Турист Виктор Мартьянов (so3537)
Виктор Мартьянов
был 24 января 9:55

Чаплыгин, Липецк — Россия Сентябрь 2018

Начну этот рассказ с того, что забыл сделать в начале.
Чтобы у читателей было представление, где мы были, как ехали, размещаю общую схему маршрута этого путешествия.

Большое северное путешествие. Часть 2

На следующее утро, распрощавшись с хозяевами уютного домика, Володей и Ниной, едем в город Липецк, в пригороде которого ночевали.

Места, по которым мы проезжаем, удивительные по красоте — чистый сосново-березовый лес, возделанные поля, аккуратные коттеджные поселки.

Большое северное путешествие. Часть 2

Правда, пригороды Липецка запомнились и другим, не очень хорошим. Заправившись на Роснефти, приличной с виду заправке, расход бензина взлетел с 9,3 до 12. Пребывал в горьких раздумьях до следующей заправки, когда расход вошел в норму.
Этот день, вернее, часть его решили посвятить осмотру центра города, потому как никто из нас в нём раньше не был — это раз, Липецк называют городом фонтанов — это два, и в городе нас ждал заочный знакомый по сайту самостоятельных путешественников Туристер.ру Владимир — это три.
Он — житель этого города и обещал показать центр и рассказать что знает.
Центр Липецка — это большая площадь с памятником Петру 1 (хорошо не Ильичу, как обычно)

Большое северное путешествие. Часть 2

Правда, на центральной площади затеяли масштабную реконструкцию, все фонтаны отключили, и нам пришлось довольствоваться малой их частью.
Здесь же встречаемся с Владимиром, знакомимся и идем гулять по центральной части и парку.
Липецк — древний город. Поселения людей 2-го тысячелетия до нашей эры здесь найдены и успешно угроблены застройкой последних лет.
Считается, что еще до прихода кровожадных монголов здесь уже был приличный город и тем было, что пограбить. Один из предводителей татаро-монголов, баскак Ахмат, увлекся и разрушил город до основания. Несколько веков на месте Липецка никто не селился.
Оживление здесь началось с 17 века. Постепенно город застраивался и увеличивался.
Официально датой основания города является 1703 год — время строительства железоделательных заводов для нужд российского флота. Липецк — ровесник Санкт-Петербурга.
После окончания русско-турецких войн надобность сохранения и поддержания верфей отпала. С их ликвидацией пропала необходимость металлургических заводов и их тоже забросили.
Инициатором восстановления былой железной славы Липецка стал Александр Михайлович Кожин, предприниматель, помещик.
(Не могу утверждать — его ли имение мы осматривали накануне или какого другого Кожина?)
С тех пор по сей день город является крупным металлургическим центром.
Хотя, страшных дымов и смога, находясь в городе, мы не заметили. Однако статистика утверждает что до нормы чистоты воздуха в городе далеко. Скорее всего, это следствие закрытия большей части металлургических заводов.
Вместе с Владимиром гуляем по Нижнему парку, старейшему парку города.

Большое северное путешествие. Часть 2

Он ведет нас к уникальному, по-своему, объекту. Как говорит Владимир — единственный в мире памятник террористам!!!

На кольце, соединяющим 9 стел надпись
«Здесь в июне 1879 г. проходил съезд народовольцев».
Это памятник народовольцам, которые убили Александра 2. А здесь они собирались обговаривать свои тёмные дела. По результатам этой сходки была создана организация «Народная воля».

Большое северное путешествие. Часть 2

Липецк славиться не только своими заводами. Как ни странно это еще и курорт.
Что в Липецке удивительная минеральная вода заметил еще Петр 1. Но, основное производство началось с 19 века.
Сейчас на основе лечения минеральными водами работают несколько санаториев, а бутилированую липецкую воду знаю далеко за пределами города.

Здесь же мини-музей липецкой воды со злой тётей-контролёром внутри.

Дальше просто фотографии центра города, где хоть изредка, но попадались фонтаны

Большое северное путешествие. Часть 2

И вдруг!!! Знакомая усатая физиономия. Памятник Сталину.
Согласитесь, в нашей стране найти такой не так и просто. Еще Никита приказал снести все, какие были. А их по стране вряд ли было меньше чем Лениных.

Большое северное путешествие. Часть 2

Владимир рассказывает, что коммунисты таки добились, чтобы им разрешили установить памятник Сталину где-то на задворках. А они его сваяли почти в центре, где у них есть помещение и где они готовят социалистическую революцию. Наверное, связываться с ними не стали — коммунисты все горластые по природе, лишний скандал в городе ни к чему и памятник вождю стоит рядом с их полуподпольной конторой.

Еще заслуживает внимания площадь перед Администрацией с собором, не помню в честь кого, и лестница с фонтанами

Большое северное путешествие. Часть 2

и интересный подземный переход с мозаикой советских времен

Большое северное путешествие. Часть 2

В конце нашей прогулки по городу коллективное фото на память.

Огромная благодарность Владимиру от всей нашей компании за интересный рассказ, общение и радушие.
Прощаемся с Липецком, едем дальше.
На пути у нас город Чаплыгин.
Особых достопримечательностей городок не имеет. Разве что собор в центре, да обзорная площадка с видом на речку.

Большое северное путешествие. Часть 2

Но, есть в городе нечто особенное относящееся к его истории.
Город был основан Петром 1, а затем подарен Меньшикову. Сначала его назвали Ораниенбу́рг, потом название потихоньку переросло в Раненбу́рг. А при советской власти город стал называться Чаплыгин, в честь уроженца этих мест академика С. А. Чаплыгина.
Ну, а Меньшиков построил здесь монастырь и себе большой дом.
Именно в этом доме он и отбывал первую ссылку.

Большое северное путешествие. Часть 2

(хотя, на картине Сурикова, по-моему, он сидит уже в Березове, в доме, который там построил сам.)
Вторая ссылка в Сибирь была позже.
И вот мы у дома Меньшикова в Чаплыгине.

В доме-музее выделено несколько залов под всякую живность, которая в этих местах бегала, начиная с ледникового периода.

Большое северное путешествие. Часть 2

Из Чаплыгина движемся дальше. Где-то по дороге, немного в стороне попался заброшенный храм.
Как не подъехать

Большое северное путешествие. Часть 2

Что за храм, в честь кого и было ли рядом село спросить не у кого.
Заканчивается этот день ночёвкой на живописных озерах с ужином у костра, за дровами для которого пришлось ехать за 5 километров.