Турист Турклуб MyWay (MyWay)
Турклуб MyWay
был 12 февраля 2019 16:43

Байкал, Хужир, Иркутск, Иркутская область + 4 города — Россия Март 2016

С 5 по 12 марта состоялся поход по льду Байкала. Как это было читайте в нашем отчете!

День встречи (5 марта 2016 г.)

В первый день группа встретилась в Иркутске, все чуть-чуть познакомились, а впереди нас ждал длинный переезд до острова Ольхон.

Нам очень повезло с водителем — Игорем, который в дороге провел для нас настоящую экскурсию. Как настоящий местный житель рассказал очень многое о традициях, культуре и просто интересных фактов о Байкале.

Прибыли на турбазу и занялись распределением «имущества», общее снаряжение, еду, волокуши и прочие мелочи распределили между всеми участниками похода. Максимально настроили коньки на которых предстояло передвигаться по льду бóльшую часть пути.

Приятным окончанием дня стал вкуснейший ужин, более полное знакомство со всеми участниками группы, и конечно, предвкушение завтрашнего дня, когда мы, наконец, окажемся на льду Байкала!

Великолепный лёд Байкала!

2 День (6 марта 2016 г.)

Второй день оказался непростым, но нам повезло с ветром, который дул в спину, что позволяло иногда хорошенько разогнаться, или перестать двигаться вовсе и просто катить на коньках, как парусное судно.

Лёд Байкала производит, конечно, неизгладимое впечатление на любого, кто видит это чудо впервые. Чистейшие воды озера сковываются прозрачным покровом льда, испещренным живописными трещинами.

Любой, кто путешествовал по льдам Байкала расскажет вам странную историю о том, что лёд разговаривает.

Это чистейшая правда. Утром вам придется приложить ухо почти к самой поверхности, чтобы услышать голос озерного льда, но к вечеру этот слабый скрежет перерастает в настоящий гул, уносимый ветром на многие километры. Этот звук рождает в душе невероятное ощущение того, что с тобой говорит сама природа.

Ходовой день был непростым для всех участников похода, но группа справилась на отлично.

Ночевали мы при температуре в -20 °C°, и для многих эта ночь оказалась сложнее, чем первый походный день. Но все справились! Немного подмерзли, нашли дополнительных теплых вещей и проблему решили.

Особенно удалось согреться утром, когда порыв ветра решил «угнать» нашу палатку. Бегали за ней весело и шумно. Согрелись, окончательно проснулись, подняли себе настроение.

Великолепный лёд Байкала!

3 День (7 марта 2016 г.)

На третий день мы снова спустились на лед, но из-за большого количества снежников, первую часть пути шли на ледоходах.

В пути встречались прекрасные ледяные гроты, которые мы активно фотографировали и просто наслаждались красивым зрелищем.

Всякий раз, глядя под ноги, дух захватывало от красоты льда. Трещины столь красочно и архитектурно испещряют поверхность озера, что невольно пытаешься проследить их начало, конец, пересечения. Занятие это, конечно, неблагодарное. Кажется, что начала и конца у трещин нет вовсе, но глаза вылавливают линии и изгибы, а мозг пытается все подстроить под законы логики, математики, геометрии. И даже мысль приходит в голову, что природе законы не писаны, потому что это она их придумала.

Вообще, в походах мысли в голову лезут часто и ничто им там — в голове — не мешает развиваться и приходить порой к странному завершению. В походе мы максимально приближены к первозданной природе. Ничто не мешает наслаждаться ее богатствами, ее необычностью. На льдах Байкала многие из нашей группы отмечали, что порой кажется, будто это путешествие совсем не по Байкалу, а по какой-то неведомой планете. Странной и необыкновенной.

К вечеру оказались на турбазе, погрелись в баньке, поели вкуснейшего омуля — местная рыбка, очень вкусная! — ночевать остались в домиках у гостеприимной хозяйки Натальи. Наталья настояла на том, чтобы мы взяли омуля с собой и устроили себе вкуснейший обед на следующий день. Еще наша хозяйка рассказала нам много интересного о местности, в которую мы пришли, об особенностях оставшейся части пути. В общем, в такой доброжелательной обстановке, мы отлично провели вечер и довольные и счастливые уснули.

Великолепный лёд Байкала!

4 День (8 марта 2016 г.)

На четвертый день предстоял переход по бухте Песчаная, которую зимой так сразу и язык назвать не повернется. Нам удалось пройти половину пути на коньках, с ветром в спину, но вот дальше пришлось пробираться по торосам, а это, мы вам скажем, занятие не из приятных и расслабляющих. Вообще, торосов на нашем пути встречалось много, температура всегда держалась около двадцати градусов ниже нуля, было ветрено, но группа ни разу не пала духом!

А еще за нами увязался местный пес и прошел он с нами до самого конца маршрута, а затем был возвращен в поселок Хужир на Ольхоне, откуда и пришел.

В этот же день успели забраться на скалу Шаманка, с который открывался чудесный вид на озеро и окрестности, правда ветер почти сбивал с ног, а мороз был такой сильный, что даже фотосъемка превращалась в настоящий вызов: пальцы леденели моментально, техника отказывалась слушаться; но мы все-равно успели сделалать пару красивых кадров.

Вообще, стоя вот так на возвышенности над самым глубоким озером на планете, обдуваемые ветром, на жутком морозе, мы не чувствовали ни усталости, ни желания что-то изменить. Это были минуты покоя и некоего блаженства, полного единения с природой. Где-то внутри зарождалось желание немедленно начать что-то делать: менять свои привычки, планы, жизнь, мир вокруг. Когда вокруг такая красота, когда понимаешь, что это всё сделала природа, а человек тут просто зритель. Да и зрителем быть не всем доступно. А у тебя получилось, ты тут — здесь и сейчас — стоишь и буквально впитываешь в себя что-то древнее и прекрасное, сам формируешь свои воспоминания: пытаешься запомнить это солнце, этот ветер, эту скалу, улыбки людей рядом, эту собаку, зачем-то пожелавшую пройти этот путь с группой, будто посланник от самого Байкала. Все эти эмоции вокруг нас, внутри нас, вместе с нами были каждый миг нашего похода и останутся в памяти навсегда.

Великолепный лёд Байкала!

5 День (9 марта 2016 г.)

На пятый день мы вышли на ледовую магистраль. Это такая дорога, проложенная прямо по льду, для передвижения на авто. Прелесть для групп, передвигающихся на коньках (а таких групп мы встретили совсем мало) в том, что магистраль на столько «раскатанная» и гладкая, что можно устраивать настоящие гонки. Мы, конечно же, воспользовались заманчивой возможностью прокатиться с ветерком, тем более, что мощный ветер дул в спину, и преодолели значительное расстояние за кратчайшее время. По пути любовались видами на скалу «Три брата» и к вечеру оказались у мыса Хобой, где на следующий день была запланирована дневка и радиальный выход на гору Жима.

Великолепный лёд Байкала!

6 День (10 марта 2016 г.)

Шестой день посвятили исследованию мыса Хобой, где можно рассмотреть знаменитый облик скалы Дева, напоминающее очертаниями женское тело.

Существует легенда о завистливой жене, которая просила тэнгриев — верховные божества — такой же дворец, как у супруга, чем разозлила богов. Разгневанные тэнгрии превратили завистницу в каменную скалу, и сможет она освободиться от каменных оков лишь тогда, когда на всей земле не будет ни злобы ни зависти.

Многие туристы отмечают, что эхо, отражающееся от Девы, обладает уникальным многоголосьем и чарует своей красотой.

В хорошую погоду с мыса открывается вид на восточный берег озера.

К вечеру мы дошли до крайней точки нашего маршрута — метеостанции, где и остановились на ночлег в уютных домиках с дровяными печками и заняли даже одну юрту.

Ближе к концу дня решили подняться на ближайшую скалу, чтобы насладиться потрясающим и уникальным зрелищем — закатом над зимним Байкалом.

Великолепный лёд Байкала!

7 День (11 марта 2016 г.)

Седьмой день был относительно простым, ведь мы могли оставить вещи на метеостанции и сходить в радиалки.

Проснулись рано и успели встретить рассвет на ближайших скалах. На зарождение нового дня можно смотреть бесконечно, ведь вокруг такая красота!

Часть группы решила воспользоваться возможностью пройтись налегке и подняться на вершину «Три героя», остальные катались на коньках в свое удовольствие.

Группа, отправившаяся на вершину вернулась поздно, потому что слегка перемудрила с маршрутом. Как оказалось потом, до вершины Жимы ребята не дошли, а взобрались на Жиму Северную, которая всего на 100 метров ниже основной вершины.

Зато теперь нам известен путь, которым «ходить точно не стоит». Но не смотря на сложный подъем по неизведанной (и длинной) тропе, порывам сильнейшего ветра и спуску по темноте, ребята справились и прибыли в лагерь в отличном настроении.

Вообще, отдельно стоит отметить тот факт, что такая суровая и снежная зима на Байкале, по словам местных жителей, случалась в последний раз лет 20 назад.

Встречали «героев» весело и шумно, отогревались теплым чаем с тортом и долго не могли отправиться спать, ведь рано утром нам предстояла обратная дорога в Иркутск.

Великолепный лёд Байкала!

8 День (12 марта 2016 г.)

Восьмой день начался рано — нам предстояла поездка до Иркутска, откуда группа разъезжалась по домам.

Все были немного притихшие, ведь наше приключение подходило к концу. Но постепенно, вспоминая самые яркие моменты в пути, смешные истории и всю ту красоту, которая теперь проносилась за окнами, группа развеселилась и к Иркутску мы доехали быстро и весело.

В городе для нас были зарезервированы места в хостеле Rolling Stones, где мы с комфортом разместились, а вечером наслаждались аутентичной бурятской кухней в местном кафе.

Великолепный лёд Байкала!

9 День (13 марта 2016 г.)

К девятому дню большая часть нашей компании разъехалась, а те, у кого были билеты на следующий день, решили отправится в Листвянку — пожалуй, самый известный туристический город на всем побережье Байкала.

В Листвянке зашли в нерпинариум, где пообщались с обворожительными нерпами: они такие хорошенькие, что кроме «мимими», ничего толком написать не можем. Успели посетить Байкальский музей (известный в народе как Лимнологический музей), где хранится всё-всё, связанное с Байкалом: от генофонда каждого организма, когда-либо зарегистрированного на территории озера, до виртуального тура, позволяющего посетителям побывать на самом дне Байкала. Очень интересно и увлекательно! Так как время позволяло, то мы посетили еще камень Черского, этнографический музей Тальцы и питомник Байкальской хаски. В общем, финальный день перед отбытием мы провели очень и культурно, и весело, и в окружении милейших животных.

Перед самым вылетом обсуждали весь поход, готовили заметки для этой статьи и понимали, что сделали очень крутую вещь! Мы прошли по льдам Байкала! Было и трудно, и весело, а иногда приходилось и «потерпеть».

Но главным оказалась отличная группа, где все друг другу помогали, поддерживали, веселили и просто улыбались.