Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 22:23
Мы будем путешествовать!

Тбилиси — Грузия Май 2018

Цикл материалов "Грузия."

1. Необыкновенное везение — недельный тур в Грузии! 1 день — Тбилиси
  2. Необыкновенное везение — тур в Грузию. День 2 — Мцхета, Гори, Уплисцихе, Тбилиси
  3. Необыкновенное везение — недельный тур в Грузию! День 3 — Ахалцихе, Вардзия, Боржоми
  4. Необыкновенное везение — недельный тур в Грузию. День 4 — Кахетия
  5. Необыкновенное везение — недельный тур в Грузию. День 5 — Этнографический Музей, Тифлисские бани, Дезертирский Рынок, Тбилиси
  6. Необыкновенное везение — недельный тур в Грузию. Шестой, заключительный день — Военно-Грузинская Дорога, Казбеги, Крепость Ананури
  7. Крепость Ананури
  8. Тифлисские бани
  9. Этнографический музей Грузии
  10. Дезертирский рынок без дезертиров
  11. Скальный город Уплисцихе
  12. Мтацминда — символ Тбилиси
  13. Самый большой православный собор в мире!
  14. Дом-музей Чавчавадзе
  15. Средневековая грузинская крепость Рабат
  16. Место святой Нино, просветительницы Грузии
  17. Скальный монастырь Вардзия

Предисловие.

Бывает и такое — неожиданный подарок в виде недельного тура в Грузию! И, не просто подарок — мне за это еще и заплатят! Правда, такое бывает! Ну, мне придется немного «поработать», в мои обязанности входило:

1). Оценить маршрут, так как это был первый тур в Грузию этой компании.

2). Если возникнет необходимость — решать проблемы.

3). Опять же, при необходимости, быть связующим звеном между туристами, принимающей компанией и отправляющей компанией.

4). Оценить местного гида.

5). Оценить отель.

В общем — поработать «злой собакой», или — ОТК. Итог — я была в восторге от страны, от гида, мне очень понравился маршрут и принимающая компания. Отель меня тоже вполне устроил. И, это при том, что я вредная!

Перелет, встреча с группой.

Встреча с группой планировалась в Тбилиси, я летела туда накануне, Турецкой компанией, из Штутгарта через Стамбул. Только не через аэропорт Ататюрка, а через какую-то Сабиху Гекген. Это был моя третья пересадка в Стамбуле за 4 месяца! Аэропорт оказался значительно меньше Ататюрка, и, гораздо более спокойный. До Тбилиси добралась без приключений, а там случилась неприятность. Меня с моим чемоданищем вызвали на проверку. Чемодан новый, ярко — голубой, я его в Штутгарте запаковала в пленку. В чемодане комплект наушников для группы, которые их и смутили на просветке. Таможенница разрезала пленку, а вместе с ней и новый чемодан «Киплинг», но, самое обидное — только верхний слой и я увидела это только через несколько дней! Ужасно обидно (чемодан, кстати, дорогущий….).

Поскольку группа прилетала на следующее утро, я забронировала номер в отеле, недалеко от аэропорта, с бесплатным трансфером. Водитель меня встретил (в кепке, конечно), загрузил в «дедушку немецкого автомобилестроения»! Я таких «Мерсов» и в 90-е не припомню! Вполне заслужил стенда в музее Мерседес! Весь дребезжа, стоная и плача, этот Росинант домчал нас до отеля, и здесь я впервые столкнулась с грузинским гостеприимством! Потом, в течении недели, я буду сталкиваться с этим многократно, но в день прилета это было полное изумление — денег водитель не взял. Совсем. Он сказал, что ему отель платит. Хорошо, но чаевые еще никто не отменял. За такой транспорт и такую кепку! Нет, и все тут. Так я и стояла со своими 5 евро в руке….

Что сказать про отель…. лучше не вспоминать… винить некого, сама заказывала, но на картинках в букинге были совершенно другие фото! Я оказалась в нечто среднем между плохим советским пионерским лагерем и плохой советской тур. базой. Это был худший отель в моей жизни! Отзыв об отеле здесь: https://www.tourister.ru/world/asia/georgia/city/tbilisi/hotels/2387900/response/8342

Правда, принимающая девушка была очень мила и любезна. Утром я вышла к автобусу, который должен был меня забрать, стою, жду, понимаю, что с пунктуальностью проблемы. Тут выскочила управляющая, сообщила, что рейс, а, соответственно и автобус, опаздывают, предложила всевозможную помощь, которая мне совершенно не была нужна. Зашла в кафе, выпила чай.

Первый день тура. Тбилиси.

Пришел новейший автобус, как будто только что с завода. Вновь, «Мерседес». Ну правильно, я ведь прилетела с их родины, на чем еще меня должны здесь возить? У меня мини — группа, всего 15 человек. Ждала я ее с опасениями, так как еще за несколько дней до вылета, после подробного инструктажа туристов (какая одежда и обувь необходима, курс валюты, что брать и т. д.), я получила забавное послание от одной из туристок: «На каком языке говорят в иностранном государстве?». Представляете, чего стоило не ответить «На иностранном»? Сдержалась, объяснила, на каком языке говорят в Грузии. Эта же туристка задала еще миллион вопросов, по которым стало понятно, что она недовольна ВСЕМ еще не начав тур. Такое бывает, к счастью, крайне редко.

Встретили группу, что удивило, на встрече присутствовали аж два представителя принимающей компании.

Необыкновенное везение — недельный тур в Грузии! 1 день — Тбилиси

Расселись в автобусе, и я поняла, что не повезло! Проблемная дама не одна, а две! Вторая сказала, что ее укачивает и она не может сидеть на третьем (!!!) ряду, пришлось ее пересадить на место гида к водителю, а я и местный гид заняли первый ряд. Компания предложила всем водичку из холодильника, по бутылке в день, эта дама взяла семь, сообщила, что на всю неделю, и что хочет держать ее в комнате, но каждый день об этом забывала, и брала новую. Вот мелочь, но ужасно неприятно. Позже мы все поймем, что больше всего не повезло водителю. Водителю 28 лет, молодой парень, Кахо. Замечательно воспитанный и хорошо водит машину. Даме — туристке, которая со своими семью бутылками сидит рядом — примерно 55, очень курпулентного телосложения (что не мешало ей носить юбки детской длины), и всю неделю она неуклюже заигрывала с нашим Кахой. Нам всем было чаще весело, но иногда неловко… При этом, ее спутник, совершенно адекватный, мирно сидел на третьем ряду. Но, в мире все должно быть в равновесии, должны же быть и радости — в этой маленькой группе были четыре моих бывших туриста, одна новая, с которой мы подружились, и она уже была у меня в Шварцвальде, и две очаровательные «бабушки», одна из которых приедет через месяц в мой тур. Но, о них всех чуть позже.

Расселились в отеле. Все замечательно, правда, нет лифта. Обещали к выезду помощников подогнать. Наших двух капризных дважды переселяли. Отель после кап. ремонта, все хорошо. Правда, к вечеру выяснилось, что с интернетом полная засада. Появляется редко и ужасного качества. Что поделать, молодая страна. Девочки — рецепционистки рассказали, как еще недавно не было в городе отопления, а свет был по часам. Отзыв об отеле здесь:https://www.tourister.ru/world/asia/georgia/city/tbilisi/hotels/1557722/response/8340

Встретились с нашим гидом Костей (как оказалось — замечательным), и, тур начался!

А начался он с самого большого православного собора в мире — Собора Святой Троицы (или — Цминда Самеба).

Необыкновенное везение — недельный тур в Грузии! 1 день — Тбилиси

Собор современный, ему всего 20 лет, но он, как ни странно, произвел впечатление даже на меня, разбалованную соборами каролингской эпохи, романскими, готическими, бароко…. Встретили там свадьбу, а это, как говорят, к удаче. Вот она нам и сопутствовала всю неделю.

Отзыв о Соборе здесь: https://www.tourister.ru/world/asia/georgia/city/tbilisi/temples/17554/responses/4538

А, поскольку в Грузии невозможно «только о душе», необходимо еще и «о теле», то после собора зашли в кафе, прямо на территории церковного парка. Спасибо тебе, Костя (наш гид), по чьей рекомендации мы сделали это — лучшее хачапури в жизни я съела именно там! Красота, сидишь в красивом парке, на фоне красивого собора, под красивым фонарем и бессовестно лопаешь вкуснейшее хачапури!

Необыкновенное везение — недельный тур в Грузии! 1 день — Тбилиси

А, между тем, экскурсионный день продолжается и мы отправляемся на гору Мтацминда — один из главных символов Тбилиси. На горе разбит отличный парк отдыха. Он зародился здесь совершенно стихийно, люди просто приходили отдохнуть, устроить пикник и погулять. Незабвенные Ильф и Петров назвали Мтацминду «Ресторанной горой Давида». В результате многих строек и перестроек, получился сегодняшний символ. Отзыв о парке здесь: https://www.tourister.ru/world/asia/georgia/city/tbilisi/parks_ent/26776/responses/4541

Поднялись мы туда на автобусе, а спуск скомбинировали — часть на фуникулере, часть пешком прошли. Конечно, будь я в «свободном полете», я погуляла бы там подольше, наше же время было слегка ограничено. Однако, все самое необходимое мы осмотреть успели.

Наверху — парк, с аттракционами, бассейнами, смешными скульптурами, с перевернутым домом и фонтанами.

Великолепны обзор — причем, со склонов лучше, чем с вершины. Вид на город чудесный, сразу захотелось посмотреть — как это выглядит вечером.

Необыкновенное везение — недельный тур в Грузии! 1 день — Тбилиси

Отсюда отлично смотрится телевизионная вышка. Жалко, что на нее нельзя подняться.

Конечно, поскольку сам парк начал развиваться с трактиров и ресторанчиков 19 века, то и сегодня без еды никак — а в Грузии вообще без еды никак! Ресторан расположен в здании верхней станции фуникулера.

Средняя станция — Пантеон, где похоронено около 50 известных грузинских деятелей искусства, культуры, литературы…. , в том числе писатель Илья Чавчавадзе, первый президент Звияд Гамсахурдия, мама Сталина — Екатерина Геладзе.

Необыкновенное везение — недельный тур в Грузии! 1 день — Тбилиси

Безусловно, самая интересная и печальная могила, для всех русскоязычных — могила Александра Грибоедова. После его гибели в Персии (от рук исламских фанатиков), его растерзанное тело перевезли в Тифлис. Несчастная молодая жена, Нина Чавчавадзе, прожив с любимым только несколько недель, хранила верность ему 30 лет, до самой смерти. Когда она узнала о гибели любимого, у нее начались преждевременные роды и ребенок не прожил и сутки. На памятнике потрясающе красивые слова любимому. Обычно их могилы закрыты решеткой, но нам повезло, рядом оказался смотритель всего этого дела, приятнейший человек, которого я тоже сфотографировала, и он открыл решетку и мы все сфотографировали!

Рядом с Пантеоном — церковь местного святого Давида, который иногда отрывался от своей отшельнической жизни на горе и спускался в город, неся новую, христианскую веру. Кстати, восточная Грузия — или Иберия, о которой я и пишу, приняла крещение от Святой Нино в 320 году! Грузия стала христианская в 4 веке, на шесть веков раньше Киевской Руси!

Необыкновенное везение — недельный тур в Грузии! 1 день — Тбилиси

Здесь, на средней станции, разъезд фуникулера, расходятся два вагона (по 60 человек в каждом).

Нижняя станция — уже в городе, в мавританском, точнее, в псевдо мавританском стиле, мы спустились, когда уже смеркалось, смотрелось все очень красиво!

Про этот фуникулер упомянули (опять!) Ильф и Петров, в своих нетленных «12 стульях»: «Мурлыча какую-то чепуху о застое в бараночно-бубличном деле, Кислярский посадил страшных знакомцев в экипаж с посеребренными спицами и подножкой и повез их к горе Давида. На вершину этой ресторанной горы поднимались по канатной железной дороге. Тифлис в тысячах огней медленно уползал в преисподнюю. Заговорщики поднимались прямо к звездам." Только вспомнились эти строки, а тут, как раз, экипаж, правда, без посеребрения.

Необыкновенное везение — недельный тур в Грузии! 1 день — Тбилиси

Вечером нас ждал ужин. Просто ужин (грустно). Описывать его тяжело даже сейчас, по прошествии 6 месяцев! Ресторан традиционной грузинской кухни, с национальным танцевальным коллективом и прекрасной певицей. Описывать стол невозможно, даже у меня, СОВСЕМ не мясоедки, при воспоминаниях начинается обильное слюноотделение, как у Собаки Павлова! Феерия еды, музыки, вина, песен, танцев и тостов!

В это ужасное прекрасное место привезли несколько групп — мою, где я одна из Германии, остальные — русскоязычные израильтяне, группы из Польши, Турции, Осетии. Описывать, как поют и танцуют грузины бессмысленно, да это и невозможно. А певица еще и исполняла народные песни всех, кто сидел за столами. Для нашей группы — и русские, и еврейские. Самое большое удивление вечера — вся турецкая группа, великолепно танцующая под «Хаву Нагилу». Я, вообще-то видео снимала, но это не получилось — самый старый дедушка — турок выволок меня плясать! А как танцевала осетинская группа!

Описывать качество, количество и вкус еды — тоже бессмысленно, и тоже невозможно! Я, скромно начавшая с баклажан и долмы, не скромно перешла на хачапури, и совсем не скромно завершила кучей видов мяса! Смерть «веганам»!

Описать вина опять не получится, я их не пью, могу только сказать, что они текли рекой, а вот домашние лимонады — это что-то особенное! И, это при том, что всякие колы, пепси, фанты и прочие меринды я не употребляю вообще!

Перессказать тосты, которые произносил наш гид Константин, тоже невозможно, да и не получится с таким колоритом это повторить!

Короче, пока описывала, очень захотелось есть, пошла на кухню, продолжение следует! Да, а группа отправилась в отель — пытаться все это — и еду, и эмоции — переварить до следующего утра!

Второй день тура здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_25286

10. Дезертирский рынок без дезертиров
  11. Скальный город Уплисцихе
  12. Мтацминда — символ Тбилиси
  13. Самый большой православный собор в мире!