Турист Татьяна Толстоусова (Tatyana0506)
Татьяна Толстоусова
была 20 ноября 2022 11:05

"Маленькие храмы" Киото

Киото — Япония Октябрь 2014

Куда бы, ты не пошёл, в Киото, обязательно набредёшь на какой-нибудь храм. Даже если не хочешь. И это не мудрено, ведь в городе 1600 буддийских храмов и 400 синтоистских! Связанно это с тем, что Киото в течение нескольких веков был столицей Японии. В 794 г. император Камму приказал заложить новую столицу –Хэйан – «Столица мира и спокойствия», которая и стала в последствии именоваться Киото (примерно с XV в.) Только в 1868 г. после революции Мэйдзи и «Великого пожара в Киото» 20 августа 1864г., когда сгорело 28 тыс. зданий, столицу перенесли в Эдо, тогда же переименованный в Токио. А в годы Второй мировой войны на город не упала ни одна бомба! По этому, сохранилось такое множество храмов. Я хорошо знала все основные достопримечательности Киото, и когда было время после занятий, и в выходные дни направлялась к ним. Но, иногда по дороге находила небольшой, но очень симпатичный храм, в котором задерживалась надолго. Ну, а потом, я стала смотреть на Googl картах значки обозначающие храмы и старалась их отыскать, иногда поиски не были так просты, потому что храм затерялся в высотных современных зданиях или даже в крытых рядах магазинов. С первого взгляда кажется, что все он «на одно лицо». Но, это не так, если приглядеться, каждый храм интересен, чем-то своим. За две поездки в Киото у меня появились свои «маленькие любимчики» – храмы, в которых нет толпы туристов, но они очень милые и интересные.

В один из дней первой поездки я решила отправиться в магазин манги. Магазин я благополучно нашла, даже купила несколько томиков своей любимой манги. И совершенно неожиданно получила бонус в виде небольшого храма примыкающего к магазину и парк. В храме везде были голуби, даже таблички эма с изображением голубя. Как оказалось, что это храм Kadode Hachimangu Shrine, известный ещё с периода Хэйан. Его даже посещал легендарный в Японии полководец Минамото-но Ёсицунэ, живший во второй половине XII века. Сюда приходят те, кто собирается в дальнее путешествие или намереваются круто изменить свою жизнь. А в апреле здесь цветут редкие виды «момо» - персика и сакуры, я была просто в восторге! После посещения храма, я отдохнула в парке, наблюдая за мамочками с детьми и наслаждаясь цветущими деревьями.

Маленькие храмы Киото
Весной здесь просто чудесно!
Маленькие храмы Киото

В храм Оказаки-дзиндзя (岡崎神社) я тоже попала случайно, искала храмовый комплекс Куродани, ехала себе на велосипеде, и вдруг каменные ворота тории, решила остановиться и полюбопытствовать. Оказалось храм, посвящённый году зайца, а я родилась в год зайца (хотя второе животное этого года – кот, мне нравиться больше). Этот храм был построен для защиты столицы Хэйан от злых духов с востока, его второе название Хигаши-Тенно - Император Востока. Посвящён он одному из самых могущественных и влиятельных богов Сусаноо-но-Микото, брату верховной богини синтоистского пантеона Аматерасу и его супруге Куши-Инада-Химе-но-Микото. Эта божественная чета была весьма богата детьми: 3 дочери и 5 сыновей. Наверно по этому, храмовые божества способствуют деторождению. Я просто не могла не купить табличку эма с зайцем и омикудзи – предсказание в зайце. Теперь у меня две фигурки зайца. Кстати во второй раз я достала предсказание с 大吉 (дайкити) – Великое благословение! Да… До Куродани я тогда всё-таки добралась;-)

Маленькие храмы Киото

Ещё одним сюрпризом стал храм Дарумы. Официальное название Хорин-дзиндзя (法輪寺), он относительно «молодой» 1727 года, но все его называют Дарума-дэра (達磨寺). Дело всё в том, что в храме собранно почти 8 000 изображений Дарумы. Вообще, кто или что такое Дарума? Это кукла, олицетворяющая Бодхидхарму – божество в синто приносящее счастье. Некоторые считают, что Дарума стал прототипом для нашей матрёшки… Шла я вообще то, в храм Хирано-дзиндзя, но по пути увидела на карте значок храма, решила зайти, и как оказалось не напрасно. Я купила Даруму, по правилам загадала желание и закрасила один глазик. Если желание исполняется в течение года, дорисовывают второй глазик, если же нет, то куклу приносят в храм и сжигают, а взамен приобретают новую. Вот такой любопытный ритуал :-)

Маленькие храмы Киото

Каких только храмов нет в Киото. После посещения показа осенней коллекции кимоно, решила прогуляться, и в метрах 200 от Текстильного центра Нисидзин буквально наткнулась на небольшой храм, куда приходят спортсмены попросить у ками (богов) победы в соревнованиях. Перед главным святилищем гора мячей, газетных вырезок о победах различных команд, фотографий спортсменов и табличек эма в форме меча. В храме почитается Сэйдай – Мёдзин – Бог Мяча, да, есть в Японии и такое божество. 14 апреля на площадке храма проводится показательная игра в японский футбол – Кэмари. Хотя изначально храм Шираминэ был построен императором Мэйдзи в память о своих родственниках, которые провели свою жизнь в изгнании. В 1940 году храм получил высший ранг среди синтоистских храмов - Канпэи-таишя (官幣大社), после чего стал называться Шираминэ-джингу (白峯神宮). Кроме спортивных реликвий меня заинтересовало мандариновое дерево и чаша для омовения (тэмидзуя) с милым дакошей.

Каких только мячей нет у главного святилища
На деревянных дощечках можно написать своё имя и желание обращённое к ками (богу храма)
Милота
Справа тэмидзуя с дракошей)

Но, вот когда ты целенаправленно ищешь что-то, то это сложно найти. Вот так случилось и со мной. В один из дней я решила найти буддийский храм Зуисэн-дзи что в небольшом переулке на берегу речушки Такасэ-гава. Долго я петляла по узеньким улочкам, прежде чем нашла, то, что искала. С этим храмом связанна весьма трагическая история. Тоёотоми Хидэёси не имея наследника, усыновил племянника, сына своей старшей сестры, Миёши Нобуйоши, ставшего к этому времени прославленным воином. Юноша получил новое имя Хашиба Хидэтсугу и все привилегии наследника правителя Японии. Хидэтсуга был весьма красив и любвеобилен, от жены и наложниц у него родилось 4 сына и 2 дочери. Дела шли как нельзя лучше. Но… У дяди от второй жены рождается сын – Хидэёри. Ситуация стала крайне сложной. Жестокий Хидэёси обвинил своего приёмного сына в измене и подготовке заговора. Хидэтсугу и несколько его преданных сторонников были отправлены в монастырь на горе Коя-сан, где вскоре совершили сэппоку. И что самое ужасное, через несколько дней на берегу Такасэ-гава тайно убили всех домочадцев Хидэтсугу, всего 39 человек, включая детей, младшему из которых не исполнилось и года. Через 16 лет в 1611 году купец Суминокура Рёи купил земли, где произошла трагедия, для постройки магазина и обнаружил братскую могилу. Когда по записям стало понятно, чьи это останки, на месте убийства семьи Хидэтсугу купец на свои средства построил храм и устроил символическое кладбище. Вот такая печальная история.

Маленькие храмы Киото
Памятник Хидэтсугу и пяти его сторонникам совершившим сэппоку
Список всех погибших в этой трагедии

Вообще в Киото много храмов посвящённым выдающимся людям. Вот и храм Сэймэй-дзиндзя основанный в 1007 г. из их числа. Жил в Киото, тогда ещё город назывался Хэйан, маг (оммёдзи), экзорцист и предсказатель Або-но-Сэймэй, его матерью по легенде была кицунэ – лисица, принимающая облик прекрасной женщины. Сэнмэй совершил массу всевозможных чудес: излечил императора Коноэ, на которого наслала проклятие его любовница, поставил себе на службу 12 духов – шикигами, они охраняли мост соединяющий мир живых с миром духов. В этом храме повсюду пентаграмма, она символизирует – огонь, воду, землю, метал и дерево, а кроме этого защищает от злых духов, здесь её называют «Звезда Сэнмэя». Рядом с главным святилищем растёт 300 –летне камфорное дерево, обняв которое, можно получить энергию и здоровье. Я обняла дерево, потёрла «Персик защищающий от зла» и увидела легендарный колодец из которого брал воду Сэн-но-Рюку, основатель чайной церемонии. Столько артефактов в одном месте! Чудеса - да и только! В лавочке при храме служительницы храма (мико) продавали омамори – амулеты с молитвами от болезней и всяческих бед, я купила несколько в качестве подарков.

Ворота тории храма Сэймэй-дзиндзя весной
Главное святилище посвящённое Або - но - Сэймэйю
Таблички эма с пентаграммой
Мост соединяющий мир духов с миром живых. Шикигами на страже!
Колодец Сэн-но-Рюку
Камфорное дерево которому более 300 лет!
Персик защищающий от зла
Осень

В Киото - если даже не планируешь посетить храм, всё равно в него попадёшь. Так я попала, даже в два храма Роккаку-до и Хоннё-дзи, эти два храма затерялись среди высоток Киото, но, не смотря на это, сохранили своё очарование и покой присущий всем храмам Киото.

Вход в храм Роккаку-до, вокруг высотные здания современной Японии, за воротами покой и умиротворение
Лебеди храма Роккаку-до
Мир современной Японии

На этом пожалуй пока всё :-) Киото – город храмов, рассказать обо всех сразу не получится, я посетила около 40… И каждый запомнился чем-то особенным. В одном в небольшом пруду плавали лебеди, в другом росло огромное дерево гинкго. Все они уникальны и интересны. И если вы попали в Киото найдите свой «маленький храм».