Турист zak50
zak50
был 19 февраля 2021 11:17

Хайкоу — Китай Август 2018

Всем привет! Хочу поделиться впечатлениями и опытом, приобретенным во время нашей поездки в августе текущего года в Поднебесную, на остров Хайнань. Сразу скажу, что речь пойдет не об избалованном туризмом городе Санья, а о экзотическом для туристов, да и для самих китайцев городе Хайкоу.

Хочу заметить, что выбор на китайский остров упал случайно, благодаря «горящей путевке» на 14 полноценных дней с питанием в отеле 4+ за 68000 рублей на двоих, правда, вылет был из «белокаменной». Поездка из Челябинска до Москвы заняла 2 дня на машине и прошла без особых приключений.

Во время регистрации на самолет в аэропорту Жуковском меня насторожила внушительная группа китайцев, дружно тусующихся у стойки регистрации на наш рейс. Предчувствие не подвело: как только потомки «Великого Кормчего» загрузились в самолет (причем рассажены были вперемежку с нашими соотечественниками), не дожидаясь взлета, они как по команде принялись наполнять свои термоса — котелки кипятком, заваривать лапшу и, достав палочки, поглощать ее. Можно представить какой аромат стоял в салоне самолета. Натянутые улыбки стюардесс и лояльное отношение к обостренному (очевидно от волнения) аппетиту китайцев указывали на то, что к данному явлению экипаж самолета привык. Этот веселый полет длился около 10 часов. За это время нам удалось насладиться «мелодичной» китайской речью, громким (так что слышно, наверное, на земле) чиханием, бесконечными очередями в туалет, китайской гимнастикой и… громким выпусканием газов. В общем, счастливая нация, без ограничений, ложных чувств морали и такта, воспитывающая своих детей под девизом «Все можно!». Не смотря на наше знакомство с желтолицей нацией в прошлом году во Вьетнаме, мы оказались к этому не готовы, а впереди 14 дней отдыха.

Это Китай!

Аэропорт города Хайкоу встретил нас удушливой жарой, хмурым небом, массой серо-синих такси HAIMA 3, и, ставшей почти родной китайской речью. Не смотря на мрачные прогнозы интернета об ограничениях на ввоз, таможенный контроль прошел без проволочек.

Наш отель St. Fleur Conifer 4+, в отличие от «пятерок», расположен на второй, а может третьей линии в новостроящемся пригороде Хайкоу со слаборазвитой инфраструктурой и пустыми, незаселенными небоскребами, практически Бирюлево. И вообще, больше всего поразили совершенно пустые улицы, и это при почти 1,5 млрд. населении Китая, очевидно, есть у них еще белые пятна.

Это Китай!

Отель «свеженький», всего 2 года в эксплуатации, с прекрасными просторными номерами, скоростными лифтами и ресепшен, говорящем только на китайском языке. Вообще на Хайнане, в частности в Хайкоу, в отличие от Саньи с развитым международным туризмом, аборигены общаются только на китайском и о существовании других языков, возможно даже не подозревают. Нашим главным коммуникатором с местным населением был представитель турагентства «Жемчужная река» китаец Вася(!), который неимоверно коверкая богатый русский язык, рассказывал о родном крае, особенностях китайского менталитета, достопримечательностях, а заодно приторговывал магнитиками, кремами, чаем и прочими туристическими мелочами.

Как я уже говорил, номера в отеле очень комфортные: с большим ЖК телевизором, вещающем только на китайском языке, раздельным санузлом, большой душевой кабиной, кухней с холодильником, двумя умывальниками, кондиционером, бесплатным сейфом и Wi-Fi. Кроме того, в каждом номере имеется электрочайник, весы для багажа, посуда, большой зонт, как выяснилось не только от солнца и … фонарик (?). Для гарантии сохранности всего этого «богатства» при заезде в номер надо заплатить депозит (залог) в размере 100 $, а при выезде не забыть забрать его. В номерах чисто. Уборка, заправка, замена полотенец, махровых халатов, тапочек, зубных щеток и т. д. производится ежедневно. Между прочим, халаты, полотенца и тапочки очень качественные. Персонал отеля, как впрочем, и все китайцы ни чаевые, ни какую-либо другую награду не принимают.

Это Китай!

Кстати, о Wi-Fi. Если хотите чтоб у вас работал Viber, Skype, WhatsApp и прочие мессенджеры, а так же Yandex, YouTube и т. д. скачайте на смартфон VPN Master. Это замечательное приложение позволит вам сэкономить кучу средств при отправке сообщений, фотографий и видео, правда вечером, в «часы пик», когда интернет перегружен подключиться к всемирной паутине довольно сложно. Вне отеля интернет не работает и поэтому не лишне будет скачать офлайн-карты (например: Maps Me), там указаны основные достопримечательности, которые можно просто показать таксисту или водителю автобуса, чтобы добраться до нужного места. Еще очень полезное приложение фото-голосовой переводчик, к сожалению, он переводит только на английский язык, а на русский — только с Wi-Fi. Правда, можно наговорить основные вопросы, не требующие китайских ответов и использовать его в «свободном полете». И что бы мы делали без смартфонов???

На первом этаже большой ресторан, который в утренние часы, во время шведского завтрака превращается в растревоженный улей. Из общего контингента отеля европейцы (русские) составляют 1%, все остальные — материковые голодные китайцы! Эта всепоглощающая масса с шумом занимает все столы, оставляя после себя горы грязной посуды, немногочисленные приезжие русские туристы робко стоят у стоек с непонятными блюдами, не зная куда приземлиться. Причем, если задержаться и прийти на завтрак после 9 часов, то застанешь только пустые разносы с лениво снующими официантами. Немноголюдные обеды и ужины проходят более спокойно, под тихую китайскую музыку, которая убаюкивает и без того сонных поваров и официантов. Меню особым разнообразием не отличается, как правило, на выбор 4 вида комплексных обедов. Основу блюд составляют рис и лапша с мясом под различными, но очень острыми соусами, луковый супчик, большой выбор выпечки, фруктов и овощей.

Это Китай!

Современное 27 этажное задание отеля имеет собственную охрану, открытый бассейн с ограниченным временем доступа, фонтан с рыбками и скучающих в ожидании таксистов, готовых подорваться в любую точку острова за ваши деньги (если конечно поймут чего вы от них хотите).

Это Китай!

Выйдя из отеля под открытое небо, мгновенно покрываешься пОтом вместе со всей фотоаппаратурой, телефонами и прочими вещами, возможно из-за этого на третий день батарея моей камеры отказала. В полдень, когда солнце находится в зените, столбик термометра переваливает за 30о, а тень практически исчезает, невольно начинаешь искать какое-нибудь кафе с кондиционером и холодным пивом. Начитавшись про китайскую национальную кухню, возведенную в культ, мы в первый же день поспешили насладиться кулинарным совершенством востока… Зайдя в первую забегаловку мы оказались озадачены представленными картинками блюд неизвестно из чего или кого. А объяснить чего мы хотим, мне показалось проще обезьянам, чем радушным, но ничего не понимающим китайцам. То же самое нас ожидало в следующей кафешке — никто не воспринимал не то что русский или английский язык, но даже офлайн-переводчик! Кроме того добавился запах, напрочь отбивающий всякий аппетит. Так незаметно мы добрались до большого супермаркета с действующими динозаврами в натуральную величину на входе (аттракцион для детей). Обойдя 6 этажей и насмотревшись на работу поваров, мы с помощью языка жестов заказали рис с морепродуктами, шашлычки на палочках не известно из чего и пиво.

В дальнейшем мы сюда еще не раз заходили и заказывали утку по-пекински, пельмешки с мясом и креветками, раков и суши без риска травануться чем-нибудь.

Это Китай!

Кстати, китайское пиво в холодном состоянии вполне сносное по вкусу и по цене (можно найти за 5 — 7 юаней, европейское пиво дороже). Вообще алкоголь в Хайкоу достаточно дорогой, хотя если встретишь магазинчик К5 (аналог тайского 7 ELEVEN), там все продукты и напитки будут стоить на порядок дешевле. Кстати, за время нашего пребывания мы встретили только одного китайца, употребляющего алкоголь.

Теперь про пляж. В Хайкоу отели, даже 5* находящиеся на первой линии, своих морских пляжей не имеют. Если вам хочется понежиться под зонтиком на лежаке — добро пожаловать на пляж Holiday Beach или Xixiu Beach, где за 20 юаней можно взять лежак с зонтиком, да и ресторанчики не далеко. В остальных случаях, как впрочем, и в нашем — это дикий, пустынный, песчаный пляж с великолепным видом, морским воздухом, множеством песчаных крабиков и горячей морской водой.

Это Китай!

От морских волн бухту защищают волнорезы, береговую полосу обрамляют пальмы, а в ясную погоду можно разглядеть выпрыгивающих из воды рыб и материк. Берег очень пологий, иногда приходят помочить ноги, закутанные от солнца китайцы с детьми.

И… сразу романтической идиллии приходит конец. Каждый китаец старается расположиться поближе к вам, ну или хотя бы вывернув шею несколько раз пройти около. Но не это больше всего поражает, а как такая нация с древнейшей культурой может вести себя так бескультурно: для китайца выбросить на пляж окурок, пачку из-под сигарет, пустую пластиковую бутылку, огрызок от фрукта, использованный памперс и т. д. не составляет труда. От желания сделать замечание удерживает незнание языка и своевременно появляющийся уборщик, т. е. девиз «чисто — где не мусорят» в Китае не работает. А многочисленные рыбацкие шхуны без проблем сбрасывают рваные, тухлые сети прямо на берег.

От нашего отеля до пляжа около 3 км пешком по жаре через цветущие заросли и «растущие» небоскребы.

Это Китай!

Купание в теплой воде Южно-Китайского моря облегчения не приносит, а тропическое августовское солнце моментально обжигает липкую кожу. Мы познакомились с ребятами из Москвы, Люба и Олег, которые обгорели в первые же дни отдыха, поэтому предпочитали нежиться не на раскаленном открытом песке, а у бассейна в ближайшем пятизвезднике, например, «Sun Shine» или «Marriot», где помимо обычного бассейна и свободного Wi-Fi есть термальные источники с водой до 48о и fishpiling.

Это Китай!

К нашему посещению этих отелей обслуживающий персонал относится вполне лояльно, там же можно в банкомате снять наличность с MasterCard, воспользоваться бесплатным Wi-Fi и заказать за 10 юаней такси до своего отеля.

Это Китай!

Экскурсии, которые предлагает представитель туроператора достаточно дорогие — на наши деньги от 1500 до 3800 рублей на человека, поэтому воспользовавшись интернетом, офлайн-картами, звуковым китайским вопросником многие русские туристы посещают достопримечательности самостоятельно. Для нас самостоятельный поход в старый город, на улицу еды стал погружением в атмосферу восточной экзотики: узенькие улочки с толстыми жгутами проводов (кошмар электрика), наполненные шумом и необычными запахами, обшарпанные старые дома, на первых этажах которых продают экзотических морских животных, фрукты и местные сувениры.

Все это сопровождается постоянно сигналящими бесконечно снующими скутерами, пытающимися вас объехать, а может просто задавить. Именно здесь можно отведать настоящей, нецивилизованной китайской кухни.

Это Китай!

Надо сказать, что такая экзотическая кухня довольно сомнительная, и, не смотря на дешевизну, мы один раз пообедав на детских стульчиках за оцинкованными столами, в кругу грязных любопытных земляков Джеки Чана и в атмосфере, мягко говоря, непривычных для нас запахов, решили больше не испытывать судьбу. В дальнейшем мы питались на Фруктовом рынке, где можно заказать свежие продукты, которые при вас тут же приготовят.

Это Китай!

Рынок относительно недалеко от нашего отеля (10 юаней на такси или 1 юань на маршрутке), качественные свежие продукты, торгующиеся продавцы, расторопные повара, с которыми можно договориться о хороших скидках. Всю посуду перед подачей на стол обязательно пропаривают. Кроме доступных и разнообразных морепродуктов мы здесь покупали свежее мясо с картофелем и нам готовили отличное жаркое.

Это Китай!

В среднем обед обойдется в 20 — 25 юаней на человека. Ну, раз уж разговор зашел о еде, надо отметить, что если постараться — то можно вообще найти кафе с меню на «почти русском» языке и «почти русской» кухней, благо, что предприятия общественного питания встречаются на каждом шагу.

И конечно надо отметить ресторанчик в стиле «шведский стол», который находится в одном из центральных универмагов г. Хайкоу. Там за 69 юаней вы получаете возможность набрать хоть готовых продуктов, хоть полуфабрикатов и приготовить их самостоятельно в электро-жаровне, вмонтированной в ваш столик. Время нахождения ограничено режимом работы ресторанчика и емкостью вашего желудка. Кстати, напитки тоже включены в стоимость.

Это Китай!

На пятый день отдыха погода резко поменялась: палящее солнце исчезло, затянуло все тучами, и пошел дождик. Надо сказать, что мы, конечно, читали о тропическом сезоне дождей в юго-восточной Азии, но не предполагали, во что это выльется (в буквальном смысле этого слова). Дождь может идти либо весь день и всю ночь, либо с небольшими промежутками, со штормовыми порывами ветра, вырывающими из рук зонт и хлестко бьющими каплями. Но в большинстве случаев это просто отвесная стена дождя, от которой промокает буквально все, как говорил Форест Гамп во Вьетнаме: «кажется, что дождь льет отовсюду…».

В такую погоду экскурсии отменены, прогулки энтузиазма не вызывают, остается только сидеть в номере или если позволяют средства в ресторанчике и уничтожать местные запасы спиртного. Кстати, нашим московским друзьям из-за муссонных дождей так и не удалось выправить загар, их недельная путевка как раз закончилась в разгар дождливого «беспредела».

Ровно через неделю дожди прекратились, выглянуло тропическое солнце, остывшая морская вода прогрелась, настроение улучшилось и даже китайцы стали шире улыбаться. В общем, отдых наладился, экскурсии возобновились.

В заключение позволю себе дать потенциальным туристам несколько советов.

— Перед поездкой в Поднебесную подготовьте свой смартфон к офлайн работе, пароли для свободного Wi-Fi, которые дают в ресторанах и кафе, как правило, не работают, а можно просто выучить китайский язык.

— Всегда имейте мелкие разменные купюры, в общественном транспорте сдачу не сдают, а карты к оплате не подходят. Вообще при расчетах банковской картой будьте готовы к длительным заморочкам. Лучше юани поменять в России — здесь курс выгодней. Для сравнения цены в рублях умножайте юани на 10.

— Находясь на улице не забывайте, что как во всякой восточной стране преобладающий транспорт — скутеры и велосипеды. Им разрешено ездить не только по проезжей части, но и по специальным дорожкам, тротуарам и переходам, поэтому, не смотря на их постоянные сигналы, будьте внимательны.

— Выбирая навязываемые вам туроператором экскурсии, обратите внимание на цену и отзывы, вполне возможно, что вы сэкономите и деньги и настроение, самостоятельно посетив выбранное место. Мест для прогулок, отдыха, занятий спортом и даже лечения в Хайкоу предостаточно. От себя лично очень рекомендуем Аквапарк, где достаточно много экстремальных аттракционов, да и для детей просто рай. Для прогулок подойдет вечнозеленый парк, ну и конечно сафари, если позволяют средства.

Это Китай!

— Особенно красив большой город ночью, но следует помнить, что общественный транспорт ходит до 22 — 23 часов, после только такси. Лучше всего сфотографировать название своей автобусной остановки и время работы маршрута. Кстати, разница во времени с Москвой 5 часов.

Это Китай!

— Самостоятельно гуляя по старому городу очень легко заблудиться: все улочки похожи одна на другую, а их хитросплетения сведут с ума даже Сусанина. Поэтому лучше иметь в телефоне офлайн навигатор или просто сфотографировать начальную точку вашего маршрута, по другому объяснить китайцам, куда вам нужно, не владея языком, практически невозможно.

— Не доверяйтесь слепо фотографиям блюд в кафе и ресторанах, там может оказаться совсем не то, что вы ожидаете. И не забывайте, что восточная кухня очень острая.

— Сколько денег брать и что привезти из Поднебесной решает каждый сам исходя из собственных запросов. Нам с учетом завтраков и ужинов хватило 2000 юаней и несколько сот €. Чай и элитный алкоголь в Хайкоу очень дорогие, магнитики еще не выпустили, экзотические фрукты вполне доступны, а разные китайские безделушки можно купить и дома.

— И последнее. При выезде из страны «сомнительные предметы» (спички, зажигалки, ножички, пилки, аппаратуру и т. д.) лучше убирать в ручную кладь, так как китайских таможенников не остановит запечатанный чемодан, и они обязательно заставят вскрыть его. Алкоголь туда и обратно провозить не запрещается, а вот «PowerBank» (аккумулятор) на выезде у меня забрали.

И помните планируя отпуск о сезоне дождей в тропиках.

Ну, вот собственно и все, очень надеюсь, что мое сочинение поможет кому-нибудь выбрать место и время для отдыха. Всем НИ ХАУ!