Турист Марина (Marina2506)
Марина
была 26 марта 16:08

Национальный парк «Смоленское Поозерье». От воспоминаний прошлых к прогулкам настоящим

Духовщина, Демидов — Россия Сентябрь 2017

В погоне за яркими впечатлениями, красивыми пейзажами, восхитительными эмоциями мы всё бежим куда-то, всё чаще устремляя взгляды за тридевять земель, или на просторы, существенно удаленные от порога родного дома, забывая при этом о расхожем высказывании кого-то очень умного: «Всё удивительное — рядом!»

Одним погожим сентябрьским утром, понимая, что погода осенью весьма переменчива и нужно ловить каждый подаренный солнечный лучик, решив не мудрствовать лукаво, направили свои стопы (то есть, колеса авто) на просторы родимой области, чтобы еще раз убедиться в правдивости той самой расхожей фразы.

На сей раз наш путь лежал на северо-восток, в Демидовский район Смоленской области, дабы насладиться прогулкой вдоль одного из живописнейших озер национального парка «Смоленское Поозерье».

Нацпарк Смоленское поозерье. Фото из Интернета
Нацпарк "Смоленское поозерье". Фото из Интернета

Время в пути от областного центра в одну сторону около 2-х часов. Но прежде чем поведать о нашей прогулке выходного дня, расскажу о нацпарке в целом, поскольку данный природный объект в последнее время становится очень популярным не только у жителей Смоленской области, но и некоторых представителей столичной правящей элиты нашего государства, скупающих земельные участки, прилегающие к нацпарку, строящих там резиденции и оборудующих вертолетные площадки. Хотелось бы верить, что непосредственно нацпарку данные «мероприятия» не повредят.

Весьма интересны природные процессы, способствовавшие возникновению природного ландшафта нацпарка. Примерно 13–15 тысяч лет назад на территории современного Поозерья хозяйствовал Валдайский ледник. Мощному леднику приспичило активно таять, при этом отрывая и неся за собой обломки скал, шлифуя и разбрасывая огромные каменья, стачивая и изрезая землю, он оставлял после себя углубления, в которых образовывались озёра и болота, заполняемые в том числе и ледниковой водой. Растаяв, ледник оставил не только водоёмы, но и изменил до неузнаваемости прежний рельеф, создавая впадины, холмы, равнины и озера.

Таким образом, нацпарк расположен в некогда краевой части ледника. Нацпарк «Смоленское Поозерье» был создан в 1992 году, в 1999 году получил статус ключевой орнитологической территории международного значения, в 2002 году был включен во Всемирную сеть биосферных резервов ЮНЕСКО.

Нацпарк расположился одновременно на территории двух административных районов Смоленской области — Демидовского и Духовщинского. Если посмотреть на территорию нацпарка с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что по форме она напоминает ромб, диагонали которого равны пятидесяти километрам с севера на юг и пятидесяти пяти с запада на восток. Главное достояние Поозерья — его универсальность. Относительно небольшая территория сумела вместить в себя практически всю природу средней части России. Большая часть парка — это леса, занимающие 80% территории. Основное дерево здесь ель, но кроме хвойных есть участки с широколиственными породами. Произрастают также вязы, клёны, дубы, берёзы, осины, соседствующие с 65 видами растений, ряд из которых, например яртышник и пыльцеголовник, занесены в Красную книгу. Но самая главная красавица парка — ольха, играющая, к тому же, очень важную природоохранную роль, укрепляя своими корнями берега водоёмов.

Богат и зоомир заповедника, представленный более 57 видов животных, 205 видов птиц, 5 видов рептилий. Наиболее распространенный здесь зверь — лось, но можно встретить и диких кабанов, косуль, зайцев, лисиц, рысей, волков, медведей, зубров (признаюсь честно, кроме белок на нашем пути никто из вышеперечисленной братии не попадался).

В нацпарке обитает несколько редких видов млекопитающих из отряда грызунов, занесенных в Красную книгу: белки-летяги, лесная соня, мышь-малютка, а из отряда хищников — норка европейская. Из обитающих здесь птиц можно упомянуть коростеля, пискульку, степного луня, орлана — белохвоста, дупеля, беркута, чернозобую гагару и др.

Лесистая местность нацпарка переплетена с водно-болотными угодьями. К слову, о водоёмах: к ним относят 35 озёр, болот и мелководий. Именно многочисленным озёрам ледникового происхождения обязан нацпарк своим названием. Каждое из озёр по-своему уникально. Они различаются по форме береговой линии, составу и вкусу воды, растительности побережья. Их питают реки Ельша, Гобза, Половья, Каспля, Западная Двина. Своей глубиной отличается озеро Баклановское — 33 м, являющееся, к тому же, памятником природы. А самое большое по площади — Сапшо (304 га).

Пожалуй, более подробно расскажу об озёрах чуть ниже, а сейчас продолжу о том, чем ещё может удивить нацпарк помимо природных красот. Национальный парк давно изучается археологами. На его территории находится 77 памятников различных эпох: крепостное сооружение (детинец) города Вержавска (исчезнувшего древнерусского города) и курганный могильник 8–12 века около деревни Аносинки, имеющие статус культурных объектов федерального значения; поселения, стоянки и могильники древних людей каменного века; остатки военных укреплений времен Великой Отечественной войны; мемориальные захоронения погибших в годы ВОв. На территории нацпарка функционируют музеи: дом-музей путешественника Н. М. Пржевальского и Музей партизанской славы (в посёлке Пржевальское), частный музей берёсты в деревне Аносинки, частный музей-вернисаж «Наедине с деревом» в деревне Боровики. Действуют две церкви — в посёлке Пржевальское (1782 года постройки) и в деревне Бакланово. Сохранилось несколько полуразрушенных храмов, 4 святых источника с купальнями.

Пыталась вспомнить, когда же впервые оказалась на территории нацпарка, но так и не вспомнила точно, в каком классе школы это случилось. Поскольку организованная экскурсионная программа включала в себя посещение дома-музея известного путешественника-исследователя Центральной Азии Н. М. Пржевальского, то, по всей видимости, школьный предмет географию изучать мы уже начали.

Стоит упомянуть, что родился Николай Михайлович в другом населенном пункте Смоленской Губернии — местечке Кимборово Ельнинского уезда (ныне Починковского района). В зрелые годы Пржевальский приобрел у помещика Л. А. Глинки имение Слободу, располагавшееся как раз на территории нынешнего поселка Пржевальское, переименованного в честь путешественника ко 125-летию со дня его рождения в 1964 году. Приобретенное имение было более чем скромным, поэтому вскоре Пржевальский построил по собственному проекту новый, срубленный из сосновых бревен, двухэтажный особняк с террасой и балконом. После смерти путешественника имение перешло к его племяннику, а в конце 19 века было объявлено заповедным без права передачи по наследству. Дом путешественника, сожженный немцами в 1941 году, был впоследствии восстановлен и открыт как дом-музей в 1977 году (официальный сайт дома-музея http://www.smolensk-museum.ru/catalog/dom-muzey_przhеvаlskogo/).

Дом-музей Н.М. Пржевальского. Фото из Интернета

Мои школьные впечатление от посещения дома-музея по прошествии уже не одного десятка лет оказались несколько размытыми, их визуализации способствовал сынок-школьник. Школьников нынешнего времени по-прежнему возят в те, или иные уголки нацпарка в рамках экскурсий выходного дня. Ребенок с удовольствием делился впечатлениями от дома-музея. Дом-музей Н. М. Пржевальского мало чем отличается от домов-музеев знаменитых соотечественников, расположенных в городках и местечках нашей Родины. Но, тем не менее, безусловно ценен памятью великого первооткрывателя, внесшего весомую лепту в развитие географической науки. Убранство дома-музея воссоздает обстановку, окружавшую Пржевальского в последние годы его жизни.

В доме можно увидеть: герб и родословное дерево семьи, документы, свидетельствующие об окончании Пржевальским Академии Генерального штаба, свидетельства об увлечении им охотой (диплом почетного члена любителей правильной охоты, оружие и охотничьи трофеи), книги, предметы быта, в том числе, и походные, гербарии, привезенные из экспедиций, подзорную трубу с дарственной надписью Цесаревича Николая II, знакомством в которым Пржевальский очень дорожил. Самый запоминающийся экспонат музея — последний подлинный автограф Н. М. Пржевальского, оставленный карандашом на сохранившемся кусочке деревянной колонны его дома перед отправлением в последнюю экспедицию.

Но самым запоминающимся оказался мой второй визит в нацпарк! До сих пор с благодарностью вспоминаю нашу замечательную, увлеченную, добрейшей души человека — преподавателя по географии Елену Валентиновну, организовавшую для нашего специализированного биолого-географического класса поездку в деревню Рибшево Духовщинского района на целых три недели летом! Не побоялась Елена Валентиновна взять на себя ответственность за целую ораву любопытных выпускников десятого класса!

Наш дружный 10 А. Фото из архива
Наш дружный 10 "А". Фото из архива

Рибшевских комаров помню до сих пор! Вот честное слово, никогда и нигде больше не видела крылатых пищаще-жалящих чудовищ столь огромных размеров и в таких неимоверных количествах! С нашим гипертрофированным подростковым восприятием действительности, они казались тогда слонами, как минимум) Но как ни странно, никто ни разу не пожаловался на условия, в которых пришлось жить нам — городским подросткам, привыкшим спать в теплых постельках на мягких матрасах. Сказать, что они были спартанскими — сильно приукрасить действительность! Нет, нет, не подумайте, что нас морили голодом, или заставляли спать на холодной земле. Чтобы понимать, о чем веду речь, поясню, что наш трехнедельный отдых проходил в детском туристско-краеведческом лагере «Гамаюния», открытом в д. Рибшево в 1987 году. И если сейчас базу лагеря чуть более благоустроили, нам же приходилось довольствоваться размещением в деревянной гостинице барачного типа со множеством комнат, оснащенных двухъярусными кроватями. Воспоминания рисуют картины утренних рассветов и вечерних закатов, сборов у костра под звуки песен, исполняемых под гитару, самостоятельного приготовления пищи на костре в походных условиях (мама дорогая… ведь все остались живы и здоровы, и даже никто ни разу не отравился), умывания в ледяном ручье, ежедневных вылазок за пределы турбазы и прогулок по уголкам нацпарка, в том числе и по экологической тропе «Предания старины глубокой», ключевым стержнем которой была история и художественная реконструкция ряда объектов — сторожевых башен и капища с деревянным идолом на территории древнего городища. Нам тогда ещё было невдомёк, что представилась возможность наслаждаться особенностями эко-туризма, ставшего столь популярным и набирающим обороты гораздо позже. Сейчас бы и в кошмарном сне не представила себе, как можно было получить массу, да что там массу — целую бурю положительных эмоций, от подобного вида отдыха. Всё же, с годами всё больше хочется уюта и комфорта. Но тогда всё это было безумно интересно и…местами романтично!

Деревушка Рибшево интересна еще и тем, что некоторое время в этом месте жил известный смоленский поэт А. Т. Твардовский, здесь протекает река Унеча, образующая живописное озеро, недалеко от нее расположен мемориал, в братской могиле которого захоронены воины, павшие смертью храбрых боях за Родину при освобождении Смоленщины в годы Великой Отечественной войны, и святой источник Параскевы Пятницы, являющейся по церковному преданию покровительницей полей и скота, а также целительницей от тяжких душевных и телесных недугов.

Источник Параскевы Пятницы. Фото из Интернета

Довольно близко, всего в 25 км, деревня Рибшево находится от административного центра нацпарка — поселка Пржевальское, расположенного уже в Демидовском районе области.

Кстати, чтобы попасть в нацпарк «Смоленское Поозерье» с целях тризма и отдыха, необходимо приобрести билет за символическую плату в 100 рублей (единовременно). Льготная 50%ная стоимость распространяется на жителей Смоленской области, пенсионеров, инвалидов III группы. Бесплатно посещать территорию нацпарка разрешено детям до 14 лет, инвалидам I, II групп, а также сопровождающим их лицам, ветеранам всех категорий, установленных Федеральным законом от 12.01.2005 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Героям Советского Союза, Героям России, гражданам, проживающим на территории нацпарка и их близким родственникам, волонтерам, прибывшим в нацпарк в рамках договорных отношений с Учреждением, лицам, осуществляющим научно-исследовательские работы на территории нацпарка, работникам нацпарка и членам их семей, многодетным семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет. Приобрести входной билет можно предварительно: в дирекции нацпарка по адресу: п. Пржевальское, ул. Гуревича, д. 19 (с 9.00 до 17.00, обеденный перерыв с 13.00 до 14.00, суббота, воскресенье — выходной); в представительстве нцпарка в г. Смоленске по адресу: г. Смоленск, ул. Памфилова, д. 3б; в экологическом центре «Бакланово» (3 км от деревни Бакланово, Демидовский р-н), либо у инспекторов непосредственно в нацпарке. Актуальную информацию, касающуюся организационных моментов, можно посмотреть на официальном сайте нацпарка (http://www.poozerie.ru/).

А теперь непосредственно о том, что больше всего привлекает в нацпарке лично меня. Конечно же, это озера, коих, как я уже писала ранее, здесь достаточно много. Наибольшей популярностью пользуются 5 из них, имеющие бОльшие размеры по сравнению с остальными. На основе личных впечатлений сформировала их рейтинг. Пальму первенства в моём рейтинге делят озеро Чистик (или Чистое) и озеро Сапшо. Название первого говорит само за себя — это самое чистое озеро в парке. Вода здесь прозрачная, можно даже разглядеть дно. Скажем так, не очень люблю купаться в озерах, отдавая естественное предпочтение морской воде, но справедливости ради отмечу, что купаться в этом водоеме — одно наслаждение, особенно в правильное время. Как правило, вода прогревается здесь достаточно хорошо в июле. На берегах Читика всего один песчаный пляж с песчаным же пологим входом в воду, поэтому в высокий сезон желающих отдохнуть здесь бывает очень много. К минусам, пожалуй, отнесу отсутствие оборудованных мест для туристических стоянок непосредственно в пляжной зоне.

Сапшо — самый большой водоем в парке (длиной в 3 км, глубиной 18 м). На Сапшо мы приезжаем чаще всего, считая его самым живописным. Неспроста Н. М. Пржевальский сравнивал озеро Сапшо с Байкалом! И в этот раз целью выезда выходного дня стала прогулка вокруг него.

Интересно, что на озере имеется 6 лесистых островов (Длинный, Багряный, Чернецкий, Распашной, Дубовый и остров Любви), «плывущих» по нему, словно вереница кораблей. К любому из островов можно сплавать на лодке, собственной надувной, или взятой на прокат на лодочной станции. Наше упущение, что мы до сих пор так и не сделали этого! Но, надеюсь, не в последний раз приезжаем сюда.

Здесь же «отдыхают» отслужившие свой век лодки, добавляющие некую изюминку в общий пейзаж.

С озером связано множество тайн и легенд. На одном из островов были найдены следы стоянок людей каменного века! Существует мнение, что около тысячи лет назад у берегов озера располагался крупный город, служивший своего рода перевалочным пунктом на пути «из варяг в греки», ведь озеро несколькими реками связано с бассейном Западной Двины. О том, что здесь проживали древние люди, свидетельствуют и многочисленные курганы, разбросанные вдоль берега, а также различные артефакты (статуэтки древних божеств, древние монеты, предметы быта), вымываемые периодически во время весенних половодий. Из всех озер Сапшо расположено в непосредственной близости к административному центру нацпарка — поселку Пржевальское, в котором размещены объекты инфраструктуры: банк, почта, административные здания заповедника, школа, поликлиника, магазины. У нас уже стало традицией начинать прогулку по озеру с пикника на северо-восточном его берегу у песчаного пляжа. Именно здесь расположена лодочная станция, где можно взять лодки на прокат. Здесь же разместился и спасательный пункт. С этого берега отчетливо просматриваются три из шести «плавающих» по озеру островов.

Странно, что на этот раз компанию нам не составили вездесущие утки. Обычно здесь их бывает великое множество. Так и ждут, чем бы вкусненьким поживиться. Но зато мы впервые увидели хохлатых нырков (по-научному они именуются хохлатая чернеть), резвящихся в воде на не слишком удаленном от берега расстоянии!

Закончив с пикником, переместились на авто к юго-западному берегу озера.

В этой части озера имеется несколько песчаных пляжей. Совершенно крошечных, для пляжинга их не рекомендую.

А самый протяженный и широкий песчаный пляж на берегу Сапшо при подъезде со стороны пос. Пржевальское (нужно свернуть за указателем с названием населённого пункта направо метров через 200). Прежде чем направиться к смотровой площадке у берега озера, с удовольствием прогулялись по эко-деревне (здесь сдаются домики для туристов), заглянули в аптекарский огород, подышать ароматом местных лечебных травок,

спустились до святого источника преподобного Серафима Саровского. Святое дело в таких местах водички набрать!

Дальше нас ждала «Тропа сказок»,

урожайная на ужей,

мухоморы,

поганки,

ложные опята,

огромные муравейники,

сухие деревья, местами преграждающие путь,

окруженная со всех сторон густым ельником, закрывающим своими лапами солнечный свет.

А вообще интересно: идёшь себе сквозь весёлый березняк, уже чуть тронутый осенней золотинкой,

наслаждаешься солнечными лучами, а метров через 150 оказываешься в густом тёмном ельнике…

Сказочная, одним словом, тропа, если кто сомневается)))

Она-то и приводит к смотровой площадке и оборудованной стоянке для палаток и костров. На авто, увы, сюда не добраться, только ножками. От парковки у эко-деревни километра два идти пешком придется.

О Сапшо и окрестностях озера могу рассказывать бесконечно, но пора закругляться) Не хочу обделить вниманием и другие озера, на которых довелось побывать.

Почетное второе место, пожалуй, отдам озеру Баклановскому. Оно самое глубокое в парке (максимальная глубина 33 метра). На берегу озера есть всего один песчаный пляж и много туристических стоянок вокруг. Баклановское озеро не менее популярно для летнего пляжного отдыха, но я в этом плане предпочитаю озеро Чистик. Дно Баклановского озера местами непредсказуемое, илистое и обрывистое. На Чистике всё же получше будет. А вот по живописности оно ничуть не уступает озеру Сапшо. Рядом с одной из туристических стоянок, около деревни Бакланово, расположена вышка, забравшись на которую увидите потрясающие панорамные виды озера и окрестностей. С точки зрения безопасности — тот еще объект, но ради красоты куда только не заберёшься) Вокруг озера также разработано множество туристических троп — гуляй себе и наслаждайся свежим воздухом и нетронутой природой!

Забыла упомянуть, что в нацпарке запрещено охотиться, а вот порыбачить — всегда пожалуйста, но только на удочку. На любом из озёр. Отец и муж предпочитают время от времени выезжать с рыболовными целями на озеро Рытое (его ещё называют «Рыбное»), так как в нём водится множество разновидностей рыб. Вот ему и отдам третье место в своём личном рейтинге. Озеро Рытое тоже весьма глубокое, максимальная глубина достигает 23 м. На берегах оборудовано много туристических стоянок, в том числе для остановок с палатками. С пляжными целями на Рытое лучше не приезжать, дно здесь не идеальное: сначала идет мелкий песочек, но затем дно резко меняется на каменистое. На этом озере купалась всего 1 раз. Всё же, оно является излюбленным местом рыбаков, а не пляжников. А прогуляться в окрестностях Рытого тоже приятно. Красоты в нацпарке хватает вокруг каждого озера!

Кроме того, в летние месяцы в нацпарке традиционно устраиваются рыболовные фестивали, где можно посоревноваться в рыбной ловле и приготовлении свежепойманной рыбки на костре. Помимо этого в нацпарке проводится множество иных культурных мероприятий: Марш парков, фестивали бардов, организованные экскурсии по экологическим маршрутам, музеям и т. д. Информацию обо всех проводимых мероприятиях можно посмотреть на официальном сайте (указала в рассказе выше).

Самым загадочным для меня остаётся озеро Дго. Не буду включать его в свой личный рейтинг, поскольку это будет не честно. До озера Дго мы пока ещё не доехали, да и большинство туристов обходят его стороной. Расскажу, почему для меня оно представляет интерес. Судя по описанию, практически все берега озера лесистые, что делает подход к нему затруднительным. К тому же, в округе немало болот, что лично меня отпугивает больше всего. Пляжей по периметру озера нет, хотя имеется 5 оборудованных туристических стоянок. На озере Дго 3 острова, на одном из которых (острове Рода) расположен интересный камень высотой около полутора метров. Археологи считают его жертвенным камнем язычников. По поверьям, камень находится на острове с древнейших времён, когда еще здесь проживали балтийские племена! Но доподлинное происхождение камня и его назначение всё же неизвестны, однако активно распространяется мнение, что именно у него язычники совершали ритуальные обряды и приносили жертвы богам. Представляете, как интересно! Хотя бы взглянуть на него, уж очень манит!

В нацпарке можно отдохнуть не только в рамках экотуризма, но и с определенным комфортом, и даже подлечиться. Для этого на территории нацпарка оборудовано несколько баз отдыха: база «Чайка», расположенная в д. Никитинки между озерами Чистик и Рытое; база «Бакланово», расположенная практически на берегу Баклановского озера, эко-отель «Родник» и санаторий имени Пржевальского (официальный сайт http://rfsan.ru/smolenskaya-oblast/prjivalskogo), расположенные в поселке Пржевальское. Многие жители нацпарка также сдают домики и комнаты посуточно. У смолян наибольшей популярностью пользуется база отдыха «Бакланово», особенно после реновации в 2014 году. Помимо основного корпуса можно разместиться в отдельных деревянных домиках различного класса. Те, что повыше классом, с сауной. На территории базы оборудована также русская банька с парной. Где бы вы ни остановились, с какими бы целями ни приехали в нацпарк (гулятельными, развлекательными, отдыхательными, экскурсионными), уверена, вам будет приятно здесь находиться. Помимо того, что в любом уголке нацпарка изумительно красиво, здесь ещё и невероятно чисто (за этим строго следят сотрудники нацпарка).

Поэтому, добро пожаловать на смоленскую землю, в царство нетронутой природы, край голубых озёр, болот и непроходимых лесов. Именно так называют «Смоленское поозерье» туристы, посетив его однажды!