albygan
Альберт Пользователь — был сегодня 15:23

Сбылося... Поездка из Душанбе в Хорог и обратно.

11 ноября 22:50 Хорог — Таджикистан Октябрь 2018
75 60

«Ну, за ЛОСЯ! Штоб жилоЛОСЯ, сбыЛОСЯ, а главное обошЛОСЯ!» — говаривал бывало Михал Иваныч, наш начальник, глубоко уважаемый нашей молодой наивной братией, перед тем как аккуратно выдохнуть и уронить вглубь могучего организма стаканчик с прозрачным чаем. Он вообще был неутомляем — сутки на ногах, наравне со всеми, нам — команду спать, а сам еще побродит, бдительно оберегая наш покой и хоть бы хны, как ни в чем не бывало…

Так что сбылося, дорогой Михал Иваныч!

15

И даже всё нормально обошлося…

Прежде всего, обязательно хочу напомнить, что для поездки иностранцев в отдельные регионы Таджикистана, в которых установлена пограничная зона (ГБАО, Горно-Бадахшанская автономная область, полностью входит в эту зону), необходимо получить специальное разрешение в подразделениях ОВИР МВД РТ. Полагаю, дал достаточно информации в предыдущем рассказе «Хуш омадед…»

Здесь, в Таджикистане я за руль сам не садился, хотя мысли такие были. Пожалуй и слава богу, пусть мне в целом и грех жаловаться на собственные водительские навыки…

Итак. Сбор автомобилей и пассажиров жаждущих попасть на Памир и прежде всего в Хорог, как сообщал, происходит в Душанбе на территории автоколонны № 2927, въезд с улицы Ахмада Дониша между 15 и 17 домами. К открытию в 7.00, а может даже и раньше, имеет смысл приезжать прежде всего тем, у кого нет контактов с водителями (готов поделиться, они сами просили об этом), чтобы заранее договориться о своей поездке, особенно если вас несколько человек.

1 / 2
 
Автоколонна 2927 в г. Душанбе в 7.00

Стоимость проезда в конце октября 2018 года — 300 сомони, это чуть больше 30 долларов США. Машины, используемые в качестве коллективного такси до 7 пассажиров, в основном «Тойота Лэнд Крузер» различного возраста, но в среднем до 20 лет, бывает и больше.

1 / 3
 

Значительно реже, но встречаются и такие микроавтобусы

прежде всего корейского производства.

Тут надо понимать, сами водители в основном и владельцы этих машин. Это их хлеб, машина — кормилец семьи, поэтому содержат они их в достойном и исправном состоянии. На маршрут коники выходят чистыми и прибранными. Учитывая состояние дорог, пользуются совсем недешевыми шинами, которые тем не менее приходится менять в промежутке 30–40 тыс. км, тормозные колодки рассчитывают максимум на пробег до 15 тыс.км, а резинки подвески служат 4–5 поездок не более. Всё очень логично, да и в живых остаться и им самим как-то хочется подольше, не только пассажирам.

Экономика у них примерно такая — дизтопливо и бензин 95 стоят в пределах от 8,10 до 8,50 (это в Хороге), «Крузаки» в основном дизельные, расход как ни крути 10–12 л на 100 км, больше 4–5 поездок (туда и обратно соответственно) в месяц не получается. Редко кто из молодых выходит на 5–7. Нелегкий это труд. А стоимость 20-ти летнего джипа как ни крути 12–15 тыс американских…

Эта информация, понятное дело, основана на беседах с самим водителями. В общем, я доверился им безоговорочно. Правда и деться особо некуда, авиатранспорт я сразу исключил.

3
Самолеты все-таки в Хорог летают. Правда этот - частный, фонда Агахана

Время в пути — не менее 12–14 часов, не стоит обольщаться насчет всего-то 600 км расстояния между Душанбе и Хорогом.

2
Указатель на выезде из Хорога. Казалось бы разве это расстояния?

Дорога непростая и я ниже постараюсь насколько возможно подробно рассказать о ней.

В путь, друзья!

В прошлом, как легко убедиться по приведенной карте, дорога на Памир шла через Обигарм, далее на Тавильдару, где находился самый высокий на ней перевал Хабурабад (около 4000 м) и далее к Калай-Хумбу (здесь и дальше названия населенных пунктов буду писать в более привычном для меня варианте). Оттуда вдоль пограничного Пянджа вплоть до Хорога. Уже потом хоть в высокогорный Мургаб и киргизский Ош (вот эта дорога и есть настоящий «Памирский тракт»), хоть на юг в Ишкашим.

1
Калай-Хумб. Прямо - на Тавильдору, через перевал, закрытый на полгода, налево - на Шурабад-Куляб.

Тот самый перевал в районе Тавильдоры, был, к сожалению, самым слабым звеном для движения автотранспорта на Памир. В ноябре традиционно его засыпало снегом и так до самого апреля посуху с таджикской стороны (от Душанбе) Памир был закрыт полгода. Во времена СССР снабжение в зимний период осуществлялось во вспомогательном варианте и через Ош по круглогодичному, не смотря на высоты, Памирскому тракту, но не системно, поскольку расходы на этот маршрут все-таки значительно выше. Зато в период апрель—ноябрь по дороге шли и шли машины, чтобы ГБАО не испытывало проблем с запасами вплоть до конца следующей весны. Ну, а пассажиры в Хорог в основном летали на самолетах Як-40.

Для перевозок грузов в большинстве случаев использовались бензиновые ЗиЛ-130 и машин этих требовалось немало. Только он, неприхотливый и надежный, тогда мог трудится не покладая колес и бортов своих в тех краях. Он нормально чувствовал себя на высоте, в отличие от дизельного КамАЗа тех лет, правда, предельного грузоподъемность у него была всего-то 6 тонн, и расход около 26–28 л бензина на 100 км.

1
Явно уже брошенный, трудяга советский ЗиЛ-130 в Хороге

Понятно, что в независимом Таджикистане такая ситуация грозила определенными осложнениями, тем более еще в конце 80-х годов, во времена СССР уже была намечена более удобная дорога на Памир. Так что о создании постоянного пути на Памир в Душанбе задумались практически сразу, но возможности длительное время были ограничены.

В общем, давайте я лучше по порядку.

В настоящее время основная дорога из Душанбе в Хорог начинается по трассе А385, ведущей на Куляб, до которого чуть больше 200 км, когда-то центра одноименной области Таджикской ССР. Ныне Куляб разжалован до статуса города областного подчинения в Хатлонской области, которую поставлен возглавлять Курган-Тюбе. Дорога на этом участке, протяженностью чуть более 200 км достаточно неплохая,

5
Дангаринский район

с нормальным покрытием, в большинстве случаев с наличием асфальтированной обочины, практически без ям, заплат и выбоин. Самое выдающееся место здесь, без преувеличения — водохранилище Нурекской ГЭС, наследия СССР, имеющего для суверенного Таджикистана огромное значение.

19
Вид на Нурекское водохранилище

Советую найти вариант здесь приостановиться и посмотреть на окружающие живописные красоты. Правда, с утра возможности съемки из-за положения солнца несколько ограничены, но, заверяю вас, на обратном пути из Хорога вы будете проезжать здесь уже по темноте так что другого шанса, кроме специальной поездки сюда, у вас не будет.

Где-то примерно в этих краях начинается и следующая дорожная реальность

Милитсия бдит... ГАИ, оно и в Африке ГАИ.

— ага, ребята с палочками. Только у них они не полосатые, бело-черные, а красные, чуть покороче и светящиеся в темноте. В Душанбе гаишников даже днем немерено, а по вечерам-ночам вообще стоят через каждые 200–300 метров. На трассе пореже, но ведь и дорог-то в Таджикистане не так уж и много. Иногда бдят и в скрытном режиме.

Разговор нашего водителя с гаёвыми

Остановка на самом деле означает только одно: «Позолоти ручку!». Водитель вздыхал, отщипывал из кармана купюрки поменьше и безропотно брел «пообщаться». «Так у нас принято» — говорит. Тонкое ли дело Восток или толстое, тут уж на усмотрение каждого. Это я к тому, что машину с чужими номерами, российскими, например, запросто могут и пропустить без потерь, постесняются остановить, мало ли, вдруг зафиксирует и нажалуется, но и точно также запросто может оказаться, что тормознут и стребуют больше чем с местных, под предлогом страшной кары за мелкое нарушение ими самими же и выдуманными. Не угадаешь. Это системно и обыденно, даже на пограничном посту при въезде в пресловутую пограничную зону перед Шурабадом, вот здесь (понятное дело, ближе не снимал)

7
Блок-пост на дороге после Куляба. Сначала пограничники, затем такой же пост уже милиции. Точнее - "милитсии"

я сам видел, как солдат-пограничник без стеснения и не скрываясь ни разу, принял мзду от дальнобойщика. Видимо «за державу» ему совсем не обидно…

Ну и завершая немелодичную тему проверок на дорогах, отмечу — отдельно пасущихся «милитсионеров» на дороге больше нигде не увидел, а постов по пути в Хорог было штук 5 минимум.

11
Впереди еще один блок-пост. Ванч.

Чаще всего, остановившись на посту, водитель сам брал мой паспорт с разрешением и брел с ним к проверяющим, но бывало, что и они, те самые проверяющие, проявляя служебное рвение, заглядывали-таки в салон машины, а однажды у меня сгоряча даже спросили о наличии визы. Просто вспомнил, что в некоторых отзывах на просторах интернета мелькало мнение о возможности проскочить без пропуска. Очень сомневаюсь, что такое получится, разве что автостопом в грузовиках с безбашенным водилой… Не рекомендую пробовать.

Про Куляб,

Въезд в Куляб

постараюсь рассказать еще отдельно, своеобразный город, во времена СССР там даже пединститут имелся. Для меня в этой поездке на обратном пути из Хорога, он стал важным пунктом для заезда в Московский — городка, где вырос и учился в школе.

Обратите внимание на фотографию ниже

Куляб. Наглядная агитация!

Во как! Это, думаю, тоже из наследия СССР…

В Кулябе на площадке гостиницы с названием конечно же «Памир»

1
Гостиница "Памир" в Кулябе. Точнее - "Мехмонхона Помир". Основной пункт остановки и перекуса памирских водителей.

большинством водителей делается короткая санитарно-перекусочная остановка, треть путь, наиболее комфортная, пройдена. Уже на выезде из города дорожная обстановка начинает меняться

1 / 3
Сразу после Куляба

Вставил фотографии этого участка дороги в виде слайдов, кстати, последовательных, только по причине ограничения правилами их количества в рассказе. Я ж запечатлел в избытке чувств чуть ли не каждый километр пути:))) Соседи, слава богу, не жаловались на непрерывный звук затвора. Мы перезнакомились очень быстро и они в духе той доброжелательности, описанной опять-таки в предыдущей серии, относились ко мне с глубоким пониманием, надо отдать должное.

Что говорить, несколько изменилось и ширина дорожного полотна. Плюс трасса ощутимо пошла в высоту. Это плоскогорье, плато и вокруг нет высоких гор или обрывов. Нас ждал Шурабад

2
Арки на въезде в каждый район. Эта - в Шурабадский
1
А вот и Шурабад, Там вдалеке блок-пост, где проверяют въезд в погранзону.

и перевал, фактически самое высокое место трассы. Высота его в пределах 2500 м, перевалом-то в полном смысле его назвать сложно, да и высота слабенькая, учитывая, что Хорог в основном расположен над уровнем моря в 2350 м, а его ботанический сад еще на 300–400 м выше, молчу про Мургаб или там Зоркуль… Тем не менее, после него начинается бодрый спуск в Иолскую долину и к пограничному Пянжду. Примерно отсюда только и начинается свежепостроенное китайцами шоссе, с достойным покрытием, правда, всего двухполосное, которое тянется аж почти до Калай-Хумба. Так вот, дорога тут до Иола существовала и в совсем незапамятные советские времена. В Шурабаде, как-никак районный центр, стояла пограничная комендатура Московского погранотряда, а в долине — населенные пункты и заставы, связь с которыми поддерживалась только по ней.

10
Иол. Новая застава, хотя пока в большинстве своем остались старые, еще советские.

Кстати, та самая 12-я пограничная застава, погибшая в неравном бою 13 июля 1993 года, это как раз здесь, если спустившись с Шурабада уйти направо, в южном направлении. Я сам в этих краях был лишь однажды, коротким наскоком и на вертолете, а вот отцу довелось сюда ездить часто на протяжении почти 10 лет службы в Московском. Понятное дело, мне было очень интересно. Появились новые здания застав, похорошели кишлаки, ничего не скажешь.

Возвращаясь к теме установления круглогодичной связи с Памиром остального Таджикистана, отмечу, что именно отсюда, уже от кишлака Шагон и далее на север вплоть до 2000-х годов автомобильной дороги практически не было. Была горная тропа, которую использовали пастухи, охотники, ну и пограничники естественно. Я сам хаживал этой тропой, места вокруг были дикие-дикие, одни архары вокруг, косули, лисы, кабаны, да и медведи встречались, можно сказать совершенно непуганные. А на афганском берегу местные жители мыли золотишко. Еще в советском Таджикистане было сделано всё необходимое для постройки полноценной трассы, а с памирской стороны уже даже начались работы. Жизнь в лихие 90-е внесла свои коррективы, в нулевые работы то возобновлялись, то останавливались, в зависимости от того как решались вопросы с финансированием, ну и вот совсем недавно, как поясняют, буквально с 2016–17 годов путь к Калай-Хумбу приобрел вполне приличный вид.

1 / 5
Участок дороги совсем недавно возведенный китайцами

Со слов водителей, трасса тут делится на три заметных участках: упомянул про китайский, который по их мнению прослужит недолго, мол, уже есть проблемы, второй, ближе к Дарвазу, относящемуся уже к Памиру — иранский, вполне, по их словам добротный и последний, на территории бывшего Калай-Хумбского, ныне Дарвазского района ГБАО — турецкий, сделанный наиболее качественно.

В отдельных местах тут, конечно, есть такое,

1 / 3
 
Основная причина повреждения покрытия дорог - камнепады и сели.

что поделать, горы это горы.

Не готов комментировать мнение водителей о состоянии дороги, я-то смотрел на другое:))) Сюда, например,

7
С нашей стороны два рыбака на берегу Пянджа. Ой, сторона-то таджикская:)))

Рыбаки удивили! В те времена это было невозможно абсолютно. Здесь, вот с самого начала Дарваза, где памятные мне кишлаки — Зигар, Рогак, Нульванд, я пешком прошелся не раз и не два во всех направлениях, даже и теперь узнавал каждый изгиб реки…

Тут, как раз и встречался с запомнившимся мне на всю жизнь уважаемым ветераном — Тураджон-ака, о чем рассказал в свое время — «Насальника», говоришь… Да, достойный был человек, но уже тогда ему было глубоко за 70, к тому же никакой возможности остановиться…

Не передать, короче, свои ощущения.

1 / 2
 
В этом вопросе - никаких изменений

Ох, уж эти неизменные картины. Коровы там днем гуляют сами по себе, а вечером дисциплинировано возвращаются домой. Правда, сейчас их стало явно больше. Не поверите, видел тогда как они спокойно закусывали картонными коробками, а что, травы там или лугов достаточно мало. Жизнь заставляет их и по горам лазить ни чуть не хуже горных козлов или ветки с деревьев срывать задирая шею как у жирафа. Вспоминаю фильм «Особенности национальной рыбалки», когда корову в бомболюк запихнули: «Жить захочешь — не так раскорячишься!»

Высматривал афганский берег, несомненно.

3
Ковры надо беречь!

Если эта картинка достаточно привычна, впрочем как и на нашей стороне, ой, простите, это я по привычке, правильно — на таджикской,

1

то общее количество изменений на той стороне куда более заметней.

Насколько понял, в период натовской операции в Афганистане, провинция Бадахшан была отнесена к зоне ответственности немецкого бундесвера. Вроде бы как в провинциальном центре даже расквартирован их батальон, а может и бригада. Не суть важно, главное, что немцы каким-то образом в целом навели порядок в этом регионе, в приграничье таджикского Памира уже достаточно спокойно, вооруженные группировки талибов (моджахедов, душманов, да хоть басмачей, можно их называть как угодно) поутихли, людей с оружием практически и не видно, не то, что в мои времена. И еще на противоположном берегу Пянджа, благодаря их вложениям появились не только свеженькие постройки подразделений пограничной стражи, а также школы, автомобильные дороги, плюс электричество

Линии электропередачи перекинуты на афганский берег

вместе со спутниковыми антеннами. Вот это действительно прогресс так прогресс!

1 / 4
 
Многоэтажка в афганском кишлаке

Справедливости ради, изменения в Калай-Хумбе, когда-то глубоко зачуханом (простите, но по-другому не скажешь!) небольшом, грязном городишке, с парочкой магазинов и даже толком без базарчика, где располагалась наша комендатура,

1 / 2
 
Только ворота и удалось увидеть в когда-то нашу пограничную комендатуру в Калай-Хумбе
(куда меня так и не пустили, как ни просился, впрочем и в Хороге тоже, ну, изверги, а!), произвели, можно сказать глубочайшее впечатление.

1 / 7
Калай-Хумб не узнать.

Это вообще невообразимо себе представить. А когда переслал эти картинки всем своим коллегам-сослуживцам, они просто произвели фурор

1 / 6
 
Памятник в Калай-Хумбе, хотя правильно, наверное, сказать - монумент:)))

Четырехзвездный отель!!! Супермаркет, торговый центр… Памятники и монументы…

И вот эта площадь

1 / 4
 

Нуууу… Нет слов… Одни междометия… Даже Минск на этом фоне отдыхает, в плане масштабности изменений.

Разве что немного успокоилась душа когда увидел вот это

1
Старая заправка, ныне не действующая, единственная в Калай-Хумбе в советские времена

«Ха-ха, не стоит выёживаться, ребята» — злорадно подумалось мне тогда — «Вам есть-таки еще над чем работать!»:))) Вспомнил, как начальник этой заправки, ох и важный дядя для местных, после приснопамятной павловской реформы по обмену 50–100 рублевых советских купюр, горестно вздыхал, что у него пропало больше 50 000 (!!!) рублей. Разве что ими вместо обоев стены оклеивать. Обои, кстати, в большом дефиците тогда были.

Дальше идет изгиб дороги и передо мной вдруг открывается афганский уездный центр Нусай, да-да, тот самый, где состоялась мое первое заграничное путешествие:)))

«Особенности национального туризма…»

«с посещением древней глинобитной крепости». Вот она нынче какая

1 / 4
 
Глинобитная крепость, стоящая здесь с незапамятных времен. Нусай.

К тому же там появился мост на месте нашей тросовой переправы.

Немного отвлекаясь замечу, что примерно в районе Калай-Хумба при движении из Душанбе в Хорог еще достаточно светло, а во время возвращения обратно уже начинает темнеть, ущелье все-таки, вокруг высокие горы, по фотографиям заметно, что сделаны они в разное время суток. В районе Ванча, когда до Хорога остается меньше 150 км стемнело окончательно, естественно фотографии в тех местах сделаны уже на пути из Хорога в Душанбе…

После Калай-Хумба было еще одно памятное мне место, чуть подробнее описанное мной когда-то здесь, узнал его тоже. Ну, а сразу за ним дорожное полотно очень быстро перестает напоминать автомобильную дорогу и превращается в горную тропу, просто пошире обычной,

5
Дорога слегка сузилась...

на которой может поместиться автомобиль, порой даже и грузовик, а при некотором старании и в каждом направлении.

1 / 4
 
Служба есть служба. Ничего не изменилось.

Они даже как-то умудряются расходится! По словам водителя преимущество не только у того, кто тянется ввысь, в смысле в верх, но и у того, кто ближе к обрыву. Логично.

Впрочем и в советские времена, когда за дорогой следили повнимательней и средства на это выделялись решением Москвы, из-за особенностей рельефа местности тут постоянно хватало и завалов, и размытостей. Правда асфальт все-таки скорее был чем наоборот.

Не сказать, что здесь было интенсивное движение, тем не менее транспорт встречался самый разнообразный, от большегрузов с прицепами, до небольших легковушек и даже совсем неожиданных велосипедов

2
Даже и на велосипедах по таким дорогам

А вот этот бусик, где-то между Кевроном и Даштаком был на немецких номерах

3
Хотите - верьте, хотите - нет, на этом микроавтобусе действующие немецкие номера!!!

даже с наклейкой ТЮФа, уж и не знаю что сказать по поводу того откуда он взялся. Приехал!

2
Вечереет, впереди Ванч

Вечерело, соответственно темнело и сказывалась общая усталость. На обратном пути как-то было легче, вполне может и потому, что за плечами была всего лишь четверть пути и не самая сложная. Как мне кажется, это и есть самый непростой участок пути и тянется он практически от Калай-Хумбы до поворота на Ванч. По пути в Хорог я ждал и не мог дождаться когда же мы наконец его преодолеем.

Перед самым Ванчем начинается более приличная дорога, которую значительно легче назвать автомобильной. Ущелье существенно расширяется, за спиной у нас уже три четверти пути. Вот здесь и стемнело. Повторюсь, с погодой мне исключительно повезло, в качестве бонуса природа добавила еще и полнолуние. Луна фактически выполняла роль прожектора, сказывалось и высокогорье, и отсутствие искуственного света, и даже в чем-то отражение лунного света от заснеженных вершин. Неповторимая картина!

С афганской стороны тут расположен широко известный в узких кругах кишлак Джомарджи-Боло, один из центров исмаилитов на Памире, причем по обе стороны границы.

15
Мост между Таджикистаном и Афганистаном в районе Ванча. С афганской стороны к. Джомарджи-Боло

Совершенно естественно, что мост через Пяндж появился и здесь. Мне эти места хорошо знакомы еще и тем, что как-то довелось тут принять водные процедуры перед Новым годом. Зима на Памире штука суровая, температура под -30 — 40 явление обычное, к тому же и с ветерком. Развести огонь, поехать куда-то погреться не получалось. Бутылка местной водки, всё-таки явно из опилок, загустела и глубокого влияния на организм не произвела. В общем, в направлении туда, а потом обратно было что вспомнить.

Дальше мы движимся через несколько кишлаков по направлению к еще одному районному центру — Рушану. Дорога здесь по сравнению с предыдущим участком становится получше, по мнению опять-таки водителя, асфальт остался еще с советстких времен.

1 / 3
Вполне привычный вид в советские времена. Никаких изменений

Не знаю, спорить не буду, хотя дорожных рабочих, обслуживающих дорогу, видел именно в пределах Рушанского и Шугнанского (Хорог) районов. Больше нигде.

Численность населения самого Рушана чуть больше 4 тыс. человек, скорее большое село, в районе проживает около 24 тыс.

1 / 4
 
Рушан.

Однако известен он в первую очередь тем, что здесь горы над Пянджем как с таджикской, так и с афганской стороны сужаясь создают так называемые «Рушанские ворота». До Хорога остается в пределах 60 км и самолеты начинали снижение перед заходом на посадку, проходя в очень заметной близости от скал.

3
Архивный кадр! Вот так летал советский Як-40 в Хорог

Как отмечал ранее, воздушная трасса на Памир относится к одной из самых сложных в мире.

Во вторую очередь Рушан известен наличием совсем не глинобитной, а каменной крепости Калайи-Вамар, возведенной ыв неведомые времена. Здесь обнаружил интересный рассказ о Рушане. Со стороны дороги она не видна, если есть желание ее увидеть надо пройти ближе к берегу реки.

Где-то между Пасткуфом и Рушаном, понятное дело, уже когда ехал в обратном направлении, увидели такой пейзаж

16
Унылая пора, очей очарование...

и внезапно одна из женщин-пассажирок вдруг продекламировала» Унылая пора, очей очарование…», которое знают, наверное, все, но она не остановилась, а продолжила и дальше: " Приятна мне твоя прощальная пора…», не забыла и про «свежеее дыханье», «первые морозы"и «зимы угрозы»… Кто без подсказки прямо сейчас повторит? Я не смог…

Вот собственно говоря и вся дорога.

Как отмечал в предыдущем рассказе, сбор автомобилей и водителей соответственно, выезжающих на Душанбе совсем недавно стал проводится на площадке за аэропортом, прямо напротив заправки

1 / 4
 

Из города туда идут маршрутки.

Отдельным пунктом отмечу, что количество застав таджикских погранвойск увеличилось по сравнению с советскими.

2
Таджикский пограничный знак. Просто перекрашен советский и снят герб СССР с фронтальной части, а таджикский не установлен. Видел собственными глазами.

Мосты добавили необходимость службы не только на «зеленой» границе, но и на пунктах пропуска.

1 / 5
 
Вместо Уазика Джип у пограничников. Правда, злые языки на Памире говорят, что перехватили их у натовцев в Афганистане в качестве презента...

Впрочем, это давно уже меня не касается…

Вся поездка, причем туда и обратно, прошла, как показалось, достаточно непринужденно, без глубокой усталости, возможно это очень субъективный момент.

Желаю каждому кто туда соберется увидеть как можно больше и набраться впечатлений на длительный срок. Знаю точно, всё что можно увидеть на этой трассе — это в лучшем случае сотая часть того, что можно увидеть на Памире.

Хороших путешествий, друзья!

12
Рушанский район

Комментарии

tinka61
+1
12 ноября 10:34
Удивительное дело, нашла большое сходство с пейзажами центра Аргентины (Мендоса, Сан-Рафаэль, Атуэль). Нурекская ГЭС супер! Памирский тракт великолепен!
albygan
+1
12 ноября 11:02
Ага, значит я имею представление и о центре Аргентины!
tinka61
+1
12 ноября 11:24
Да, очень даже!
Anna_08
+1
12 ноября 10:43
Это хорошо, что сбылось! Поездка не из рядовых
albygan
+1
12 ноября 11:02
Впервые туризм был прежде всего ностальгически-сравнительный...
Anna_08
+1
12 ноября 11:04
Такие путешествия тоже иногда нужны, главное, - чтобы не было разочарования
albygan
+1
12 ноября 11:06
Да, как раз разочарований опасался больше всего. И по второму месту - Московскому они были в полной мере.
onegina17
+1
12 ноября 10:58
Про «очей очарованье» я повторю - запросто и без подсказок. Пушкин наше все!
Хорошее путешествие! И хорошо, что «все сбылося»!!!
albygan
+1
12 ноября 11:03
А я вот не смог
Спасибо!
natchen
+1
12 ноября 11:00
Экономика у них примерно такая — дизтопливо и бензин 95 стоят в пределах от 8,10 до 8,50 (это в Хороге)
Альберт, вот это раскладка по рентабельности...)).
Места удивительные по своей красоте! Было интересно почитать, что нового, и как было раньше.
albygan
+1
12 ноября 11:05
natchen писала 12 ноября 11:00
раскладка по рентабельности...)
не включает в себя расходы на содержание и главное накопление на новую машину. Не очень-то им, водителям, просто зарабатывается. А не дай бог заболеть, устать, уснуть...
Спасибо, старался показать как можно больше.
Galina_Gorshenina
+1
12 ноября 11:26
Альберт, спасибо! Будто бальзам на душу полил! )) Дорогие сердцу края!
1. В Нурекском море купалась. Бодрая там водичка!! И еще была на самой плотине!!! Воспоминания мощи и крутизны из далекого 1982 года до сих пор живы!
2. На МАЗе я впервые по Памирскому тракту проехала в 1981 – везли дизель геологам в партию. Ехали из Душанбе до Мургаба. На перевалах машина «кипела», останавливались, остывали, ползли дальше. Чума, а не виды были! И водитель Асатбек вел машину настолько осторожно, что даже мне – девчоночке совсем тогда – казалось это даже избыточным. А Асатбек говорит: если бы ты знала, сколько моих друзей ТАМ, внизу лежит, ты бы так не говорила. У него 8 детей к тому времени было, он сильно дорожил своей жизнью!
3. Про заход на посадку в Хороге легенды сложены! В читаемой сейчас книжке про Памир тоже очень впечатляюще написано – как самолеты в этом коридоре чуть не крыльями цепляют горы.
albygan
12 ноября 12:25
Ну, насчет купания в Нуреке уже даже не удивляюсь Это для тебя нормально.
Атабека очень даже понимаю, потому и отмечаю в рассказе, что ЗиЛ все-таки был более надежен на высоте, хотя в ТТХ у него указано, что эксплуатируется на высотах в пределах 3000 м, а по жизни и до почти 5000 он забирался.
Я вот так не раз и не два через Рушанские ворота летал. Именно так:
Galina_Gorshenina писала 12 ноября 11:26
самолеты в этом коридоре чуть не крыльями цепляют горы

подтверждаю!
А когда жену с ребенком вывозил, так вообще на вертолете и в сплошной облачности, это было что-то с чем-то...
Galina_Gorshenina
+1
12 ноября 13:20
МАЗы и ГАЗы в основном в 80-х использовались. на ГАЗ- 66 я уезжала с Памира.
А Голубое озеро видел?
albygan
12 ноября 15:06
А какое Голубое озеро ты имеешь в виду?
Galina_Gorshenina
+1
12 ноября 15:09
недалёко отДушанбе
albygan
12 ноября 15:22
Значит нет.
catys
+1
12 ноября 12:55
Лось - вообще замечательное животное! Все-то ему удается!
Альберт, ну я тем, кто решается на такие подвиги, сразу готова нимбы выдавать! Потому как сама ленивая и неспособная
Ирина тут Аргентину вспомнила, а у меня воспоминания поближе - напомнило, как я в свое время на юго-восток Турции ездила. Особенно Нурекское водохранилище - ну один в один водохранилище Ататюрка на Евфрате!
Эмоции понимаю... такие места необычные надолго в память врезаются )
albygan
+1
12 ноября 15:11
А тебе всё Франции и Парижи подавай
Наверное водохранилища в горах похожи друг на друга...
Скорее необычные обстоятельства добавляют необычности в необычных местах. Мне так кажется
catys
+1
12 ноября 17:29
albygan писал 12 ноября 15:11
А тебе всё Франции и Парижи подавай
ну что поделать, есть за мной грешок, люблю я все красивенькое!
albygan писал 12 ноября 15:11
Скорее необычные обстоятельства добавляют необычности в необычных местах
да уж да, там необычности во всем хоть отбавляй! Пейзажи временами такие, что мороз по коже ))
albygan
+1
12 ноября 17:39
В общем, Катя, пора подумать о пампасах и тебе Чтобы надежнее прочувствовать
catys
+1
12 ноября 17:46
Я уже думаю, но пока еще не так кардинально
albygan
+1
12 ноября 17:56
Успехов!
marysar
+1
12 ноября 13:58
Здравствуй, Альберт!
Поздравляю тебя! Ты освоил новый вид туризма!!! Сравнительно-оздоровительный! Трудно представить, что ты пережил!?
Фоты красивые! У тебя новый фотик?
albygan
+1
12 ноября 15:14
Привет, Марина.
Поездка конечно сравнительная, факт, насчёт оздоровительности не очень то получается. Хотя если говорить, что позитивные эмоции добавляют здоровья, то получается ты права.
Не фотик новый, программа-редактор новая
pervuhinsergey1961
+2
12 ноября 14:23
От всех воспоминаний осталась парочка фотографий 1982 года с дальней комплексной практики.
pervuhinsergey1961
+3
12 ноября 14:24
вверху Кушка, внизу какая-то чайхана...
albygan
12 ноября 15:16
Вверху коварно выдал военную тайну
В общем, похоже, ты понимаешь что такое та самая ностальгия
NataliaC
+1
12 ноября 14:40
Не передать, короче, свои ощущения.
-можно только попытаться представить, Альберт!
людей с оружием практически и не видно, не то, что в мои времена.
-это очень важно для местного населения.
переслал эти картинки всем своим коллегам-сослуживцам
-а кто-нибудь еще ездил туда, в прошлое?
дорожное полотно очень быстро перестает напоминать автомобильную дорогу и превращается в горную тропу,
-из-за оползней, так и в Грузии, после границы.
albygan
+1
12 ноября 15:19
Спасибо, Наташа. Действительно, поездка была вообще ни на одну не похожая.
А сослуживцы ждали репортажей, поскольку много лет отдали тем местам и много лет там не были. Российские пограничники вышли оттуда в 2001 году.
NataliaC
+1
12 ноября 15:25
albygan писал 12 ноября 15:19
А сослуживцы ждали репортажей, поскольку много лет отдали тем местам и много лет там не были.
-представляю! Короче-ты герой!
albygan
12 ноября 15:29
Нет, не герой, а авангард
sbasman
+1
12 ноября 15:50
Поездка экстремальная! Крепкие нервы нужны ездить по таким дорогам, но виды искупают все неудобства.
albygan
+1
12 ноября 15:53
Всё терпимо той на дороге. Искупают неудобства эмоции от воспоминаний. Реально смотрел не на неё
AMour
+1
12 ноября 17:53
Поздравляю тебя, ведь это ещё и путешествие в твою молодость...
albygan
+1
12 ноября 17:56
Спасибо! Тут ты прав полностью...
Vesnuschka2016
+1
12 ноября 18:52
Да, Альберт, прочитали твои эпопеи!
Одна эмоция - встреча с юностью, которая оказалась сильнее другой - неуверенностью, что не получится..,
Так держать
albygan
+1
13 ноября 10:08
Неуверенность была скорее в том буду ли разочарован или нет. А то, что всё получится не сомневался.
Спасибо!
acvazul-v2010
+1
12 ноября 20:17
"И еще на противоположном берегу Пянджа, благодаря их вложениям появились не только свеженькие постройки подразделений пограничной стражи, а также школы, автомобильные дороги, плюс электричество."

Ну вот! А нам первый канал все уши прожужжал будто душманы нас (шурави) вспоминают теперь с ностальгией, добрым словом. Будто только мы благодетели до войны там всё строили и развивали. Как всегда первыйканал привирает


Вспомнил благодаря тебе павловскую реформу. Помню как папа в колхозе в ДК пару дней в очереди стоял поменять купюры. Толкотня и ругань была. Как это все было....по советски (русски) через одно место организовано
albygan
13 ноября 10:11
Афганцы на самом деле
acvazul-v2010 писал 12 ноября 20:17
нас (шурави) вспоминают теперь с ностальгией, добрым словом
в этом смог лично не раз убедиться причем в самых разных странах.
Кстати, первый канал не смотрю
Хорошо, когда было что менять и зачем стоять в очереди. А если особо нечего было?
Запись с ответом была удалена.
Chedty
+1
12 ноября 20:51
Странно как много здесь людей у которых прошлое связано с Памиром. Видимо важное место. Вот и у меня накатило. Машина с трудом в гору прет. Я на машине сижу совсем маленький, на куче барахла, а родители пешком за ней идут, дурачатся орут что то, молодые совсем. Горы вокруг снегом покрытые... Экспедиция...)
albygan
+1
13 ноября 10:15
Место важное, что и говорить
Вспомнил анекдот про чукчу, рассказывающего что такое экспедиция
Как люблю я такие вот снимки. Смотрю на лица, одежду... Интересно.
Да и легендарный ГАЗ-51 вспоминаю, говорят немало идей наши со "Студебеккера" взяли.
Спасибо!
valerovna
+1
12 ноября 21:12
Даа, пейзажи там, конечно, невероятные. И дороги сложные)
albygan
13 ноября 10:15
Вот попытался показать, что увидел: и дороги, и виды...
Tatiana_Dudarenko
+1
12 ноября 22:08
Путешествие, словно на машине времени. Альберт, рада за тебя, что все удалось и в организационном, и эмоциональном плане.
albygan
+1
13 ноября 10:16
Спасибо!
sonnenschein
+1
12 ноября 23:26
Вот и хорошо, что сбылося! Горы необыкновенные, а дороги
albygan
+1
13 ноября 10:16
И такие дороги стоит увидеть.
vibas
+1
13 ноября 6:03
Альберт, молодец, что приехал в родные места! Всегда интересно было взглянуть, как выглядят сейчас места твоего туристеровского хита - "Особенности национального туризма"!
albygan
13 ноября 10:17
Спасибо!
Ну, вот надеюсь что-то увидеть и удалось.
sany4
+1
13 ноября 10:51
Молодчина, Альберт! За твое сбыЛОСЯ!
albygan
+1
13 ноября 10:54
Не возражаю!
Nomad
+1
13 ноября 11:50
Альберт, очень здорово! И воспоминания, и сравнения.... Интересно!
albygan
13 ноября 16:24
Спасибо, Олег! Очень рад.
mamka
+1
13 ноября 18:21
Люблю горы!! Но не идти в них, а ехать))) интересно, познавательно. Одним словом, зачетный трип, боец
Мой сокурсник все время приглашает в мае в Ош, пожить в горах и пить только свежее кобылье молоко) пока не решилась, но зарекаться не буду... ведь в Бишкек к нему в гости я уже сгоняла))
Он даже не верил сначала, сказал, что обещали приехать многие, а приехала я одна))) на что я всем отвечаю:-« Прежде, чем звать меня в гости, хорошо подумайте, ведь я рано или поздно, но обязательно приеду»
albygan
+1
13 ноября 18:41
Ош интересный городок. Был. Для меня четверть века назад, но думаю, живописные окрестности мало изменились, ехать можно, надеюсь.
Ещё утверждают, билеты туда или в Бишкек существенно дешевле, чем куда угодно в Таджикистан, мол, в Хорог так тоже заехать дешевле. Однако надо не забывать про разрешение на въезд от таджикских властей.
Кстати, мой хорогский товарищ точно также до конца не верил, что приеду, с той же фразой - обещали приехать многие...
Хорошей поездки, если соберешься.
mamka
+1
13 ноября 19:04
Мне многие говорили, зачем ехать в Киргизию? Что там делать?
Мне везде интересно!! Ну почти
Но Киргизия мне понравилась!! Иссык-Куль, горы, а люди!! Очень приветливые и гостеприимные!!
albygan
13 ноября 19:08
Не раз слышал такое мнение о Киргизии. Жена там была, вернулась с похожим взглядом. Дай бог!
o_zhuravel
+1
14 ноября 10:55
К вопросу о ностальгии)). Фото из Душанбинской газеты за 1991 год. Мой однокашник засветился в рекламе)). Подпись на фото " На память о свадьбе в Душанбе. КСАПО 1991г."
albygan
+1
14 ноября 15:10
Разве ж это солдат? Без головного убора, ремень офицерский
А ностальгия штука такая, надо к ней с уважением.
О Душанбе ещё расскажу, да и твой рассказ надо вновь глянуть.
Спасибо, товарищ!
o_zhuravel
14 ноября 15:14
Перечитай. По другому взглянешь, после своей поездки на мои впечатления.
o_zhuravel
+1
14 ноября 15:17
Кстати, я думаю, что на фото как раз и задумывался офицер, который призывает солдата застраховаться . Сашка тогда лейтенантом был, а может уже старлеем.
albygan
+1
14 ноября 15:29
Офицер не призывает, а даёт команду
Кстати, забыл сказать-за ЛОСЯ!
Yurijvar
+1
20 ноября 8:26
Очень интересное ностальгическое путешествие! Всегда приятно вернуться в места, где были какие-знаковые события своей жизни. И особенно - в молодости. А что за трагические события были на одной из застав 13 июля 1993 года?
albygan
20 ноября 15:07
Спасибо, Юрий.
Тогда была атакована 12-я застава Московского погранотряда и практически полностью уничтожена. Это были таджикские и афганские боевики.
victor_tallinn
+1
21 ноября 2:14
После боя тогда один из выживших пограничников сказал несколько слов для телевидения. Те кадры потом показали спустя много лет... увы, в связи с печальным поводом - после трагедии Беслана. Тот бывший пограничник в составе спецназа освобождал заложников в школе... погиб, к сожалению... Настоящий герой.
Svet-lanka
+1
21 ноября 20:55
Горные пейзажи впечатляют! Оказывается, есть жизнь в Таджикистане, и улучшения.
albygan
+1
21 ноября 22:01
Есть изменения!
Спасибо
Olegka
+1
8 декабря 19:19
Поздравляю, Альберт, что смогЛОСЯ!)
Мечты должны сбываться, особенно если они овеяны хорошей толикой ностальгии...
albygan
+1
Вчера 10:56
Спасибо, Олег!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.