Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 11:41
Мы будем путешествовать!

Уплисцихе, Мцхета, Гори, Тбилиси — Грузия Май 2018

Цикл материалов "Грузия."

1. Необыкновенное везение — недельный тур в Грузии! 1 день — Тбилиси
  2. Необыкновенное везение — тур в Грузию. День 2 — Мцхета, Гори, Уплисцихе, Тбилиси
  3. Необыкновенное везение — недельный тур в Грузию! День 3 — Ахалцихе, Вардзия, Боржоми
  4. Необыкновенное везение — недельный тур в Грузию. День 4 — Кахетия
  5. Необыкновенное везение — недельный тур в Грузию. День 5 — Этнографический Музей, Тифлисские бани, Дезертирский Рынок, Тбилиси
  6. Необыкновенное везение — недельный тур в Грузию. Шестой, заключительный день — Военно-Грузинская Дорога, Казбеги, Крепость Ананури
  7. Крепость Ананури
  8. Тифлисские бани
  9. Этнографический музей Грузии
  10. Дезертирский рынок без дезертиров
  11. Скальный город Уплисцихе
  12. Мтацминда — символ Тбилиси
  13. Самый большой православный собор в мире!
  14. Дом-музей Чавчавадзе
  15. Средневековая грузинская крепость Рабат
  16. Место святой Нино, просветительницы Грузии
  17. Скальный монастырь Вардзия

Второй день тура.

Удивительное дело — завтрак был вполне приличный, но далек от ожидаемого. Видимо, персонал понимал, что после вчерашнего обжорства на ужине, мы просто не в состоянии устраивать на завтраке «праздник живота».

Экскурсионный день начался прекрасно — мы отправились в скальный город Уплисцихе. Для меня, большой любительницы гор, пещер и вообще, любой возможности где-нибудь полазить и куда-нибудь залезть, это был настоящий праздник! Я когда слышу, что мы произошли не от обезьян, то совершенно искренне думаю, что, может, кто-то и не от обезьян, но я точно от обезьяны! Даже, в ее год родилась.

«Уплисцихе» переводится как «Божья крепость». Ну, Божья или нет — не знаю, но необыкновенное творение, причем, творение природы и рук человеческих — все сошлось. Совершенно восхитительная прогулка! Здесь проявили себя наши бабушки, точнее — наши две восхитительные дамы, про которых я вчера посмела подумать «бабушки»! Мало того, что они все прошли, так еще и как они это сделали! Многим молодым можно поучиться. Они совершенно разные — одна «спортсменка», одета идеально для походов — джинсы, ботинки, спортивная ветровка. Вторая — просто чудо — «принцесса»! Даже в пещерах элегантная, с накрашенными губками и с идеально уложенными волосами. Было бы здорово, если бы все пожилые люди так выглядели и так, по-молодому, себя чувствовали!

Отзыв об Уплисцихе здесь: https://www.tourister.ru/world/asia/georgia/city/upliscihe/placeofinterest/17711/responses/4580

Вдоволь полазив по камням, мы двинулись дальше. Наш гид, Костя, по дороге нас развлекал историей и легендами Грузии, а там есть, что рассказать! Мы услышали про Яофета, внука Ноя, про грузинских царей (их было так много, что о них мы будем слушать ежедневно), и, с детства всем знакомую легенду о Золотом Руне. «Золотым Руном» называется шкура, которую натягивают на доску, затем опускают в жилу, и золото прикрепляется между шерстью.Необыкновенное везение — тур в Грузию. День 2 — Мцхета, Гори, Уплисцихе, Тбилиси

(фото из интернета).

В Сванетии добывают 8800 кг золота в год, так что, легенда имеет все основания на жизнь! В общем — привет Аргонавтам! Сразу вспоминается песня «Арго», очень красивая. Вообще, по части пения, мало кто может сравниться с грузинами — они делают это великолепно, причем, ощущение, что петь умеют все!

Прибыли в Гори. Название города переводится, как «холм». Холм расположен на слиянии рек Куры и Большая Лиахви. Здесь группа разделилась: часть отправилась в музей Сталина, а Гори — город, где он родился, и многие здесь его до сих пор почитают, а вторая половина группы решила, что «музей тирана, упыря и маньяка» нас не интересует и идти отказалась. Мы разделились — Костя, как та сестра (помните, «В воскресный день, с сестрой моей, мы вышли со двора, „Я поведу тебя в музей“, сказала мне сестра», повел туристов в музей (только не Ленина, как в стихотворении, а Сталина).

Я, во главе второй части группы отправилась гулять. Город не порадовал. Советские панельные девятиэтажки, обшарпанные, с пучками проводов, брошенных по воздуху — достаточно унылое зрелище…

Что-то старое, все же, попадается, не только древние вагоны и кошмарная архитектурная отрыжка:

Зато, случайно свернув в один из переулков, перед нами открылась вот такая красота! Да, опять с проводами, но горы и снежные вершины даже человек не может испортить!Необыкновенное везение — тур в Грузию. День 2 — Мцхета, Гори, Уплисцихе, Тбилиси

Наши «музейщики» так долго наслаждались подарками, присланными «великому вождю» со всех уголков шестой части суши, что мы успели еще и в кафе зайти. Внешне — совершенная забегаловка, но оказалось…. па-па-па-па…. вкуснейшие хачапури и всевозможные булочки…. диверсия. А, поскольку, случайно в кустах оказался рояль вай фай, то здесь мы и провели остаток своего времени. В очередной раз убедились, какие грузины доброжелательные и гостеприимные, ощущение, что не в забегаловке — кафешке перекусили, а в гостях у бабушки побывали!

Порадовали собаки. Несмотря на то, что много больших бездомных псов, они все сытые (в Грузии даже собаки откормленные, что уж говорить про бедных туристов!), кастрированные (хорошо, что это не относится к гостям страны), и с меткой на ухе.

Здесь же, рядом, оказался «радость туристов» — сувенирный магазин. Цены такие, что даже мне, давно не реагирующей на сувениры в поездках, захотелось скупить все — просто даром (особенно, если переводить на евро). В общем, дверцы холодильников туристов остались довольны!

Сытые и счастливые, перебрались в Мцхету, в древнюю столицу Грузии. И, началось знакомство с Мцхетой с чего бы вы думали? С еды, конечно! Очередной обед, столь восхитительный, что мы все дружно забыли, что час назад лакомились булочками и хачапури!

В чем огромный минус такого чревоугодия? Да невозможностью встать из-за стола! А у нас экскурсия. причем, в очень важное место — в Кафедральный Собор Светицховелли, 11 века. Собор того стоил! Светицховелли переводится, как «животворящий столб». И, конечно, есть легенда, точнее — две.

Легенда номер один:

На этом месте был зарыт Хитон Иисуса. Из места захоронения вырос кедр, тут же прозванный «Священным деревом». В 4 веке вокруг дерева выстроили царский дворец (непонятно, почему не церковь? Но, им, царям, виднее!). В этом дворце какое-то время жила сама Святая Нино (а она в Грузии главная — преглавная!). Видимо, кедр внутри дворца смотрелся не очень, потому как его срубили и вырезали из него столб. Одна незадача — люди никак этот столб не могли установить, пока им не помогли высшие силы (хорошо хоть не дьявол, как при строительстве Страсбургского Кафедрала). Вот после этого знаменательного происшествия дворец перестроили в Базилику, прямо вокруг столба. А в 11 веке выстроили храм. Это был главный храм главного города, именно в нем возводили на трон и погребали царей, именно здесь проходила интронизация Католикоса.

Легенда номер два:

Жил такой Элиоз, служил солдатом в Иерусалиме (неужели поближе к Грузии службы не нашлось?). Он стоял на охране при распятии Иисуса, и, когда после смерти солдаты начали делить добычу, Элиозу достался хитон. Он (в смысле — Элиоз, вместе с хитоном, конечно) вернулся в Мцхету, где уже приняла христианство его сестра Сидония. Сидония прикоснулась к хитону, и сразу умерла, но хитон не смогли вытащить из ее руки. Так и похоронили, с хитоном. На могиле вырос кедр. Первый христианский царь Грузии Мириан повелел построить на этом месте храм. Кедр срубили, вырезали из него аж целых семь колонн, но шесть спокойно установили, а седьмая зависла в воздухе. Всю ночь молилась Святая Нино, и столб встал на место без малейшего человеческого прикосновения. Он начал мироточить, а миро излечивало людей, вот храм и назвали «Животворящим».

А если без мистики, то главного зодчего звали Арсукисде. С ним связана еще одна легенда.

Легенда номер три:

Учитель зодчего завидовал мастерству и славе ученика, и от злости оклеветал мастера. Арсукисде отрубили правую руку. На северном фасаде, над центральной аркой, помещен рельеф руки, она держит треугольник. А над рукой надпись: «Рука раба Божьего Арсукисде. Помяните." Об этой легенде можно даже книгу прочесть — «Правая рука великого мастера», Гамсахурдия.

Помимо руки, внутри много интересного — фрески 16 века с историей хитона и столба; ниша, где хранилась мира. текущая из столба. На одной из фресок изображена, вроде бы, луна. Но, если верить уфологам, то летающая тарелка.

Собор очень необычной формы — в плане не крест, а огромный прямоугольник. Утверждают, что базилика, на фундаменте которой он стоит, в точности повторяла размеры. Грандиозно!

Снаружи Собора зеленые лужайки радуют глаз, так и хочется прилечь, обед (а заодно хачапури с пирожками) дают себя знать. Да и виды роскошные.

Видимо, не только мне хотелось на лужайку, но и кому-то до меня. Так как везде стоят предупреждающие знаки:

Однако, покой нам только снится, отсыпаться будем на пенсии. Следующий пункт нашей обширной программы — монастырь Джавари. Пропустить невозможно — 4 век! Даже те, кто к этому моменту был уже достаточно обогащен новыми впечатлениями (и утяжелен едой), замерли, увидев картины, открывающиеся с холма, на котором стоит монастырь!

«Там, где сливаяся шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры, был монастырь…" Это, у Лермонтова, как раз, здесь! И не умеешь — начнешь стихи писать, глядя на эту красоту!

А уж если умеешь…. «Столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод…" Со времен Михаила Юрьевича ничего не изменилось. Монастырь, больше похожий на маленькую крепость, стоит все там же.

Название Джавари переводится, как «Крест». Монастырь и выстроен в форме креста с закругленными концами. Такая форма называется тетраконх, и он был первый подобный, а затем по всей стране начали строить монастыри именно такой формы. Построен Джавари на месте, откуда Святая Нино объявила о христианизации Грузии, воткнув первый крест из виноградной лозы. Кстати, ей тогда было всего 14 лет. А крест и сегодня является единственным украшением церкви.

Службы в храме периодически проводят, доступ открыт всем желающим, но в наш день были только туристы. Очень жаль, что звон колоколов не услышали.

А что бы сфотографироваться на том месте, где стоял Мцыри, надо еще дождаться минуты, когда эта фототочка освободится!

И вот что удивительно — как будто второе дыхание открылось — вернулись в отель, переоделись, и отправились на вечернюю прогулку по Тбилиси. Полюбовались старым городом, он прекрасен! Посидели в кафе, в общем — насладились!

На следующий день нас ждала очень длинная дорога и насыщенная программа, так что, всем — спокойной ночи!

Первый день тура здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_25129

Третий день тура здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_25959

Четвертый день тура здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_25987

Пятый день тура здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_26042#comment1743549_

Цикл материалов "Грузия."

10. Дезертирский рынок без дезертиров
  11. Скальный город Уплисцихе
  12. Мтацминда — символ Тбилиси
  13. Самый большой православный собор в мире!