Турист Ольга Клейн (fanolia)
Ольга Клейн
была 8 марта 10:17

Париж, Ренн, Витре, Динан, Ле Мон-Сен-Мишель, Труа — Франция Сентябрь 2018

Предметом сладчайших грез в этой поездке по Франции было для меня аббатство Мон-Сен-Мишель, которое находится формально в Нормандии, а реально на самой границе с Бретанью. Уже в ходе подготовки маршрута, сбора информации выяснилось, что Бретань — это нетронутые залежи фахверка и другой тихой прелести. Взвесив свои возможности по времени, финансам и силам, мы пришли к варианту, который я попытаюсь описать.

Париж — один транзитный день. Передышка после двух перелетов (из Новосибирска) была необходима. Ночевка в отеле у ж/д вокзала Монпарнас. Отель «Timhotel Paris Gare Montparnasse» понравился, несмотря на первое впечатление на ресепшене. Но в номерах все нормально. Отель в старом здании — в туалете было роскошное окно в пол:)

В первую нашу поездку в Париж в 2012 г. мы собирались, но так и не зашли на смотровую площадку на крыше небоскреба — башни tour Montparnasse. В этот раз решили воспользоваться тем, что башня через дорогу от нашего отеля и посетили смотровую площадку. Очень приятное, удобное место — верхний застекленный этаж с кафешками и выход на открытую площадку на крыше с возможностью снимать без стекла.

Париж. Бретань. Шампань

Прекрасные виды. С хорошим объективом могут получиться отличные фото. Вход платный, сайт. Купили билеты на месте, в пять часов в очереди было всего несколько человек. Фото с обзорной площадки:

Париж. Бретань. Шампань

На следующее утро выезжаем на поезде в Ренн, где мы планировали пробыть неделю. Билеты на поезд покупали онлайн за 4 месяца до поездки. Вот это первый класс на втором этаже поезда:

Поскольку мы выбрали Ренн, как базу для выездов и не на один день, то подходящим отелем в этом городе для нас оказался «Novotel SPA Rennes Centre Gare». Подробный отзыв здесь.

Бретань — историческая область на севере Франции. В древности ее называли Арморикой — «морской землей». Breizh — так они себя называют. Предками бретонцев, как и шотландцев и некоторых других народов Европы были кельты. Очень многое из кельтской культуры и сейчас заметно в их бретонской символике. Ниже на фото, на красной ленте в белом круге — трискель — это рунический знак, символ движения, разновидность четрехлучевой свастики. То, что похоже на крест, оказалось вовсе не крест, а шкурка! шкурка горностая:)) Hermine — горностай, со средневекового герба бретонских герцогов. Но все-таки я убеждена, что шкурку горностая таки стилизовали под крест. Вспомните королевскую горностаевую мантию. Белая мантия с черными хвостиками была символом власти и могущества. Почему? — как всегда начинается с легенды, где зверек традиционно играет решающую роль в какой-то момент жизни властителя. Интересно, что в среде бретонских националистов популярен миф о существовании кельтской принцессы по имени Гермиона, а гербовый щит с горностаевым полем называется гербом легендарного короля Артура.

Внизу на красной ленте небольшой бретонский флажок — гвенадю (бело-черный), который до боли напоминает американский. И нам это не кажется — создатель флага официально позаимствовал идею. Вместо звезд — шкурки:) полосы означают 4 бретоноговорящих и 5 франкоговорящих провинций.

Париж. Бретань. Шампань

Ренн — главный город региона, столица Бретани. Второе место по количеству фахверковых домов (не нашла документального подтверждения). Фахверка там очень и очень много. В целом город понравился. Но первое, что бросилось в глаза — бомжи и маргиналы на каждом углу — не очень приятное дополнение к фахверку. Возможно из-за того, что в городе расположена самая большая во Франции женская тюрьма — так пишут, сами мы конечно эту «достопримечательность» не видели. Фахверковые домики тоже не все ухожены, но большая часть конечно поддерживается в нормальном состоянии.

За кафедральным собором, на улице du Chapitre:

Улица Rue du Champ Jacquet с открыточным видом Ренна:

Париж. Бретань. Шампань

Естественно в городе не только фахверковые здания — дворец парламента Бретани, пышное здание коммерческого клуба, церкви, парки. Есть даже метро. Очень маленькие два вагончика показались несерьезными — оказалось оно полностью автоматизировано — без машиниста. Вообще нам город показался небольшим — мы всегда ходили пешком, только один раз воспользовались метро. Оперный театр на площади перед мэрией:

На фото ниже — Кафедральный собор св. Петра. Кроме него мы видели еще несколько старинных церквей. Прекрасная готическая базилика Notre-Dame-de-Bonne-Nouvelle на площади Св. Анны, которая понравилась мне гораздо больше остальных, была на ремонте и похоже уже давно.

Париж. Бретань. Шампань

Из Ренна мы на электричке (30 мин.) выезжали в небольшой городок Витре, который после Ренна показался просто раем — чистота, тишина, красота. Много фахверка и великолепный замок. Подробнее о Витре

Замок Витре.

Париж. Бретань. Шампань

Вид на замок и остатки городских стен Витре.

Главной целью в этой поездке по Франции была моя давняя мечта — аббатство Мон-Сен-Мишель. Туда мы отправились на автобусе с автовокзала Ренна. Автобус Rennes — Mont Saint Michel (15€) довозит до остановки бесплатного шаттла — Passeur Shuttle Departure. Время в пути 1 час. Шаттл курсирует между аббатством и этой стоянкой. Остановки межгород-автобусов и шаттлов находятся друг от друга в пределах видимости. Шаттл едет еще минут 10, останавливается на мостике перед аббатством и дальше уже пешком. Можно этот путь от остановки автобуса до аббатства проделать и на повозке, запряженной лошадьми. В автобусе из Ренна было всего человек 5 видимо потому, что мы выезжали не рано. Мы не торопились, поскольку собирались там переночевать.

Париж. Бретань. Шампань

Задолго до поездки забронировали отель, находящийся на территории аббатства. Наш прекрасный отель Hôtel la Croix Blanche в фахверковом доме. Подробнее об отеле здесь.

Аббатство и город из одной-двух улиц на скале производят отличное впечатление, несмотря на толпы туристов. Все, как и ожидаешь — попал в средневековье.

Париж. Бретань. Шампань

Погода была прекрасная, что усиливало рвение туристических масс:) После заселения в отель мы спустились из своего номера на уровень крепостной стены и по ней постепеннно поднялись ко входу непосредственно в аббатство. Мы покупали билеты заранее на сайте и прошли без очереди, а очередь там была… При такой плотности потока, можно сказать, что очередь начиналась у самого входа в пределы городских стен.

Аббатство — грандиознейшее сооружение, мощнейшие стены и, как оказалось, довольно сложные запутанные пространства, в которых и залы и часовни, внутренние дворы и конечно собор с колокольней. Я даже не думала, что там столько всего — мне показалось, что мы еще не все увидели. Общее число помещений аббатства — 50 залов, келий и комнат различного предназначения. Монастырский клуатр:

Париж. Бретань. Шампань

Кроме своего уникального расположения, архитектуры и исторической ценности, Мон-Сен-Мишель известен своими приливами — самыми высокими в Европе и вторыми в мире. Конечно возник большой соблазн увидеть, как вода плещется у стены крепости прямо под окнами отеля. Прилив-отлив происходит два раза в сутки. Мы не очень привязывались к этому расписанию, но все-таки перед бронированием отеля посмотрели время приливов на сайте.

Вода прибывает медленно, но заметно, как она движется. Потоки воды, устремляясь со стороны Ла-Манша, огибают скалу аббатства и сливаются буквально у нас под окнами:

Париж. Бретань. Шампань

Вид с моста во время вечернего прилива:

Серебряная скульптура св. Михаила внутри приходской церкви св. Петра:

Париж. Бретань. Шампань

Динан. Динан понравился не меньше, чем Витре. У каждого своя прелесть. Динан побольше, туристов многовато, но у него такая чудная прибрежная часть у реки. Сидя в открытых кафе у самой воды, можно любоваться живописными видами на крепостные стены, на старый маленький мостик и большой виадук Динан через речку Ранс.

Париж. Бретань. Шампань

Конечно же фахверк, за которым сюда едут туристы. Улица Rue de l’Apport:

В центре старого города неутомимо пел и играл бард, менестрель:) В руках у него Hurdy Gurdy, по-французски vielle a roue, колесная лира, ей уж тысячу лет. Он крутит небольшую ручку, как шарманку. :) Неплохая музычка, узнаются ирландско-шотландские мотивы.

Париж. Бретань. Шампань

Если на улице есть башня с часами, то улица непременно называется Rue de l’Horloge:)

Базилика Сен-Совер (Христа-Спасителя) с премилым сквериком под названием Английский сад.

Париж. Бретань. Шампань

Шато Динан с остатками крепостных стен. Уцелело несколько башен.

Очень красивое место неожиданно нашли в каком-то дворе. Это Монастырь кордельеров (францисканцев), основанный в 12 веке, сейчас частный колледж интернат и средняя школа. Целый комплекс старинных построек в прекрасном состоянии.

Париж. Бретань. Шампань

Париж. Из Ренна мы вернулись в Париж, чтобы пожить там еще с недельку. Я не склонна недооценивать этот великий город. Мало того — я его очень люблю, этой «мой» город. Несмотря ни на что. Никакие мигранты не могут в моих глазах заслонить его историческую ценность, его мощнейшую ауру, богатство его архитектуры, роскошь дворцов и парков, его фирменные бистро, его культуру и музыку. Таких городов в мире единицы.

Первая наша поездка в Париж была сплошным восторгом, у меня осталось несколько поломанных отчетов, за которые теперь и неловко как-то — и за свою неумелую писанину и за фото плохонькие, да еще те безвозвратно утеряные сайтом фото. Вот один рассказ восстановила. Есть еще несколько с побитыми фотографиями. Париж бесконечно разнообразен и конечно же мы с удовльствием вернулись в этот город, чтобы побродить по Сите, побывать в полюбившихся местах и посмотреть то, что не успели в прошлый раз.

Сена, вид на Мост Нотр-Дам, Трибунал, Консьержери.

Париж. Бретань. Шампань

Мост Сен-Мишель и одно из зданий трибунала.

Раньше на Сите вечером почти не было туристов, а сейчас непрекращающиеся селфи допоздна.

Париж. Бретань. Шампань

Сакре-кер все также возвышается на Монмартре. Фото ничем не отличается от такого же фото шестилетней давности:)

Стало заметно больше туристов и особенно китайцев, но атмосфера на Монмартре осталась прежней. Возможно я воспринимала все позитивно потому, что была такая же солнечная погода и все та же шарманщица возвращала меня в памяти на шесть лет назад.

Париж. Бретань. Шампань

Отель де Виль меня по-прежнему очаровывает — я могу его долго разглядывать и замечать все новые элементы. Например скульптуры на крыше я раньше не замечала. Пыталась найти скульптуру одного философа, которая там вроде бы должна быть на фасаде, но наверное нужно больше времени — не нашла.

Сен-Жермен оставил очень теплые воспоминания и захотелось туда вернуться. В этот раз пообедали в знаменитой «Флоре». Любезный официант нашел для нас местечко среди забитых до отказа уличных столиков.

Париж. Бретань. Шампань

Венсенский замок впечатлил, его мы видели впервые. Очень легко добираться — прямая линия метро.

В прошлую поездку мы жили в квартале Маре, на улице Риволи — это очень хорошее расположение. Мы были поглощены главными достопримечательностями Парижа, до которых было рукой подать, прогуливались по Сите, а сам квартал Маре как-то не удалось толком посмотреть. А место очень любопытное и в этот раз мы уделили ему больше внимания. Отель на Риволи оказался на ремонте и мы взяли другой, буквально напротив. Этот отель Hôtel Le Compostelle сильно разочаровал. Подробно о нем здесь. Но с другой стороны — расположение и цена (ниже, чем у других отелей в этом районе) может компенсировать его недостатки.

В квартале Маре заинтересовали старинные особняки (многие в запущенном состоянии к сожалению), места, связанные с тамплиерами и другие специфические особенности этого района. На фото Hôtel de Sens, в котором сейчас расположена библиотека Forney. Там и внутренние помещения прекрасные, и внутренний двор, и сад.

Париж. Бретань. Шампань

Все постройки тамплиеров после уничтожения ордена были сначала переданы госпитальерам, а позже разрушено было все. Но какие-то следы все же удалось найти.

Эта церковь св. Елизаветы не принадлежала тамплиерам, она находилась у самого входа в Тампль, сейчас в ней службы ведут и мальтийский орден, и францисканцы, собирается вся католическая паства. Рядом расположена станция метро Тампль, от которой мы начинали прогулку по кварталу тамплиеров.

Париж. Бретань. Шампань

Гей-сообщество облюбовало квартал тампль. Ведь в 14 веке на процессе над рыцарями-тамплиерами их обвиняли и в этом грехе.

Труа. Из Парижа, с вокзала Gare de l’Est, за полтора часа можно доехать до столицы исторического региона Шампань — Труа. Нет нужды писать, что этот город с богатой историей достоин внимания. Одно шампанское чего стоит:)) Всем известная Тройская унция — эта единица измерения возникла ещё в эпоху шампанских ярмарок по названию города Труа.

Здесь также множество прекрасного коломбажа. Улица Шампо- Rue Champeaux:

С улицы Шампо можно завернуть в переулок кошек — Ruelle des Chats — это очень узкий засиженный голубями проход. Много голубей и ни одной кошки:) Зато много кошек в названиях близлежащих кафе.

Париж. Бретань. Шампань

Дом ювелира — maison de l’orfèvre

Особый интерес был у меня к кафедральному собору Петра и Павла. Именно здесь в 1129 году на церковном соборе был принят устав духовно-рыцарского ордена тамплиеров. Автором устава был Бернард Клервоский, аббат цистерианского монастыря в Клерво. Известный богослов, фанатично боролся со свободомыслием и ересью, имел большое влияние на пап и короля. Это он был вдохновителем второго крестового похода, он же объявил катаров еретиками. Он называл себя «химерой своего века». В реликварии собора хранятся череп и кости этой «химеры».

Великолепная готика базилики Святого Урбана:

Церковь Eglise Saint-Pantaléon:

Париж. Бретань. Шампань

Напротив церкви Saint-Pantaléon привлекает внимание красивый особняк. В нем Musée de la Bonneterie — музей чулок:)) Особняк, построен в 16 веке на месте цистерианского монастыря 12 века.

Более подробные материалы по городам пока только планирую)