в Тибете. И по сей день в каждом монастыре со своей философией и своими традициями раз в год происходит театрализованное представление с красочными устрашающими масками.

Наша мистерия Цам из-за непогоды не состоялась. Закрылись все перевалы вокруг и куда-либо поехать невозможно. Накинув на себя дождевики, решили не терять время, а осмотреть старый Лех.

Буддийские мистерии Ладакха. Танец Цам

Остаток дня мы провели лежа под двумя одеялами в шерстяных носках, шапках и свитерах, разгадывая кроссворды. А в это время под окнами отеля местная детвора в сланцах на босу ногу весело шлепала по запорошенным лужам. В небе беспрерывно кружили вертолеты. День не удался.

На заметку: Горы непредсказуемы, как и погода там. Чтобы вам не обещал гидрометцентр, обязательно берите очень теплые вещи. А нам пришлось докупать их на месте.

На следующий день в интернете замелькали тревожные новости о стихии в соседнем регионе, где по первоначальному маршруту мы должны были находиться в это время.

«Сильные и продолжительные дожди обернулись настоящим стихийным бедствием в Индии. Сообщается о минимум 23-х погибших, несколько сотен дорог перекрыли из-за оползней, многие шоссе были попросту смыты, сообщает Weather.com."

«Сильный дождь затронул 10 из 12 районов штата Химачал-Прадеш. В понедельник, 24 сентября, из-за буйства стихии были закрыты 378 автомобильных дорог. На дороге Калка — Шимла огромный валун ударил двигавшуюся машину, пассажирам повезло остаться невредимыми. А в Манали оползень смыл люксовый автобус. К счастью, в этот момент внутри не было пассажиров»

Горы — это стихия, не подвластная человеку, и мы второй день в плену у них. Видя отчаяние на наших лицах, организаторы предложили поехать к блок- посту за информацией о времени открытия перевалов, и по ситуации спланировать дальнейший маршрут. Увы, дороги расчистят не скоро, вертолеты все еще эвакуируют застрявших в горах путников (как правило байкеров). И мы, оставив в залог паспорта, отпросились у полиции проехать по ближайшим монастырям.

Ладакх — регион буддийский. Его узнаваемые символы, это живописные монастыри, белоснежные ступы, разноцветные флажки лунгта, ритуальные барабаны и огромные статуи Будды.

Знакомство начали с отдаленного древнего монастыря Tangyar. Он оказался закрыт и ничего не оставалось делать, как подняться на скалы позади него и посозерцать на чудный зимний пейзаж.

Буддийские мистерии Ладакха. Танец Цам

Следующий культовый объект на нашем пути — Чимре-Гомпа. Гомпа в Тибете — это крупный буддийский монастырь, архитектурный комплекс сооружений для духовного обучения и практики. Есть центральный зал с большой статуей Будды и местами для монахов, используемых для медитаций. В Чимре хранится великолепная библиотека, 29 томов покрыты серебром, а тексты написаны золотыми буквами.

А впреди за изящными изгибами реки Инд, словно парящая в облаках, красуется Стакна Гомпа (в переводе с тибетского — «нос тигра»). В ней живет маленький Ринпоче. Ему 8 лет. Ринпоче в тибетском буддизме означает уважительный титул для именования высших лам и перерожденцев.

Буддийские мистерии Ладакха. Танец Цам

Наши попытки постичь идеи одной из самых древних религий мира и надежды достичь нирваны оказались тщетны. Мы так и остались в рядах агностиков, все так же уважая любой выбор верующих. Катание по бесчисленным монастырям нас стало уже раздражать.(Простите нам наше кощунство). Мы воспринимали их не более, как архитектурные объекты. Но они все так похожи друг на друга!

Солнце уже полностью завладело небосклоном, осветив яркими лучами один из крупнейших монастырей Ладакха Тиксей Гомпа и его ряды белых ступ, по тибетски — чортены. Их четкие пропорции и формы письменно зафиксированы учёными ламами и являются строгими канонами при их строительстве в Ладакхе. Внешний облик Тиксея часто сравнивают с Дворцом Потала в Лхасе, Тибет.

Буддийские мистерии Ладакха. Танец Цам

За очередным поворотом на склоне величавых гор показался древнейший монастырь Хемис. Дорогу сюда для нынешних русских приверженцев буддизма в 1875 году проложил великий художник Василий Верещагин.

В завершении дня мы станцевали свой танец Цам духам Тибета в надежде все же увидеть завтра фантастические пейзажи загадочных Гималаев.