Турист Константин Андреевич (Kostacurta)
Константин Андреевич
был 20 июля 2021 1:42

Созополь, Пловдив, Солнечный Берег, Несебр, Бургас — Болгария Август 2017

Мое знакомство с Болгарией было коротким, но ярким и запоминающимся: на все про все всего четыре дня. Может быть, это и к лучшему: если бы я остался подольше, был риск немного заскучать и тем самым смазать общее впечатление о стране. Но обо всем по порядку.

Жена с дочкой улетели по билетам Пулково-Бургас раньше меня, и слали мне оттуда в дождливый Питер солнечные фотки.

Болгария. Черноморская ривьера

Я вылетел примерно через неделю после них. За это время девчонки обжились, все разузнали и спланировали программу на время моего короткого пребывания.

Летел я через Москву, компанией S7, и полет мне дался очень тяжело. Оба рейса задержались в общей сложности на три часа, в результате чего, смешное по меркам авиации расстояние до близкой Болгарии я преодолевал, включая пересадки и ожидания, где-то 7–8 часов. Все это на фоне накопившегося после рабочей недели дефицита сна — на балканскую землю я ступил мечтая не о море, а об уютной кровати.

Приключения начались сразу же. Отказавшись от услуг хапужных бомбил, я подошел к стойке информации «летище Бургас» с вопросом, где находится ближайшая остановка общественного транспорта, на котором можно добраться до Несебра. Приятная девушка на чистом русском отправила меня на остановку на территории аэропорта, откуда ходят автобусы до автовокзала в Бургасе.

«Это не займет много времени. С автовокзала вы легко доберетесь до Несебра» — говорила мне она.

Не надо слепо верить красивым девушкам в форме. Своим советом она превратила два часа, которые я мог посвятить пляжу и холодному пиву, в автобусную экскурсию по промышленному Бургасу и окрестностям.

Я сел в автобус, отдал кондукторше за проезд 1 лев — сущие гроши. Автобус комфортный: большой, современный, с кондиционером и оснащенный информационным экраном на болгарском языке, показывающим название ближайших остановок. Выехали за территорию аэропорта и поехали по каким-то жилым кварталам. На многочисленных остановках входили и выходили местные жители всех возрастов и социальных групп, а я с интересом их рассматривал и пытался разобрать о чем они говорят между собой. Болгарский язык, безусловно имеет общие корни с русским: дословно собеседника понять не получится, но общий смысл беседы понять можно. Спустя минут 20, автобус приехал на какой-то пустырь, остановился и заглушил двигатель.

«Приехали что-ли?» — подумал я, схватил сумку и дернулся к выходу.

«Ты куда, соколик? Это не автовокзал, до него еще долго ехать» — остановила меня бабушка кондуктор.

Минут десять мы стояли без движения. Потом водитель завел автобус и мы поехали обратно по тем же самым кварталам, пока я снова не увидел в окне здание аэропорта — только в этот раз автобус не заезжал на его территорию, а тормознул на другой остановке, около него. Таким образом, я потратил бы уже на час меньше времени, если бы просто сел на один из предыдущих автобусов на этой остановке. А как я уже узнал потом, с этой же самой дальней остановки ходят прямые автобусы до самого Несебра, что сэкономило бы мне эти самые два часа времени, о которых я уже писал выше. Такие дела. Пока я разглядывал в окно бетонные джунгли Бургаса, мне позвонила супруга.

Болгария. Черноморская ривьера

«Где тебя носит?» — резонно спросила она

«Я в автобусе, еду по Бургасу» — ничего не придумывая ответил я

«А что ты там делаешь? Несебр в другой стороне. Выходи и бери такси, не жлобься»

Так я и сделал, как только вышел на остановке у автовокзала. Решил больше не испытывать судьбу.

»Зато я получил экскурсию по Бургасу всего за 1 лев» — успокаивал я себя, сидя на переднем сиденье старенькой шкоды. Ну и, справедливости ради, частник с автовокзала все же взял с меня на 20 лев меньше, чем просили таксисты в аэропорту.

Болгария. Черноморская ривьера

Потом была радость встречи, объятия с семьей и знакомство с номером. Номер — апартаменты, по факту обычная «евродвушка»: санузел, кухня, объединенная с комнатой, спальня, и в бонус просторный балкон. Приличный свежий ремонт, кондиционер, уборка каждый день: нас все устраивало. За мое подселение, кстати, денег с нас не взяли, хотя могли, что тоже было очень приятно. Жили мы, в так называемом, новом Несебре — достаточно далеко от исторической части города, зато совсем рядом с пляжем, что было важнее. Инфраструктура вся была в пешей доступности: и магазины и кафешки и обменники.

фото с booking.com

В последний раз до Болгарии я видел Черное море ровно 10 лет назад, в прекрасной Абхазии, и оно очень четко отпечаталось у меня в памяти. Какое же у меня было удивление, когда я посмотрел на него не с восточных, а с западных берегов! Черное море здесь другое: цвет воды не такой, мусора нет, а песчаные пляжи с пальмами придают ему почти тропический вид. Первым делом я, конечно же окунулся. Нет, все же это не тропики — несмотря на 30 с хвостиком на термометре, вода бодрила. Искупавшись, и придя в чувства после долгой дороги, я осмотрел пляж.

Болгария. Черноморская ривьера

Пляж в Несебре средних размеров и поделен на платную и бесплатную зоны. В платной, кроме аренды пары квадратных метров песка, можно взять напрокат шезлонг и зонтик, но вам их не навязывают: зонт мы купили в городе и ходили со своим. В бесплатной зоне ни за что платить не надо, но отдыхать вы там будете, как шпроты в банке. Торгашей на пляже замечено не было, вся вареная кукуруза и чурчхела осталась в Адлере. Вместо них здесь есть шикарный бар: под белым куполом шатра, на удобных диванчиках можно и перекусить и хорошо выпить: винная и коктейльная карты на уровне.

Вечером, когда спал зной, мы вышли на прогулку до старого Несебра, где мои девчонки уже заботливо забронировали столик в одном из лучших ресторанов. Основная часть курортного Несебра не представляет особого интереса: обычный город, довольно тихий, без каких-либо красот и достопримечательностей. Все меняется при приближении к району старого города. Сначала мы попали на гастрономическую улицу, где на каждом шагу был либо небольшой ресторанчик, либо лавочка, в которой торговали чем-нибудь съестным. И вот, что я хочу сказать: меня больше нигде так вкусно, много и недорого пока еще не кормили, как в Болгарии. Это самый настоящий гастрономический рай. Возьмем хотя бы фаст-фуд: здесь есть и гамбургеры, и шаверма, и блинчики с тысячей начинок, и пончики, и один бог знает что еще. Так мы и шли, среди всех этих аппетитных ароматов, захлебываясь собственной слюной, пока не вышли к мосту у старого города.

Болгария. Черноморская ривьера

Вид на старый Несебр со стороны моста достоин кисти художника. А сам старый Несебр достоин пера поэта. Паутина узких мощеных улочек, соприкасающиеся коньками черепичных крыш старые дома, архитектурные памятники, живописные виды на морской залив настраивают на романтический лад и располагают к длительным прогулкам. Но, в вечернее время, до захода солнца, на улицах старого Несебра в буквальном смысле не протолкнуться. Огромное количество, как с самого Несебра, так и приехавших с находящегося поблизости Солнечного берега, туристов, создают единую живую массу, постоянно фотографируются, скупают сувениры и разрушают романтическую атмосферу этого замечательного места.

Спрятаться от суеты, вызванной большим количеством людей, можно в одном из расположенных здесь многочисленных ресторанов с шикарными морскими панорамами. В продолжение съедобной темы, и чтобы больше к ней не возвращаться, хочу дать небольшой совет: худейте перед поездкой в Болгарию. Очень вкусная еда (особенно порадуются любители мяса), огромные порции и более чем демократичные цены даже в туристических зонах, никого не оставят равнодушными.

Болгария. Черноморская ривьера

Вечером второго дня моего короткого отпуска мы взяли на прокат машину: маленькую шуструю Фиесту с механической коробкой передач. Стоимость, к сожалению, точно не помню, но по-моему она нам обошлась где-то в 35–40 евро в сутки. Тем же вечером мы решили посетить крупный курорт поблизости: Солнечный берег. Это вытянутый вдоль побережья город, с большой променадной зоной около пляжа. Здесь вечерами еще больше людей, чем в старом Несебре, но есть одна большая разница: если Несебр люди посещают в рамках культурно-познавательного туризма и там царит спокойная атмосфера, то променадная зона Солнечного берега — это кутеж в чистом виде. Бары, клубы, экстремальные аттракционы: отовсюду гремит музыка, причем каждый пытается быть громче соседа. Кроме большого количества людей и увеселительных заведений здесь расположен целый вещевой рынок: ряды палаток, торгующие китайскими репликами известных брендов. Из-за большой проходимости, урны переполнены мусором, который вываливается из них и валяется просто на дороге. В общем, в Солнечном береге вечерами весело, но шумно и грязновато. Тут, как говорится, каждому своё.

фото из интернета

На следующее утро мы встали пораньше и отправились в дальний путь: почти 300 километров в западном направлении, до второго по величине города Болгарии — Пловдива. Привлек наш интерес этот город по причине его богатой истории: основан был еще в античном периоде, позднее переходил под влияние различных стран и культур, каждая из которых оставила свой след в его современном облике.

Болгария. Черноморская ривьера

Дороги в Болгарии хорошие, вождение особо не напрягает. Однако, длительные путешествия вглубь страны довольно скучны из-за однообразного пейзажа за окном. Редкие населенные пункты мы проезжали мимо, они расположены в удалении от трассы, и кроме пустынных равнин, иногда радовали глаз только желтые поля подсолнечников.

Добравшись до Пловдива, и с большим трудом отыскав парковку рядом с историческим центром, мы начали осмотр города с церкви Пресвятой Богородицы. На колокольне церкви нанесена надпись «в память освободителей», в благодарность русским солдатам, освободившим город от турецкой оккупации. Исторически, мы еще не раз вытаскивали родственный нам, болгарский народ из подобных передряг: в том же Пловдиве красуется еще и памятник Алёше, советскому солдату-освободителю.

Болгария. Черноморская ривьера

Не успел я достать фотоаппарат, как к нам подошел какой-то мужчина средних лет располагающей внешности. Поинтересовался откуда мы, после чего радостно воскликнул, что Россия его любимая страна, а Санкт-Петербург до сих пор снится ему по ночам. Щедро осыпав комплиментами нашу родину, мужчина представился, и сказал, что служит в храме помощником, после чего пригласил нас внутрь. Внутреннее убранство храма довольно скромное, и мало чем отличается от интерьеров наших церквей. Мы постояли, посмотрели, поблагодарили нашего нового знакомого и собрались выходить. Но мужчина не отставал. Вышли на улицу, он за нами. Каноны этикета, по которым мы воспитаны, не позволяли нам грубо отшить начинающего уже серьезно надоедать внезапного попутчика, а косвенные намеки он пропускал мимо ушей. В результате, первые полчаса в Пловдиве мы гуляли вместе с навязавшимся к нам гидом. Он без умолку говорил, иногда что-то по делу, но чаще жаловался на жизнь: мол, храм держится на пожертвованиях прихожан и таких энтузиастах, как он; государство содержать храм не помогает, а без этой поддержки очень тяжело. В конце концов я ему прямо сказал, что мы желаем продолжить прогулку без его компании, и в качестве благодарности за услуги гида протянул ему купюру в 10 лев (примерно 5 евро). Глубокая скорбь и страдания исказили черты его святого лика, а уста молвили о глубокой нужде, и необходимости увеличить гонорар хотя бы до 50 лев… Я в отказ, говорю, что больше нет. Мученик не сдается: мол, это не на блага мирские, а на воду да хлеб насущный, дабы не сгинуть раньше времени на тот свет от голода. Я не прогибаюсь. Убедившись, что ничего больше выжать из нас не получится, выражение его лица резко изменилось на злобное, и выхватив из моих рук купюру, он наконец удалился, осыпая меня изыскаными ругательствами на болгарском. А мы выдохнули, и продолжили осмотр исторической части Пловдива.

Посмотреть тут действительно есть что. Прежде всего, это напоминающий Несебр, но значительно превосходящий его по размерам, старый город. В отличии от Несебра здесь минимум туристов, виды ничуть не хуже, а духа старины, романтики — хоть ложкой ешь.

Болгария. Черноморская ривьера

Среди его запутанных улочек можно встретить и настоящие жемчужины архитектуры: церковь святых Константина и Елены, этнографический музей, расположенный в старом особняке, как будто срисованном с иллюстраций к «тысяче и одной ночи».

По периметру старого города можно найти развалины древней крепости, с бывших стен которой открывается великолепная панорама всего города.

Болгария. Черноморская ривьера

Отойдя чуть в сторону, наткнемся на восстановленый античный театр, построенный во время влияния Римской империи. Сейчас сооружение функционирует и служит площадкой для выступления артистов. Рядом с театром рестовраторы так же потрудились над восстановлением ворот, выполненных в виде торжественной арки, на которых можно разобрать изображенные узнаваемым древнеримским шрифтом надписи и цифры.

Так же в наследство от римлян городу остался стадион для гонок на колесницах, совершенно удивительным способом интегрированный в современную застройку.

фото из интернета

Пройдем еще сто метров и любуюмся на мечеть — память о периоде влияния Османской империи. Это не единственная мечеть в городе, недалеко от центра мы видели еще одну, не уступающую этой в изысканности.

Болгария. Черноморская ривьера

В общем, Пловдив произвел на нас приятное впечатление и, даже несмотря на стоящую в тот день адскую жару, очень понравился. Далековато от побережья, поэтому не все туристы до сюда добираются, но в этом и плюс этого города: он более самобытен и спокоен, в отличие от шумных курортов.

Сели в машину — обратно те же триста километров давались уже тяжелее, и я выдавливал из малышки Фиесты весь ее потенциал. Добравшись до Бургаса и взглянув на часы, мы решили посетить еще один город за сегодня — Созопль. Находится он примерно в таком же удалении от Бургаса, что и Несебр, но в противоположеном направлении. Доехали, подкрепились и пошли знакомиться с городом.

Болгария. Черноморская ривьера

Созопль один из древнейших городов на всем черноморском побережье, и так же пропитан историей, как и Пловдив. Центральная его часть располагается на побережье, где морской залив довольно глубоко врезается в сушу, таким образом образуя форму подковы. В центре этой подковы находится очень недурный пляж, небольшой, но оборудованный и уютный. В одну сторону от пляжа начинается отельная зона, а другую украшает крепостная стена, с резким и довольно высоким обрывом в море. Видно, конечно, что фрагменты этой крепости восстановлены, уж слишком свежо они выглядят, но какая разница, если это так качественно и натурально сделано. Внутри этих стен можно совершать неспешные прогулки или посидеть за столиком в ресторане с бокалом вина. Здесь царит какая-то собая, камерная обстановка, в которой очень хорошо и уходить отсюда не хочется.

За каменными стенами крепости начинается старый город, чем-то похожий и на старый Несебр, и на старый Пловдив, но с одной очень большой разницей: если первые два несут уже, по большей части, декоративную функцию, то старый Созопль — на сто процентов жилой район. Это чувствуется по всему: по дворам, в которых играют дети, по сохнущему белью на веревках, по огородам, продукцией с которых здесь же и торгуют. При этом специфика архитектуры не нарушена, видно, что ее ценят и стремятся сохранить, да и общему восприятию атмосферы это ничуть не мешает, а может даже наоборот, дополняет ее.

Болгария. Черноморская ривьера

Созопль отличный вариант для тех, кому нужен спокойный отдых вдали от суеты. Гуляя по нему мы немного потеряли счет времени, стало вечереть и пора было собираться обратно в Несебр. День был интересный и насыщенный, но очень жаркий: настолько, что приехав в Несебр, уже в полной темноте я полез купаться. Пустынный пляж, полный штиль и лунная дорожка на воде — романтика. Я залез в море и не вылезал из него минут двадцать, не меньше — настолько приятная и невероятно комфортная по температуре была вода. Вся усталость накопленная за день, проведенный в дороге и экскурсиях на сумасшедшей жаре, моментально ушла и я пребывал в состоянии, близком к эйфории: я не шучу, это действительно было настолько хорошо.

На следующее утро я проснулся немного грустный — вечером у меня был вылет обратно домой. Я старался не думать об этом в течении дня, чтобы все так же беззаботно плескаться в море, пить коктейли, есть вкусную еду: но полностью отключиться от этих мыслей не получилось. После пляжа у нас был праздничный ужин в еще одном чудном ресторане старого Несебра, где мы заставили весь стол деликатесами и трескали их под аккомпанимент крикливых чаек, летающих над пронзительно синим морем. С воды до нас долетал легкий освежающий бриз, и вот что я подумал, выковыривая вилкой мидию из ракушки:

«Почему у многих людей такое пренебрижительное отношение к Болгарии? Считают эту страну полусовком или недоевропой. Что им не так? Здесь отличные пляжи и великолепный уровень сервиса. Здесь недорого, и каждый сможет найти развлечение для себя и под свой кошелек. Здесь отличная еда и люди, близкие к нам по менталитету. Здесь есть где побывать и есть что посмотреть. Да это самая настоящая черноморская ривьера!».