albygan
Альберт
был сегодня 11:42

Сбылося... Поездка из Душанбе в Хорог и обратно.

11 ноября 2018 г. 22:50 Хорог — Таджикистан Октябрь 2018
75 64

«Ну, за ЛОСЯ! Штоб жилоЛОСЯ, сбыЛОСЯ, а главное обошЛОСЯ!» — говаривал бывало Михал Иваныч, наш начальник, глубоко уважаемый нашей молодой наивной братией, перед тем как аккуратно выдохнуть и уронить вглубь могучего организма стаканчик с прозрачным чаем. Он вообще был неутомляем — сутки на ногах, наравне со всеми, нам — команду спать, а сам еще побродит, бдительно оберегая наш покой и хоть бы хны, как ни в чем не бывало…

Так что сбылося, дорогой Михал Иваныч!

15

И даже всё нормально обошлося…

Прежде всего, обязательно хочу напомнить, что для поездки иностранцев в отдельные регионы Таджикистана, в которых установлена пограничная зона (ГБАО, Горно-Бадахшанская автономная область, полностью входит в эту зону), необходимо получить специальное разрешение в подразделениях ОВИР МВД РТ. Полагаю, дал достаточно информации в предыдущем рассказе «Хуш омадед…»

Здесь, в Таджикистане я за руль сам не садился, хотя мысли такие были. Пожалуй и слава богу, пусть мне в целом и грех жаловаться на собственные водительские навыки…

Итак. Сбор автомобилей и пассажиров жаждущих попасть на Памир и прежде всего в Хорог, как сообщал, происходит в Душанбе на территории автоколонны № 2927, въезд с улицы Ахмада Дониша между 15 и 17 домами. К открытию в 7.00, а может даже и раньше, имеет смысл приезжать прежде всего тем, у кого нет контактов с водителями (готов поделиться, они сами просили об этом), чтобы заранее договориться о своей поездке, особенно если вас несколько человек.

1 из 2
 
Автоколонна 2927 в г. Душанбе в 7.00

Стоимость проезда в конце октября 2018 года — 300 сомони, это чуть больше 30 долларов США. Машины, используемые в качестве коллективного такси до 7 пассажиров, в основном «Тойота Лэнд Крузер» различного возраста, но в среднем до 20 лет, бывает и больше.

1 из 3
 

Значительно реже, но встречаются и такие микроавтобусы

прежде всего корейского производства.

Тут надо понимать, сами водители в основном и владельцы этих машин. Это их хлеб, машина — кормилец семьи, поэтому содержат они их в достойном и исправном состоянии. На маршрут коники выходят чистыми и прибранными. Учитывая состояние дорог, пользуются совсем недешевыми шинами, которые тем не менее приходится менять в промежутке 30–40 тыс. км, тормозные колодки рассчитывают максимум на пробег до 15 тыс.км, а резинки подвески служат 4–5 поездок не более. Всё очень логично, да и в живых остаться и им самим как-то хочется подольше, не только пассажирам.

Экономика у них примерно такая — дизтопливо и бензин 95 стоят в пределах от 8,10 до 8,50 (это в Хороге), «Крузаки» в основном дизельные, расход как ни крути 10–12 л на 100 км, больше 4–5 поездок (туда и обратно соответственно) в месяц не получается. Редко кто из молодых выходит на 5–7. Нелегкий это труд. А стоимость 20-ти летнего джипа как ни крути 12–15 тыс американских…

Эта информация, понятное дело, основана на беседах с самим водителями. В общем, я доверился им безоговорочно. Правда и деться особо некуда, авиатранспорт я сразу исключил.

3
Самолеты все-таки в Хорог летают. Правда этот - частный, фонда Агахана

Время в пути — не менее 12–14 часов, не стоит обольщаться насчет всего-то 600 км расстояния между Душанбе и Хорогом.

2
Указатель на выезде из Хорога. Казалось бы разве это расстояния?

Дорога непростая и я ниже постараюсь насколько возможно подробно рассказать о ней.

В путь, друзья!

В прошлом, как легко убедиться по приведенной карте, дорога на Памир шла через Обигарм, далее на Тавильдару, где находился самый высокий на ней перевал Хабурабад (около 4000 м) и далее к Калай-Хумбу (здесь и дальше названия населенных пунктов буду писать в более привычном для меня варианте). Оттуда вдоль пограничного Пянджа вплоть до Хорога. Уже потом хоть в высокогорный Мургаб и киргизский Ош (вот эта дорога и есть настоящий «Памирский тракт»), хоть на юг в Ишкашим.

1
Калай-Хумб. Прямо - на Тавильдору, через перевал, закрытый на полгода, налево - на Шурабад-Куляб.

Тот самый перевал в районе Тавильдоры, был, к сожалению, самым слабым звеном для движения автотранспорта на Памир. В ноябре традиционно его засыпало снегом и так до самого апреля посуху с таджикской стороны (от Душанбе) Памир был закрыт полгода. Во времена СССР снабжение в зимний период осуществлялось во вспомогательном варианте и через Ош по круглогодичному, не смотря на высоты, Памирскому тракту, но не системно, поскольку расходы на этот маршрут все-таки значительно выше. Зато в период апрель—ноябрь по дороге шли и шли машины, чтобы ГБАО не испытывало проблем с запасами вплоть до конца следующей весны. Ну, а пассажиры в Хорог в основном летали на самолетах Як-40.

Для перевозок грузов в большинстве случаев использовались бензиновые ЗиЛ-130 и машин этих требовалось немало. Только он, неприхотливый и надежный, тогда мог трудится не покладая колес и бортов своих в тех краях. Он нормально чувствовал себя на высоте, в отличие от дизельного КамАЗа тех лет, правда, предельного грузоподъемность у него была всего-то 6 тонн, и расход около 26–28 л бензина на 100 км.

1
Явно уже брошенный, трудяга советский ЗиЛ-130 в Хороге

Понятно, что в независимом Таджикистане такая ситуация грозила определенными осложнениями, тем более еще в конце 80-х годов, во времена СССР уже была намечена более удобная дорога на Памир. Так что о создании постоянного пути на Памир в Душанбе задумались практически сразу, но возможности длительное время были ограничены.

В общем, давайте я лучше по порядку.

В настоящее время основная дорога из Душанбе в Хорог начинается по трассе А385, ведущей на Куляб, до которого чуть больше 200 км, когда-то центра одноименной области Таджикской ССР. Ныне Куляб разжалован до статуса города областного подчинения в Хатлонской области, которую поставлен возглавлять Курган-Тюбе. Дорога на этом участке, протяженностью чуть более 200 км достаточно неплохая,

5
Дангаринский район

с нормальным покрытием, в большинстве случаев с наличием асфальтированной обочины, практически без ям, заплат и выбоин. Самое выдающееся место здесь, без преувеличения — водохранилище Нурекской ГЭС, наследия СССР, имеющего для суверенного Таджикистана огромное значение.

19
Вид на Нурекское водохранилище

Советую найти вариант здесь приостановиться и посмотреть на окружающие живописные красоты. Правда, с утра возможности съемки из-за положения солнца несколько ограничены, но, заверяю вас, на обратном пути из Хорога вы будете проезжать здесь уже по темноте так что другого шанса, кроме специальной поездки сюда, у вас не будет.

Где-то примерно в этих краях начинается и следующая дорожная реальность

Милитсия бдит... ГАИ, оно и в Африке ГАИ.

— ага, ребята с палочками. Только у них они не полосатые, бело-черные, а красные, чуть покороче и светящиеся в темноте. В Душанбе гаишников даже днем немерено, а по вечерам-ночам вообще стоят через каждые 200–300 метров. На трассе пореже, но ведь и дорог-то в Таджикистане не так уж и много. Иногда бдят и в скрытном режиме.

Разговор нашего водителя с гаёвыми

Остановка на самом деле означает только одно: «Позолоти ручку!». Водитель вздыхал, отщипывал из кармана купюрки поменьше и безропотно брел «пообщаться». «Так у нас принято» — говорит. Тонкое ли дело Восток или толстое, тут уж на усмотрение каждого. Это я к тому, что машину с чужими номерами, российскими, например, запросто могут и пропустить без потерь, постесняются остановить, мало ли, вдруг зафиксирует и нажалуется, но и точно также запросто может оказаться, что тормознут и стребуют больше чем с местных, под предлогом страшной кары за мелкое нарушение ими самими же и выдуманными. Не угадаешь. Это системно и обыденно, даже на пограничном посту при въезде в пресловутую пограничную зону перед Шурабадом, вот здесь (понятное дело, ближе не снимал)

7
Блок-пост на дороге после Куляба. Сначала пограничники, затем такой же пост уже милиции. Точнее - "милитсии"

я сам видел, как солдат-пограничник без стеснения и не скрываясь ни разу, принял мзду от дальнобойщика. Видимо «за державу» ему совсем не обидно…

Ну и завершая немелодичную тему проверок на дорогах, отмечу — отдельно пасущихся «милитсионеров» на дороге больше нигде не увидел, а постов по пути в Хорог было штук 5 минимум.

11
Впереди еще один блок-пост. Ванч.

Чаще всего, остановившись на посту, водитель сам брал мой паспорт с разрешением и брел с ним к проверяющим, но бывало, что и они, те самые проверяющие, проявляя служебное рвение, заглядывали-таки в салон машины, а однажды у меня сгоряча даже спросили о наличии визы. Просто вспомнил, что в некоторых отзывах на просторах интернета мелькало мнение о возможности проскочить без пропуска. Очень сомневаюсь, что такое получится, разве что автостопом в грузовиках с безбашенным водилой… Не рекомендую пробовать.

Про Куляб,

Въезд в Куляб

постараюсь рассказать еще отдельно, своеобразный город, во времена СССР там даже пединститут имелся. Для меня в этой поездке на обратном пути из Хорога, он стал важным пунктом для заезда в Московский — городка, где вырос и учился в школе.

Обратите внимание на фотографию ниже

Куляб. Наглядная агитация!

Во как! Это, думаю, тоже из наследия СССР…

В Кулябе на площадке гостиницы с названием конечно же «Памир»

1
Гостиница "Памир" в Кулябе. Точнее - "Мехмонхона Помир". Основной пункт остановки и перекуса памирских водителей.

большинством водителей делается короткая санитарно-перекусочная остановка, треть путь, наиболее комфортная, пройдена. Уже на выезде из города дорожная обстановка начинает меняться

1 из 3
Сразу после Куляба

Вставил фотографии этого участка дороги в виде слайдов, кстати, последовательных, только по причине ограничения правилами их количества в рассказе. Я ж запечатлел в избытке чувств чуть ли не каждый километр пути:))) Соседи, слава богу, не жаловались на непрерывный звук затвора. Мы перезнакомились очень быстро и они в духе той доброжелательности, описанной опять-таки в предыдущей серии, относились ко мне с глубоким пониманием, надо отдать должное.

Что говорить, несколько изменилось и ширина дорожного полотна. Плюс трасса ощутимо пошла в высоту. Это плоскогорье, плато и вокруг нет высоких гор или обрывов. Нас ждал Шурабад

2
Арки на въезде в каждый район. Эта - в Шурабадский
1
А вот и Шурабад, Там вдалеке блок-пост, где проверяют въезд в погранзону.

и перевал, фактически самое высокое место трассы. Высота его в пределах 2500 м, перевалом-то в полном смысле его назвать сложно, да и высота слабенькая, учитывая, что Хорог в основном расположен над уровнем моря в 2350 м, а его ботанический сад еще на 300–400 м выше, молчу про Мургаб или там Зоркуль… Тем не менее, после него начинается бодрый спуск в Иолскую долину и к пограничному Пянжду. Примерно отсюда только и начинается свежепостроенное китайцами шоссе, с достойным покрытием, правда, всего двухполосное, которое тянется аж почти до Калай-Хумба. Так вот, дорога тут до Иола существовала и в совсем незапамятные советские времена. В Шурабаде, как-никак районный центр, стояла пограничная комендатура Московского погранотряда, а в долине — населенные пункты и заставы, связь с которыми поддерживалась только по ней.

10
Иол. Новая застава, хотя пока в большинстве своем остались старые, еще советские.

Кстати, та самая 12-я пограничная застава, погибшая в неравном бою 13 июля 1993 года, это как раз здесь, если спустившись с Шурабада уйти направо, в южном направлении. Я сам в этих краях был лишь однажды, коротким наскоком и на вертолете, а вот отцу довелось сюда ездить часто на протяжении почти 10 лет службы в Московском. Понятное дело, мне было очень интересно. Появились новые здания застав, похорошели кишлаки, ничего не скажешь.

Возвращаясь к теме установления круглогодичной связи с Памиром остального Таджикистана, отмечу, что именно отсюда, уже от кишлака Шагон и далее на север вплоть до 2000-х годов автомобильной дороги практически не было. Была горная тропа, которую использовали пастухи, охотники, ну и пограничники естественно. Я сам хаживал этой тропой, места вокруг были дикие-дикие, одни архары вокруг, косули, лисы, кабаны, да и медведи встречались, можно сказать совершенно непуганные. А на афганском берегу местные жители мыли золотишко. Еще в советском Таджикистане было сделано всё необходимое для постройки полноценной трассы, а с памирской стороны уже даже начались работы. Жизнь в лихие 90-е внесла свои коррективы, в нулевые работы то возобновлялись, то останавливались, в зависимости от того как решались вопросы с финансированием, ну и вот совсем недавно, как поясняют, буквально с 2016–17 годов путь к Калай-Хумбу приобрел вполне приличный вид.

1 из 5
Участок дороги совсем недавно возведенный китайцами

Со слов водителей, трасса тут делится на три заметных участках: упомянул про китайский, который по их мнению прослужит недолго, мол, уже есть проблемы, второй, ближе к Дарвазу, относящемуся уже к Памиру — иранский, вполне, по их словам добротный и последний, на территории бывшего Калай-Хумбского, ныне Дарвазского района ГБАО — турецкий, сделанный наиболее качественно.

В отдельных местах тут, конечно, есть такое,

1 из 3
 
Основная причина повреждения покрытия дорог - камнепады и сели.

что поделать, горы это горы.

Не готов комментировать мнение водителей о состоянии дороги, я-то смотрел на другое:))) Сюда, например,

7
С нашей стороны два рыбака на берегу Пянджа. Ой, сторона-то таджикская:)))

Рыбаки удивили! В те времена это было невозможно абсолютно. Здесь, вот с самого начала Дарваза, где памятные мне кишлаки — Зигар, Рогак, Нульванд, я пешком прошелся не раз и не два во всех направлениях, даже и теперь узнавал каждый изгиб реки…

Тут, как раз и встречался с запомнившимся мне на всю жизнь уважаемым ветераном — Тураджон-ака, о чем рассказал в свое время — «Насальника», говоришь… Да, достойный был человек, но уже тогда ему было глубоко за 70, к тому же никакой возможности остановиться…

Не передать, короче, свои ощущения.

1 из 2
 
В этом вопросе - никаких изменений

Ох, уж эти неизменные картины. Коровы там днем гуляют сами по себе, а вечером дисциплинировано возвращаются домой. Правда, сейчас их стало явно больше. Не поверите, видел тогда как они спокойно закусывали картонными коробками, а что, травы там или лугов достаточно мало. Жизнь заставляет их и по горам лазить ни чуть не хуже горных козлов или ветки с деревьев срывать задирая шею как у жирафа. Вспоминаю фильм «Особенности национальной рыбалки», когда корову в бомболюк запихнули: «Жить захочешь — не так раскорячишься!»

Высматривал афганский берег, несомненно.

3
Ковры надо беречь!

Если эта картинка достаточно привычна, впрочем как и на нашей стороне, ой, простите, это я по привычке, правильно — на таджикской,

1

то общее количество изменений на той стороне куда более заметней.

Насколько понял, в период натовской операции в Афганистане, провинция Бадахшан была отнесена к зоне ответственности немецкого бундесвера. Вроде бы как в провинциальном центре даже расквартирован их батальон, а может и бригада. Не суть важно, главное, что немцы каким-то образом в целом навели порядок в этом регионе, в приграничье таджикского Памира уже достаточно спокойно, вооруженные группировки талибов (моджахедов, душманов, да хоть басмачей, можно их называть как угодно) поутихли, людей с оружием практически и не видно, не то, что в мои времена. И еще на противоположном берегу Пянджа, благодаря их вложениям появились не только свеженькие постройки подразделений пограничной стражи, а также школы, автомобильные дороги, плюс электричество

Линии электропередачи перекинуты на афганский берег

вместе со спутниковыми антеннами. Вот это действительно прогресс так прогресс!

1 из 4
 
Многоэтажка в афганском кишлаке

Справедливости ради, изменения в Калай-Хумбе, когда-то глубоко зачуханом (простите, но по-другому не скажешь!) небольшом, грязном городишке, с парочкой магазинов и даже толком без базарчика, где располагалась наша комендатура,

1 из 2
 
Только ворота и удалось увидеть в когда-то нашу пограничную комендатуру в Калай-Хумбе
(куда меня так и не пустили, как ни просился, впрочем и в Хороге тоже, ну, изверги, а!), произвели, можно сказать глубочайшее впечатление.

1 из 7
Калай-Хумб не узнать.

Это вообще невообразимо себе представить. А когда переслал эти картинки всем своим коллегам-сослуживцам, они просто произвели фурор

1 из 6
 
Памятник в Калай-Хумбе, хотя правильно, наверное, сказать - монумент:)))

Четырехзвездный отель!!! Супермаркет, торговый центр… Памятники и монументы…

И вот эта площадь

1 из 4
 

Нуууу… Нет слов… Одни междометия… Даже Минск на этом фоне отдыхает, в плане масштабности изменений.

Разве что немного успокоилась душа когда увидел вот это

1
Старая заправка, ныне не действующая, единственная в Калай-Хумбе в советские времена

«Ха-ха, не стоит выёживаться, ребята» — злорадно подумалось мне тогда — «Вам есть-таки еще над чем работать!»:))) Вспомнил, как начальник этой заправки, ох и важный дядя для местных, после приснопамятной павловской реформы по обмену 50–100 рублевых советских купюр, горестно вздыхал, что у него пропало больше 50 000 (!!!) рублей. Разве что ими вместо обоев стены оклеивать. Обои, кстати, в большом дефиците тогда были.

Дальше идет изгиб дороги и передо мной вдруг открывается афганский уездный центр Нусай, да-да, тот самый, где состоялась мое первое заграничное путешествие:)))

«Особенности национального туризма…»

«с посещением древней глинобитной крепости». Вот она нынче какая

1 из 4
 
Глинобитная крепость, стоящая здесь с незапамятных времен. Нусай.

К тому же там появился мост на месте нашей тросовой переправы.

Немного отвлекаясь замечу, что примерно в районе Калай-Хумба при движении из Душанбе в Хорог еще достаточно светло, а во время возвращения обратно уже начинает темнеть, ущелье все-таки, вокруг высокие горы, по фотографиям заметно, что сделаны они в разное время суток. В районе Ванча, когда до Хорога остается меньше 150 км стемнело окончательно, естественно фотографии в тех местах сделаны уже на пути из Хорога в Душанбе…

После Калай-Хумба было еще одно памятное мне место, чуть подробнее описанное мной когда-то здесь, узнал его тоже. Ну, а сразу за ним дорожное полотно очень быстро перестает напоминать автомобильную дорогу и превращается в горную тропу, просто пошире обычной,

5
Дорога слегка сузилась...

на которой может поместиться автомобиль, порой даже и грузовик, а при некотором старании и в каждом направлении.

1 из 4
 
Служба есть служба. Ничего не изменилось.

Они даже как-то умудряются расходится! По словам водителя преимущество не только у того, кто тянется ввысь, в смысле в верх, но и у того, кто ближе к обрыву. Логично.

Впрочем и в советские времена, когда за дорогой следили повнимательней и средства на это выделялись решением Москвы, из-за особенностей рельефа местности тут постоянно хватало и завалов, и размытостей. Правда асфальт все-таки скорее был чем наоборот.

Не сказать, что здесь было интенсивное движение, тем не менее транспорт встречался самый разнообразный, от большегрузов с прицепами, до небольших легковушек и даже совсем неожиданных велосипедов

2
Даже и на велосипедах по таким дорогам

А вот этот бусик, где-то между Кевроном и Даштаком был на немецких номерах

3
Хотите - верьте, хотите - нет, на этом микроавтобусе действующие немецкие номера!!!

даже с наклейкой ТЮФа, уж и не знаю что сказать по поводу того откуда он взялся. Приехал!

2
Вечереет, впереди Ванч

Вечерело, соответственно темнело и сказывалась общая усталость. На обратном пути как-то было легче, вполне может и потому, что за плечами была всего лишь четверть пути и не самая сложная. Как мне кажется, это и есть самый непростой участок пути и тянется он практически от Калай-Хумбы до поворота на Ванч. По пути в Хорог я ждал и не мог дождаться когда же мы наконец его преодолеем.

Перед самым Ванчем начинается более приличная дорога, которую значительно легче назвать автомобильной. Ущелье существенно расширяется, за спиной у нас уже три четверти пути. Вот здесь и стемнело. Повторюсь, с погодой мне исключительно повезло, в качестве бонуса природа добавила еще и полнолуние. Луна фактически выполняла роль прожектора, сказывалось и высокогорье, и отсутствие искуственного света, и даже в чем-то отражение лунного света от заснеженных вершин. Неповторимая картина!

С афганской стороны тут расположен широко известный в узких кругах кишлак Джомарджи-Боло, один из центров исмаилитов на Памире, причем по обе стороны границы.

15
Мост между Таджикистаном и Афганистаном в районе Ванча. С афганской стороны к. Джомарджи-Боло

Совершенно естественно, что мост через Пяндж появился и здесь. Мне эти места хорошо знакомы еще и тем, что как-то довелось тут принять водные процедуры перед Новым годом. Зима на Памире штука суровая, температура под -30 — 40 явление обычное, к тому же и с ветерком. Развести огонь, поехать куда-то погреться не получалось. Бутылка местной водки, всё-таки явно из опилок, загустела и глубокого влияния на организм не произвела. В общем, в направлении туда, а потом обратно было что вспомнить.

Дальше мы движимся через несколько кишлаков по направлению к еще одному районному центру — Рушану. Дорога здесь по сравнению с предыдущим участком становится получше, по мнению опять-таки водителя, асфальт остался еще с советстких времен.

1 из 3
Вполне привычный вид в советские времена. Никаких изменений

Не знаю, спорить не буду, хотя дорожных рабочих, обслуживающих дорогу, видел именно в пределах Рушанского и Шугнанского (Хорог) районов. Больше нигде.

Численность населения самого Рушана чуть больше 4 тыс. человек, скорее большое село, в районе проживает около 24 тыс.

1 из 4
 
Рушан.

Однако известен он в первую очередь тем, что здесь горы над Пянджем как с таджикской, так и с афганской стороны сужаясь создают так называемые «Рушанские ворота». До Хорога остается в пределах 60 км и самолеты начинали снижение перед заходом на посадку, проходя в очень заметной близости от скал.

3
Архивный кадр! Вот так летал советский Як-40 в Хорог

Как отмечал ранее, воздушная трасса на Памир относится к одной из самых сложных в мире.

Во вторую очередь Рушан известен наличием совсем не глинобитной, а каменной крепости Калайи-Вамар, возведенной ыв неведомые времена. Здесь обнаружил интересный рассказ о Рушане. Со стороны дороги она не видна, если есть желание ее увидеть надо пройти ближе к берегу реки.

Где-то между Пасткуфом и Рушаном, понятное дело, уже когда ехал в обратном направлении, увидели такой пейзаж

16
Унылая пора, очей очарование...

и внезапно одна из женщин-пассажирок вдруг продекламировала» Унылая пора, очей очарование…», которое знают, наверное, все, но она не остановилась, а продолжила и дальше: " Приятна мне твоя прощальная пора…», не забыла и про «свежеее дыханье», «первые морозы"и «зимы угрозы»… Кто без подсказки прямо сейчас повторит? Я не смог…

Вот собственно говоря и вся дорога.

Как отмечал в предыдущем рассказе, сбор автомобилей и водителей соответственно, выезжающих на Душанбе совсем недавно стал проводится на площадке за аэропортом, прямо напротив заправки

1 из 4
 

Из города туда идут маршрутки.

Отдельным пунктом отмечу, что количество застав таджикских погранвойск увеличилось по сравнению с советскими.

2
Таджикский пограничный знак. Просто перекрашен советский и снят герб СССР с фронтальной части, а таджикский не установлен. Видел собственными глазами.

Мосты добавили необходимость службы не только на «зеленой» границе, но и на пунктах пропуска.

1 из 5
 
Вместо Уазика Джип у пограничников. Правда, злые языки на Памире говорят, что перехватили их у натовцев в Афганистане в качестве презента...

Впрочем, это давно уже меня не касается…

Вся поездка, причем туда и обратно, прошла, как показалось, достаточно непринужденно, без глубокой усталости, возможно это очень субъективный момент.

Желаю каждому кто туда соберется увидеть как можно больше и набраться впечатлений на длительный срок. Знаю точно, всё что можно увидеть на этой трассе — это в лучшем случае сотая часть того, что можно увидеть на Памире.

Хороших путешествий, друзья!

12
Рушанский район

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
tinka61
Удивительное дело, нашла большое сходство с пейзажами центра Аргентины (Мендоса, Сан-Рафаэль, Атуэль). Нурекская ГЭС супер! Памирский тракт великолепен!
Anna_08
Это хорошо, что сбылось! Поездка не из рядовых
albygan
Впервые туризм был прежде всего ностальгически-сравнительный...
Anna_08
Такие путешествия тоже иногда нужны, главное, - чтобы не было разочарования
albygan
Да, как раз разочарований опасался больше всего. И по второму месту - Московскому они были в полной мере.
onegina17
Про «очей очарованье» я повторю - запросто и без подсказок. Пушкин наше все!
Хорошее путешествие! И хорошо, что «все сбылося»!!!
natchen
Экономика у них примерно такая — дизтопливо и бензин 95 стоят в пределах от 8,10 до 8,50 (это в Хороге)
Альберт, вот это раскладка по рентабельности...)).
Места удивительные по своей красоте! Было интересно почитать, что нового, и как было раньше.
albygan
natchen писала 12 ноября 2018 г. 11:00
раскладка по рентабельности...)
не включает в себя расходы на содержание и главное накопление на новую машину. Не очень-то им, водителям, просто зарабатывается. А не дай бог заболеть, устать, уснуть...
Спасибо, старался показать как можно больше.
Galina_Gorshenina
Альберт, спасибо! Будто бальзам на душу полил! )) Дорогие сердцу края!
1. В Нурекском море купалась. Бодрая там водичка!! И еще была на самой плотине!!! Воспоминания мощи и крутизны из далекого 1982 года до сих пор живы!
2. На МАЗе я впервые по Памирскому тракту проехала в 1981 – везли дизель геологам в партию. Ехали из Душанбе до Мургаба. На перевалах машина «кипела», останавливались, остывали, ползли дальше. Чума, а не виды были! И водитель Асатбек вел машину настолько осторожно, что даже мне – девчоночке совсем тогда – казалось это даже избыточным. А Асатбек говорит: если бы ты знала, сколько моих друзей ТАМ, внизу лежит, ты бы так не говорила. У него 8 детей к тому времени было, он сильно дорожил своей жизнью!
3. Про заход на посадку в Хороге легенды сложены! В читаемой сейчас книжке про Памир тоже очень впечатляюще написано – как самолеты в этом коридоре чуть не крыльями цепляют горы.
albygan
Ну, насчет купания в Нуреке уже даже не удивляюсь Это для тебя нормально.
Атабека очень даже понимаю, потому и отмечаю в рассказе, что ЗиЛ все-таки был более надежен на высоте, хотя в ТТХ у него указано, что эксплуатируется на высотах в пределах 3000 м, а по жизни и до почти 5000 он забирался.
Я вот так не раз и не два через Рушанские ворота летал. Именно так:
Galina_Gorshenina писала 12 ноября 2018 г. 11:26
самолеты в этом коридоре чуть не крыльями цепляют горы

подтверждаю!
А когда жену с ребенком вывозил, так вообще на вертолете и в сплошной облачности, это было что-то с чем-то...
Galina_Gorshenina
МАЗы и ГАЗы в основном в 80-х использовались. на ГАЗ- 66 я уезжала с Памира.
А Голубое озеро видел?
catys
Лось - вообще замечательное животное! Все-то ему удается!
Альберт, ну я тем, кто решается на такие подвиги, сразу готова нимбы выдавать! Потому как сама ленивая и неспособная
Ирина тут Аргентину вспомнила, а у меня воспоминания поближе - напомнило, как я в свое время на юго-восток Турции ездила. Особенно Нурекское водохранилище - ну один в один водохранилище Ататюрка на Евфрате!
Эмоции понимаю... такие места необычные надолго в память врезаются )
albygan
А тебе всё Франции и Парижи подавай
Наверное водохранилища в горах похожи друг на друга...
Скорее необычные обстоятельства добавляют необычности в необычных местах. Мне так кажется
catys
albygan писал 12 ноября 2018 г. 15:11
А тебе всё Франции и Парижи подавай
ну что поделать, есть за мной грешок, люблю я все красивенькое!
albygan писал 12 ноября 2018 г. 15:11
Скорее необычные обстоятельства добавляют необычности в необычных местах
да уж да, там необычности во всем хоть отбавляй! Пейзажи временами такие, что мороз по коже ))
albygan
В общем, Катя, пора подумать о пампасах и тебе Чтобы надежнее прочувствовать
marysar
Здравствуй, Альберт!
Поздравляю тебя! Ты освоил новый вид туризма!!! Сравнительно-оздоровительный! Трудно представить, что ты пережил!?
Фоты красивые! У тебя новый фотик?
albygan
Привет, Марина.
Поездка конечно сравнительная, факт, насчёт оздоровительности не очень то получается. Хотя если говорить, что позитивные эмоции добавляют здоровья, то получается ты права.
Не фотик новый, программа-редактор новая
pervuhinsergey1961
От всех воспоминаний осталась парочка фотографий 1982 года с дальней комплексной практики.
pervuhinsergey1961
вверху Кушка, внизу какая-то чайхана...
albygan
Вверху коварно выдал военную тайну
В общем, похоже, ты понимаешь что такое та самая ностальгия
NataliaC
Не передать, короче, свои ощущения.
-можно только попытаться представить, Альберт!
людей с оружием практически и не видно, не то, что в мои времена.
-это очень важно для местного населения.
переслал эти картинки всем своим коллегам-сослуживцам
-а кто-нибудь еще ездил туда, в прошлое?
дорожное полотно очень быстро перестает напоминать автомобильную дорогу и превращается в горную тропу,
-из-за оползней, так и в Грузии, после границы.
albygan
Спасибо, Наташа. Действительно, поездка была вообще ни на одну не похожая.
А сослуживцы ждали репортажей, поскольку много лет отдали тем местам и много лет там не были. Российские пограничники вышли оттуда в 2001 году.
NataliaC
albygan писал 12 ноября 2018 г. 15:19
А сослуживцы ждали репортажей, поскольку много лет отдали тем местам и много лет там не были.
-представляю! Короче-ты герой!
sbasman
Поездка экстремальная! Крепкие нервы нужны ездить по таким дорогам, но виды искупают все неудобства.
albygan
Всё терпимо той на дороге. Искупают неудобства эмоции от воспоминаний. Реально смотрел не на неё
AMour
Поздравляю тебя, ведь это ещё и путешествие в твою молодость...
albygan
Спасибо! Тут ты прав полностью...
Vesnuschka2016
Да, Альберт, прочитали твои эпопеи!
Одна эмоция - встреча с юностью, которая оказалась сильнее другой - неуверенностью, что не получится..,
Так держать
albygan
Неуверенность была скорее в том буду ли разочарован или нет. А то, что всё получится не сомневался.
Спасибо!
acvazul-v2010
"И еще на противоположном берегу Пянджа, благодаря их вложениям появились не только свеженькие постройки подразделений пограничной стражи, а также школы, автомобильные дороги, плюс электричество."

Ну вот! А нам первый канал все уши прожужжал будто душманы нас (шурави) вспоминают теперь с ностальгией, добрым словом. Будто только мы благодетели до войны там всё строили и развивали. Как всегда первыйканал привирает


Вспомнил благодаря тебе павловскую реформу. Помню как папа в колхозе в ДК пару дней в очереди стоял поменять купюры. Толкотня и ругань была. Как это все было....по советски (русски) через одно место организовано
albygan
Афганцы на самом деле
acvazul-v2010 писал 12 ноября 2018 г. 20:17
нас (шурави) вспоминают теперь с ностальгией, добрым словом
в этом смог лично не раз убедиться причем в самых разных странах.
Кстати, первый канал не смотрю
Хорошо, когда было что менять и зачем стоять в очереди. А если особо нечего было?
Запись с ответом была удалена.
Chedty
Странно как много здесь людей у которых прошлое связано с Памиром. Видимо важное место. Вот и у меня накатило. Машина с трудом в гору прет. Я на машине сижу совсем маленький, на куче барахла, а родители пешком за ней идут, дурачатся орут что то, молодые совсем. Горы вокруг снегом покрытые... Экспедиция...)
albygan
Место важное, что и говорить
Вспомнил анекдот про чукчу, рассказывающего что такое экспедиция
Как люблю я такие вот снимки. Смотрю на лица, одежду... Интересно.
Да и легендарный ГАЗ-51 вспоминаю, говорят немало идей наши со "Студебеккера" взяли.
Спасибо!
valerovna
Даа, пейзажи там, конечно, невероятные. И дороги сложные)
albygan
Вот попытался показать, что увидел: и дороги, и виды...
Tatiana_Dudarenko
Путешествие, словно на машине времени. Альберт, рада за тебя, что все удалось и в организационном, и эмоциональном плане.
sonnenschein
Вот и хорошо, что сбылося! Горы необыкновенные, а дороги
albygan
И такие дороги стоит увидеть.
vibas
Альберт, молодец, что приехал в родные места! Всегда интересно было взглянуть, как выглядят сейчас места твоего туристеровского хита - "Особенности национального туризма"!
albygan
Спасибо!
Ну, вот надеюсь что-то увидеть и удалось.
sany4
Молодчина, Альберт! За твое сбыЛОСЯ!
Nomad
Альберт, очень здорово! И воспоминания, и сравнения.... Интересно!
mamka
Люблю горы!! Но не идти в них, а ехать))) интересно, познавательно. Одним словом, зачетный трип, боец
Мой сокурсник все время приглашает в мае в Ош, пожить в горах и пить только свежее кобылье молоко) пока не решилась, но зарекаться не буду... ведь в Бишкек к нему в гости я уже сгоняла))
Он даже не верил сначала, сказал, что обещали приехать многие, а приехала я одна))) на что я всем отвечаю:-« Прежде, чем звать меня в гости, хорошо подумайте, ведь я рано или поздно, но обязательно приеду»
albygan
Ош интересный городок. Был. Для меня четверть века назад, но думаю, живописные окрестности мало изменились, ехать можно, надеюсь.
Ещё утверждают, билеты туда или в Бишкек существенно дешевле, чем куда угодно в Таджикистан, мол, в Хорог так тоже заехать дешевле. Однако надо не забывать про разрешение на въезд от таджикских властей.
Кстати, мой хорогский товарищ точно также до конца не верил, что приеду, с той же фразой - обещали приехать многие...
Хорошей поездки, если соберешься.
mamka
Мне многие говорили, зачем ехать в Киргизию? Что там делать?
Мне везде интересно!! Ну почти
Но Киргизия мне понравилась!! Иссык-Куль, горы, а люди!! Очень приветливые и гостеприимные!!
albygan
Не раз слышал такое мнение о Киргизии. Жена там была, вернулась с похожим взглядом. Дай бог!
o_zhuravel
К вопросу о ностальгии)). Фото из Душанбинской газеты за 1991 год. Мой однокашник засветился в рекламе)). Подпись на фото " На память о свадьбе в Душанбе. КСАПО 1991г."
albygan
Разве ж это солдат? Без головного убора, ремень офицерский
А ностальгия штука такая, надо к ней с уважением.
О Душанбе ещё расскажу, да и твой рассказ надо вновь глянуть.
Спасибо, товарищ!
o_zhuravel
Перечитай. По другому взглянешь, после своей поездки на мои впечатления.
o_zhuravel
Кстати, я думаю, что на фото как раз и задумывался офицер, который призывает солдата застраховаться . Сашка тогда лейтенантом был, а может уже старлеем.
albygan
Офицер не призывает, а даёт команду
Кстати, забыл сказать-за ЛОСЯ!
Yurijvar
Очень интересное ностальгическое путешествие! Всегда приятно вернуться в места, где были какие-знаковые события своей жизни. И особенно - в молодости. А что за трагические события были на одной из застав 13 июля 1993 года?
albygan
Спасибо, Юрий.
Тогда была атакована 12-я застава Московского погранотряда и практически полностью уничтожена. Это были таджикские и афганские боевики.
victor_tallinn
После боя тогда один из выживших пограничников сказал несколько слов для телевидения. Те кадры потом показали спустя много лет... увы, в связи с печальным поводом - после трагедии Беслана. Тот бывший пограничник в составе спецназа освобождал заложников в школе... погиб, к сожалению... Настоящий герой.
Svet-lanka
Горные пейзажи впечатляют! Оказывается, есть жизнь в Таджикистане, и улучшения.
Olegka
Поздравляю, Альберт, что смогЛОСЯ!)
Мечты должны сбываться, особенно если они овеяны хорошей толикой ностальгии...
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.